Напоминание

«Развитие проектных навыков у школьников в условиях реализации ФГОС»


Автор: Моедо Анжелика Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И.Идельгина"
Населённый пункт: с. Нерюктяйинск-1
Наименование материала: "Внеурочная деятельность»
Тема: «Развитие проектных навыков у школьников в условиях реализации ФГОС»
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: моего самообразования

«Развитие проектных навыков у

школьников в условиях реализации ФГОС»

Развитие

проектно-исследовательских

навыков

у

младших

школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации

ФГОС. Проектная деятельность становится обязательной частью учебного

процесса. Она помогает развивать у школьников умение самостоятельно

ставить

цели,

планировать

работу,

находить

решения

и

применять

полученные

знания

на

практике.

Это

соответствует

системно-

деятельностному подходу, заложенному в ФГОС, и требует организации

проектной деятельности как неотъемлемой части образования. Основным

результатом

образования

становится

освоение универсальных

учебных

действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность

субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и

активного присвоения нового социального опыта».

Каждый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда

новых

впечатлений,

любознательность,

стремление

наблюдать

и

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новые

сведения

о

мире

традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Постоянно

проявляемая

исследовательская

активность

-

нормальное,

естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его

познавать.

Именно

это

внутреннее

стремление

к

познанию

через

исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для

исследовательского

обучения.

В

современном

динамичном

мире

принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых

первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Основная цель моей работы: включение в проектную деятельность

учащихся, приобретение детьми опыта работы над проектами.

Задачи:

Организовать работу с классом по данной теме.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.

Формировать навыки работы в группе.

Формировать навыки самоконтроля.

Воспитывать коммуникативные качества.

Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников

адаптированными

к

жизни,

вовлечёнными

в

активную

учебно-

воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на

индивидуальных

особенностях

каждого

ребёнка.

А

проектно-

исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя

проявить.

Проектная деятельность, согласно новым стандартам, неразрывно

связывается с тематическим обучением младших школьников. Примеры

тем: «Сказки»; «Осень», «Птицы», «Моя семья»

.

Рисунки детей к сюжетам

известных

произведений

художественной

литературы»

и

т.д.

Тема,

реализуемая в проектах, может быть связана с различными учебными

дисциплинами или внеклассной деятельностью, так что реализовать ее в

рамках одного урока невозможно. Длительность выполнения проекта или

исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно -

внеурочных занятий.

Такого рода тематическая проектная деятельность требует особой

организации

деятельности

по

сбору

и

систематизации

различной

информации. Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть

предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта. Составление

схемы

темы

позволяет

объединить

детей

в

группы

по

интересам.

Распределение

учащихся

в

группы

по

интересам

позволяет

всех

заинтересовать поисковой работой и вовлечь в создание проекта.

С

первого

класса

я

практикую

коллективные,

групповые,

индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.

При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:

-личностные

(формирование

интереса,

учебно-познавательной

мотивации)

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с

постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации,

осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ,

строить сообщения…)

- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению

в совместной деятельности, задавать вопросы)

Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант

проектной

деятельности

им

предлагается.

Несложность

проектов

обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики - пусть невелики

будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.

Итак, предполагаемые результаты:

Формирование УУД через проектную деятельность позволит:

-Обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать

необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и

оценивать учебную деятельность и ее результаты;

-Создать условия развития личности и ее самореализации на основе

«умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение

учиться

во

взрослой

жизни

обеспечивает

личности

готовность

к

непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную

мобильность;

-Обеспечить

успешное

усвоение

знаний,

умений

и

навыков,

формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области

познания.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные

государственные стандарты образования второго поколения организация

проектно-исследовательской

деятельности

школьников

обеспечивает

формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание

ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений,

дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Предоставленный педагогический опыт считаю результативным,

поскольку

проводимая

работа

помогает

успешно

преодолевать

разнообразные трудности в обучении детей, принося стабильные результаты,

а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные

возможности учеников. Учащиеся моего класса активно участвуют в

различных НПК, конкурсах. Они успешно обучаются в среднем и старшем

звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни,

продолжают активное участие в различных НПК, а значит, продолжается

работа, начата мною в начальной школе.

Результаты участия в НПК:

НПК

ФИО

участника

Дата

уровень

результат

НПК «Первый шаг»

Яныгина

Настя

Март, 2021

районный

2 место

НПК

«Абагинские

чтения»

Докторова

Инга

Яныгина

Настя

Тарасова

Нарыйаана

Апрель,

2021

районный

1 место

2 место

3 место

НПК «Осторуйалаhыах

эрэ»

Докторова

Инга

Февраль,

2021

Районный

3 место

НПК

«Я-

Огушаев

Март,2021

Районный

номинация

исследователь»

Айтал

«За верность

традициям»

НПК «Первый шаг»

Солдатов

Савелий

Март, 2022

Районный

1 место

НПК «Я

исследователь»

Солдатов

Савелий

2023

Районный

1 место

НПК «Первые шаги в

науку»

Солдатов

Савелий

Май, 2023

республиканский

I степени

НПК

«Корниловские

чтения»

Солдатов

Савелий

Ноябрь,

2023

Районный

2 место

НПК «Первый шаг»

Солдатов

Савелий

Март 2023г

Районный

1 место

НПК «Первый шаг»

Хохолов

Артем

Март 2023г

Районный

2 место

НПК «Человек и мир»

Моедо

Мичил

2024г

Всероссийский с

международным

участием

1 место

НПК

«Я

исследователь»

2025г

районный

2 место

НПК «Первый шаг»

2025г

районный

2 место

НПК «Ощепковские

чтения»

Солдатов

Савелий

2024г

районный

2 место

НПК «Инновации и

развитие – 2023г»

II республиканский

1 всероссийский

Диплом 1

степени

НПК «Первый шаг»

2024г

районный

1 место

НПК «Малгаровские

чтения»

2025г

районный

Номинация

«Дань и

уважение

поколениям»

НПК «Я

исследователь»

2025

районный

3 место

Уровень сформированности ключевых компетентностей проектной

деятельности

и

познавательной

активности

повысился.

Данные

свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной

школе

эффективно,

а

в

процессе

реализации

проекта

у

учащихся

совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной

деятельности, как средства познавательной активности.



В раздел образования