Автор: Радченко Виктория Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Золушка" Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: " В гостях у Лего". Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди,
способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой
организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а
также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед
педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые
задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное
значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание
3D-моделей
из
LEGO-конструкторов,
которые
обеспечивают
сложность
и
многогранность
воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане
формирования
умения
и
навыков
исследовательского
поведения.
LEGO–конструирование
способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об
окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Дополнительная образовательная
программа по «Легоконструрованию» актуальна тем,
что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем
другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование
объединяет
в
себе
элементы
игры
с
экспериментированием,
а,
следовательно,
активизирует
мыслительно-речевую
деятельность
дошкольников,
развивает
конструкторские
способности
и
техническое
мышление,
воображение
и
навыки
общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более
высокий
уровень
развитие
познавательной
активности
дошкольников,
а
это
–
одна
из
составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование
LEGO-конструктора
является
великолепным
средством
для
интеллектуального
развития
дошкольников,
обеспечивающее
интеграцию
различных
видов
деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного
подхода в обучении.
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
позволяет
дошкольникам
в
форме
познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования,
развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование
различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации
новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько
на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет
играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор
открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные
качества
как
любознательность,
активность,
самостоятельность,
ответственность,
взаимопонимание,
навыки
продуктивного
сотрудничества,
повышения
самооценки
через
осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного
напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется
логическое, проектное мышление.
В
ходе
образовательной
деятельности
дети
становятся
строителями,
архитекторами
и
творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая
целесообразность
программы
обусловлена
развитием
конструкторских
способностей
детей
через
практическое
мастерство.
Целый
ряд
специальных
заданий
на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. На занятиях
сформирована
структура
деятельности,
создающая
условия
для
развития
конструкторских
способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность
и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к
пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Дополнительная образовательная
программа по «Легоконструрованию» имеет научно-
техническую направленность и приобщает детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) к
техническому творчеству.
Цель и задачи.
Цель
программы :
создание
благоприятных
условий
для
развития
у
старших
дошкольников
первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи: На
занятиях
по
LEGO-конструированию
ставится
ряд
обучающих,
развивающих
и
воспитательных задач:
развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать
детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять
одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
развивать
мелкую
моторику
рук,
стимулируя
в
будущем
общее
речевое
развитие
и
умственные способности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-
деятельностный
подход,
предполагающий
чередование
практических
и
умственных
действий
ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует
от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В
этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы,
которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в
режиме игры.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых.
Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего
нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство
детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие
конструкторских способностей у детей. Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 5-6
лет .
Работа
по
LEGO-конструированию
проводится
в
рамках
дополнительного
образования.
Тематика
дополнительного
образования
по
LEGO-конструированию
рассчитана
на
период
с
октября по май. Периодичность занятий: 1 раз в неделю .
Ожидаемые результаты:
Оформление в группе LEGO теки с разнообразными наборами конструкторов LEGO.
Составление каталога дидактических игр и упражнений, направленных
на
обогащение
способов моделирования из LEGO конструктора.
Создание картотеки художественных и наглядно-схематических образцов построек из LEGO
конструктора.
Создание альбома детских работ.
Проведение конкурсов построек из конструктора LEGO.
Разработка правил работы LEGO теки, для детей и родителей.
Организация семейных LEGO игротек.
В результате освоения содержания рабочей программы дети умеют:
планировать свою работу и доводить её до конца;
организовывать самостоятельные конструктивные игры с наборами LEGO;
создавать коллективные постройки, воплощая свои идеи, фантазию в художественный
образ;
использовать постройки, для театрализованной деятельности воспроизводя конкретную
обстановку сказочного сюжета;
свободно общаться с взрослыми и сверстниками, обсуждать, договариваться в процессе
коллективного
взаимодействия
(составление
рассказов
о
новой
постройке,
по
построенным
декорациям,
последующее
объединение
их
в
общее
большое
повествование и т.д.)
должны знать:
-
правила безопасной работы;
-
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования (планирование
предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
-
создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по
собственному замыслу.
Для контроля знаний используются : тестирование, анкетирование, соревнования. Используются
такие
педагогические
технологии
как
обучение
в
сотрудничестве,
индивидуализация
и
дифференциация обучения, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии.
Учебный план по дополнительной образовательной программе
научно-технической
направленности
«Легоконструрование»
№
Тема
Планируемая
дата
Кол-во
часов
Содержание
Форма
организации
ОКТЯБРЬ
«Вводное занятие»
1 неделя
мин.
Познакомить
с
новыми
названиями и назначением
деталей конструктора.
И з у ч е н и е
т и п о в ы х
соединений деталей.
Показать и рассказать, где
и
д л я
ч е г о
о н и
используются.
Закрепить
полученные
навыки в конструировании.
Групповая
«Конструирование
по схеме. Осенний
лес»
2 неделя
мин.
Закреплять умение строить
лесные
деревья;
учить
отличать
деревья
друг
от
друга; закреплять названия
деталей и цвет.
Групповая
«Я и мое тело.»
3 неделя
25мин.
Постройка из деталей
конструктора LEGO
крылечка и фигуры
человечка.
Групповая
«Кормушка для
птиц.»
4 неделя
25мин.
Закреплять навыки строить
по схемам; учить строить
кормушку из лего-
конструктора; распределять
детали лего-конструктора
правильно.
Групповая
«Построим фургон
для доставки обуви
в магазины»
5 неделя
25мин.
Ознакомить детей с
назначением грузовых
машин – фургонов;
определить
конструктивные
особенности машин –
фургонов; обучить
выделению внутреннего
пространства; развивать
умения следовать
инструкциям педагога,
размещать постройку на
плате; развивать
конструктивное
воображение.
Групповая
ИТОГО: 2 часа 5 мин.
НОЯБРЬ
«Наш двор»
1 неделя
1 час
С о з д а н и е
с ю ж е т н о й
к о м п о з и ц и и
п о
представлению
собственного двора, улицы
с
опорой
на
го т о в ы е
схемы.
Групповая
«Улица полна
неожиданностей»
2 неделя
1 час
Ра зв и т и е
фа н т а зи и
и
воображения детей,
Р а
з
в
и т
и е умения
передавать форму объекта
средствами
конструктора;
з а к р е п л е н и е
н а в ы ко в
скрепления,
о бу ч е н и е
с о з д а н и ю
с ю ж е т н о й
композиции, вспомнить
основные правила
дорожного движения.
Групповая
«Конструирование
по замыслу»
3 неделя
1 час
Учить заранее обдумывать
содержание будущей
постройки, называть ее
тему, давать общее
описание.
Групповая
«Новогодние
игрушки»
4 неделя
1 час
Конструирование по
замыслу, развитие навыка
скрепления деталей.
Групповая
ИТОГО: 9 часов
ДЕКАБРЬ
«Зимние забавы.
Конструирование
по замыслу»
1 неделя
1 час
Закреплять навык строить
по схеме в команде на
время, развивать ловкость,
быстроту реакции, мелкую
моторику рук.
Групповая
«Новогодняя
открытка»
2 неделя
1 час
Построение на плоскости
новогодней открытки по
схеме с элементами
дополнения детей.
Групповая
«К нам приходит
Дед Мороз»
3 неделя
1 час
Учить создавать из
конструктора фигуры
людей; учить моделировать
образцы в соответствии со
своим замыслом; чить
соединять детали
различными способами.
Групповая
«Дикие животные и
их детеныши»
4 неделя
1 час
Развивать знания о диких
животных; учить
анализировать образец,
выделять основные части
животных; развивать
конструктивное
воображение детей.
Групповая
ИТОГО:
ЯНВАРЬ
«Сказочная страна»
1 неделя
1 час
Развивать и закреплять
навыки построения
сказочных героев,
сказочного транспорта,
устойчивых и
симметричных моделей
зданий.
Групповая
«Любимые
персонажи
мультфильмов»
2 неделя
1 час
Развивать координацию,
выразительность
движений, внимание,
способность
импровизировать.
Групповая
«Свободная тема.
Конструирование
по
3 неделя
1 час
Развитие творческой
активности, воображения.
Групповая
замыслу детей.»
ИТОГО:
ФЕВРАЛЬ
«Городской
пейзаж»
1 неделя
1 час
Развитие умения работать
по схеме, создавать более
сложные конструкции,
дополняя их по
собственному замыслу.
Групповая
«Транспорт»
2 неделя
1 час
Познакомить детей со
с п о с о б а ми
с о з д а н и я
т р а н с п о р т а
и з
л е г о -
д е т а л е й .
Р а з в и в а т ь
конструктивное мышление.
Групповая
«Автозаправочная
станция. Гараж для
машин»
3 неделя
1 час
Учить строить
конструкции по замыслу;
закрепить знания о
понятии и функциях
автозаправочной станции.
Групповая
«ЛЕГО-подарок для
папы»
4 неделя
1 час
Самостоятельное
конструирование
подарка для пап.
Исследование и анализ
полученных построек.
Групповая
ИТОГО:
МАРТ
«ЛЕГО-подарок для
мамы»
1 неделя
1 час
Самостоятельное
конструирование
подарка для мам.
Исследование и анализ
полученных построек.
Групповая
«Лего-театр»
2 недели
1 час
Развивать способность
конструировать по схеме.
Работать в подгруппе,
обыгрывать ситуацию.
Групповая
«Дикие животные
весной»
3 неделя
1 час
Развитие умения
передавать форму объекта
средствами конструктора;
закрепление навыков
скрепления, обучение
созданию сюжетной
композиции.
Групповая
«Мой любимый
цветок»
4 неделя
1 час
Учить плоскостному
моделированию. Развитие
фантазии и воображения
детей.
Групповая
ИТОГО:
АПРЕЛЬ
«Свободная тема.
Творческое
конструирование
по замыслу детей»
1 неделя
1 час
Развитие творческого и
конструктивного
мышления.
Групповая
«Воздушный
транспорт, космос»
2 неделя
Презентация «Космос».
Строительство
летательных аппаратов.
Групповая
«Мой любимый
детский сад»
3 неделя
Учить заранее обдумывать
содержание будущей
постройки. Развивать
творческую инициативу,
самостоятельность.
Групповая
«Мой дом»
4 неделя
Вспомнить основные части
дома;
Групповая
- Вспомнить строение
крыши разными
способами;
-
В с п о м н и т ь
к а к
«вставлять» окна и двери в
ЛЕГО дом;
ИТОГО:
МАЙ
«П р у д
и
е г о
обитатели. Гусь,
у т к а ,
л я г у ш к а ,
рыбка,
улитка»
1 неделя
Конструирование в парах
по схемам и картинкам –
обитатели пруда.
Групповая
«Мебель для дома»
2 неделя
Работа по схеме (шкаф,
диван, стол, стул и т.д.).
упражнение на развитие
фантазии (мебель
будущего). Доработка схем
по замыслу детей.
Групповая
«Труд людей весной
«Ферма»
3 неделя
Закрепить умение строить
объёмные конструкции;
закрепить умения строить
по схеме к конструктору.
Групповая
«Перелетные
птицы»
4 неделя
Познакомить с новой
деталью - «крылья»;
вспомнить схему строения
птицы; закрепить умение
работать в команде.
Групповая
«Итоговый урок.
Фантазируй!»
5 неделя
Развитие фантазии и
воображения детей,
навыков работы в паре и в
коллективе.
Групповая
ИТОГО:
ВСЕГО:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(дети 5-6 лет).
Месяц
Тема
Цель
Краткое содержание
Материал
Октябрь
Вводное занятие.
Формировать
интере с
к
легоконструированию.
Познакомить с новыми названиями и
назначением деталей конструктора.
Изучение типовых соединений деталей.
Показать и рассказать, где и для чего они
используются. Закрепить полученные
навыки в конструировании. Учить
комментировать свои действия, работать в
паре, устанавливать контакт и
поддерживать разговор. Обыгрывание
построек. Выставка работ.
Конструирование
по
схеме.
Осенний лес.
Закреплять
умение
строить
л е с н ы е
д е р е в ь я ;
у ч и т ь
отличать
деревья
друг
от
друга;
закреплять
названия
деталей и цвет.
«Осень
пришла»
-
учить
детей
логически
завершать начатые педагогом предложения.
«Найди
по стройку » - развивать
внимание,
н а бл юд ат е л ь н о с т ь ,
у м е н и е
с о о т н е с т и
изображенное на карточке с постройками.
Я и мое тело. «Жил на свете
один человечек» (постройка
из
деталей
конструктора
LEGO
крылечка
и
фигуры
человечка)
О з н а к о м и т ь
д е т е й
с
к о н с т р у к т о р о м
L E G O
О б у ч и т ь
п о с т р о е н и ю
ступенчатой
крыши
н а д
крылечком;
развить
навыки
а н а л и з а
о б р а з ц а
и
м о д е л и р о в а н и я
в
соответствии
с
образцом
фигурки человечка.
«Части тела»
-формировать
представления
воспитанников
о
строении своего тела
«Чья
команда
быстрее
по строит» -у чимся
строить
в
команде,
помогать
друг другу;
развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую
моторику рук.
Кормушка для птиц.
Закреплять
навыки
строить
по
схемам;
учить
строить
к о р м у ш к у
и з
л е г о -
конструктора;
распределять
детали
лего-конструктора
правильно.
«Найди такую же деталь как на карточке»
- закреплять названия деталей лего-конструктор;
рассматривание
иллюстраций,
рассказ
о
зимующих
птицах;
закрепить
знания
детей,
развивать внимание.
«Сколько птиц к кормушке нашей» - развитие
мелкой моторики рук.
Ноябрь
«По ст роим
фургон
д л я
доставки обуви в магазины».
О з н а к о м и т ь д е т е й
с
назначением грузовых машин
–
фургонов;
о п р ед е л и т ь
конструктивные
особенности
машин
–
фургонов;
обучить
выделению
в н у т р е н н е го
про странства;
р а з в и ват ь
у м е н и я
с л е д о в а т ь
и н с т р у к ц и я м
п е д а г о г а ,
размещать
постройку
на
п л а т е ;
р а з в и в а т ь
конструктивное воображение.
«Чья обувь» -развивать умение подбирать обувь,
которую носят мужчины, дети, женщины.
«Найди деталь такую же, как на карточке»
- закрепить названия деталей конструктора Лего.
Наш двор
Р а з в и т и е
ф а н т а з и и
и
воображения детей,
з а к р е п л е н и е
н а в ы к о в
построения
устойчивых и симметричных
моделей,
С о з д а н и е
с ю ж е т н о й
ко м п о з и ц и и
п о
представлению
собственного
двора,
улицы
с
опорой на готовые схемы.
У л и ц а
п о л н а
неожиданностей
Р а з в и т и е
ф а н т а з и и
и
воображения детей,
развитие
умения
передавать
форму объекта
средствами
конструктора;
з а к р е п л е н и е
н а в ы к о в
с к р е п л е н и я ,
о б у ч е н и е
с о з д а н и ю
с ю ж е т н о й
композиции, вспомнить
основные правила дорожного
движения.
Развитие фантазии и воображения детей,
закрепление навыков построения
устойчивых и симметричных моделей,
обучение созданию сюжетной композиции;
воспитывать бережное отношение к труду
людей.
К о н с т р у и р о в а н и е
п о
замыслу.
Учить
заранее
обдумывать
с о д е р ж а н и е
б у д у щ е й
постройки, называть ее тему,
давать
общее
о п и с а н и е ;
р а з в и в а т ь
т в о р ч е с к у ю
«Чья команда быстрее построит» - учить строить
в
команде,
помогать
друг
другу,
развивать
интерес, внимание и быстроту, мелкую моторику
рук.
Декабрь
Новогодние игрушки.
Развивать фантазию и
воображение детей.
Конструирование по замыслу, развитие навыка
скрепления деталей.
Зимние забавы.
Конструирование по
замыслу.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей
постройки, называть ее тему,
давать общее описание;
развивать творческую
инициативу и
самостоятельность;
закреплять полученные
навыки.
«Быстрый, ловкий, смелый» - закреплять
навык строить по схеме в команде на время,
развивать ловкость, быстроту реакции,
мелкую моторику рук.
«Составь рассказ о постройке» - развивать
творческие способности; способствовать
развитию связной речи.
Новогодняя открытка
Учить строить объёмные
плоскостные изображения;
воплощать свой замысел,
опираясь на образец;
продолжать учить сочинять
загадки про Новый год;
продолжать объединять
детали в различную
композицию; учить
работать в коллективе.
д/и «Построй, не открывая глаз»
построение
на
плоскости
новогодней
открытки по схеме с элементами дополнения
детей.
К нам приходит Дед
Мороз.
Учить создавать из
конструктора фигуры
людей; учить моделировать
образцы в соответствии со
своим замыслом; учить
соединять детали
различными способами;
продолжать учить сочинять
загадки.
д/и «ЛЕГО подарки» - развивать интерес к
игре и внимание. д/и «Чем мы похожи»
- развивать ассоциативное мышлении;
развивать умение находить связь между
непохожими предметами; учить работать в
коллективе.
Январь.
Дикие животные и их
детеныши.
Развивать знания о диких
животных; учить
анализировать образец,
выделять основные части
животных; развивать
конструктивное воображение
детей.
Беседа – презентация «Дикие животные и их
детеныши». Работа по схеме. Постройка
диких животных.
Сказочная страна.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей
постройки. Развивать
творческую инициативу,
самостоятельность.
Рассказать об особенностях сказочных
построек. Развивать и закреплять навыки
построения сказочных героев, сказочного
транспорта, устойчивых и симметричных
моделей зданий.
Свободная тема. Творческое
конструирование по
замыслу детей.
Развитие творческой
активности, воображения.
Спонтанная игра. Конструирование по
замыслу.
Подвижная игра «Лего на голове».
Февраль
Городской пейзаж .
Развитие умения работать
по схеме, создавать более
сложные конструкции,
дополняя их по
собственному замыслу.
Обсуждение: какие дома есть в нашем
городе. Дом снаружи и внутри: крыша,
колонны, двери, окна, полы и перекрытия,
балконы. Опыт с постройками - испытание
моделей на устойчивость.
Транспорт.
Познакомить детей со
способами создания
транспорта из лего-
деталей. Развивать
конструктивное мышление.
Беседа – презентация «Виды транспорта:
легковые и грузовые автомобили, автобус».
Профессии – шофѐр, инспектор ГАИ.
Постройка транспорта. Сюжетно-ролевая
игра по правилам дорожного движения.
Автозаправочная станция.
Гараж для машин.
Учить строить
конструкции по замыслу;
закрепить знания о
понятии и функциях
автозаправочной станции.
Обсуждение: что такое автозаправочная
станция, гараж, как они выглядят, кто там
работает, откуда берется горючее.
Конструирование по подгруппам
автозаправочной станции, гаража для
машин. Игра «Чудесный мешочек».
ЛЕГО-подарок для папы.
Развивать умение
самостоятельно
планировать конструкцию,
развивать образное и
практическое мышление.
Создать положительное
настроение от полученной
работы.
Беседа о празднике 23 февраля.
Самостоятельное конструирование
подарка для пап. Исследование и анализ
полученных построек.
Март
ЛЕГО-подарок для мамы
.
Развивать умение
самостоятельно
планировать конструкцию,
развивать образное и
практическое мышление.
Создать положительное
настроение от полученной
работы.
Рассказать о празднике 8 Марта.
Самостоятельное конструирование
подарка для мам. Исследование и анализ
полученных построек.
Лего-театр.
Развивать способность
конструировать по схеме.
Работать в подгруппе,
обыгрывать ситуацию.
Рассказать и обсудить с детьми, что такое
театр, кто такие актеры. Подготовка к
обыгрыванию сказки «Заюшкина
избушка». Конструирование лисы и зайца и
их домиков.
Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка».
Дикие животные весной.
Развитие
умения передавать форму
объекта
средствами конструктора;
закрепление
навыков скрепления,
обучение созданию
сюжетной композиции.
Беседа – презентация «Животные весной».
Постройка диких животных.
Апрель
Мой любимый цветок
Учить плоскостному
моделированию.
Развитие фантазии и
воображения детей.
Организация выставки.
Свободная тема. Творческое
конструирование по
замыслу детей.
Развитие творческого и
конструктивного мышления.
Спонтанная игра. Конструирование по
замыслу.
Игра «Что изменилось».
Воздушный транспорт,
космос.
Учить заранее
обдумывать содержание
будущей
постройки. Развивать
творческую
инициативу,
самостоятельность. Развивать
речь: загадки о космосе,
чтение стихов.
Презентация «Космос».
Строительство летательных аппаратов:
Выставка работ.
Мой любимый детский сад.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей
постройки. Развивать
творческую инициативу,
самостоятельность.
Беседа о детском саде, кто работает в
детском саду. Презентация «Мой любимый
детский сад».
Мой дом
Вспомнить основные части
дома;
в
спомнить строение
крыши разными
способами; вспомнить как
«Стройка» - развивать крупную моторику,
координацию движений, реакцию.
«Презентация своих построек» -
способствовать развитию речи; развивать
Май
Пруд и его обитатели. Гусь,
утка, лягушка, рыбка,
улитка.
Развивать представления
детей, что такое пруд, кто
там может обитать, какие ещѐ
водоемы они знают.
Конструирование в парах по
схемам и картинкам – обитатели пруда.
Выставка работ.
Мебель для дома. Беседа
«Какая мебель есть в вашем
доме».
Развивать способность
выделять в
предмете функциональные
части. Учить
строить мебель из
конструктора по схеме.
Работа по схеме (шкаф, диван, стол, стул и т.д.).
упражнение на развитие фантазии (мебель
будущего). Доработка схем по замыслу детей.
Труд людей весной
«Ферма».
Закрепить умение строить
объёмные конструкции;
закрепить умения строить
по схеме к конструктору;
закрепить желание
работать в коллективе.
«Путешествие в деревню» построить
объемные конструкции, работая в
подгруппах.
Перелетные птицы
Вспомнить названия
перелётных птиц;
п
ознакомить с новой
деталью - «крылья»;
вспомнить схему строения
птицы;
развивать крупную и мелкую моторику,
координацию движений. «Сделай друга для
птицы своего соседа» - закрепить умение
работать в команде.
Итоговый урок.
Фантазируй!
Развитие фантазии и
воображения детей,
навыков работы в паре и в
коллективе.
Презентация детьми моделей, собранных
по их замыслу, предоставленным картинкам.
Содержание программы.
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это
необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские
занятия
«рисовать»
и
«конструировать»
выстраиваются
под
руководством
воспитателя
в
определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны,
игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-
то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями,
является
веселым
и
вместе
с
тем
познавательным
увлечением
для
детей.
Игра
с
LEGO-
конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить
в обществе, социализируются в нем.
Совместная
деятельность
педагога
и
детей
по
LEGO-конструированию
направлена
в
первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия
основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа
с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не
агрессивно,
не
бездумно,
а
для
обеспечения
возможности
созидания
нового.
Ломая
свою
собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или
достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы
Приёмы
Наглядный
Рассматривание
на
занятиях
готовых
построек,
демонстрация
способов
крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы
удержания их в руке или на столе.
Информационно-
рецептивный
Обследование
LEGO
деталей,
которое
предполагает
подключение
различных
анализаторов
(зрительных
и
тактильных)
для
знакомства
с
формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под,
слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный
Воспроизводство
знаний
и
способов
деятельности
(форма:
собирание
моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический
Использование
детьми
на
практике
полученных
знаний
и
увиденных
приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация
образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой
Использование
сюжета
игр
для
организации
детской
деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-
поисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога.
В
начале
совместной
деятельности
с
детьми
включаются
серии
свободных
игр
с
использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать
эти детали и просто поиграть с ними.Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно
придумать
с
ребятами
названия
деталям
и
другим
элементам:
кубики
(кирпичики),
юбочки,
сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия
деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в
течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по
теме,
в
которых
показаны
моменты
сборки
конструкции,
либо
представлены
задания
интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение
различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать
модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе,
стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая
над
моделью,
дети
не
только
пользуются
знаниями,
полученными
на
занятиях
по
математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач
ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что
похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину,
высоту
предметов;
начинают
решать
конструкторские
задачи
«на
глаз»;
развивают
образное
мышление;
учатся
представлять
предметы
в
различных
пространственных
положениях.
В
процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости),
творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного
запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята
учатся
работать
с
предложенными
инструкциями,
схемами,
делать
постройку
по
замыслу,
заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять
детали,
рассматривать
образец,
«читать»
схему,
предварительно
соотнеся
ее
с
конкретным
образцом постройки.
При
создании
конструкций
дети
сначала
анализируют
образец
либо
схему
постройки
находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части
предмета
построены,
потом
определяют
порядок
строительных
действий.
Каждый
ребенок,
участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к
проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После
выполнения
каждого
отдельного
этапа
работы
проверяем
вместе
с
детьми
правильность
соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут
быть
выполнены
индивидуально,
парами.
Сочетание
различных
форм
работы
способствует
приобретению
детьми
социальных
знаний
о
межличностном
взаимодействии
в
группе,
в
коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Основная
форма
работы
– моделирование
по
изображениям
предмета,
по
замыслу,
по
картинкам,
схемам,
условиям.
В
старшем
дошкольном
возрасте
перед
детьми
открываются
широкие возможности для конструктивной деятельности. Этому способствует прочное освоение
разнообразных
технических
способов
конструирования.
Дети
учатся
видеть
связь
между
назначением предмета и его строением, между функциями его отдельных частей и целесообразной
их организации в пространстве предмета. Умеют располагать конструктор в нужной плоскости,
точно соединять и скреплять детали, строить перекрытия, сооружать устойчивые конструкции.
Они
строят
не
только
на
основе
показа
способа
крепления
деталей,
но
и
на
основе
самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел бедующей постройки, а
также используют в своей работе графические модели. Выполняют тематические постройки по
замыслу,
опираясь
на
сюжеты
сказок
–
авторских,
русских
народных.
Для
моделирования
персонажей сказок используются несколько видов конструкторов. Сказку дети проигрывают в
традиционном варианте и вносят в неё новые элементы.
Работа с конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры
узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Использованная литература:
1.
Комарова
Л.
Г.
«Строим
из
LEGO»
(моделирование
логических
отношений
и
объектов
реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
2.
М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС:
пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.:
Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
3. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью
Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.
4. Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард
— М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
5. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО
«Росмэн-Издат», 2001.
6. Е.В. Фешина «Леоконструирование в детском саду»: Пособие для пелегогов. М.: изд. Сфера,
2011.