Автор: Поздеева Ольга Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Цилемская СОШ им.М.Бабикова"
Населённый пункт: с.Усть-Цильма
Наименование материала: статья
Тема: «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ С
ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»
Введение
Подростковый возраст представляет собой сензитивный период
развития, характеризующийся глубокими биологическими,
психологическими и социальными изменениями. В контексте
современного общества, отличающегося динамизмом и нередко
ценностной разобщенностью, данный этап онтогенеза становится
особенно уязвимым для формирования девиантного поведения. Под
девиантным поведением в социальной педагогике понимается
устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных
социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой
личности, сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Актуальность проблемы обусловлена не только ростом числа
подростков с поведенческими нарушениями, но и их ожесточением,
вовлечением в криминальные субкультуры и снижением возраста
проявления делинквентных форм. Эффективная социально-
педагогическая помощь данной категории не может ограничиваться
мерами административного воздействия; она требует комплексного,
междисциплинарного подхода, основанного на глубоком понимании
генезиса девиаций и специфики подросткового кризиса. Данная
методическая разработка направлена на систематизацию
теоретических основ и практических технологий работы с
девиантными подростками, раскрывая специфику деятельности
социального педагога как интегратора коррекционно-
реабилитационных усилий.
Глава 1. Теоретико-методологические основы понимания
девиантного поведения в подростковом возрасте
Девиантное поведение не является однородным феноменом; его
структура и причины носят многофакторный характер. Для
выстраивания эффективной помощи необходимо рассматривать его
через призму взаимосвязанных факторов.
1.1. Психолого-педагогический компонент девиации. В основе
многих поведенческих нарушений лежат особенности протекания
подросткового кризиса. Ключевым новообразованием этого периода
является «чувство взрослости» – стремление к самостоятельности,
эмансипации от взрослых и признанию своего нового статуса. Если
это стремление блокируется гиперопекой, авторитаризмом или,
напротив, игнорированием со стороны значимых взрослых, оно может
находить извращенные формы реализации через протест, негативизм,
уход в асоциальные группы. Параллельно с этим происходит
интенсивное развитие самосознания, которое сопровождается
рефлексией, часто критической и неадекватной. Несформированная
Я-концепция, заниженная самооценка или, напротив, компенсаторная
завышенная самооценка могут провоцировать агрессивные или
саморазрушительные формы поведения как способы
самоутверждения.
1.2. Социально-педагогический компонент. Семья и
образовательная среда выступают первичными институтами
социализации, и их дисфункция является мощным девиантогенным
фактором.
Семейное неблагополучие может проявляться в различных формах:
структурная дезорганизация (неполные, многодетные семьи,
повторные браки), социальная дезорганизация (низкий материальный
и культурный уровень, безработица), психологическая дезорганизация
(конфликтные, гипо- или гиперопекающие отношения, жестокое
обращение). Подросток в такой системе либо не усваивает
просоциальные нормы, либо активно отвергает их как
ассоциирующиеся с травмирующей семейной средой.
Школьная дезадаптация является следующим звеном в цепи
социального исключения. Неуспеваемость, конфликты с педагогами и
сверстниками, ярлык «трудного» приводят к выталкиванию подростка
из системы значимых образовательных отношений. Школа из
института развития превращается для него в источник постоянного
стресса и унижения, что закономерно порождает реакцию избегания
или активного противодействия.
1.3. Личностно-поведенческий компонент. Ключевыми
характеристиками девиантного подростка являются:
Низкий уровень социальной компетентности: неумение
конструктивно разрешать конфликты, выражать эмоции, выстраивать
долгосрочные цели.
Нарушение эмоционально-волевой сферы: импульсивность,
эмоциональная лабильность, слабость волевого контроля,
неспособность к отсрочке удовлетворения потребностей.
Искажение ценностно-нормативной системы: неприятие
общепринятых ценностей, сформированность антисоциальных
установок, «инверсия» норм (когда нарушение правила
воспринимается как доблесть).
Преобладание защитных механизмов по типу проекции,
отрицания и рационализации.
Таким образом, девиантное поведение предстает не как случайность,
а как закономерный результат сложного переплетения внутренних и
внешних факторов, где сам девиантный акт выполняет для подростка
определенные функции: компенсаторную, протестную, защитную или
самостимулирующую.
Глава 2. Принципы и направления социально-педагогической
деятельности с девиантными подростками
Эффективность помощи напрямую зависит от соблюдения ряда
фундаментальных принципов, которые задают стратегию и тактику
работы.
2.1. Принцип комплексности и межведомственного
взаимодействия. Социальный педагог не может работать в вакууме.
Его деятельность должна быть встроена в сеть взаимодействия с
комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки, психолого-
педагогической службой школы, наркологом, психиатром, инспектором
ПДН. Задача социального педагога – выступать case-менеджером,
координирующим усилия всех структур в интересах ребенка.
2.2. Принцип индивидуального и дифференцированного
подхода. Не существует двух идентичных случаев девиации. Каждая
ситуация требует тщательной диагностики для выявления ведущего
механизма нарушения поведения и построения на этой основе
индивидуального маршрута сопровождения (ИМС). Дифференциация
осуществляется по типам девиаций (агрессивное, аддиктивное,
делинквентное), по степени социальной дезадаптации и по
личностным ресурсам подростка.
2.3. Принцип опоры на позитивный потенциал личности. Работа
не должна сводиться к поиску и осуждению недостатков. Ключевая
задача – выявить и актуализировать сильные стороны подростка: его
интересы, склонности, способности (спортивные, технические,
творческие). Успех в значимой для него деятельности становится
мощнейшим антидевиантным фактором.
2.4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия и
доверия. Подросток с девиантным поведением, как правило,
обладает высоким уровнем недоверия к взрослым. Социальный
педагог должен выстраивать отношения не с позиции контроля и
назидания, а с позиции равноправного партнерства, эмпатии и
безоценочного принятия. Только в атмосфере доверия возможна
совместная работа по преодолению кризиса.
2.5. Принцип ситуационной адекватности и реалистичности. Цели
сопровождения должны быть конкретными, достижимыми и
разделяемыми самим подростком. Нельзя ставить абстрактную
задачу «стать хорошим». Реалистичной целью может быть, например,
«посещать спортивную секцию два раза в неделю» или «научиться
договариваться с отцом без ссор».
Основные направления деятельности социального педагога:
1. Диагностическое: комплексное изучение личности подростка, его
социального окружения и характера взаимоотношений в семье и
школе.
2. Профилактическое: реализация программ, направленных на
предупреждение возникновения и развития девиантных форм
поведения.
3. Коррекционно-развивающее: организация деятельности,
направленной на нивелирование девиантных установок и развитие
социально одобряемых моделей поведения.
4. Посредническое: содействие в налаживании конструктивных
отношений между подростком, семьей, школой и другими
социальными институтами.
5. Правозащитное: обеспечение и защита законных прав и интересов
несовершеннолетнего.
Глава 3. Технологии и методы социально-педагогического
сопровождения
Арсенал методов работы должен быть разнообразен и
соответствовать как индивидуальным особенностям подростка, так и
конкретным задачам сопровождения.
3.1. Методы индивидуальной работы.
Социально-педагогическая беседа. В отличие от обычной беседы,
имеет четкую структуру и цель: установление контакта, сбор
информации, обсуждение проблемной ситуации, совместная
выработка плана действий. Ключевые техники: активное слушание,
эмпатия, «Я-высказывания», техники разрешения конфликтов.
Метод индивидуальной коррекции. Включает в себя составление и
реализацию индивидуального плана развития, который может
включать обучение навыкам саморегуляции (техники управления
гневом, тревогой), развитие коммуникативной компетентности через
ролевые игры, ведение дневника самонаблюдения.
Метод контракта (договора). Заключение письменного или устного
соглашения между социальным педагогом и подростком, где четко
прописываются взаимные обязательства и поощрения за их
выполнение. Это развивает ответственность и дает подростку
ощущение контроля над своей жизнью.
3.2. Методы групповой работы.
Социально-психологический тренинг (СПТ). Является одним из
наиболее эффективных методов. Тренинги личностного роста,
коммуникативные тренинги, тренинги уверенного поведения
позволяют в безопасной обстановке отработать новые модели
поведения, получить обратную связь от сверстников и осознать
последствия своих действий.
Терапевтическая группа. Групповая дискуссия, проективные
методики (арт-терапия, сказкотерапия, драматизация) помогают
проработать глубинные проблемы, связанные с самооценкой,
страхами, травматическим опытом.
Организация социально значимой деятельности. Вовлечение
подростка в волонтерские проекты, трудовые бригады, спортивные
команды, творческие коллективы. Это позволяет реализовать
потребность в признании, приобрести новый позитивный социальный
статус и пережить опыт «нужности» другим.
3.3. Методы работы с семейным окружением.
Социальный патронаж семьи. Систематическое посещение семьи
на дому с целью диагностики условий жизни, оказания
консультативной помощи и контроля за ситуацией.
Семейное консультирование. Работа, направленная на
нормализацию внутрисемейных отношений, изменение
дисфункциональных паттернов общения и распределения ролей.
Организация родительского всеобуча. Проведение лекций,
семинаров, круглых столов для родителей по вопросам возрастной
психологии, профилактики девиаций и эффективного детско-
родительского взаимодействия.
Глава 4. Критерии эффективности и этапы сопровождения
Оценка эффективности социально-педагогической помощи не может
быть мгновенной и должна проводиться по комплексу критериев:
Когнитивный критерий: сформированность у подростка адекватных
представлений о социальных нормах и последствиях их нарушения.
Эмоционально-оценочный критерий: изменение отношения к себе
(повышение самооценки), к своей деятельности и к обществу
(снижение уровня агрессии и негативизма).
Поведенческий критерий: устойчивое снижение частоты и
интенсивности девиантных проявлений; улучшение успеваемости и
посещаемости в школе; налаживание конструктивных отношений с
семьей и сверстниками.
Логика сопровождения реализуется через последовательные этапы:
1. Диагностический этап: сбор и анализ информации, постановка
социально-педагогического диагноза.
2. Прогностический этап: определение целей, задач и разработка
ИМС.
3. Содержательно-деятельностный этап: практическая реализация
намеченных мероприятий.
4. Аналитико-рефлексивный этап: оценка результатов, корректировка
плана, постановка новых целей.
Заключение
Социально-педагогическая помощь подросткам с девиантным
поведением – это сложный, многоплановый и долговременный
процесс, требующий от специалиста не только глубоких
профессиональных знаний, но и высокого уровня личностной
зрелости, эмпатии и стрессоустойчивости. Его успех определяется не
разовыми акциями, а построением продуманной системы
сопровождения, интегрирующей усилия всех субъектов профилактики.
Ключевым условием является отказ от карательной парадигмы в
пользу реабилитационной, ориентированной не на наказание, а на
восстановление нарушенных социальных связей и раскрытие
позитивного личностного потенциала подростка. Только через
создание для него «ситуации успеха», доверительных отношений со
значимым взрослым и включение в просоциальную деятельность
можно добиться устойчивой положительной динамики и
предотвратить его дальнейшую социальную эксклюзию. Инвестируя
ресурсы в комплексную работу с девиантными подростками сегодня,
общество инвестирует в свое собственное стабильное и безопасное
будущее.