Автор: Мартынова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бор СШ"
Населённый пункт: поселок Бор, Туруханский район, Красноярский край
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку
Раздел: среднее образование
Урок для формирования читательской грамотности по русскому языку
Конспект урока
1.
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
2.
Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: Почему слова «кукла» и
«робот» - одушевлённые имена существительные, а слова «народ», «войско» и «отряд»
- неодушевлённые?
3.
Ситуация чтения (для чего учащиеся читают тексты)
1)
Поиск
конкретной
информации,
соответствующей
определённым
условиям
(рабочий лист N1)
-
Какие
имена
существительные
называются
одушевлёнными,
какие
неодушевлёнными?
2) Изучение вопроса/темы/проблемы (рабочий лист N1)
- К каким группам отнесёте слова ребёнок, дом, цветок, кукла, солдатик, робот, стая,
народ? Почему?
3) Отбор и переработка информации для создания нового (рабочий лист N2)
-
Почему
же
слова
«кукла»
и
«робот»
являются
одушевлёнными
именами
существительными?
- Сформулируйте правило определения одушевлённости и неодушевлённости имён
существительных.
- Составьте схему-алгоритм для определения одушевлённости и неодушевлённости
имён существительных.
4) Овладение языком (рабочий лист N3)
- Какой приём, используемый в художественной литературе и фольклоре, изображает
неживых существ как живых?
- Из любого стихотворения школьной программы приведите пример этого приёма.
- Можно ли назвать одушевлённым существительным этот пример? Докажите.
4.
Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
-
правило определения одушевлённых имён существительных;
-
правило определения неодушевлённых имён существительных;
уметь (сможет продемонстрировать):
-
определять одушевлённые имена существительные;
-
определять неодушевлённые имена существительные.
5.
Организационно-педагогические условия проведение урока
Формы организации деятельности учащихся: групповая работа,
структурированная дискуссия, самостоятельная работа.
Технология: проблемного обучения.
Форма урока: урок-практикум.
Урок начинается с постановки проблемных вопросов перед учащимися: «Интересно,
почему слова «кукла» и «робот» - одушевлённые имена существительные? И почему
слова «народ», «войско» и «отряд»» - неодушевлённые?» Данные вопросы не имеют
простого, краткого, быстрого и заранее известного ответа; требуют мышления на высоких
когнитивных уровнях (анализ, дедукция, обобщение, прогнозирование и др.)
Эти вопросы являются проблемным началом, которое дает импульс для последующей
работы - нахождению обоснований для правильного определения одушевлённости или
неодушевлённости имён существительных.
Учащиеся,
разделившись
на
группы
(количество
и
состав
групп
может
варьироваться
по
усмотрению
учителя),
изучают
и
анализируют
тексты,
содержащие правила, словарные статьи, таблицы.
Первым
вспоминают
и
анализируют
правило
по
определению
одушевлённости-
неодушевлённости из учебника русского языка начальной школы (рабочий лист N1).
При
выполнении
задания
по
распределению
слов
на
группы
«одушевлённые-
неодушевлённые» возникнет диссонанс из-за постановки проблемного вопроса в начале
урока: вроде кукла - неживой предмет, почему же она должна оказаться в группе
одушевлённых существительных? Здесь - время для структурированной дискуссии внутри
группы (не факт, что дети ответят правильно, но мы зафиксируем на доске их ответы).
Затем учащиеся изучают и анализируют статью учебника русского языка для 5 класса.
(рабочий лист N2)
На основании анализа оценивают и корректируют собственные суждения, обосновывают
и доказывают свою точку зрения, создают алгоритм действий по определению
одушевлённости и неодушевлённости имён существительных, применяют данный
алгоритм на практике.
Все
мнения,
которые
высказывают
группы,
фиксируются
на
доске,
затем
обсуждаются и в итоге класс приходит к общей формулировке правила.
Учащимся предлагается составить схему-алгоритм для определения одушевлённости и
неодушевлённости имён существительных. Дети работают в группах, предлагают свои
варианты на общее суждение и в итоге общей работы методом проб и ошибок схема
«приходит» на доске в свой окончательный вариант.
Глядя на схему, учащиеся в группах приводят примеры определения одушевлённости-
неодушевлённости имён существительных, проговаривают правило.
На этом этапе в группах дети могут провести самооценку своей работы (в виде шкалы на
полях тетради).
Применяют новый способ действия на практике. Упражнение 719 учебника (Русский
язык : 5 класс : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. - 8-е изд.,
стереотип. - М. : Дрофа, 2020. - 287, [1] с. : ил. - (Российский учебник)). Работа
выполняется самостоятельно, в конце работы проводится взаимопроверка.
На этом этапе учащиеся могут уже оценить работу друг друга по пятибалльной шкале.
Межпредметные связи с уроком литературы. Учащиеся отвечают на вопрос: «Какой
приём, используемый в художественной литературе и фольклоре, изображает неживых
существ как живых?» Приводят примеры. (рабочий лист N3)
Домашнее задание: сочинить небольшую волшебную (фантастическую) историю о
куклах или роботах (на выбор), где слова «куклы» и «роботы» будут стоять в разных
падежах. Данная работа поможет учащимся закрепить знания об одушевлённости данных
существительных не только благодаря изученному правилу, но и отождествлению их с
живыми существами.
6.
Рабочие листы для учеников (или дидактические материалы) (не более 6 рабочих
листов)
Рабочий лист
N 1
Текст 1
Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на
вопрос кто?, называются одушевлёнными.
кто? - девочка, бабочка, воробей, крокодил
Имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления
окружающего мира и отвечают на вопрос что?, являются неодушевлёнными.
что? - пень, ландыш, картина, вьюга.
(Источник: Русский язык : 3 класс. В 2 ч. : учебник / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова,
М. И. Кузнецова и др., под ред. С. В. Иванова. - 9-е изд., стереотип. - М. : Вентана-
Граф, 2020. - 192 с. : ил. : вкл. - (Российский учебник).
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
-
Какие
имена
существительные
называются
одушевлёнными,
какие
неодушевлёнными?
- К каким группам отнесёте существительные: ребёнок, дом, цветок, кукла, солдатик,
робот, стая, народ? Почему?
Модельный ответ
- Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных и отвечают
на вопрос кто?
Неодушевлённые имена существительные обозначают неживые предметы, растения и
предметы окружающего мира и отвечают на вопрос что?
- Одушевлённые: ребёнок, кукла, солдатик, робот. Неодушевлённые: дом, цветок, стая,
народ.
(Читательские умения: находят и извлекают информацию, используют информацию из
текста для решения практической задачи).
Рабочий лист
N
2
Текст 2
Деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с
делением всего существующего в природе на живое и неживое. Эти слова различаются
не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа.
У одушевлённых существительных она совпадает с формой родительного падежа
(вижу школьников - нет школьников); у неодушевлённых
существительных она
совпадает с формой именительного падежа (лежат тетради - вижу тетради).
Именно по форме такие слова как кукла, мертвец, покойник, туз, относятся к
одушевлённым, а слова, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа,
взвод, стая, группа и др.), - к неодушевлённым.
(Источник: Русский язык : 5 класс : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.
Капинос и др. - 8-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2020. - 287, [1] с. : ил. - (Российский
учебник)).
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соот-
ветствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Сравним:
Род. падеж
Вин. падеж
Нет (кого? чего?) бабочек
Вижу (кого? что?) бабочек
Нет (кого? чего?) сосен
вижу (кого? что?) сосны
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
-
Почему
же
слова
«кукла»
и
«робот»
являются
одушевлёнными
именами
существительными?
- Почему слова «народ», «войско» и «отряд» - неодушевлённые?
- сформулируйте правило
- Составьте схему-алгоритм для определения одушевлённости и неодушевлённости
имён существительных.
Модельный ответ
- Слова «кукла» и «робот» являются одушевлёнными именами существительными, т.к.
их формы множественного числа винительного падежа совпадают с формами
множественного числа родительного падежа: вижу кого? что? кукол, роботов;
нет кого? чего? кукол, роботов.
- Слова «народ», «войско» и «отряд» являются неодушевлёнными именами
существительными, т к. их формы множественного числа винительного падежа
совпадают с формами множественного числа именительного падежа: вижу кого? что?
народы, войска, отряды; есть кто? что? народы, войска, отряды.
- Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевлённые не только по
смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа. У одушевлённых
существительных она совпадает с формой родительного падежа, у неодушевлённых с
формой именительного падежа
- Схема-алгоритм:
Существительное
Множественное число
В. п. = Р. п.
Одушевленное
Существительное
Множественное число
В. п. ≠ Р. п.
Неодушевленное
(Читательские умения: высказывают и обосновывают свою точку зрения по вопросу,
обсуждаемому в тексте, используют информацию из текста для решения практической
задачи, преобразовывают текстовую информацию в схематическую)
Рабочий лист
N
3
Текст 3
Аллегόрия
(гр.
allēgoria
- иносказание) - иносказательное изображение предмета,
явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Антитéза (гр. antithesis - противоположение) - противопоставление образов, картин,
слов, понятий.
Крылáтые слова - широкоупотребительные меткие образные выражения, большей
частью устного, неиндивидуального происхождения.
Метáфора
(гр.
metaphora
- перенос) - переносное значение слова, основанное на
сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Óда
(гр. ōdē - песня) - торжественное стихотворение, посвященное какому-то
историческому событию или герою.
Олицетворéние - перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и
явления.
Эпитет
(гр.
epitheton
- букв.: приложенное) - образное определение предмета,
выраженное преимущественно прилагательным.
(Источник: краткий словарь литературоведческих терминов / Литература 5 класс, ч.1,
В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд., стер. - Москва :
Просвещение, 2022).
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
- Какой приём, используемый в художественной литературе и фольклоре, изображает
неживых существ как живых?
- Из любого стихотворения школьной программы приведите пример этого приёма.
- Можно ли назвать одушевлённым существительным этот пример? Докажите.
Модельный ответ
- Олицетворение.
- Уж небо осенью дышало…
- Нет: в.п. - вижу кого? что? небеса; р.п. - нет кого? чего? небес (формы падежей не
совпадают); в.п. - вижу кого? что? небеса; и.п. - есть кто? что? небеса (формы
падежей совпадают, зн. существительное «небо» - неодушевлённое).
(Читательские умения:
устанавливают связь между понятиями из разных учебных
предметов).