Напоминание

Использование метода «Краудсорсинг идей и решений» в подготовке профессиональных педагогов


Автор: Сапрыкина Ольга Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж им. Н.К. Калугина" г. Оренбурга
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование метода «Краудсорсинг идей и решений» в подготовке профессиональных педагогов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование метода «Краудсорсинг идей и решений» в подготовке

профессиональных педагогов»

Сапрыкина Ольга Сергеевна

ГБПОУ «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга

Преподаватель профессиональных дисциплин

Аннотация

В

статье

рассматривается

возможность

применения

метода

«краудсорсинг идей и решений» в процессе подготовки будущих педагогов.

Анализируются преимущества внедрения данного метода для формирования

инновационного мышления, развития профессиональных компетенций и

повышения

качества

педагогической

подготовки.

Представлены

практические рекомендации по интеграции краудсорсинга в образовательные

программы и перспективы его использования в современной педагогической

практике.

Введение

Современное

образование

требует

от

педагогов

высокой

инициативности, креативности и умения быстро адаптироваться к новым

условиям.

Традиционные

методы

подготовки

педагогов

зачастую

не

полностью обеспечивают развитие этих компетенций. В связи с этим

актуально внедрение инновационных подходов, таких как краудсорсинг —

коллективное привлечение идей и решений от широкой аудитории. Этот

метод

способствует

активизации

профессионального

мышления,

расширению горизонтов педагогической деятельности и формированию

инновационной культуры.

Цель статьи — проанализировать возможности использования метода

краудсорсинг в подготовке профессиональных педагогов и определить его

эффективность.

Задачи:

Исследовать теоретические основы метода краудсорсинг;

Обосновать его применение в педагогической подготовке;

Разработать

практические

рекомендации

по

внедрению

краудсорсинга в образовательный процесс.

1. Теоретические основы метода «краудсорсинг»

Краудсорсинг (от англ. «crowd» — толпа, «outsourcing» — передача на

аутсорсинг) предполагает привлечение широкой аудитории к решению задач,

генерации идей и инновационных предложений. Этот метод широко

применяется в бизнесе, научных исследованиях, разработке программного

обеспечения и других сферах. В педагогике краудсорсинг может выступать

как средство совместного поиска решений актуальных проблем образования,

формирования

инновационных

педагогических

практик

и

развития

профессионального сообщества.

Краудсорсинг — это форма распределенной коллективной работы, при

которой

решение

задач,

создание

продуктов

или

генерация

идей

осуществляется с помощью широкой аудитории участников («толпы»),

зачастую через использование информационных технологий и онлайн-

платформ. Термин «краудсорсинг» был введен Джоном Хау (Howe, 2006) и

получил

развитие

как

концепция,

объединяющая

идеи

открытого

инновационного сотрудничества.

Краудсорсинг — это коллективное решение задач, когда группа

участников добровольно делится знаниями, опытом или идеями с целью

достижения общего результата. В педагогической подготовке он выступает

как средство активизации профессионального мышления, стимулирования

креативности и совместного поиска решений актуальных педагогических

проблем.

Ключевые характеристики краудсорсинга:

Вовлечение большой группы участников.

Децентрализованный характер деятельности.

Использование информационных технологий для организации

взаимодействия.

Совместное создание ценности и генерирование идей.

Основные типы краудсорсинга:

Идеи (Idea Crowdsourcing): сбор предложений и инновационных

идей по развитию образовательных программ, методик, технологий.

Решения (Solution Crowdsourcing): поиск конкретных решений

практических педагогических задач.

Обратная связь (Feedback Crowdsourcing): получение мнений и

оценок от широкой аудитории (студентов, педагогов, родителей).

Преимущества внедрения краудсорсинга

Активизация

учебного

процесса:

студенты

становятся

участниками процесса, а не пассивными слушателями.

Развитие

профессиональных

компетенций:

креативность,

коммуникация, командная работа и навыки поиска решений.

Расширение возможностей для инноваций: внедрение новых

методов, технологий, подходов, разработанных сообществом.

Повышение

мотивации:

участие

в

реальных

проектах

и

получение обратной связи стимулирует интерес к профессиональной

деятельности.

Несмотря на преимущества, внедрение краудсорсинга сталкивается с

рядом проблем:

Качественный отбор идей: необходимо обеспечить экспертную

оценку предложений.

Мотивация участников: важно стимулировать активное участие и

избегать пассивности.

Техническая инфраструктура: создание и поддержка платформ

требует ресурсов.

Целевое

управление:

необходимо

правильно

организовать

процесс и определить цели.

Использование этих методов предполагает наличие онлайн-платформ,

форумов,

социальных

сетей

или

специально

созданных

ресурсов,

позволяющих участникам взаимодействовать и обмениваться опытом.

2. Практические рекомендации по внедрению краудсорсинг в

подготовку педагогов

Существуют теоретические подходы и концепции, лежащие в основе

краудсорсинга

а) Теория открытых инноваций

Эта теория, предложенная Генри Чесбро, подчеркивает важность

внешних источников знаний и идей для развития инновационных продуктов

и процессов. В рамках педагогической подготовки краудсорсинг выступает

как средство расширения инновационного потенциала за счет вовлечения

широкой профессиональной и студенческой аудитории.

б) Теория коллективного интеллекта

Изучает, как коллективное участие и взаимодействие людей могут

привести к созданию новых знаний и решений, превосходящих результаты

отдельных

участников.

Пурич

в

своих

работах

подчеркивает,

что

коллективный интеллект — это результат совместных усилий, обмена

знаниями и синергии.

в) Теория социального капитала

Исследует роль социальных связей, доверия и обмена информацией в

формировании эффективных сообществ. В педагогической подготовке

социальный капитал способствует развитию профессиональных сообществ

педагогов-студентов, обмену опытом и совместному развитию.

На

основе

этих

теорий

можно

выделить

модель

внедрения

краудсорсинга в подготовку педагогов, которая включает следующие

компоненты:

Платформа или среда взаимодействия: онлайн-ресурс, где

реализуются идеи краудсорсинга.

Участники: студенты,

преподаватели,

профессиональные

сообщества.

Процесс: сбор идей, голосование, обсуждение, оценка, доработка

решений.

Цели: развитие

профессиональных

компетенций,

генерация

инновационных идей, решение практических педагогических задач.

Концептуальные

рамки

объединяют

теоретические

основы

и

конкретные подходы, определяя структуру реализации краудсорсинга в

педагогической подготовке:

Инновационный

подход: использование

краудсорсинга

для

создания новых педагогических практик и методов.

Коллаборативный подход: активное участие всех участников в

совместной деятельности, обмене знаниями и опытом.

Аутентичность

задач: задачи,

которые

отражают

реальные

педагогические ситуации и требуют поиска практических решений.

Технологическая

поддержка: использование

современных

информационных технологий для организации взаимодействия и обмена

информацией.

Обратная связь и развитие: постоянное получение отзывов и

корректировка деятельности для повышения качества подготовки.

Возможности применения краудсорсинга в подготовке педагогов:

1.

Формирование инновационного мышления

Студенты и будущие педагоги участвуют в совместных проектах,

обсуждениях, что способствует развитию креативности и критического

мышления.

2.

Обмен опытом и лучшими практиками

Через

краудсорсинговые

платформы

можно

организовать

обмен

педагогическими

находками,

идеями

и

методиками,

что

повышает

профессиональный уровень.

3.

Решение актуальных педагогических задач

Коллективное участие позволяет находить нестандартные решения

проблем, с которыми сталкиваются будущие педагоги в ходе практической

деятельности.

4.

Создание сообщества профессионалов

Объединение

участников

процесса

способствует

формированию

профессиональной сети, обмену знаниями и поддержке.

Рекомендации

по

внедрению

краудсорсинга

в

подготовку

педагогов:

Создание онлайн-платформы для идей и решений

Разработка специализированных ресурсов для публикации, обсуждения

и голосования за идеи студентов и преподавателей.

Интеграция краудсорсинг-проектов в учебную программу

Включение в учебный план курсов по педагогике и инновациям

проектов по решению актуальных задач.

Проведение конкурсов и фестивалей идей

Организация

мероприятий,

стимулирующих

активное

участие

и

стимулирующих развитие инициативных качеств.

Обратная связь и оценка результатов

Обеспечение экспертного анализа предложений, внедрение лучших

решений и их практическое применение.

Создание виртуальных педагогических хакатонов

Педагогические хакатоны — это интенсивные сессии, во время

которых команды студентов совместно разрабатывают инновационные

решения педагогических проблем.

Практическая идея:

-Организация онлайн-хакатона, посвященного, например, созданию

новых методов вовлечения учеников с особыми потребностями.

-Участники формируют команды, получают задачи, разрабатывают

идеи, представляют их экспертам и получают обратную связь.

Использование социальных сетей и мессенджеров для

краудсорсинга

Социальные сети и мессенджеры — это доступные инструменты для

быстрого сбора идей и обратной связи.

Практическая идея:

-Создание закрытой группы или канала в Telegram, WhatsApp или

ВКонтакте, где студенты публикуют свои идеи по решению конкретных

педагогических задач, а остальные голосуют и комментируют.

-Проведение опросов и голосований для определения наиболее

актуальных проблем и решений.

Примеры практических заданий для студентов-педагогов

Задание 1: «Обсуждение педагогической кейс-ситуации»

Цель:Разработать решение педагогической ситуации с использованием

коллективного интеллекта.

Инструкция:

преподаватель публикует конкретный кейс (например, конфликт

в классе, низкая мотивация учеников).

Студенты делятся своими предложениями по решению ситуации

на специальной платформе или в группе в соцсети.

После обсуждения участники голосуют за наиболее эффективное

решение.

В качестве домашнего задания студенты пишут краткий анализ

выбранного решения.

Задание 2: «Создание портфолио педагогических идей»

Цель:Создать коллективное портфолио педагогических практик и

методик.

Инструкция:

Каждый студент представляет свои лучшие идеи, методики и

материалы (например, разработанные уроки, игровые методы).

Все материалы собираются в общий электронный архив с

комментариями и рекомендациями.

Происходит их оценка и обсуждение всеми участниками.

На

основе

этого

формируется

база

инновационных

педагогических практик, которую можно использовать при подготовке к

практической деятельности.

Задание 3: «Разработка инновационной образовательной платформы»

Цель:Создать концепцию для виртуальной образовательной среды,

которая использует краудсорсинг для постоянного обновления контента.

Инструкция:

Студенты разрабатывают идеи по функционалу платформы,

способам мотивации участников, механизмам оценки предложений.

В процессе работы проводится коллективное обсуждение и

голосование за лучшие идеи.

Итогом является проект концепции, который может быть

реализован в рамках учебной практики или в рамках педагогического

стартапа.

Внедрение методов краудсорсинга в подготовку педагогов требует

системного подхода и активного вовлечения студентов. Используя указанные

идеи,

задания

и

примеры,

можно

не

только

повысить

уровень

профессиональной подготовки будущих педагогов, но и сформировать у них

навыки работы в команде, креативное мышление и умение находить

инновационные решения — все те компетенции, которые востребованы в

современном образовательном пространстве.

3. Перспективы использования метода краудсорсинг в

педагогической практике

Применение краудсорсинга в подготовке педагогов способствует

формированию инновационной культуры, повышению профессиональной

компетентности и развитию навыков командной работы. В перспективе

возможно расширение использования краудсорсинговых платформ для

разработки новых программ, методов и технологий обучения, что будет

способствовать созданию современного педагогического пространства.

Перспективы использования метода краудсорсинг в педагогической

практике:

1. Внедрение краудсорсинга в разработку образовательных программ и

методик

Описание: Использование краудсорсинга для привлечения широкого

круга

педагогов,

студентов

и

экспертов

к

совместной

разработке

современных образовательных программ, учебных материалов, методик и

инновационных подходов.

Перспективы:

Формирование

более

актуальных

и

адаптированных

к

современным требованиям учебных программ.

Повышение уровня вовлеченности педагогов и студентов в

процесс создания образовательных продуктов.

Быстрая адаптация программ к новым вызовам и требованиям

рынка труда.

Пример: Создание онлайн-платформы для совместного проектирования

учебных модулей, где участники предлагают идеи, голосуют и дорабатывают

материалы, что позволяет получать высококачественные и актуальные

образовательные ресурсы.

2. Формирование профессиональных сообществ и сетей

Описание:

Краудсорсинг

способствует

созданию

устойчивых

профессиональных сообществ педагогов, студентов и экспертов, обмену

практическим опытом и совместному решению педагогических задач.

Перспективы:

Укрепление профессиональной идентичности и доверия внутри

сообществ.

Обмен лучшими практиками и инновационными идеями.

Повышение уровня профессиональной компетентности через

совместное обучение и рефлексию.

Пример: Создание онлайн-сообщества педагогов-новаторов, где они

делятся успешными кейсами, проводят коллективные исследования и

разрабатывают новые методы обучения.

3.

Использование

краудсорсинга

для

решения

конкретных

педагогических проблем и вызовов

Описание:

Обращение к широкой аудитории для поиска решений

актуальных педагогических задач, таких как интеграция технологий,

инклюзивное образование, управление учебным процессом и др.

Перспективы:

Быстрый сбор идей и решений от профессионалов и практиков.

Разработка

инновационных

подходов,

соответствующих

реальным условиям.

Расширение

возможностей

для

экспериментирования

и

внедрения новых методов.

Пример: Проведение краудсорсинговой кампании по созданию методов

поддержки учащихся с особыми потребностями, где педагоги предлагают

свои идеи, обсуждают и тестируют их.

4.

Развитие

дистанционного

и

смешанного

обучения

через

краудсорсинг

Описание: Использование краудсорсинга для совместной разработки

контента, платформ и методов обучения, что особенно актуально в условиях

дистанционного обучения.

Перспективы:

Создание более гибких и персонализированных образовательных

решений.

Расширение доступа к качественным образовательным ресурсам.

Формирование

активных

сообществ

участников

учебного

процесса.

Пример:Совместное создание MOOCs (массовых открытых онлайн-

курсов) с участием педагогов, студентов и внешних экспертов.

5. Вызовы и ограничения

Несмотря на перспективы, внедрение краудсорсинга в педагогическую

практику связано с рядом вызовов:

Необходимость создания надежных платформ и инструментов

для организации взаимодействия.

Обеспечение качества и достоверности предлагаемых решений и

материалов.

Мотивация участников к активному участию.

Обеспечение

защиты

авторских

прав

и

интеллектуальной

собственности.

Перспективы использования метода краудсорсинг в педагогической

практике

очень

широки

и

многообразны.

Они

включают

развитие

инновационных образовательных продуктов, укрепление профессиональных

сообществ,

решение

актуальных

педагогических

задач

и

внедрение

современных технологий обучения. В то же время, успешное применение

требует системного подхода, разработки соответствующих инструментов и

механизмов мотивации участников

Заключение

Метод краудсорсинг представляет собой эффективный инструмент

развития

профессиональных

компетенций

педагогов,

стимулирует

креативность, инициативность и командное взаимодействие. Внедрение

данного

метода

в

подготовку

педагогов

позволяет

формировать

инновационные подходы, повышать качество педагогической деятельности и

отвечать вызовам современного образования.

Использование

краудсорсинга

позволяет

реализовать

принципы

педагогики сотрудничества, развивать профессиональные компетенции,

такие как:

креативность и инновационное мышление;

умение работать в команде;

навыки коммуникации и публичного выступления;

аналитические навыки и критическое мышление;

способность к саморефлексии и самообразованию.

Список литературы

1.

Богомолов, А. В. (2015). Инновационные методы в педагогике.

Москва: Просвещение.

2.

Гусев, В. Н. (2018).

Современные технологии в образовании.

Санкт-Петербург: Питер.

3.

Иванова, Е. А. (2020). Коллективный интеллект и его применение

в педагогике. // Журнал педагогических технологий, № 4, с. 45–52.

4.

Кузнецова, М. П. (2017). Открытые инновации в системе

образования. // Вестник образования, № 3, с. 78–85.

5.

Лебедева,

Т.

В.

(2019).

Социальный

капитал

и

развитие

профессиональных сообществ педагогов. Москва: Академический проект.

6.

Смирнов, П. Ю. (2016). Краудсорсинг в образовательных

практиках: возможности и перспективы. // Образование и инновации, № 2, с.

33–40.

7.

Федорова, Н. А. (2021). Использование платформ краудсорсинга

для

развития

педагогического

мастерства.

//

Вестник

педагогики

и

психологии, № 5, с. 65–72.



В раздел образования