Автор: Моедо Анжелика Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "1-Нерюктяйинская СОШ им. С.И.Идельгина"
Населённый пункт: с. Нерюктяйинск-1
Наименование материала: "Внеурочная деятельность»
Тема: «Развитие проектных навыков у школьников в условиях реализации ФГОС»
Раздел: начальное образование
Тема: моего самообразования
«Развитие проектных навыков у
школьников в условиях реализации ФГОС»
Развитие
проектно-исследовательских
навыков
у
младших
школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации
ФГОС. Проектная деятельность становится обязательной частью учебного
процесса. Она помогает развивать у школьников умение самостоятельно
ставить
цели,
планировать
работу,
находить
решения
и
применять
полученные
знания
на
практике.
Это
соответствует
системно-
деятельностному подходу, заложенному в ФГОС, и требует организации
проектной деятельности как неотъемлемой части образования. Основным
результатом
образования
становится
освоение универсальных
учебных
действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта».
Каждый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
стремление
наблюдать
и
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Постоянно
проявляемая
исследовательская
активность
-
нормальное,
естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его
познавать.
Именно
это
внутреннее
стремление
к
познанию
через
исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для
исследовательского
обучения.
В
современном
динамичном
мире
принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых
первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Основная цель моей работы: включение в проектную деятельность
учащихся, приобретение детьми опыта работы над проектами.
Задачи:
Организовать работу с классом по данной теме.
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
Формировать навыки работы в группе.
Формировать навыки самоконтроля.
Воспитывать коммуникативные качества.
Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников
адаптированными
к
жизни,
вовлечёнными
в
активную
учебно-
воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на
индивидуальных
особенностях
каждого
ребёнка.
А
проектно-
исследовательская деятельность – это та среда, где каждый сможет себя
проявить.
Проектная деятельность, согласно новым стандартам, неразрывно
связывается с тематическим обучением младших школьников. Примеры
тем: «Сказки»; «Осень», «Птицы», «Моя семья»
.
Рисунки детей к сюжетам
известных
произведений
художественной
литературы»
и
т.д.
Тема,
реализуемая в проектах, может быть связана с различными учебными
дисциплинами или внеклассной деятельностью, так что реализовать ее в
рамках одного урока невозможно. Длительность выполнения проекта или
исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно -
внеурочных занятий.
Такого рода тематическая проектная деятельность требует особой
организации
деятельности
по
сбору
и
систематизации
различной
информации. Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть
предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта. Составление
схемы
темы
позволяет
объединить
детей
в
группы
по
интересам.
Распределение
учащихся
в
группы
по
интересам
позволяет
всех
заинтересовать поисковой работой и вовлечь в создание проекта.
С
первого
класса
я
практикую
коллективные,
групповые,
индивидуальные проекты на уроках и во внеурочной деятельности.
При работе над проектами формируются УУД во всех сферах:
-личностные
(формирование
интереса,
учебно-познавательной
мотивации)
- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с
постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (осуществлять поиск необходимой информации,
осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ,
строить сообщения…)
- коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности, задавать вопросы)
Конечно, чем младше дети, тем более “облегчённый” вариант
проектной
деятельности
им
предлагается.
Несложность
проектов
обеспечивает успех их выполнения. Силы ребёнка невелики - пусть невелики
будут и его дела, но пусть это будут всё-таки полезные дела.
Итак, предполагаемые результаты:
Формирование УУД через проектную деятельность позволит:
-Обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять
деятельность
учения,
ставить
учебные
цели,
искать
и
использовать
необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и
оценивать учебную деятельность и ее результаты;
-Создать условия развития личности и ее самореализации на основе
«умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение
учиться
во
взрослой
жизни
обеспечивает
личности
готовность
к
непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную
мобильность;
-Обеспечить
успешное
усвоение
знаний,
умений
и
навыков,
формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области
познания.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные
государственные стандарты образования второго поколения организация
проектно-исследовательской
деятельности
школьников
обеспечивает
формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание
ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений,
дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Предоставленный педагогический опыт считаю результативным,
поскольку
проводимая
работа
помогает
успешно
преодолевать
разнообразные трудности в обучении детей, принося стабильные результаты,
а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные
возможности учеников. Учащиеся моего класса активно участвуют в
различных НПК, конкурсах. Они успешно обучаются в среднем и старшем
звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни,
продолжают активное участие в различных НПК, а значит, продолжается
работа, начата мною в начальной школе.
Результаты участия в НПК:
НПК
ФИО
участника
Дата
уровень
результат
НПК «Первый шаг»
Яныгина
Настя
Март, 2021
районный
2 место
НПК
«Абагинские
чтения»
Докторова
Инга
Яныгина
Настя
Тарасова
Нарыйаана
Апрель,
2021
районный
1 место
2 место
3 место
НПК «Осторуйалаhыах
эрэ»
Докторова
Инга
Февраль,
2021
Районный
3 место
НПК
«Я-
Огушаев
Март,2021
Районный
номинация
исследователь»
Айтал
«За верность
традициям»
НПК «Первый шаг»
Солдатов
Савелий
Март, 2022
Районный
1 место
НПК «Я
исследователь»
Солдатов
Савелий
2023
Районный
1 место
НПК «Первые шаги в
науку»
Солдатов
Савелий
Май, 2023
республиканский
I степени
НПК
«Корниловские
чтения»
Солдатов
Савелий
Ноябрь,
2023
Районный
2 место
НПК «Первый шаг»
Солдатов
Савелий
Март 2023г
Районный
1 место
НПК «Первый шаг»
Хохолов
Артем
Март 2023г
Районный
2 место
НПК «Человек и мир»
Моедо
Мичил
2024г
Всероссийский с
международным
участием
1 место
НПК
«Я
исследователь»
2025г
районный
2 место
НПК «Первый шаг»
2025г
районный
2 место
НПК «Ощепковские
чтения»
Солдатов
Савелий
2024г
районный
2 место
НПК «Инновации и
развитие – 2023г»
II республиканский
1 всероссийский
Диплом 1
степени
НПК «Первый шаг»
2024г
районный
1 место
НПК «Малгаровские
чтения»
2025г
районный
Номинация
«Дань и
уважение
поколениям»
НПК «Я
исследователь»
2025
районный
3 место
Уровень сформированности ключевых компетентностей проектной
деятельности
и
познавательной
активности
повысился.
Данные
свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной
школе
эффективно,
а
в
процессе
реализации
проекта
у
учащихся
совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной
деятельности, как средства познавательной активности.