Напоминание

Дети с расстройствами аутистического спектра и прикладной анализ поведения: научно-практический обзор


Авторы: Ибатуллина Дина Владимировна, Хафизова Гульшат Галимьяновна
Должность: Тьютор, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 234
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Дети с расстройствами аутистического спектра и прикладной анализ поведения: научно-практический обзор
Дата публикации: 29.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

ОБЗОР

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы и

практическое применение Прикладного анализа поведения (Applied

Behavior Analysis, ABA) в коррекции нарушений развития у детей с

расстройствами аутистического спектра (РАС). Анализируются

ключевые принципы метода, его эффективность с точки зрения

доказательной медицины, основные компоненты программы

вмешательства, а также этические аспекты и проблемы, связанные с

его реализацией. Материал предназначен для специалистов в

области специальной психологии и педагогики, а также для

родителей, ищущих углубленного понимания методологии ABA.

Введение в проблематику РАС и необходимость эффективных

вмешательств

Расстройства аутистического спектра представляют собой

гетерогенную группу нарушений нейроразвития, для которых

характерны стойкий дефицит в способности к инициации и

поддержанию социального взаимодействия и коммуникации, а также

наличие ограниченных, повторяющихся паттернов поведения,

интересов или активности. Эти особенности приводят к значительным

трудностям в адаптации к требованиям окружающей среды, обучении

и построении социальных связей. Распространенность РАС в

последние десятилетия демонстрирует устойчивую тенденцию к

росту, что делает вопрос о выборе эффективных, научно

обоснованных методов коррекции чрезвычайно актуальным.

Среди множества терапевтических и образовательных подходов

Прикладной анализ поведения занимает особое место, будучи

признанным «золотым стандартом» вмешательства при РАС многими

авторитетными организациями, включая Американскую

психологическую ассоциацию и Всемирную организацию

здравоохранения. Эффективность ABA подтверждена

многочисленными исследованиями, демонстрирующими

значительный прогресс в когнитивной, речевой и социальной сферах у

детей, прошедших интенсивную поведенческую терапию. Данная

статья призвана дать комплексное представление о методологических

основах ABA, ее практической реализации и тех дискуссиях, которые

ведутся вокруг данного подхода.

Теоретико-методологические основы Прикладного анализа

поведения

Прикладной анализ поведения — это научная дисциплина,

основанная на принципах бихевиоризма и, в частности, на законах

оперантного обусловливания, сформулированных Б.Ф. Скиннером.

Однако ABA не является синонимом бихевиоризма как такового. Его

специфика заключается в систематическом применении этих

принципов для изменения социально значимого поведения. Ключевым

критерием является именно «прикладной» характер: изменение

поведения, которое имеет практическое значение для жизни человека

и его окружения.

Основополагающим понятием в ABA является «трехчленная

последовательность» (ABC), которая служит аналитическим

инструментом для понимания любого поведенческого акта:

A (Antecedent) — Антецедент: событие или стимул, предшествующий

поведению и триггерящий его.

B (Behavior) — Поведение: конкретное, наблюдаемое и измеримое

действие индивида.

C (Consequence) — Последствие: событие, следующее за

поведением и влияющее на вероятность его повторения в будущем.

Например, если ребенок начинает кричать (B), когда ему предъявляют

учебное задание (A), и в результате взрослый убирает это задание

(C), то высока вероятность, что в будущем крик будет использоваться

как способ избегания неприятной деятельности. Последствие

(убирание задания) выступает в роли негативного подкрепления для

поведения крика. Задача поведенческого аналитика —

идентифицировать такие связи и реорганизовать их, манипулируя

антецедентами и последствиями.

Другими критически важными принципами являются:

Подкрепление (Reinforcement): Процесс, при котором последствие

поведения приводит к увеличению частоты этого поведения в

будущем. Различают позитивное подкрепление (предъявление

желаемого стимула, например, похвала или игрушка) и негативное

подкрепление (удаление неприятного стимула, например,

прекращение шума).

Генерализация: Способность переносить усвоенный навык в новые

ситуации, с новыми людьми и в новых условиях.

Дискриминация: Способность дифференцировать ситуации, в

которых определенное поведение уместно, от ситуаций, где оно

таковым не является.

Гашение (Extinction): Процедура, при которой ранее подкрепляемое

поведение перестает получать подкрепление, что приводит к

постепенному снижению его частоты.

ABA — это не единый протокол, а скорее технология, объединяющая

множество процедур и стратегий, которые подбираются

индивидуально под нужды каждого ребенка на основе тщательного

функционального анализа поведения.

Доказательства эффективности ABA при РАС

Эффективность поведенческих вмешательств при РАС подтверждена

обширной исследовательской базой. Начало доказательному подходу

положила работа Ивара Ловааса (1987), которая показала, что

интенсивная поведенческая терапия, основанная на принципах ABA,

привела к значительным улучшениям в показателях IQ и адаптивного

поведения у 47% детей экспериментальной группы, в то время как в

контрольной группе таких результатов не наблюдалось. Несмотря на

критику методологии этого исследования, последующие мета-анализы

и систематические обзоры в целом подтвердили выводы о высокой

эффективности раннего интенсивного поведенческого вмешательства

(EIBI).

Исследования демонстрируют, что программы на основе ABA

способствуют развитию:

Когнитивных функций: Улучшение показателей интеллекта,

внимания, исполнительных функций.

Речевых и коммуникативных навыков: От формирования первых

звуков и слов до развития сложной спонтанной речи и навыков

ведения диалога.

Социального взаимодействия: Формирование зрительного контакта,

умения совместно играть, инициировать и поддерживать общение со

сверстниками.

Академических навыков: Подготовка к обучению в школе, развитие

чтения, письма и счета.

Адаптивного поведения: Снижение частоты проблемного поведения

(агрессия, самоагрессия, стереотипии) и формирование навыков

самообслуживания (одевание, прием пищи, гигиена).

Важным условием эффективности является раннее начало

вмешательства (в идеале до 4-5 лет), его интенсивность (обычно 20-

40 часов в неделю) и продолжительность (не менее 1-2 лет). Кроме

того, критически важным является вовлечение родителей в качестве

ко-терапевтов, что обеспечивает генерализацию навыков в

естественную среду.

Структура и компоненты комплексной ABA-программы

Качественная ABA-терапия — это не набор разрозненных упражнений,

а целостная, индивидуально разработанная программа. Ее создание и

реализация включают несколько обязательных этапов.

1. Диагностика и оценка.

На этом этапе проводится всесторонняя оценка ребенка.

Используются как стандартизированные диагностические

инструменты, так и специализированные протоколы оценки навыков,

такие как ABLLS-R (The Assessment of Basic Language and Learning

Skills – Revised) или VB-MAPP (Verbal Behavior Milestones Assessment

and Placement Program). Эти инструменты позволяют выявить

сильные и слабые стороны ребенка по сотням пунктов,

охватывающим основные сферы развития: сотрудничество,

имитацию, восприятие, моторику, речь, социальное взаимодействие,

академические и самообслуживающие навыки. Параллельно

проводится функциональная оценка проблемного поведения,

целью которой является выявление его функции (например,

привлечение внимания, получение доступа к желаемому предмету,

избегание требований, сенсорная аутостимуляция).

2. Разработка Индивидуального плана вмешательства (ИПВ).

На основе данных оценки формулируются конкретные, измеримые и

достижимые цели на ближайшие 6-12 месяцев. Цели разбиваются на

мельчайшие компоненты, которые формируются последовательно.

Например, цель «Ребенок будет использовать речь для общения»

может включать подцели: «Произносить звук “м” по просьбе»,

«Составлять слог “ма”», «Произносить слово “мама” в присутствии

матери», «Спонтанно произносить “мама” для привлечения ее

внимания» и т.д.

3. Реализация программы вмешательства.

Вмешательство использует широкий арсенал методов, выбор которых

зависит от поставленной цели и индивидуальных особенностей

ребенка.

Дискретное пробное обучение (DTT): Структурированный метод,

при котором сложный навык разбивается на отдельные дискретные

действия (пробы). Каждая проба состоит из четко определенных

антецедента (инструкции или стимула), реакции ребенка и

последствия (подкрепления или коррекции). DTT особенно

эффективен для формирования начальных, базовых навыков.

Обучение в естественной среде (NET): В отличие от DTT, этот

метод фокусируется на обучении в контексте повседневной

деятельности и интересов ребенка. Терапевт использует мотивацию

ребенка в данный момент (например, желание покачаться на качелях)

для формирования коммуникативных и социальных навыков

(например, попросить «качели» или имитировать действие

«раскачиваться»).

Функциональная коммуникация: Метод, направленный на замену

проблемного поведения приемлемой коммуникативной формой. Если

установлено, что ребенок кричит, чтобы получить печенье, его учат

альтернативному способу просьбы (например, с помощью карточки,

жеста или слова).

Метод случайного обучения: Стратегия, при которой обучение

инициируется самим ребенком в естественной ситуации, а терапевт

использует эту возможность для развития и расширения навыка.

4. Сбор данных и анализ прогресса.

Одной из отличительных черт ABA является непрерывный сбор

объективных данных по каждой учебной цели. Данные фиксируются в

протоколах, что позволяет в любой момент времени оценить динамику

прогресса. На основе регулярного анализа данных принимаются

решения о корректировке программы: введении новых целей,

изменении стратегий подкрепления или переходе к более сложным

заданиям.

Этические аспекты и критика ABA-терапии

Несмотря на доказанную эффективность, ABA-терапия является

предметом активных дискуссий, в том числе и в этическом ключе.

Критика исходит как от некоторых взрослых людей с аутизмом, так и

от части профессионального сообщества.

Основные этические возражения включают:

1. Риск излишней роботизации и подавления воли. Критики

утверждают, что интенсивное отработка навыков может привести к

формированию механических, негибких реакций и подавлению

автономии ребенка.

2. Фокус на «нормализацию», а не на принятие

нейроразнообразия. Подход иногда воспринимается как попытка

«заставить» ребенка с РАС соответствовать нейротипичным

стандартам, игнорируя его внутренние потребности и особенности

восприятия.

3. Историческое использование аверсивных процедур. В прошлом в

практике ABA иногда использовались болезненные или неприятные

воздействия для коррекции опасного поведения. В современной

этической практике применение аверсивных методов строго

ограничено и допустимо лишь в исключительных случаях, когда

поведение представляет прямую угрозу для жизни и здоровья самого

ребенка или окружающих, и только после исчерпания всех позитивных

стратегий.

Современный этичный ABA-практик отвечает на эту критику

следующими принципами:

Приоритет позитивных стратегий. Основным инструментом

является подкрепление желательного поведения, а не наказание

нежелательного.

Уважение к личности ребенка. Терапия должна учитывать интересы,

предпочтения и сенсорные особенности ребенка. Мотивация является

краеугольным камнем процесса.

Фокус на функциональности и качестве жизни. Цели терапии — не

слепое соответствие норме, а развитие навыков, которые повышают

независимость ребенка, его безопасность и способность быть

счастливым и включенным в общество (например, умение попросить о

помощи, сообщить о дискомфорте, завести друзей).

Информированное согласие и сотрудничество с семьей. Родители

являются полноправными участниками процесса, их мнение и

ценности должны учитываться при постановке целей.

Таким образом, современная ABA-терапия эволюционировала в

сторону более гуманного, личностно-ориентированного подхода, где

ребенок является не объектом воздействия, а активным участником

процесса изменений.

Роль семьи в процессе ABA-терапии

Успех поведенческого вмешательства в огромной степени зависит от

степени вовлеченности и обученности членов семьи. Родители и

другие близкие проводят с ребенком максимальное количество

времени, и именно они могут обеспечить постоянство среды и

генерализацию навыков. Задачи семьи в контексте ABA включают:

Активное участие в разработке целей. Родители лучше всех знают

актуальные потребности и проблемы ребенка в быту.

Освоение базовых принципов и процедур ABA. Обучение

родителей стратегиям подкрепления, управления поведением и

развития коммуникации позволяет им эффективно взаимодействовать

с ребенком вне терапевтических сессий.

Реализация отдельных программ в домашних условиях. Под

руководством супервизора родители могут проводить короткие

учебные сессии.

Сбор данных в естественной среде. Наблюдения родителей за

поведением ребенка в различных ситуациях предоставляют

бесценную информацию для функционального анализа.

Сотрудничество между семьей и поведенческим аналитиком,

основанное на взаимном уважении и общих целях, является

ключевым фактором, определяющим долгосрочный успех

вмешательства.

Заключение

Прикладной анализ поведения представляет собой мощный, научно

обоснованный и технологичный инструмент помощи детям с

расстройствами аутистического спектра. Его сила заключается не в

магической формуле, а в систематическом применении законов

поведения, тщательном планировании, объективном измерении

результатов и гибкой корректировке стратегий. Несмотря на

существующие этические дискуссии, современная ABA продолжает

развиваться, интегрируя в себя принципы уважения к

нейроразнообразию и фокусируясь на улучшении реального качества

жизни ребенка и его семьи.

Эффективная ABA-терапия — это не просто набор техник, а

комплексный, индивидуализированный и динамичный процесс,

требующий высокой квалификации специалистов

(сертифицированных поведенческих аналитиков) и активного,

осознанного участия семьи. При соблюдении этих условий она

открывает перед детьми с РАС широкие возможности для

преодоления дефицитов, максимальной реализации потенциала и

успешной интеграции в общество.



В раздел образования