Автор: Борзенко Людмила Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ "СШ № 35 г.о. Макеевка"
Населённый пункт: город Макеевка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Раздел: среднее образование
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ГЕОГРАФИИ»
Борзенко Людмила Владимировна, учитель географии
ГБОУ «СШ № 35 г.о. Макеевка» Донецкая Народная республика
АННОТАЦИЯ
Современная педагогика ориентирует на воспитание личности, умеющей
самоопределятся и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз
соответствующую продукцию - мнение, идеи, поступки, произведения.
Главное
стратегическое
направление
развития
системы
школьного
образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного
образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре
внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а
не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих
странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии,
психологии.
Таким образом, объектом данного исследования являются инновационные
модели обучения в развитии творческих способностей учащихся, предметом –
способы их применения на уроках географии.
Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и
возможности применения их в процессе изучения географии. Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
–
Определить понятия «модели», понятие «инновации».
–
Определить основные черты и типы инновационного подхода к
обучению и развитию творческих способностей.
–
Сравнить и определить основные черты различия традиционного и
инновационного подхода в развитии творческого нестандартного подхода к
обучению.
–
Изучить варианты применения различных моделей обучения на
уроках географии.
–
Изучить продуктивность применения различных инновационных
моделей.
В первой
главе работы рассматриваются основные понятия и типы
инновационных подходов в развитии творческих способностей. Сравнивается
традиционная модель образования и инновационная.
Во второй главе исследования рассматриваются несколько инновационных
моделей образования и варианты их применения для развития творческих
способностей учащихся.
2
Содержание
Введение...................................................................................................................4
Раздел 1.Теоретический аспект проблемы............................................................8
1.1 Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической
литературе
1.2.
Сравнение
инновационного
и
традиционного
подходов
к
построению процесса обучения в развитии творческих способностей........
Раздел 2. Использование инновационных технологий на уроках географии. 13
Выводы...................................................................................................................24
Список использованной литературы...................................................................26
Приложение...........................................................................................................27
3
Введение
Современная педагогика ориентирует на воспитание личности, умеющей
самоопределятся и действовать в различных ситуациях, создавая всякий раз
соответствующую продукцию - мнение, идеи, поступки, произведения. Цель
среднего
образования
заключается
в
обеспечении
развития
у
учащихся
способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в
любой
учебной
и
жизненной
ситуации,
готовности
к
саморазвитию
и
самоуправлению по средствам развития ключевых и предметных компетенций. В
проекте
Государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
ДНР
в
качестве
современных
подходов
к
организации
образовательного
процесса
выбраны:
построение
общих
целей
общего
образования в виде ожидаемых результатов как ключевых компетентностей
выпускника школы; смещение акцентов в учении – с усвоения знаний и навыков
на формирование компетентностей, в преподавании – с передачи учебной
информации на организацию учебной деятельности, обеспечивающей достижение
учащимися ожидаемых результатов.
Компетентностный подход обеспечивает
развитие
личностных
качеств
учащихся,
формирование
ключевых
компетентностей как ожидаемых результатов образования. Однако применению
компетентностного подхода в обучении препятствует традиционная методическая
система с содержанием образования, предназначенным для среднего ученика,
методами
обучения,
направленными
на
пассивного
слушателя.
Только
современные инновационные технологии обучения могут обеспечить усвоение
всеми учащимися учебного материала на уровне требований государственных
стандартов
образования,
высокий
уровень
качества
образования
и
гарантированное достижение целей обучения.
В последние годы в методике преподавания географии велся целый ряд
теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации
учебного процесса. Среди этих исследований выделяется большая группа,
4
посвященная
проблеме
разработки
и
внедрения
новых
педагогических
технологий.
Педагогическая
технология
–
это
средство
реализации
способов
организации
педагогического
процесса.
Педагогическая
технология
носит
надпредметный
характер
и
позволяет
сделать
процесс
обучения
более
эффективным и качественным. Основная цель педагогических технологий –
организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом
принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение
планируемых
результатов.
Принципы
педагогической
технологии:
целесообразность,
гуманитаризация
и
гуманизация.
Целесообразность
представляет собой единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны и
системность с другой стороны. Гуманитаризация – это введение в число
изучаемых дисциплин гуманитарные дисциплины. Гуманизация – все для
человека, во имя человека.
Критерии технологичности включают в себя:
Концептуальность
–
опора
на
определенную
научную
концепцию.
Философское,
психологическое,
дидактическое
и
социально-педагогическое
обоснование достижения образовательных идей.
Системность. Технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса, взаимностью всех его частей, целостностью.
Управляемость,
т.е.
возможность
диагностического
целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность, т.е. существование в конкурентных условиях должно быть
эффективным и оптимальным по результатам.
Воспроизводимость – это возможность применения. Любая педагогическая
технология представлена структурой, которая включает в себя концептуальную
основу, содержательную часть и процессуальную часть.
Существующие педагогические технологии принято классифицировать по
уровню применения (общепедагогические и локальные), по философской основе
5
(принудительные и свободного воспитания), по ведущему фактору (биогенные и
социогенные),
по
отношению
к
ребенку
(авторитарные
и
личностно-
ориентированные), по научной концепции (ассоциативные и развивающие), по
содержанию модернизаций и модификаций, которым в них подвергается
существующая традиционная система.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает
иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем
при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не
только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли
организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика.
В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами
построения
образовательного
процесса,
которые
бы
стимулировали
самостоятельную творческую познавательную деятельность ученика. Этим и
объясняется
актуальность
данного
исследования.
Необходимостью
систематизировать
инновационные
педагогические
модели
и
технологии,
определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и
способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в
процессе обучения географии.
Таким образом, объектом данного исследования являются инновационные
модели обучения в развитии творческих способностей, предметом – способы их
применения на уроках географии.
Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и
возможности применения их в процессе изучения географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1.
Определить понятия «модель», «инновации».
2.
Определить основные черты и типы инновационного подхода в
развитии творческого потенциала учащегося.
3.
Сравнить и определить основные черты различия традиционного и
инновационного подхода в развитии творческой личности.
6
4.
Изучить варианты применения различных моделей обучения на
уроках географии.
5.
Изучить продуктивность применения различных инновационных
моделей.
7
Раздел 1.Теоретический аспект проблемы
1.1.
Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и
методической литературе.
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема
информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в
потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным
качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для
адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только
объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в
практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое
обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и
создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к
созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является
творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное
место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.
Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования
творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации
теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.
Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного
обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с
решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов
творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала
решений
не
определены.
Существенные
изменения
претерпела
и
ранее
сложившаяся модель трудовой подготовки школьников.
Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся
является
в
настоящее
время
одним
из
основных
условий
повышения
эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский
(он определил задачу самодеятельности, как процесс воспитания активных,
8
самостоятельных,
инициативных
тружеников,
способных
к
творчеству
в
созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности,
творческий климат и мотивы творчества, как условия успешного развития
личности), а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных
связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих
способностей учащихся с помощью метода проектов).
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов
(P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П.
Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе
образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого
опыта – опыту творческой деятельности. Воспитание творческого неординарно
мыслящего человека невозможно без применения новых, инновационных методов
обучения.
Творчество рассматривается как способ познания. Обучение же учащихся
способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы.
При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если
учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной
из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате
реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает
важные качества личности
1.2.
Сравнение
инновационного
и
традиционного
подходов
к
построению процесса обучения
Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению
новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер,
сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. В этой
работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют
характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально
значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и
учащихся, их позиции в ходе обучения, проявление творческой инициативы.
9
Данные
сравнительно-педагогических
исследований
показывают,
что,
несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие
представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют
сходные черты. Традиционным является урок — одновременное занятие с целым
классом, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и
навыки, опираясь на предъявление нового материала (сообщение, изложение), его
воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения.
Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер.
Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов
действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для
воспроизводящего усвоения; учитель является единственным инициативно
действующим лицом учебного процесса. В качестве итога такой деятельности
могут служить пересказы учащимися материала, ответы на стандартные вопросы
по учебнику, нанесение на контурные карты географических объектов по
заданным спискам.[№4]
Нетрадиционным подходом к преподаванию для педагогов разных стран
мира является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс
на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и
инициативную
позицию
в
учебном
процессе,
не
просто
«усваивать»
предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, но познавать мир,
вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на
найденном как на окончательной истине. В этом ключе ведутся поиски,
направленные
на
превращение
традиционного
обучения
в
живое,
заинтересованное решение проблем.
В нашей систематике педагогические нововведения подразделяются на
следующие типы и подтипы:
- По отношению к структурным элементам образовательных систем:
нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и
воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах
10
обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов
и т.д.
- По отношению к личностному становлению субъектов образования: в
области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере
развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и
др.[№5]
- По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном
курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне
системы образования, в управлении образованием.
- По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в
коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в
семейном обучении и т.д.
-
По
функциональным
структуре
образовательных
возможностям:
нововведения – условия (обеспечивают обновление образовательной среды,
социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические
средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые
решения
в
системах
и
управленческих
процедурах,
обеспечивающих
их
функционирование.
- По способам осуществления: плановые, систематические, периодические,
стихийные, спонтанные, случайные.
- По масштабности распространения: в деятельности одного педагога,
методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на
федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
-
По
социально-педагогической
значимости:
в
образовательных
учреждениях
определенного
типа,
для
конкретных
профессионально-
типологических групп педагогов.
- По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и
т.п.
-
По
степени
предполагаемых
преобразований:
корректирующие,
модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
11
В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно
обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных
блоках.
Инновационные
модели
обучения
преимущественно
направлены
на
развитие индивидуальных особенностей личности. Все их можно объединить в
понятие
личностно-ориентированное
обучение.
В
основе
личностно
–
ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности
каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего,
как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В это понятие вкладывается следующий смысл:
–
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
–
максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному
получению знаний учащимися;
–
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы
каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал
“комплекс двоечника”;
–
организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не
только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости,
взаимопониманию и взаимовыручке;
–
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Таким образом, главная задача инновационных технологий – сформировать
у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно
значимых
ситуаций.
Решение
ее
координируется
с
требованиями,
сформулированными в стандарте географического образования. Приобретение
компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся.
12
Раздел 2. Использование инновационных технологий на уроках
географии
Метод проектов. Изучение материала идет более успешно и увлекает, если
перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к
решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.
Реализация
проектного
метода
на
уроках
требует
напряженной
работы,
нацеливает на применение элементов нелинейных технологий в обучении, на
индивидуальную работу с отдельными учащимися, так как участники проекта
играют различные роли, оперируют различной информацией, имеют дело с
различными объектами, осваивают различные наборы операций. Работа над
проектом завершается ролевой игрой. Независимые эксперты – группа учеников,
которым предлагается оценить:
–
раскрытие содержания заявленной темы;
–
умение заинтересовать потенциальных туристов;
–
качество слайдов;
–
оформление наглядных материалов;
–
оригинальность вопросов.
Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – это
форма активизации познавательной деятельности учащихся, так как учитель
перестает быть для них лишь источником знаний, а ученик становится активным
участником учебного процесса. Учащиеся самостоятельно формулируют цель
урока или занятия, выявляют проблему, анализируют информацию, что делает
обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Я уверена, что именно
игра рассчитана не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько
на приобретение способов самовыражения, понимание самого себя и позиций
других людей.
Географические вопросы.
В игре участвуют две команды. После
проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд № 1. Капитан этой
команды по договорённости с её членами задаёт 10 вопросов на географические
13
темы, а члены команды № 2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то
одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.
После этого капитан команды № 2 предлагает 10 вопросов команде № 1.
Побеждает та команда, которая ответит на все вопросы без задержки.
“Географический лабиринт”.
Данный приём представляет собой вид
теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора
истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с
надписью “ДА” и “НЕТ”. Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки
“ДА”, а если ложно - по стрелке “НЕТ.
“Слова в словах”.
Учитель пишет на доске географическое название,
например:
“Караганда”.
Из
букв
этого
слова
нужно
составить
другие
географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом
названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова
“Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана,
Карадаг.
Учащихся желательно разделить на две группы. По очереди школьники
каждой группы поднимают руки и отвечают.
Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной
деятельности – они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования
понятий,
выполнения
основных
мыслительных
операций
(классификации,
анализа, синтеза и т.п.). Эта деятельность является средством достижения
игрового результата, и хотя он быстро теряет свою ценность, цель смещается с
результата непосредственно на путь поиска принятия решения. Диапазон
интеллектуальных игр необычайно широк, но суть их одна, при решении
поставленных задач происходит акт развития и творчества, находится или
создается
что-то
новое,
требуются
особые
качества
ума,
такие
как
наблюдательность,
умение
сопоставлять
и
анализировать,
комбинировать,
находить связи и зависимости, закономерности и так далее. Таким образом,
интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается прежде всего за счет
мыслительных способностей человека, его ума. Интеллектуальная игра имеет
14
конвергентную (поиск в одном направлении, единственно правильного ответа) и
дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность.
Типичными
примерами
интеллектуальных
командных
игр
являются
“Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг” и так далее. Мне
нравится игра “Черная метка (крестики – нолики)”, частота применения которой
зависит во многом от подготовки учителем блоков вопросов, по отдельным
темам, разделам, курсам.[№3]
1.
“Запомни пару” по теме “Географические модели Земли”,
6-й
класс. Цель игры – развитие памяти, использование ассоциативной памяти.
Карта
Градус
План
Стрелка
Север
Мох
Широта
Экватор
Долгота
Меридиан
Глобус
Модель
Параллель
Окружность
Меридиан
Ось
2. “Редактор, найди ошибку автора” (смысловое чтение). Инструкция:
“В тексте допущены ошибки. Найдите это предложение и исправьте ошибку”.
Чаще используем готовый текст, портим его. Но и сама тоже текст
составляю. Вот несколько примеров, предложений с ошибками по теме “Тундра”,
7 класс.
Если долго не шевелится, то можно заметить песца: на фоне
ослепительно белого снега он в своей темной шубе хорошо виден.
Северные олени роют копытами снег, чтобы достать “олений мох” –
карликовый кустарник с маленькими листочками.
15
Только леммингам опять не везет: мало того, что и песцы, и совы, и
горностаи, и даже волки их преследуют, так вот теперь еще и гадюки проснулись.
Этот игровой прием позволяет научить вдумчиво читать, извлекать из
прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями,
интерпретировать и оценивать. Лидеры оцениваются учащимися высоко, это
мотивация на учебу, на более глубокое изучение темы.
3. “Сравнение понятий”.
Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого
следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные
признаки
этого
понятия
и
сравнить
существенные
признаки
понятий
анализируемой пары.
Лед-пар.
Река-озеро.
Равнины-горы.
Использую и имена собственные: Урал-Алтай, Кавказ-Срединный хребет.
4. “Сходство и различие”.
Игровой
прием,
направленный
на
развитие
способности
мышления
сравнивать между собой разные объекты. Операция сравнения одна из базовых
интеллектуальных способностей человека ("Все познается в сравнении"). В
географии чаще мы сравниваем понятия одного порядка, например равнинные и
горные реки, равнины и горы, ПЗ-тундру и степь. А также сравниваем близкие
объекты: реки с разным типом питания, равнины плоские и холмистые, страны
развитые и развивающиеся. Учимся сравнивать объективно, подбирать и
использовать критерии для сравнения, делать четкий вывод.
Игровой прием “Кластер”. Запись фраз, словосочетаний по ключевому
слову, которые окончательно формируются на стадии осмысления, после анализа
всего материала. На стадии рефлексии учащиеся получают вопросы, ответы на
которые они должны найти по кластер.
16
Урок-исследование
в
виде
конкурса
«Почемучек».
Ребятам
всё
интересно знать важно не только где? Но и почему? Выявление причинно-
следственной связи.
Почему зажжённая свеча быстрее гаснет под маленькой банкой, а под
большой горит дольше?
Почему летом днём у поверхности Земли воздух теплее?
Почему грязный снег тает быстрее?
Почему происходит движение воздуха?
Почему образуются облака?
Почему начинает идти дождь?
Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
Почему происходит смена времени года?
В
нашей
практической
деятельности
широко
используются
информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они
являются мощным средством наглядности при обучении географии. Применение
информационных компьютерных технологий на уроках географии не только
облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности
для развития творческих способностей учащихся:
повышает мотивацию учащихся к учению;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией.
Повысить
интерес
к
географии
можно
через
создание
мультимедийных
презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных
возрастов.
Компьютерные технологии
помогают формировать информационную
компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную
информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция
обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Наша задача -
17
научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания,
выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных
технологий для: доступа к информации, обработки информации, интеграции
информации, оценки информации, создания информации. Связь интеграции
географии и информатики осуществляю с помощью современных мультимедиа
технологии.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место
занимает исследовательская творческая деятельность. В своей работе я
приучаю своих учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя,
мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая
основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем
результаты. Главное для меня как педагога – увлечь и “заразить” детей, показать
им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаем следующие
задачи:
1.
учить приемам осмысленной географической мыследеятельности:
поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и
проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению
излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать
решения;
2.
помогать использовать разные источники информации, приемы ее
систематизации, сопоставления, анализа;
3.
подкреплять знания практическими делами, используя специфические
для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
Целью
деятельности
является
развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через
исследовательскую деятельность.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения,
нетрадиционные
формы
занятий,
домашнее
задание
исследовательского
характера.
18
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, работа на
факультативах,
спецкурсах
и
кружках,
исследовательские
экспедиции,
олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты.
Исследовательская деятельность обучающихся на учебном занятии.
Применяя
исследовательский
метод
обучения,
развиваю
навыки
исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к
географии.
Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его
творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ
обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при
изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные
проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке, при исследовании
какого-либо предположения, необходимы различные методы.
К поисковым методам относятся: учебный диалог, решение проблемных
или исследовательских задач.
Учебный
диалог
представляет
собой
систему
вопросов
поисковой
направленности.
Примерная схема диалога на уроках выглядит следующим образом:
1.
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
2.
Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает
решение поставленной задачи.
3.
Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться
формулированием правил логики исследования.
На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи
и подготовленность класса, уровень развития учащихся.
Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, так как
чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления,
территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его
проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система
19
вопросов, цель которой -последовательное выявление соответствующих причин и
на этой основе развитие мышления.
Предлагаемые мною вопросы имеют разную трудность. Анализ ситуации
обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда
напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от
двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их
– это цель любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу,
устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем
переходить к анализу современных причин.
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же
стадии:
Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что
неизвестно и что нужно узнать)
Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового
способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа
решения путем догадки
Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего-поиск
аналогии).
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы.
Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их
постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим.
Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту
учебника
недостаточно.
Оно
стимулирует
лишь
выяснение
фактического
материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем
объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Идея
усиления
исследовательского,
поискового
характера
обучения
соответствует не только сущности многих современных образовательных
технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности
учащихся, но и идее о модели учебного процесса как системы решения
познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по
20
логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от
решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней
содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит
система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для
этого
реализую
на
уроках
идеи
проблемного
обучения,
личностно-
ориентированного образования, индивидуализации обучения.
Все эти идеи
помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.
Для того чтобы научиться использовать в исследовательской деятельности
нужную информацию необходимо сформировать умение работать с учебником.
Картографический материал служит дополнением к текстовой информации,
способствует развитию пространственного мышления, формирует практические
навыки Причиной неуспеваемости иногда является невосприятие объяснения
учителя. И не удивительно, при объяснении учителю необходимо учесть
психологические и интеллектуальные особенности каждого ученика. Вот здесь
ученику и пригодится умение работать с учебником.
Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться,
добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс
обучения будет эффективным.
Развитию
навыков
исследовательской
деятельности
способствуют
нетрадиционные формы занятий:
уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-
зачеты, уроки-практикумы.
Урок-лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое
мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во
время лекции ученикам делать записи.
Урок-семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания
подлежащие
самостоятельному
изучению.
Отдельные
ученики
проводят
небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их
выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов,
делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели
выступить на семинаре, сдают тетрадь с выполненной письменной работой.
21
Урок-зачет носит форму деловой игры, смотра знаний или похож на
вузовский зачет. Провожу его по требованиям, сформулированным в стандартах
географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять,
прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.
Уроки-практикумы провожу в каникулы или в конце изучения крупных
тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения
окружающей природной среды.
Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления
своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание
исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних
мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у
них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для
будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны:
проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью. Практикую
изготовление учащимися оборудования или приборов из подручных материалов,
предметов домашнего обихода.
При
подготовке
к
урокам
рекомендую
учащимся
использовать
дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и
подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из
жизни
и
блеснуть
хорошими
знаниями
современной
экологической
и
экономической
ситуации
в
стране.
Благодаря
данной
работе
ученики
сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное
время.
Разнообразие форм проведения мероприятий позволяет проявить себя
каждому участнику школы, даёт возможность участвовать в их проведении всем
желающим.
Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через
написание исследовательской работы.
Наиболее эффективно при помощи
организованных
форм
исследовательской
работы
у
учащихся
появляется
22
внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития,
самоутверждения.
Применяя инновационные методы и приемы важно помнить то, что они
должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга, не стоит нагромождать
материал.
Рациональное
использование
нетрадиционных
методов
с
общепринятыми дает хороший результат. Пример такого урока в 7 класс
представлен в приложении.
География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода
«мостика»
между
естественными
и
общественными
науками.
Ценность
географических знаний в формировании личности позволяет овладеть учащимися
законченную систему географических знаний и умений, а также возможностями
их применения в различных жизненных ситуациях.
Проблема внедрения инновационных технологий в учебный процесс с
недавних пор стоит практически перед каждым учителем современной школы. В
век компьютеризации и инновации образование стремиться к прогрессу и должно
быть открытым для новых, более действенных
и эффективных приемов и
методов обучения.
23
Выводы
География – это единственная наука и школьный предмет, которая
объединяет знания о природе и обществе, то есть о том, что окружает человека в
его повседневной жизни. Главная цель обучения географии в широком смысле
слова заключается в том, чтобы способствовать формированию разносторонне
развитой личности.
Одним из факторов активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся – разнообразие форм организации обучения. Включение учеников в
активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов
познавательной деятельности значительно расширяют учебно-воспитательные
возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной
деятельности
Современной
школе
в
центре
внимания
ученик,
его
личность,
неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя –
выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые
соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика, его творческого
потенциала. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра.
Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации
процесса
обучения
и
успешному
внедрению
в
практику
педагогики
сотрудничества. География, возможно, единственный предмет, который обладает
широкими возможностями межпредметных связей, имеет такое разнообразие
форм и средств обучения.
Для достижения этих целей применяются различные методы, формы и
средства обучения. В последнее время значительное внимание учителей
географии уделяется активному обучению. Его задача заключается в такой
организации педагогом процесса обучения, где педагог не столько передает
обучаемым знания, сколько умело организует деятельность своих учеников и
направляет на самостоятельное получение знаний. Одним из направлений
24
активизации учебной деятельности является использование компьютера в
обучении географии.
Увеличение умственной нагрузки на уроках географии заставляет
задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету,
их активность на протяжении всего урока. Использование же компьютера при
обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую
интерес и пытливость ребенка. В профессиональной деятельности учителя всегда
есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне
традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Разработка
технологии как составной части методики предмета предполагает получение
гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот
результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по
предмету. Современной школе необходима принципиально новая система
обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные
особенности учащихся, вела к раскрытию творческих способностей.
Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными
словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью
и планируемыми результатами.
Игровые технологии обучения являются сильным стимулятором активной
учебной деятельности школьников.
Проектный метод отвечает требования современного общества, которое
требует от своих граждан активных и самостоятельных действий, наряду со
способностью легко принимать правильные решения и адаптироваться к
постоянно меняющимся условиям. Современная школа, используя различные
методы преподавания, пытается и создает возможности формирования личности.
Наши исследования показывают, что метод проектов можно с уверенностью
отнести к подобным педагогическим технологиям.
25
Список использованной литературы.
1.Приказ Министерства образования и науки ДНР от 30.07.2018 г. № 678 «Об
утверждении Государственного образовательного основного общего
образования».
2. Примерные программы основного общего и среднего общего образования.
Приказ Министерства образования и науки ДНР №1133 от 15.08.2019 г.
Предметная область «Естествознание».
3. В.Б. Калинин, Т.Д. Гайворон // Устойчивое развитие. Игры и упражнения//
Обнинск, 2002 г.
4. И. В. Душина, Г.А. Понурова // Методика преподавания географии// Москва,
1996
5. И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин // Методика и технологии обучения
географии в школе//АСТ, Астрель, М., 2002
6. В.П. Максаковский // Преподавание географии в зарубежной школе// ВЛАДОС,
М., 2009.
7. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. -
М., 1991
8. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. - Москва:
ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004.г.
9.Статья «Новейшие технологии интерактивного обучения и их применение в
школе», авторы Сейдаметова С.М., Зекерьяева Л.З. 2019г.
10. Учебник «География 7 класс», Алексеев, Николина, Болысов. Издательство
«Просвещение», 2015 г. Серия «Полярная звезда»,256 стр.
26
Приложение
Тема урока: Мировой океан и его части.7 класс.
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о Мировом океане;
сформировать у учащихся понятие об особенностях распределения водных масс,
температур, солености вод в Мировом океане; усовершенствовать практические
умения учащихся работать с картой «Мировой океан».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- называют и показывают океаны в составе Мирового океана и их части.
- показывают границы океанов, определяют их количество.
- отвечают на вопрос, как распределяются глубины в мировом океане, о
видах морей, о глубоководных зонах Мирового океана, границах между океанами,
формах рельефа на дне океана.
- находят и отмечают на контурной карте различные глубинные зоны
океана.
- выявляют закономерности распределения глубин в мировом океане.
Метапредметные:
- ставят задачу под руководством учителя;
- планируют свою деятельность под руководством учителя;
- оценивают работу одноклассников;
- выявляют причинно-следственные связи (почему в поверхностных водах
богаче и разнообразнее животный и растительный мир.
- определяют критерии для сравнения фактов и явлений (пример:
внутренние и окраинные моря).
Проблемный вопрос: Можно ли выделить большее количество океанов в
составе Мирового океана.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: физическая карта мира, карта океанов, атласы, контурные
27
карты, TV – видеоролик.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Этапы урока.
1. Организация начала урока. (2 мин.)
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Что такое гидросфера? Каково ее значение?
Почему нужно бережно относиться к водам гидросферы?
Что значит понятие «Мировой океан»?
Назовите и покажите на карте океаны.
Каково значение океанов в жизни человечества?
3. Мотивация учебной деятельности.
Фрагмент фильма о Мировом океане.
Вопрос: Что является частью гидросферы водной оболочки Земли?
Мировой океан.
Что выделяется в составе Мирового океана?
Отдельные части: океаны, моря, заливы, проливы.
Записываем число и название темы в тетрадях.
Вопрос: О чём мы должны узнать сегодня на уроке?
Выяснить что такое Мировой океан?
О рекордах Мирового океана.
Как распределяются глубины в мировом океане?
Проблемный вопрос: Является ли Мировой океан однообразным по
составу природным объектом. Почему?
28
4. Изучение нового материала.
Откройте
карту
океанов
в
атласе.
Слово
«океан
происходит
из
древнегреческого языка – именно так звали мифического титана, имевшего власть
над мировым потоком, который, по представлениям древних греков, окружал
земную твердь. На Земле существует (подскажите, сколько океанов?). Правильно,
четыре – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океан.
Некоторые данные мы запишем с вами в тетради. Итак, средняя глубина
Мирового океана, в состав которого они входят, составляет 3700 метров,
наибольшая – 11 022 метра (Марианская впадина), общий объем воды равен 133,8
млрд км
3
. Следовательно, Мировой океан – это наибольшая часть водной
оболочки земного шара, разделяющие сушу на материки и острова.
Впервые разделение Мирового океана было предложено в 1650 г.
голландским географом Бернхардусом Варениусом. Он выделил пять океанов:
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый.
Это деление в 1845 году было утверждено Лондонским географическим
обществом.
Южный океан – в 1937 г. Международная гидрографическая организация
выделила
Южный
океан,
условное
название
3-х
океанов,
окружающих
Антарктиду, не имеет чёткой северной границы, очерченной островами и
континентами
до
60°
ю.ш.
Решение
принято,
из-за
уникальности
вод,
окружающих Антарктиду. S 20327 млн. км
2
. Максимальная глубина Южно-
Сандвичев жёлоб 7235м. Но потом от этой идеи отказались. В 2000 г. вновь
принято решение о выделении Южного океана.
Пока учёные спорят, выделять Южный океан или нет, мы будем считать,
что их четыре.
Вопрос: Что является частью океана?
Прочитайте определение, что такое море.
Вопрос: На какие группы по степени обособленности подразделяются
моря? (окраинные, внутренние, межостровные).
Приведите примеры, покажите на карте.
29
Как часть гидросферы, Океан пребывает в тесной непрерывной связи с
соседними географическими оболочками – атмосферой и земной корой, что
обуславливает
большинство
его
существенных
особенностей.
Рассмотрим
некоторые из них. Соленость Мирового океана в среднем составляет около 35 ‰,
то есть каждый килограмм воды содержит приблизительно 35 г. соли.
Задание.
Средняя соленость воды Северного Ледовитого океана составляет 32 ‰.
Подумайте, почему.
Рассказ учителя.
Показатели солености обуславливаются климатическими условиями, как и
температуры. Воды Океана имеют различную температуру. Средняя годовая
температура экваториальных и близких к ним широт равна +27…+28 °С, в
приполярных водах температура снижается до 0 °С, то есть температура зависит
от географической широты. Зависит температура и от глубины. Ученые
вычислили среднюю температуру вод Мирового океана – +4 °С.
Вопрос: Какие части можно выделить в океанах и морях?
- Заливы, проливы.
Залив – часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся
с морем, океаном. Пример: Бискайский, Мексиканский, Бенгальский заливы
(показ на карте).
Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с
двух сторон берегами материков или островов. Пример: Дрейка, Магелланов,
Дрейка, Гибралтарский (показ на карте).
Таким образом, является ли Мировой океан однообразным природным
объектом. Нет. Почему? (В нём есть океаны, моря, заливы, проливы)
Посмотрите в учебнике на странице 78 основные факторы возникновения
течений.
Задание.
1. Вспомните, как различают течения по температуре воды. Как они
обозначены на карте?
30
2. На физической карте мира найдите теплые и холодные течения и занесите
их в таблицу.
№
Теплые течения
Холодные течения
1
2
3
Рассмотрим глубинные зоны Мирового океана.
В учебнике с. 79-80 прочитайте текст и рассмотрите рисунок.
По профилю назвать основные глубинные зоны океана:
Материковая отмель (шельф)- наиболее богат жизнью, почему?
Материковый склон.
Ложе океана. Здесь заканчивается материк и располагается дно океана.
Глубоководные желоба. (Глубоководные впадины на дне океана, возникают
в результате движения литосферных плит).
Срединно-океанические хребты (в месте расхождения литосферных плит, с
ними связано извержение подводных вулканов.
Рассмотрим на карте океанов основные глубинные зоны Атлантического
океана. Назовите их по карте. (Срединно-Атлантический хребет, Северо-
Американская котловина, Бразильская котловина, Африкано-Антарктическое
поднятие, Ангольская котловина, Канарская котловина).
Отметьте их на к/карте. (3 минуты).
В Атлантическом океане есть море без берегов. Как оно называется?
Саргассово море. Расскажите о нём.
Чем
оно
отличается?
По
какому
признаку
выделяется?
Водоросли
прикрепляются ко дну.
Составьте синквейн:
1я строка – 1 слово-понятие или тема (существительное)
2я строка – описание этого действия (прилагательные)
3я строка – 3 слова-действия (глаголы)
4я строка – содержательная фраза
31
5я строка – одно заключительное слово (предложение) определяющее
эмоциональное отношение ко всему сказанному.
Пример.
Мировой океан.
Огромный, безбрежный, могучий, живой.
Его нужно охранять и беречь.
Он до конца не исследован.
Я полюбил его.
Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Беседа по вопросам.
Что такое соленость воды?
Как изменяются температуры воды в Мировом океане с изменением
глубины? Широты?
Какой главный фактор возникновения океанических течений?
Рефлексия:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было сложно…
Я выполнял задание…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попытался…
Итог урока.
Домашнее задание.
32
Проработать соответствующий параграф, составить тезисный план ответа,
составить кроссворд о Мировом океане.
33