Напоминание

Механизмы вовлечения в учебную деятельность обучающихся


Авторы: Бариев Рафил Миниразимович, Шангареева Алсу Рифкатовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "ЗСОШ №3"
Населённый пункт: город Заинск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Механизмы вовлечения в учебную деятельность обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Механизмы вовлечения в учебную деятельность обучающихся

Что подразумевается под включением в учебную деятельность всех

обучающихся? Если я, учитель, ставлю какие-то образовательные, воспитательные

цели перед детьми, значит, каждый ребенок должен эти цели присвоить; если я

рассказываю и объясняю, значит, каждый должен меня слушать и понимать

сказанное; если я задаю вопрос, то этот вопрос должен встать перед каждым

учеником и т. д.

Но, как понять, что каждый включен? Если ребенок 30-40 минут внимательно

слушает, он еще не включен. Мы не знаем, что происходит в его мышлении, но мы

можем проверить это, если он начнет говорить или действовать по поводу

изучаемой темы.

О полной включенности ученика в учебный процесс мы можем говорить только

тогда, когда ребенок:

- по поводу изучаемой темы думает, рассуждает и старается понимать.

- обязательно оказывается в ситуациях, когда он восстанавливает, обсуждает

содержание изучаемого, оформляет его в текст.

- выполняет определенные действия по поводу изучаемой темы.

Мысль о том, что ученик должен быть активен в обучении, известна в

педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному

усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. С тех пор педагоги часто

возвращались к проблеме активности обучающихся.

Идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения,

обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский

ученый И.Г. Песталоцци.

проблемном

обучении.

В

основу

обучения

легли

идеи

американского

психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952). Схема проблемного

обучения,

представляется

как

последовательность

процедур,

включающих:

постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся

проблемной ситуации; Позже эту технологию развивали М.М. Махмутов, Н.Г.

Мошкина, Н Скаткин, назвав её проблемно-развивающей.

Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в

том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика систематическое

создание учителем проблемных ситуаций, выработка у учащихся умений и навыков

самостоятельной постановки проблем, выдвижения предположений, обоснования

гипотез и их доказательства путем применения прежних знаний в сочетании с

новыми фактами, а также навыков проверки верности решения поставленной

проблемы.

Деятельность учителя для достижения данной цели можно представить в

виде формулы:

развитие внимания + развитие памяти + развитие мышления + мотивация =

интеллектуальная личность, или применительно к географии – географически

образованная личность.

Все эти аспекты разные, для развития каждого на уроках используются

такие средства наглядности, как географические карты, картины, таблицы,

фотографии и экранные пособия, кино- и видеофильмы.

Такого рода наглядность для детей стала привычна и уже не вызывает

былого интереса. В связи с этим есть необходимость расширить этот список,

применять наглядность с использованием следующих приемов.

Развитие внимания тесно связано с наблюдательностью. Умение

наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в

окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления,

подмечать их внешние и внутренние особенности.

Одним из интересных приёмов развития внимания является:

Приём «Парадокс»

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового

материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку,

захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает

так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что

при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и

содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала

учитель просит учеников объяснить парадокс.

Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно

начать с рассказа:

«Ученик Ваня не подготовил домашнее задание ни по одному предмету . Всем

учителям он объяснил, что вчера днем, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер

уносит в открытое море маленькую девочку, плавающую на надувном матрасе.

Естественно. Он бросился ее спасать, ну а после случившегося ему уже было не до

уроков. Все учителя поверили кроме учителя географии. Что заставило усомниться

учителя географии в искренности слов мальчика?».

Развитие памяти

Способность длительно хранить информацию и многократно использовать её в

сфере сознания для организации последующей деятельности.

На

уроках

я

использую

импровизированный

блокнот:

«Заметки

утешественника”. Данный блокнот включает в себя ряд заданий, по текущим темам.

Записать определение, дополнить текст, решение задач и т.д. Блокнот есть у

каждого ребенка, а задания выстроены в логическую цепочку по текущей теме.

Обеспечивается работа каждого ученика.

Развитие мышления -

Наиболее сложным слагаемым в формуле является развитие мотивации.

Создать мотив - значит создать учебную ситуацию на уроке, при которой у

обучающихся возникает необходимость применения полученных знаний, т.е создать

«проблемную ситуацию».

«Проблемная ситуация - это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное

затруднение,

характеризует

отношение

ученика

к

возникшей

преграде

в

практической или интеллектуальной деятельности». Главный элемент проблемной

ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного

выполнения нужного действия.

Что

же

такое

проблемное

обучение?

Сегодня

под проблемным

обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает

создание

под

руководством

учителя

проблемных

ситуаций

и

активную

самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и

происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.

Проблемным мы называем обучение не потому, что весь учебный материал

учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и "открытия"

новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность

учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но

организация

учебного

процесса

базируется

на принципе

проблемности,

а

систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа

обучения.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в

необходимых

случаях

объяснение

содержания

наиболее

сложных

понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты

и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов,

учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения

понятий или применяют известные знания в новой ситуации.

Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы,

происходящие в природе.

Эксперименты могут проводиться учителем на уроке или самостоятельно

учащимися дома или на уроках. Эксперименты безопасны, не требуют специального

оборудования и материалов. Они позволяют привить интерес к предмету, более

наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов

на Земле. Информация, полученная учащимися на таких уроках, надолго

запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие

вопросы.

Заинтересовавшись

этим

вопросом,

я

начал

искать

описания

экспериментов в разной литературе. Изучив книги по физике, о природе и

различные материалы с занимательным содержанием я определил для себя

некоторые эксперименты, которые не требуют больших затрат и могут быть

использованы на уроках географии. Не претендуя на авторство, я предлагаю

описания этих экспериментов. Сборник экспериментов.

Данные эксперименты отвечают возрастным требованиям детей 10-12 лет,

ведь для этого возраста характерно целостное восприятие окружающего мира.

Также при пояснении большое внимание уделяется межпредметным связям

естественных наук. Опыты привлекают своим многообразием, охватывают широкий

круг явлений.

К постановке экспериментов предъявляются следующие требования.

Которые вы видите на экране.

Есть и риски применения таких приемов. Мы имеем дело с учениками:

- которые очень быстро схватывают, и им приходится сидеть и ждать остальных;

- которым, каждый раз не дают что-то доделать. Эти неосвоенные кусочки

накапливаются,

и

эти

ученики

не

могут

продвинуться

дальше.

Вывод:

-повышается познавательная активность учащихся

- выдвижение гипотез, выводов и их проверка.

- расширяется кругозор детей

-учит детей логически мыслить, рассуждать, доказывать, делать самостоятельные

выводы и давать оценку

- повышает качество знаний обучающихся

Н.Н.Баранский, говоря об особенностях географии как учебного предмета,

отмечал,

"Что ни один из других предметов в такой степени не нуждается в

наглядности и занимательности, как география, и в то же время ни один из

предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и

занимательных способов преподавания, как география. И это по той простой

причине, что все, что изучает география… все это понятия не отвлеченные, а

конкретные, доступные нашему непосредственному представлению".



В раздел образования