Напоминание

"На страже безопасности для 5-11 классов"


Автор: Шувалов Юрий Александрович
Должность: учитель ОБЗР
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»
Населённый пункт: г. Вологда, Вологодская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "На страже безопасности для 5-11 классов"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»

Согласовано:

Зам. директора ___________________/_________________

Подпись Расшифровка подписи

Рабочая программа

по курсу «На страже безопасности»

для 5-9 классов

количество часов: 34

учитель: Шувалов Юрий Александрович

Срок реализации 2022-2025 г.

Вологда

2022г.

Введение

Программа «На Страже безопасности» МОУ СОШ № 30 г. Вологда разработана в

соответствии с требованиями законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и

военной службе», «Об образовании» и постановлением правительства РФ от 18

апреля 1992 года №261 «О защите населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», с учетом

Федеральной программы курса ОБЗР,

Комплексной программы физического

воспитания учащихся 1–11 классов В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение,

2010) и Учебного плана МОУ СОШ № 30 на 2022-2023 учебный год.

Направленность программы: военно-патриотическая.

Курс предназначен для

всесторонней подготовки молодежи к предстоящей службе в рядах Вооруженных

Сил Российской Федерации. Программа ориентирована на военно-патриотическое

воспитание юношей и девушек, имеет целевую установку готовить юношей к

защите Отечества, основываясь на боевых традициях России на всех этапах ее

существования,

формировать

морально-психологические

качества,

дисциплинированность,

уважение

к

старшим,

ветеранам

боевых

действий.

Основная цель военно-патриотического воспитания – готовить обучающихся к

защите Родины, своего народа, родного края, воспитывать чувство уважения и

гордости к Российской Федерации и ее Вооруженным силам. Программа включает

пять логически взаимосвязанных разделов. Разделы в совокупности составляют

область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей

природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени.

В

программе

формируются

понятия

здорового

образа

жизни

как

индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему

физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и

активное долголетие.

Новизна программы.

В программе расширена тематика занятий по основным

военно- прикладным дисциплинам, прикладной физической подготовке, что позволит

более качественно подготовить обучающихся по основам военной службы. В

процессе освоения данной программы воспитанники формируются как целостная

личность, в единстве многообразия своих физических , психических и нравственных

качеств.

Актуальность программы.

В настоящее время вопросы военной подготовки

вызывает у подростков большой интерес. Программа позволяет подросткам

приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития у юношей

и

девушек

мотивации

к

познанию,

выработки

чувства

коллективизма,

ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные

навыки

военной

службы

и

основам

безопасности

жизнедеятельности.

Военно-патриотический кружок создается с целью привития подросткам любовь к

Родине, изучения военной истории России, укрепления здоровья и физического

развития, умения действовать в экстремальных ситуациях и сложной обстановке,

привития здорового образа жизни, культуры поведения в обществе, оказать помощь

в выборе будущей профессии.

Педагогическая целесообразность программы проявляется в том, что

получив знания на уроках ОБЗР, часть ребят желает попробовать и проверить себя в

условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные

знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам, особенно

юношам, всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшим: самым

сильным, быстрым, метким, умелым. Это стремление и дает возможность

реализовать программа, в которой изначально запланировано участие в таких

сложных

комплексных

соревнованиях,

как

«Зарница»,

«СтрелОК».

Эти

соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции

интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки,

спортивно-волевые качества. Программа направлена, в первую очередь, на

нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку

их к самостоятельной жизни в обществе.

Цель программы: гражданское и патриотическое воспитание, морально-

психологическая и физическая подготовка подростков. Первоначальная подготовка

по основам военной службы. Развитие у учащихся активной гражданской позиции и

патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,

отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений,

готовность к активному участию в различных сферах жизни общества. Подготовка

к участию в военно-патриотической игре «Зарница», других соревнованиях и

конкурсах по линии ОБЗР.

Задачи:

- Изучение истории и культуры Отечества;

- Изучение стрелкового вооружения, средств защиты, приемов и способов

действий на поле боя;

- Повышение уровня физической подготовки обучающихся, формирование у

них потребности в здоровом образе жизни;

- Развитие волевых и морально- психологических качеств;

- Формирование знаний о порядке и правилах оказания первой медицинской

помощи, умение правильно оказать первую помощь себе и товарищу;

-

Воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданского долга,

дисциплинированности и исполнительности, уважения к старшим.

Содержание

Программа включает четыре логически взаимосвязанных раздела. Разделы в

совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику

защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также

опасностей военного времени, военной, спортивной, медицинской подготовок.

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников,

поддерживание контактов с родителями, классными руководителями.

Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине,

воспитывать

такие

качества,

как

самообладание,

чувство

товарищества,

общительность, смелость, воля к победе.

В

течении

учебного

года

обучающиеся

получают

навыки

юнармейских

специальностей.

В процессе обучения формируются команды для участия в военизированных,

тактических

и

спортивных

соревнованиях,

смотрах,

конкурсах,

викторинах

различного уровня.

Возраст детей : в реализации данной программы участвуют школьники 11-16

лет. Для начала занятий в кружке специальной подготовки не требуется. Но, главное,

без медицинских противопоказаний. Количество занимающихся 27-30 человек.

Срок реализации данной программы –1 год. Программа рассчитана на 34 учебных

часа в год по 1 часу в неделю.

Формы организации занятий:

- тематические занятия,

- игровые уроки,

- практические занятия,

- конкурсы,

- соревнования,

- дискуссии, беседы.

Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:

1.

Индивидуальные.

2.

Групповые.

Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:

просмотр учебных кинофильмов;

походы по знаменательным историческим местам;

участие в смотрах, военно- спортивных и тактических играх;

учебные семинары;

встреча с ветеранами войн;

вахта памяти;

показательные выступления.

Режим занятий: занятия проводятся для обучающихся 5 – 11 классов, один раз в

неделю по 45 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также

других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в

учебно-полевых сборах и соревнованиях продолжительность учебного дня не

регламентируется.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

правила выживания в условиях вынужденной автономии;

правила поведения в экстремальной ситуации;

основы службы в Вооруженных силах;

историю ВС РФ, их состав, военную доктрину ВС РФ;

основы ведения рукопашного боя;

нормы ГТО

Должны уметь:

пользоваться основными видами стрелкового оружия;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

ориентироваться на местности;

оказывать первую (доврачебную) помощь;

выполнять физические упражнения;

применять полученные знания на практике.

Должны владеть:

- приемами строевой подготовки;

- основами самозащиты;

- способами выживания в экстремальных условиях;

- выполнять нормативы по физической подготовке, установленные «Наставлением по

физической подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации»;

- выполнять основные мероприятия, определенные уставом внутренней службы,

строевым уставом, уставом гарнизонной, комендантской и караульной службы ВС

РФ.

Результативность усвоения программы обучающимися проверяется в ходе

военно-спортивных игр, соревнований, смотров, квалификационных экзаменов.

Учебно-тематический план

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

1

Безопасность и защита человека в опасных и

чрезвычайных ситуациях

4

2

Основы военной подготовки

15

3

Основы медицинских знаний и охрана здоровья

подростков

6

4

Физическая и туристская подготовка

9

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в

повседневной жизни и правила безопасного поведения .

Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС

1

2

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.

Экстремальные условия и их влияние на человека .

1

3

Чрезвычайные ситуации природного и социального характера

1

4.

Противопожарная безопасность. Навыки пожаротушения.

1

5.

Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед

построением и в строю. Выполнение команд: «Становись»,

«Равняйсь»,

«Смирно»,

«Вольно»,

«Заправиться»,

«Разойдись» .

1

6.

Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.

Повороты на месте. Движение походным, строевым шагом.

Воинское приветствие на месте и в движении .

1

7.

Строи отделения взвода. Повороты в движении. Выход из

строя, подход к начальнику и возвращение в строй.

1

8.

Меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами.

Выбор цели, прицела и точки прицеливания. Стрельба из ПВ .

5

9.

Назначение, боевые свойства, общие устройства АК. Неполная

разборка, сборка АК. Выполнение норматива по неполной

разборке АК. Снаряжение магазина патронами. Стрельба из

ПВ.

1

10.

Основы

общевойскового

боя

.Основы

применения

подразделений в общевойсковом бою.

Передвижение солдат в бою, индивидуальное и в группе.

2

11.

Оружие массового поражения. Ядерное оружие Химическое

оружие.

Бактериологическое

оружие.

Устройство

противогаза, общевойскового защитного комплекта.

2

12.

Воинские

обязанности

военнослужащих,

права

и

2

ответственность военнослужащих . Воинские звания и знаки

различия .

13.

Медицинская аптечка, природные лекарственные средства .

Первая помощь при ранениях и травмах . Транспортировка

пострадавшего.

1

14.

Первая

помощь при остановке сердечной деятельности.

Понятие раны. Виды ран.

1

15.

Ожоги, классификация ожогов и их степени. Первая помощь

при ожогах. Повязки. Виды повязок и правила их наложения.

2

16.

Кровотечения.

Виды

и

признаки,

способы

временной

остановки кровотечения.

2

17.

Меры безопасности при занятиях физической подготовки.

1

18.

Общефизическая подготовка. Выполнение общефизических

упражнений для мышц рук, туловища и ног: упражнения в

парах с набивным мячом, на перекладине

(подтягивание, выход силой, подъем переворотом, поднос

прямых ног), на гимнастической стенке (угол, прогибания), на

брусьях (сгибание и разгибание рук в размахивании, угол).

Челночный бег 10х10 м, бег на 100-400 м с высокого и низкого

старта, на 1000, 2000 и 3000 м.

2

19.

Главные сражения ВОВ. Полководцы, герои – вологжане.

2

24.

Ознакомление

с

единой

полосой

препятствий.

Порядок

выполнения упражнения. Ознакомление с

преодолением отдельных препятствий и тренировка в их

преодоление.

2

25.

Общие

требования

к

туристскому

снаряжению.

Личное

снаряжение. Групповое снаряжение. Укладка рюкзака. Привал

- действия группы и выбор мета. Выбор места и правила

организации лагеря (ночлега). Установка палатки.

1

26.

Костры

и

костровое

хозяйство.

Разведение

костра,

поддержание костра. Выбор и заготовка дров. Разведение

костра под дождем. Приспособления для приготовления пищи.

Меры предосторожности. Питание в походе. Составление

рациона,

закупка

продуктов,

упаковка

и

хранение,

приготовление пищи. Снаряжение.

1

Материально-техническое обеспечение :

Спортивный зал при школе.

Спортивная площадка при школе.

Пневматическая винтовка. Мишени.

Мячи различные:футбольные,баскетбольные,волейбольные,гандбольные, резиновые,теннисные,

набивные различной массы, малые для метания.

Гимнастические стенки, перекладины,гимнастические маты, гимнастические скамейки, гантели,

гимнастические палки, секундомер, свисток.

Компьютер с проектором.

Макет пистолета Макарова (ПВ).

Макет АК-74.

Методическое обеспечение:

Наставление по физической подготовке;

Наставление по огневой подготовке, Курс стрельб;

Общевоинские уставы;

Учебники по ОБЖ 9-11 класс.

Литература:

1.

Федеральный Закон РФ «Об обороне»

2.

Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

3.

Ю.Я. Леонтьев, М.Б. Астапов. Региональная программа курса «Основы безопасности

жизнедеятельности»

для

учащихся

9-11-х

классов

общеобразовательных

учреждений

Краснодарского края. Краснодар. ООО «Кубаньпечать» 2000г.;

4.

М.Б.

Астапов,

Е.П.

Душин.

Сборник

нормативных

документов

по

физической

подготовленности допризывной молодежи для образовательных учреждений края. Краснодар.

ООО «Просвещение-Юг» 2002г.;

5.

А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. Методические материалы и документы по курсу Основы

безопасности жизнедеятельности. Москва. «Просвещение» 2001г.;

6.

Боевой Устав сухопутных войск ч.3 (взвод, отделение, танк).

7.

П.В. Босенко. Руководство по 5,45-мм автоматам Калашникова и 5,45-мм ручным пулеметам

Калашникова. Москва. Военное издательство 2001г.;

8.

Учебник сержанта мотострелковых войск. Москва. Военное издательство 2002 г.;

9.

Н.М.

Коршунов,

В.И.

Александров.

Программа

боевой

подготовки

мотострелковых

подразделений. Москва. Военное издательство 1995г.;

10. А.И. Скородумов. Методические рекомендации по организации и методике проведения занятий

по боевой подготовке в мотострелковых и танковых подразделениях. Москва. ООО «Каталит»

2004г.;

11. А.В. Квашнин, А.И. Скородумов. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков

вооруженных сил Российской Федерации. Москва. Военное издательство 2003г.;

12. А.В. Орлов. Наставление по физической подготовке в Советской армии и военно-морском

флоте (НФП-01). Москва. Военное издательство 2001г.;

13. А.Я. Бужак. Краткий исторический очерк «85 лет на страже южных рубежей».г. Ростов-на-

Дону. «Военный вестник СКВО» 2003г.;

14. Конституция Российской Федерации.

15. Общевоинские Уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Изд. "Эксмо" 2010 г.



В раздел образования