Автор: Гуляева Светлана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище», ПСВУ.
Населённый пункт: ПГТ Звездный
Наименование материала: статья
Тема: Самодисциплина, как необходимое качество для формирования личности суворовца в новой среде
Раздел: полное образование
Гуляева С. С.
Самодисциплина, как необходимое качество
для формирования личности суворовца в новой среде
Ключевые слова:
успешная адаптация, эмоциональное состояние,
самодисциплина, успех в обучении, микроклимат в коллективе, коллектив,
суворовский коллектив.
На этапе адаптации любой человек сталкивается с множеством
трудностей: смена обстановки, режима дня, изменение привычных условий,
формирование новых жизненных навыков, окружения, а также появляются
новые требования, которые для личности могут вызывать затруднения. Для
будущего суворовца, обладающего высоким потенциалом, важно не только
проявлять силу воли, но и постоянно укреплять свою самодисциплину –
способность управлять своими действиями, эмоциями и мыслями с целью
достижения поставленных целей. В контексте военной академии или
образовательного учреждения, самодисциплина становится фундаментом
успешного обучения, развития характера и формирования личности.
К.К.Платонова понимает социально-психологическую адаптацию, как
«приспособление личности к взаимодействию с новым коллективом.
Легкость и полнота социально-психологической адаптации зависят как от
особенностей
коллектива,
так
и
от
коммуникативных
способностей
личности» [1, с. 37].
Д.А.Леонтьев
рассматривает
саморегуляцию
как
«универсальный
принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или
другими высшими критериями желательного», а также как «механизм
целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к
более благоприятным результатам» [2, с. 18-37].
Приспособление к новой среде предполагает формирование новых
привычек, которые закрепляют дисциплину и помогают реализовать задачи
обучения и воспитания. Самодисциплина является драйвером этого процесса,
поскольку она обеспечивает систематичность и последовательность в
действиях.
Один из методов укрепления этого механизма — внедрение системных
привычек, которые автоматизируют повседневные действия. Например,
создание
ритуалов
и
повторяющихся
действий,
таких
как
утреннее
построение, выполнение зарядки или подготовка к занятиям. Благодаря
постоянству и повторению происходит автоматизация поведения, которая
облегчает адаптацию к новым условиям.
Рассмотрим
ряд
мероприятий,
которые
мы,
как
воспитатели
суворовцев, применяем и контролируем выполнение ежедневно (в т.ч. с
помощью командиров отделения и заместителя командира взвода):
1.Подъем
- Ранний подъем (в будние дни в 7:00, в выходные в 8:00).
- Быстрая физическая зарядка (15–20 минут).
- Гигиена и порядок (10–15 минут).
- Планирование дня (5–7 минут), воспитатель на общем построении
обозначает задачи на день и мотивирует на получение хороших отметок.
2.Учебная/практическая деятельность (учебные занятия с 8:40-14:40)
конкретно по расписанию.
- Переменка и отдых (10 минут между уроками).
3. В течении всего дня выполнение мелких задач без промедления:
уборка места, подготовка снаряжения на следующий день, соблюдение
расписания.
4. Дополнительное образование по расписанию.
5.
Самоподготовка,
на
которой
суворовцы
в
составе
всего
подразделения выполняют домашнее задание под контролем воспитателя.
6. Ужин.
7. Вечерняя прогулка в составе подразделения.
8. Вечерняя поверка.
9. Вечерние гигиенические мероприятия под контролем воспитателя
(приятие душа, стирка нижнего белья, наведение порядка)
10. Личное время, разговоры по телефону с родителями до 21:50,
построение и отбой в 22:00.
Для
выполнения
всех
вышеперечисленных
режимных
моментов
необходима самодисциплина. Для её поддержания используем следующие
практические методы:
Правило двух минут: если задача занимает до 2 минут, сделай её
сейчас.
Правило 5 секунд: если сомневаешься — считай до 5 и начинай.
Ведение дневника достижений: 3 пункта, что сделал хорошо, что
можно улучшить, чему научился.
Парная ответственность: договорись с товарищем о дружеской
проверке выполнения задач.
Награды за последовательность: маленькие награды за неделю без
пропусков важных привычек.
Контрольный список: утро, день, вечер — по каждому блоку отмечай
выполнено/нет.
Самодисциплина укрепляется на базе внутренних ценностей, таких как
честь, долг, ответственность и любовь к Родине. Эти убеждения служат
фундаментом для формирования характера, направляют поведение и
укрепляют внутренний стержень.
Максимально
эффективно
развитие
характера
происходит
при
подходящей социальной среде, которая поддерживает ценности дисциплины,
ответственности
и
личностного
роста.
Наставники,
однокурсники
и
руководители должны быть примером и создавать условия, стимулирующие
развитие внутреннего стержня.
Наглядно рассмотрим практическое влияние самодисциплины на
успешность адаптации.
Таблица 1.
Факторы адаптации
Фактор
адаптации
Практическое влияние
Примеры
самодисциплины
Учебная
деятельность
Обеспечивает
регулярное
выполнение
учебных заданий, подготовку
к занятиям и контроль за
результатами
Строгое
расписание,
выполнение
домашней
работы без прокрастинации
Физическая
подготовка
Формирует привычку к
ежедневным тренировкам, что
способствует
укреплению
здоровья и дисциплине
Заводить
дневник
тренировок,
соблюдать
режим питания и отдыха
Социальная
адаптация
Помогает
взаимодействовать
с
однокурсниками
и
наставниками,
соблюдать
субординацию и этикет
Активное
участие
в
командных
упражнениях,
соблюдение
правил
внутреннего распорядка
Психологиче
ская устойчивость
Способствует
управлению
эмоциями,
стрессами и разочарованиями
Контроль над нервной
реакцией,
развитие
позитивного мышления
Личностное
развитие
Помогает формировать
ценности
и
установки,
необходимые для дальнейшей
службы и жизни
Регулярное
саморефлексирование,
целеполагание
Некоторые обучающиеся приходят с уже развитой самодисциплиной, а
остальным её необходимо развивать. В таблице приведены конкретные
методы развития самодисциплины, используемые в практике на ежедневной
основе.
Таблица 2.
Методы самодисциплины
Метод
Описание
Примеры реализации
Создание
четкого режима дня
Разработка
распорядка и строгое
его соблюдение
Подъем в 7:00, утренний
пробег,
учебные
занятия,
физические упражнения,
отдых и самоподготовка
Постановка
конкретных целей
Определение
краткосрочных
и
долгосрочных задач
На
месяц
–
улучшить
результаты по физподготовке, на
год
—
освоить
новую
дисциплину
Самоанализ и
рефлексия
Регулярная
оценка
своих
поступков и прогресса
Беседы с наставниками
Развитие
привычек
через
повторение
Формирование
устойчивых
навыков
через
постоянное
выполнение одних и
тех же действий
Ежедневное
выполнение
физических
упражнений
(занятия на пекладине, бег не
менее 1 км.) и утренней зарядки
Использование
мотивационных
техник
Мотивация через
награды и поощрения
За выполненное задание –
небольшая награда или похвала
от наставника
Помимо
традиционных
подходов,
в
современном
воспитании
используются
инновационные
методики,
повышающие
эффективность
развития самодисциплины:
Методика «Маяк»: установка ясных целей и контроль прогресса.
Каждый день или другой временной промежуток задается конкретная цель,
которая
разбивается
на
этапы,
фиксируется
и
регулярным
образом
оценивается.
Приведем конкретный пример работы данной методики в 3 взводе 5
роты. Регулярно в течении всего дня воспитателем доводится конкретная
задача, а контроль за выполнением поручается младшим командирам
(заместителю командира взвода и командирами отделений), по мере
выполнения поставленных задач заместитель командира взвода отчитывается
перед воспитателем.
Также разработана специальная методика по наведению внутреннего
порядка
в
жилых
блоках.
За
каждым
жилым
блоком
закреплен
ответственный, который следит за порядком и дисциплиной.
Тренировки по моделированию ситуаций: ситуация имитации
чрезвычайных ситуаций или конфликтов, где необходимо соблюдать
дисциплину
и
проявлять
лидерство.
Эти
тренировки
способствуют
формированию адаптивных навыков и ответственности.
В нашем взводе регулярно происходят беседы, в которых мы с
суворовцами рассматриваем конкретные примеры конфликтных ситуаций и
пути их разрешения. Проведенные беседы фиксируем в педагогическом
дневнике индивидуального изучения суворовцев.
Ментальные тренировки и визуализация: развитие внутреннего
образа себя как дисциплинированного человека. В процессе занятий
суворовцы учатся представлять себе ситуации успеха и поведения, что
укрепляет их внутреннюю мотивацию.
Создание
соревновательной
среды:
современные
программы
позволяют
автоматизировать
контроль
за
выполнением
заданий,
мотивировать и создавать соревновательную среду.
Во
всех
подразделениях
училища
на
стендах
каждую
неделю
вывешивают результаты обучения, где можно увидеть средний балл
обучения и занимаемое место в роте. Суворовец увидевший свой результат,
старается быть более успешным, чем товарищи и в данном случае начинает
работать метод самодисциплины, как следствие воспитанник становиться
более собранный и организованный в выполнении домашнего задания и
более активный на уроках.
Конкурсная деятельность: подробнее хотелось бы остановиться на
конкурсной деятельности, как один из методов воспитании самодисциплины
у суворовцев 3 взвода 5 роты.
Участие в различных соревнованиях и
конкурсах
требует
от
участников
высокой
степени
ответственности,
организованности и целенаправленности. Во-первых, конкурсы стимулируют
развитие навыков планирования и целеполагания, поскольку для достижения
успеха
необходима
соответствующая
подготовка,
режимность
и
регулярность (в т.ч. участие в военных слётах или интеллектуальных
состязаниях, требующие системной подготовки, развитие саморегуляции и
самоуправления). Во-вторых, конкурсная деятельность учит преодолевать
трудности и справляться с негативными эмоциями.
В нашем подразделении конкурсная деятельность занимает почетное
место и является важным критерием определения успешности каждого
суворовца. Суворовцы активно принимают участие в конкурсах на разных
уровнях (всероссийский, региональный, городской и училищный). Важно
отметить, что если суворовец успешен в данном направлении, то и адаптация
происходит более плавно и эффективно.
3 взвод 5 роты принимает участие в командных спортивных
соревнованиях
или
военно-патриотических
конкурсах,
где
требуется
объединение
усилий,
стратегическое
мышление
и
эмоциональная
устойчивость. В процессе подготовки и проведения конкурсов суворовцы
развивают навыки коммуникации, умение мотивировать и поддерживать
своих товарищей что является ключевым компонентом лидерства.
Коллектив нашей роты активно взаимодействует с домом культуры
Звездного, принимает участие и занимает призовые места в творческих
конкурсах, в выставках и конкурсах чтецов.
Например, участие в интеллектуальных играх типа «Квесты» или
«Битвы
умов»
требует
от
участников
проявлять
инициативу,
что
способствует
развитию
лидерских
функций.
Кроме
того,
победы
и
достижения в конкурсах закрепляют уверенность в своих силах и усиливают
желание вести за собой других. Лидерские качества, воспитанные через
конкурсную деятельность, становятся основой для будущего офицерского
состава и гражданских лидеров. Таким образом, конкурсы помогают
формировать не только профессиональные навыки, но и внутренний
стержень, необходимый для эффективного руководства и принятия решений
в любой сфере деятельности.
При этом активно используется система поощрения, что мотивирует
воспитанников взвода принимать участие в конкурсах более активно и
становиться еще успешнее.
Эффективное развитие самодисциплины у юных суворовцев — это
комплексное
системное
мероприятие,
сочетающее
традиционные
и
инновационные методы, психологическую работу и активное участие
педагогов.
Организация
таких
воспитательных
практик
способствует
формированию
ответственной,
морально
устойчивой
и
самосовершенствующейся личности. В результате, воспитанники не только
приобретают навыки самодисциплины, но и развивают личностные качества,
необходимые для успешной службы и жизни.
Библиографический список
1.
Касатиков А. А., Остапенко А. А. Метки взросления как мера
соответствия ступеней онтогенеза человека и иерархических ступеней
общества // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 2. – c. 59–64
2.
Леонтьев
Д.А.
Саморегуляция,
ресурсы
и
личностный
потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37
.