Автор: Алексеева Любовь Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кирельская ООШ"
Населённый пункт: село Кирельское, Камско-Устьинский муниципальный район Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс на тему "Фразеологизмы"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Кирельская основная общеобразовательная школа»
Кирельского сельского поселения
Камско-Устьинского муниципального района
Республики Татарстан
Публикация
Мастер – класс
на тему:
«Фразеологизмы».
Разработала:
учитель начальных классов
Алексеева Л.Ю.
Добрый день, уважаемые учителя!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому
каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим
кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать,
пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот
единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров
педагогического труда.
Кто такой учитель - мастер?
Как вы понимаете это слово? ( отвечают, я дополняю)
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, Антон Семенович Макаренко писал: "Научить
человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно
носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик -
родитель можно добиться всех поставленных целей,
создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными,
умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только
учу детей, но и постоянно учусь сама.
Все уроки, как люди: похожи и разные.
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник.
Есть другие, как страшный мучительный сон.
- Когда уроки становятся светлым и радостным
праздником? Конечно, когда они проходят интересно,
плодотворно, на одном дыхании, когда дети получают
знания не в готовом виде, а решая проблему, находят
нужный ответ.
Предположите, о чем сегодня пойдет речь?
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли
наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет и нет…»
-Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не
поняла ее?
-Как вы думаете, чему будет посвящен Мастер-класс?
Вы
догадались, о какой языковой единице идет речь?
Совершенно верно, это фразеологизмы.
Он будет посвящен особым выражениям в нашей речи –
фразеологизмам.
- Вы как коллеги понимаете, что перед учителем
всегда встает проблема - как не сесть в калошу перед
учениками. Хочется урок сделать и интересным и
познавательным. Но я зарубила себе на носу - нельзя
гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь
лучше синица в руках, чем журавль в небе.
3. Построение проекта выхода из затруднения
По мнению Николая Максимовича Шанского,
фразеологический оборот - это воспроизводимая
единица языка, целостная по своему значению и
устойчивая в своем составе и структуре).
- Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны
фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении
фразеологизмов в настоящее время?» Давайте
поразмышляем над этими вопросами.
(ответы учителей)
Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах
сейчас стоит особенно остро. Долгое время изучению
фразеологизмов не уделялось должного внимания,
да и сейчас ещё нет разработанных принципов
отбора фразеологического материала, выверенного
списка фразеологизмов, рекомендованных для
усвоения школьниками. Это привело к тому, что
школьники не владеют фразеологическим
материалом, не умеют употреблять его в устной и
письменной речи.
4. Постановка учебной задачи
- И я сегодня приглашаю вас на урок развития речи в
начальную школу.
- Какие цели поставим для себя? (узнаем…., будем
учиться…..)
Цель мастер-класса: показать приемы, которые
можно использовать на уроках русского языка для
обогащения словаря обучающихся начальных
классов.
Задачи:
применение фразеологизмов на разных этапах
урока с целью расширения кругозора,
формирование у обучающихся способности
самостоятельно, творчески осваивать и
перестраивать новые способы деятельности в
любой сфере человеческой культуры.
- Мы должны узнать как можно больше о
фразеологизмах, проведя определённую работу.
Мы встали
ни свет ни заря,
примчались сюда
сломя голову,
будем слушать, держать ушки на макушке.
Работать будем
засучив рукава.
Не будем бить баклуши,
Навострим уши...
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Так что же такое «Фразеологизм»? (слайд из
презент.)
- При работе над фразеологическим материалом
необходимо учитывать принцип занимательности,
помогающей возбудить у обучающихся
непосредственный интерес к предмету, вызвать
стремление к получению знаний.
- А откуда берутся фразеологизмы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи
- Начиная с 1 класса можно вводить фразеологизмы в
минутки чистописания или в работу со словами с
непроверяемым написанием.
- Словарную работу можно построить следующим
образом:
- Завершите предложение:
Трудится как... (муравей)
Порхает как... (бабочка)
Ползет как... (черепаха)
Кривляется как... (обезьяна)
Работа над словарными словами проходят
интереснее, если в них не требуется просто
автоматическое повторение образца, а привносится
что-то новое. Наряду с этимологией слова, ребят
интересует и его нестандартное лексическое
употребление.
Например, в 1 и во 2 классе во время словарной
работы возможно введение фразеологизма и
последующая работа с ними: составление
предложений, внесение в детский фразеологический
словарик, дальнейшее иллюстрирование и т.д.
Например: изучение слова сапоги.
После анализа СУО (слог, ударение,орфограмма)
привести фразеологизмы: Два сапога пара. Сапоги
каши просят.
Фразеологизмы со словом "сапоги" помогают
запомнить написание словарного слова в интересном
выражении.
- Очень детям нравится такой вид работы, как
фразеологический зверинец:
Продолжать работу во 2 классе, например: составить
из рассыпанных слов фразеологизмы, записать их,
определить значения каждого. Составить с одним-
двумя предложения.
Также можно на данном этапе проводить игру
"Фотоглаз". На доске записан
фразеологизм. Ворона в павлиньих перьях. (Так
говорят о человеке, который присваивает себе чужие
достоинства.) Ищи ветра в поле. (Не вернешь
обратно.) Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-
либо.)
- Прочитайте и запишите только выделенное слово.
Оно является словарным. А при проверке следует
вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так
говорят.
7. Работа в группах
Работа в группах:
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Выберите группу, в которой вы хотели бы поработать
(художники, писатели и актёры).
- Мы с вами разбились на три группы «Писатели»,
«Художники», «Актёры». У каждой группы набор
фразеологизмов.
Задача каждой группы попробовать объяснить
значение некоторых фразеологизмов, используя
средства и ресурсы своей профессии. Писатели
составят текст, художники нарисуют рисунки, а
актеры будут использовать талант актёрского
мастерства.
Писатели. Ваша задача - написать мини-сочинение
на тему «Рыбалка», используя фразеологизмы,
написанные на листке в конверте.
на седьмом небе от счастья;
не разлей вода;
клевал носом;
видимо-невидимо
ни в сказке сказать, ни пером описать
- Художники. Ваша задача - создать
иллюстрированный словарь тех фразеологизмов,
которые у вас в конверте. Работать будете на листах.
Рисовать нужно крупно. А затем мы должны будем
угадать фразеологизмы, которые вы
проиллюстрировали.
нос к носу,
льет как из ведра,
два сапога пара;
ехать зайцем
- И, наконец, третья группа - «Актёры». Вы, используя
приём «Пантомима», попробуете изобразить жестами
на выбор 3 фразеологизма, которые находятся в
ваших конвертах, а мы постараемся их отгадать.
кот наплакал;
засучив рукава;
клевать носом;
вешать лапшу на уши;
водить за нос.
Творческий этап работы над фразеологизмами -
этап, на котором ребенок осознанно может
использовать изученные фразеологические обороты
в собственной речи, составлять небольшие тексты.
У каждой группы лист бумаги и конверт с
фразеологическими оборотами. Вам предлагается
составить текст на заданную тему, использую данные
фразеологизмы. Можно добавлять собственные, это
же творческий этап.
1 группа. «Подготовка к конкурсу «Учитель года»-
2017».
Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни
свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал,
ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в
руки, грызть гранит науки, искра божья, до победного
конца, с замиранием сердца, утерла нос, на седьмом
небе от счастья.
2 группа. «Как я худела»
Используйте фразеологизмы: мыльный пузырь,
бабушка надвое сказала, открыть Америку, биться
как рыба об лед, ни рыба ни мясо, держать в черном
теле, голодный как волк, игра не стоит свеч, делать
из мухи слона; единственный и неповторимый;
отложить в долгий ящик, на седьмом небе от счастья;
3 группа. Составьте текст на тему «Мы участники
мастер-класса»
Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, не в зуб
ногой, не ударить в грязь лицом, находить общий
язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова;
, держать ушки на макушке, места не находить, на
седьмом небе от счастья.
- Ну что ж, давайте проверим, что получилось у наших
коллег!
(Примерный текст сочинения: Однажды папа взял
меня с собой на рыбалку. Я был на седьмом небе от
счастья. Папа позвал с нами дядю Андрея, с которым
они были не разлей вода. Мы выехали рано утром, я
не выспался и всю дорогу клевал носом. Весь день
мы ловили рыбу. Улов был хорош, рыбы - видимо-
невидимо, а уха была - ни в сказке сказать, ни пером
описать! Только я устал самую малость.)
Данный дидактический материал можно
использовать при подготовке учащихся к
олимпиадам, при работе с одаренными детьми, во
внеклассной работе.
Любимый фразеологизм
- Спасибо! А в заключение позвольте взять у вас
интервью.
1. Назовите любимый фразеологизм учителей (ни
свет, ни заря; как об стену горох; бежишь вперёд
паровоза; хоть кол на голове теши.)
2. Как вы думаете, а у учеников? (как с гуся вода;
всё по барабану; моя хата с краю.)
8. Включение в систему знаний и повторение
«Угадай фразеологизм по картинке»
Я показываю вам картинку, на которой довольно
известный фразеологизм изображен в буквальном
смысле. Ваша задача - назвать этот фразеологизм и
попытаться дать ему толкование.
Водить за нос - обманывать.
Сесть в калошу - "попасть впросак",
опростоволоситься, опозориться, попасть в
неловкую ситуацию.
Брать (взять) за рога - выполнять какое-то дело
твердо, решительно и последовательно.
Развесить уши - слушать с чрезмерным
увлечением, доверчивостью.
(Писать) как курица лапой - очень неразборчиво,
неряшливо.
Продолжим ломать голову и попытаемся угадать,
о каком фразеологизме идет речь
1. Это выражение возникло следующим образом:
раньше в небольших городах России был интересный
обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие
свечи. Если на окне горит свеча, значит, хозяева
дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И люди
шли в гости к знакомым. О каком фразеологизме
идет здесь речь? (Забежать на огонёк).
2. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то
предмета, на котором было написано:
«Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что
это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита,
яблоко). Какой фразеологизм получился в результате
этого спора? (Яблоко раздора).
"Кто больше"
Цель: развивает представление об огромном
фразеологическом богатстве русского языка.
Интересный прием, который с удовольствием
выполняют ученики начальной школы, исследование
фразеологизмов, связанных с частями нашего тела.
Перед вами (группы) карточки с различными частями
тела. За определённое время вы должны записать на
рабочих листах как можно больше устойчивых
оборотов со словами: 1) голова; 2) язык; 3) глаза.
Известно более 50 фразеологизмов со словом "рука".
Например: рука об руку - сообща, дружно; рукой
подать - очень близко; под рукой быть - в
непосредственной близости; на руках носить -
оказывать особое расположение, ценить, баловать;
держать в руках - не давать воли, держать в строгом
повиновении; и т. д.
ГОЛОВА: С больной головы на здоровую; морочить
голову; сломя голову; ломать голову над задачей;
голова идет кругом; давать голову на отсечение; по
головке не погладят; очертя голову; с ног на голову;
ветер в голове; не сносить головы; как снег на голову;
вылетело из головы; осмотреть с головы до ног.
ЯЗЫК: язык заплетается; чесать языком; наступить
на язык; типун тебе на язык; найти общий язык;
держать язык за зубами; как корова языком слизала;
черт дёрнул за язык; попасть на язык; повесить язык
на плечо; тянуть за язык; прикусить язык; бежать
высунув язык.
ГЛАЗА: В глаза бросить; в глазах темнеет; верный
глаз; верить своим глазам; в оба глаза; во все глаза
глядеть; вращать глазами; вставать перед глазами;
вылупить глаза; глаза бы мои не глядели; глаза
повылазили; глаза загорелись; глаза и уши; глаза на
лоб полезли; глаза на мокром месте; глаз-алмаз;
глаза разбегаются; глаз да глаз; глаз наметан; глаз
не отвести; глаз отдыхает; глаз радуется; гнать прочь
с глаз.
Найди фразеологизм
Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от
свободных словосочетаний.
Даны пары предложений со свободными
словосочетаниями и фразеологизмами.
1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда
чувствовал, куда дует ветер.
2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить.
Человек остановился и дал ему прикурить.
3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.
Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние
мы определили на глаз.
5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на
дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.
"Исправь ошибку"
Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы -
это устоявшиеся выражения, требующие
запоминания.
Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно
исправить ошибку.
1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)).
2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол
(упрямство)).
3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера
(удачи)).
4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт
(горе)).
5. Ребята решили вывести его на свежую воду
(чистую (уличить в обмане)).
6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют
(наказать)).
«Музыкальный диктант» (игра с коллективом)
- Предлагаю вам поучаствовать во фразеологической
музыкальной паузе. В каждом музыкальном отрывке,
которые вы прослушаете, есть фразеологический
оборот. Кто первый услышит его, поднимает руку и
пытается объяснить его значение. Не будьте белыми
воронами, активно участвуйте в игре, я вам вставлять
палки в колеса не собираюсь.
Итак, мелодия №1
1. Печки-лавочки - совместное дружное житье,
дружба и лад.
2. Ушки на макушке - кто-либо очень внимательно,
напряженно вслушивается.
3. 3. На всю катушку - до конца, предельно,
полностью, вовсю делать что-либо.
4. Вешать (повесить) нос - впадать в сильное
уныние, отчаиваться, расстраиваться.
Молодцы!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На этапе рефлексии интересно использовать приём
«Синквейн». Составлять cинквейн очень интересно.
И к тому же, работа над созданием синквейна
развивает образное мышление, воображение.
Синквейн - это творческая работа, которая имеет
короткую форму стихотворения, состоящего из пяти
нерифмованных строк.
Синквейн - это не простое стихотворение, а
стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка - одно существительное, выражающее
главную тему cинквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих
главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в
рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного
(ассоциация с первым словом).
Самооценка.
- Вы сегодня хорошо поработали, попробуйте оценить
свою работу с помощью фразеологизмов.
- Уважаемые коллеги, друзья! Мы сегодня не
переливали из пустого в порожнее, а работали не
покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли
из терпения, взяли себя в руки, засучили рукава и
завершили работу! Я призываю вас: обогащайте свою
речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните
меня добрым словом!
- Спасибо за внимание!