Автор: Шувалов Юрий Александрович
Должность: учитель ОБЗР
Учебное заведение: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»
Населённый пункт: г. Вологда, Вологодская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "На страже безопасности для 5-11 классов"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Согласовано:
Зам. директора ___________________/_________________
Подпись Расшифровка подписи
Рабочая программа
по курсу «На страже безопасности»
для 5-9 классов
количество часов: 34
учитель: Шувалов Юрий Александрович
Срок реализации 2022-2025 г.
Вологда
2022г.
Введение
Программа «На Страже безопасности» МОУ СОШ № 30 г. Вологда разработана в
соответствии с требованиями законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности и
военной службе», «Об образовании» и постановлением правительства РФ от 18
апреля 1992 года №261 «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», с учетом
Федеральной программы курса ОБЗР,
Комплексной программы физического
воспитания учащихся 1–11 классов В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение,
2010) и Учебного плана МОУ СОШ № 30 на 2022-2023 учебный год.
Направленность программы: военно-патриотическая.
Курс предназначен для
всесторонней подготовки молодежи к предстоящей службе в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации. Программа ориентирована на военно-патриотическое
воспитание юношей и девушек, имеет целевую установку готовить юношей к
защите Отечества, основываясь на боевых традициях России на всех этапах ее
существования,
формировать
морально-психологические
качества,
дисциплинированность,
уважение
к
старшим,
ветеранам
боевых
действий.
Основная цель военно-патриотического воспитания – готовить обучающихся к
защите Родины, своего народа, родного края, воспитывать чувство уважения и
гордости к Российской Федерации и ее Вооруженным силам. Программа включает
пять логически взаимосвязанных разделов. Разделы в совокупности составляют
область знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасностей
природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени.
В
программе
формируются
понятия
здорового
образа
жизни
как
индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему
физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и
активное долголетие.
Новизна программы.
В программе расширена тематика занятий по основным
военно- прикладным дисциплинам, прикладной физической подготовке, что позволит
более качественно подготовить обучающихся по основам военной службы. В
процессе освоения данной программы воспитанники формируются как целостная
личность, в единстве многообразия своих физических , психических и нравственных
качеств.
Актуальность программы.
В настоящее время вопросы военной подготовки
вызывает у подростков большой интерес. Программа позволяет подросткам
приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития у юношей
и
девушек
мотивации
к
познанию,
выработки
чувства
коллективизма,
ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные
навыки
военной
службы
и
основам
безопасности
жизнедеятельности.
Военно-патриотический кружок создается с целью привития подросткам любовь к
Родине, изучения военной истории России, укрепления здоровья и физического
развития, умения действовать в экстремальных ситуациях и сложной обстановке,
привития здорового образа жизни, культуры поведения в обществе, оказать помощь
в выборе будущей профессии.
Педагогическая целесообразность программы проявляется в том, что
получив знания на уроках ОБЗР, часть ребят желает попробовать и проверить себя в
условиях соревнований. Вот для таких обучающихся, имеющих уже определенные
знания и опыт, создана эта программа. Опыт показывает, что ребятам, особенно
юношам, всегда присущ дух соперничества, желание быть лучшим: самым
сильным, быстрым, метким, умелым. Это стремление и дает возможность
реализовать программа, в которой изначально запланировано участие в таких
сложных
комплексных
соревнованиях,
как
«Зарница»,
«СтрелОК».
Эти
соревнования воспитывают коллективизм, умение подчинять свои амбиции
интересам команды, чувству ответственности за свои действия и поступки,
спортивно-волевые качества. Программа направлена, в первую очередь, на
нравственное воспитание и физическое совершенствование учащихся, подготовку
их к самостоятельной жизни в обществе.
Цель программы: гражданское и патриотическое воспитание, морально-
психологическая и физическая подготовка подростков. Первоначальная подготовка
по основам военной службы. Развитие у учащихся активной гражданской позиции и
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений,
готовность к активному участию в различных сферах жизни общества. Подготовка
к участию в военно-патриотической игре «Зарница», других соревнованиях и
конкурсах по линии ОБЗР.
Задачи:
- Изучение истории и культуры Отечества;
- Изучение стрелкового вооружения, средств защиты, приемов и способов
действий на поле боя;
- Повышение уровня физической подготовки обучающихся, формирование у
них потребности в здоровом образе жизни;
- Развитие волевых и морально- психологических качеств;
- Формирование знаний о порядке и правилах оказания первой медицинской
помощи, умение правильно оказать первую помощь себе и товарищу;
-
Воспитание у подростков чувства патриотизма и гражданского долга,
дисциплинированности и исполнительности, уважения к старшим.
Содержание
Программа включает четыре логически взаимосвязанных раздела. Разделы в
совокупности составляют область знаний, охватывающую теорию и практику
защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также
опасностей военного времени, военной, спортивной, медицинской подготовок.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников,
поддерживание контактов с родителями, классными руководителями.
Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине,
воспитывать
такие
качества,
как
самообладание,
чувство
товарищества,
общительность, смелость, воля к победе.
В
течении
учебного
года
обучающиеся
получают
навыки
юнармейских
специальностей.
В процессе обучения формируются команды для участия в военизированных,
тактических
и
спортивных
соревнованиях,
смотрах,
конкурсах,
викторинах
различного уровня.
Возраст детей : в реализации данной программы участвуют школьники 11-16
лет. Для начала занятий в кружке специальной подготовки не требуется. Но, главное,
без медицинских противопоказаний. Количество занимающихся 27-30 человек.
Срок реализации данной программы –1 год. Программа рассчитана на 34 учебных
часа в год по 1 часу в неделю.
Формы организации занятий:
- тематические занятия,
- игровые уроки,
- практические занятия,
- конкурсы,
- соревнования,
- дискуссии, беседы.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:
1.
Индивидуальные.
2.
Групповые.
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
просмотр учебных кинофильмов;
походы по знаменательным историческим местам;
участие в смотрах, военно- спортивных и тактических играх;
учебные семинары;
встреча с ветеранами войн;
вахта памяти;
показательные выступления.
Режим занятий: занятия проводятся для обучающихся 5 – 11 классов, один раз в
неделю по 45 минут. При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также
других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть, участием в
учебно-полевых сборах и соревнованиях продолжительность учебного дня не
регламентируется.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
правила выживания в условиях вынужденной автономии;
правила поведения в экстремальной ситуации;
основы службы в Вооруженных силах;
историю ВС РФ, их состав, военную доктрину ВС РФ;
основы ведения рукопашного боя;
нормы ГТО
Должны уметь:
пользоваться основными видами стрелкового оружия;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
ориентироваться на местности;
оказывать первую (доврачебную) помощь;
выполнять физические упражнения;
применять полученные знания на практике.
Должны владеть:
- приемами строевой подготовки;
- основами самозащиты;
- способами выживания в экстремальных условиях;
- выполнять нормативы по физической подготовке, установленные «Наставлением по
физической подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации»;
- выполнять основные мероприятия, определенные уставом внутренней службы,
строевым уставом, уставом гарнизонной, комендантской и караульной службы ВС
РФ.
Результативность усвоения программы обучающимися проверяется в ходе
военно-спортивных игр, соревнований, смотров, квалификационных экзаменов.
Учебно-тематический план
№
Виды спортивной подготовки
Кол-во часов
1
Безопасность и защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях
4
2
Основы военной подготовки
15
3
Основы медицинских знаний и охрана здоровья
подростков
6
4
Физическая и туристская подготовка
9
ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
1
Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в
повседневной жизни и правила безопасного поведения .
Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС
1
2
Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.
Экстремальные условия и их влияние на человека .
1
3
Чрезвычайные ситуации природного и социального характера
1
4.
Противопожарная безопасность. Навыки пожаротушения.
1
5.
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед
построением и в строю. Выполнение команд: «Становись»,
«Равняйсь»,
«Смирно»,
«Вольно»,
«Заправиться»,
«Разойдись» .
1
6.
Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка.
Повороты на месте. Движение походным, строевым шагом.
Воинское приветствие на месте и в движении .
1
7.
Строи отделения взвода. Повороты в движении. Выход из
строя, подход к начальнику и возвращение в строй.
1
8.
Меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами.
Выбор цели, прицела и точки прицеливания. Стрельба из ПВ .
5
9.
Назначение, боевые свойства, общие устройства АК. Неполная
разборка, сборка АК. Выполнение норматива по неполной
разборке АК. Снаряжение магазина патронами. Стрельба из
ПВ.
1
10.
Основы
общевойскового
боя
.Основы
применения
подразделений в общевойсковом бою.
Передвижение солдат в бою, индивидуальное и в группе.
2
11.
Оружие массового поражения. Ядерное оружие Химическое
оружие.
Бактериологическое
оружие.
Устройство
противогаза, общевойскового защитного комплекта.
2
12.
Воинские
обязанности
военнослужащих,
права
и
2
ответственность военнослужащих . Воинские звания и знаки
различия .
13.
Медицинская аптечка, природные лекарственные средства .
Первая помощь при ранениях и травмах . Транспортировка
пострадавшего.
1
14.
Первая
помощь при остановке сердечной деятельности.
Понятие раны. Виды ран.
1
15.
Ожоги, классификация ожогов и их степени. Первая помощь
при ожогах. Повязки. Виды повязок и правила их наложения.
2
16.
Кровотечения.
Виды
и
признаки,
способы
временной
остановки кровотечения.
2
17.
Меры безопасности при занятиях физической подготовки.
1
18.
Общефизическая подготовка. Выполнение общефизических
упражнений для мышц рук, туловища и ног: упражнения в
парах с набивным мячом, на перекладине
(подтягивание, выход силой, подъем переворотом, поднос
прямых ног), на гимнастической стенке (угол, прогибания), на
брусьях (сгибание и разгибание рук в размахивании, угол).
Челночный бег 10х10 м, бег на 100-400 м с высокого и низкого
старта, на 1000, 2000 и 3000 м.
2
19.
Главные сражения ВОВ. Полководцы, герои – вологжане.
2
24.
Ознакомление
с
единой
полосой
препятствий.
Порядок
выполнения упражнения. Ознакомление с
преодолением отдельных препятствий и тренировка в их
преодоление.
2
25.
Общие
требования
к
туристскому
снаряжению.
Личное
снаряжение. Групповое снаряжение. Укладка рюкзака. Привал
- действия группы и выбор мета. Выбор места и правила
организации лагеря (ночлега). Установка палатки.
1
26.
Костры
и
костровое
хозяйство.
Разведение
костра,
поддержание костра. Выбор и заготовка дров. Разведение
костра под дождем. Приспособления для приготовления пищи.
Меры предосторожности. Питание в походе. Составление
рациона,
закупка
продуктов,
упаковка
и
хранение,
приготовление пищи. Снаряжение.
1
Материально-техническое обеспечение :
Спортивный зал при школе.
Спортивная площадка при школе.
Пневматическая винтовка. Мишени.
Мячи различные:футбольные,баскетбольные,волейбольные,гандбольные, резиновые,теннисные,
набивные различной массы, малые для метания.
Гимнастические стенки, перекладины,гимнастические маты, гимнастические скамейки, гантели,
гимнастические палки, секундомер, свисток.
Компьютер с проектором.
Макет пистолета Макарова (ПВ).
Макет АК-74.
Методическое обеспечение:
Наставление по физической подготовке;
Наставление по огневой подготовке, Курс стрельб;
Общевоинские уставы;
Учебники по ОБЖ 9-11 класс.
Литература:
1.
Федеральный Закон РФ «Об обороне»
2.
Федеральный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
3.
Ю.Я. Леонтьев, М.Б. Астапов. Региональная программа курса «Основы безопасности
жизнедеятельности»
для
учащихся
9-11-х
классов
общеобразовательных
учреждений
Краснодарского края. Краснодар. ООО «Кубаньпечать» 2000г.;
4.
М.Б.
Астапов,
Е.П.
Душин.
Сборник
нормативных
документов
по
физической
подготовленности допризывной молодежи для образовательных учреждений края. Краснодар.
ООО «Просвещение-Юг» 2002г.;
5.
А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. Методические материалы и документы по курсу Основы
безопасности жизнедеятельности. Москва. «Просвещение» 2001г.;
6.
Боевой Устав сухопутных войск ч.3 (взвод, отделение, танк).
7.
П.В. Босенко. Руководство по 5,45-мм автоматам Калашникова и 5,45-мм ручным пулеметам
Калашникова. Москва. Военное издательство 2001г.;
8.
Учебник сержанта мотострелковых войск. Москва. Военное издательство 2002 г.;
9.
Н.М.
Коршунов,
В.И.
Александров.
Программа
боевой
подготовки
мотострелковых
подразделений. Москва. Военное издательство 1995г.;
10. А.И. Скородумов. Методические рекомендации по организации и методике проведения занятий
по боевой подготовке в мотострелковых и танковых подразделениях. Москва. ООО «Каталит»
2004г.;
11. А.В. Квашнин, А.И. Скородумов. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков
вооруженных сил Российской Федерации. Москва. Военное издательство 2003г.;
12. А.В. Орлов. Наставление по физической подготовке в Советской армии и военно-морском
флоте (НФП-01). Москва. Военное издательство 2001г.;
13. А.Я. Бужак. Краткий исторический очерк «85 лет на страже южных рубежей».г. Ростов-на-
Дону. «Военный вестник СКВО» 2003г.;
14. Конституция Российской Федерации.
15. Общевоинские Уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Изд. "Эксмо" 2010 г.