Напоминание

Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку


Автор: Мартынова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бор СШ"
Населённый пункт: поселок Бор, Туруханский район, Красноярский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку

Конспект урока

1.

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

2.

Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: Почему слова «кукла» и

«робот» - одушевлённые имена существительные, а слова «народ», «войско» и «отряд»

- неодушевлённые?

3.

Ситуация чтения (для чего учащиеся читают тексты)

1)

Поиск

конкретной

информации,

соответствующей

определённым

условиям

(рабочий лист N1)

-

Какие

имена

существительные

называются

одушевлёнными,

какие

неодушевлёнными?

2) Изучение вопроса/темы/проблемы (рабочий лист N1)

- К каким группам отнесёте слова ребёнок, дом, цветок, кукла, солдатик, робот, стая,

народ? Почему?

3) Отбор и переработка информации для создания нового (рабочий лист N2)

-

Почему

же

слова

«кукла»

и

«робот»

являются

одушевлёнными

именами

существительными?

- Сформулируйте правило определения одушевлённости и неодушевлённости имён

существительных.

- Составьте схему-алгоритм для определения одушевлённости и неодушевлённости

имён существительных.

4) Овладение языком (рабочий лист N3)

- Какой приём, используемый в художественной литературе и фольклоре, изображает

неживых существ как живых?

- Из любого стихотворения школьной программы приведите пример этого приёма.

- Можно ли назвать одушевлённым существительным этот пример? Докажите.

4.

Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

-

правило определения одушевлённых имён существительных;

-

правило определения неодушевлённых имён существительных;

уметь (сможет продемонстрировать):

-

определять одушевлённые имена существительные;

-

определять неодушевлённые имена существительные.

5.

Организационно-педагогические условия проведение урока

Формы организации деятельности учащихся: групповая работа,

структурированная дискуссия, самостоятельная работа.

Технология: проблемного обучения.

Форма урока: урок-практикум.

Урок начинается с постановки проблемных вопросов перед учащимися: «Интересно,

почему слова «кукла» и «робот» - одушевлённые имена существительные? И почему

слова «народ», «войско» и «отряд»» - неодушевлённые?» Данные вопросы не имеют

простого, краткого, быстрого и заранее известного ответа; требуют мышления на высоких

когнитивных уровнях (анализ, дедукция, обобщение, прогнозирование и др.)

Эти вопросы являются проблемным началом, которое дает импульс для последующей

работы - нахождению обоснований для правильного определения одушевлённости или

неодушевлённости имён существительных.

Учащиеся,

разделившись

на

группы

(количество

и

состав

групп

может

варьироваться

по

усмотрению

учителя),

изучают

и

анализируют

тексты,

содержащие правила, словарные статьи, таблицы.

Первым

вспоминают

и

анализируют

правило

по

определению

одушевлённости-

неодушевлённости из учебника русского языка начальной школы (рабочий лист N1).

При

выполнении

задания

по

распределению

слов

на

группы

«одушевлённые-

неодушевлённые» возникнет диссонанс из-за постановки проблемного вопроса в начале

урока: вроде кукла - неживой предмет, почему же она должна оказаться в группе

одушевлённых существительных? Здесь - время для структурированной дискуссии внутри

группы (не факт, что дети ответят правильно, но мы зафиксируем на доске их ответы).

Затем учащиеся изучают и анализируют статью учебника русского языка для 5 класса.

(рабочий лист N2)

На основании анализа оценивают и корректируют собственные суждения, обосновывают

и доказывают свою точку зрения, создают алгоритм действий по определению

одушевлённости и неодушевлённости имён существительных, применяют данный

алгоритм на практике.

Все

мнения,

которые

высказывают

группы,

фиксируются

на

доске,

затем

обсуждаются и в итоге класс приходит к общей формулировке правила.

Учащимся предлагается составить схему-алгоритм для определения одушевлённости и

неодушевлённости имён существительных. Дети работают в группах, предлагают свои

варианты на общее суждение и в итоге общей работы методом проб и ошибок схема

«приходит» на доске в свой окончательный вариант.

Глядя на схему, учащиеся в группах приводят примеры определения одушевлённости-

неодушевлённости имён существительных, проговаривают правило.

На этом этапе в группах дети могут провести самооценку своей работы (в виде шкалы на

полях тетради).

Применяют новый способ действия на практике. Упражнение 719 учебника (Русский

язык : 5 класс : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - 8-е изд.,

стереотип. - М. : Дрофа, 2020. - 287, [1] с. : ил. - (Российский учебник)). Работа

выполняется самостоятельно, в конце работы проводится взаимопроверка.

На этом этапе учащиеся могут уже оценить работу друг друга по пятибалльной шкале.

Межпредметные связи с уроком литературы. Учащиеся отвечают на вопрос: «Какой

приём, используемый в художественной литературе и фольклоре, изображает неживых

существ как живых?» Приводят примеры. (рабочий лист N3)

Домашнее задание: сочинить небольшую волшебную (фантастическую) историю о

куклах или роботах (на выбор), где слова «куклы» и «роботы» будут стоять в разных

падежах. Данная работа поможет учащимся закрепить знания об одушевлённости данных

существительных не только благодаря изученному правилу, но и отождествлению их с

живыми существами.

6.

Рабочие листы для учеников (или дидактические материалы) (не более 6 рабочих

листов)

Рабочий лист

N 1

Текст 1

Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на

вопрос кто?, называются одушевлёнными.

кто? - девочка, бабочка, воробей, крокодил

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления

окружающего мира и отвечают на вопрос что?, являются неодушевлёнными.

что? - пень, ландыш, картина, вьюга.

(Источник: Русский язык : 3 класс. В 2 ч. : учебник / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова,

М. И. Кузнецова и др., под ред. С. В. Иванова. - 9-е изд., стереотип. - М. : Вентана-

Граф, 2020. - 192 с. : ил. : вкл. - (Российский учебник).

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

-

Какие

имена

существительные

называются

одушевлёнными,

какие

неодушевлёнными?

- К каким группам отнесёте существительные: ребёнок, дом, цветок, кукла, солдатик,

робот, стая, народ? Почему?

Модельный ответ

- Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных и отвечают

на вопрос кто?

Неодушевлённые имена существительные обозначают неживые предметы, растения и

предметы окружающего мира и отвечают на вопрос что?

- Одушевлённые: ребёнок, кукла, солдатик, робот. Неодушевлённые: дом, цветок, стая,

народ.

(Читательские умения: находят и извлекают информацию, используют информацию из

текста для решения практической задачи).

Рабочий лист

N

2

Текст 2

Деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с

делением всего существующего в природе на живое и неживое. Эти слова различаются

не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.

У одушевлённых существительных она совпадает с формой родительного падежа

(вижу школьников - нет школьников); у неодушевлённых

существительных она

совпадает с формой именительного падежа (лежат тетради - вижу тетради).

Именно по форме такие слова как кукла, мертвец, покойник, туз, относятся к

одушевлённым, а слова, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа,

взвод, стая, группа и др.), - к неодушевлённым.

(Источник: Русский язык : 5 класс : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.

Капинос и др. - 8-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2020. - 287, [1] с. : ил. - (Российский

учебник)).

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соот-

ветствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:

Сравним:

Род. падеж

Вин. падеж

Нет (кого? чего?) бабочек

Вижу (кого? что?) бабочек

Нет (кого? чего?) сосен

вижу (кого? что?) сосны

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

-

Почему

же

слова

«кукла»

и

«робот»

являются

одушевлёнными

именами

существительными?

- Почему слова «народ», «войско» и «отряд» - неодушевлённые?

- сформулируйте правило

- Составьте схему-алгоритм для определения одушевлённости и неодушевлённости

имён существительных.

Модельный ответ

- Слова «кукла» и «робот» являются одушевлёнными именами существительными, т.к.

их формы множественного числа винительного падежа совпадают с формами

множественного числа родительного падежа: вижу кого? что? кукол, роботов;

нет кого? чего? кукол, роботов.

- Слова «народ», «войско» и «отряд» являются неодушевлёнными именами

существительными, т к. их формы множественного числа винительного падежа

совпадают с формами множественного числа именительного падежа: вижу кого? что?

народы, войска, отряды; есть кто? что? народы, войска, отряды.

- Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевлённые не только по

смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа. У одушевлённых

существительных она совпадает с формой родительного падежа, у неодушевлённых с

формой именительного падежа

- Схема-алгоритм:

Существительное

Множественное число

В. п. = Р. п.

Одушевленное

Существительное

Множественное число

В. п. ≠ Р. п.

Неодушевленное

(Читательские умения: высказывают и обосновывают свою точку зрения по вопросу,

обсуждаемому в тексте, используют информацию из текста для решения практической

задачи, преобразовывают текстовую информацию в схематическую)

Рабочий лист

N

3

Текст 3

Аллегόрия

(гр.

allēgoria

- иносказание) - иносказательное изображение предмета,

явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Антитéза (гр. antithesis - противоположение) - противопоставление образов, картин,

слов, понятий.

Крылáтые слова - широкоупотребительные меткие образные выражения, большей

частью устного, неиндивидуального происхождения.

Метáфора

(гр.

metaphora

- перенос) - переносное значение слова, основанное на

сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

Óда

(гр. ōdē - песня) - торжественное стихотворение, посвященное какому-то

историческому событию или герою.

Олицетворéние - перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и

явления.

Эпитет

(гр.

epitheton

- букв.: приложенное) - образное определение предмета,

выраженное преимущественно прилагательным.

(Источник: краткий словарь литературоведческих терминов / Литература 5 класс, ч.1,

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд., стер. - Москва :

Просвещение, 2022).

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- Какой приём, используемый в художественной литературе и фольклоре, изображает

неживых существ как живых?

- Из любого стихотворения школьной программы приведите пример этого приёма.

- Можно ли назвать одушевлённым существительным этот пример? Докажите.

Модельный ответ

- Олицетворение.

- Уж небо осенью дышало…

- Нет: в.п. - вижу кого? что? небеса; р.п. - нет кого? чего? небес (формы падежей не

совпадают); в.п. - вижу кого? что? небеса; и.п. - есть кто? что? небеса (формы

падежей совпадают, зн. существительное «небо» - неодушевлённое).

(Читательские умения:

устанавливают связь между понятиями из разных учебных

предметов).



В раздел образования