"О некоторых дефектах игрового аппарата пианистов"
Автор: Сафина Лилия Талгатовна Должность: преподователь по классу фортепиано Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ №1 г.Белебей Населённый пункт: город Белебей республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: "О некоторых дефектах игрового аппарата пианистов" Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 г.Белебея
Методический доклад на тему:
«
О некоторых дефектах игрового
аппарата пианистов».
Подготовила преподаватель
по классу фортепиано ДШИ №1
г. Белебея Сафина Л. Т.
БЕЛЕБЕЙ
2013
1
Недостатки в пианистическом аппарате часто бывают следствием его
неправильной организации. Но организовать пианистический аппарат раз и
навсегда невозможно. Новые произведения разных стилей ставят перед
музыкантом новые технологические задачи, а это значит, что работа над
аппаратом продолжается постоянно.
Однако есть базовые навыки, представляющие основу многих
пианистических умений и нуждающиеся в точном и прочном усвоении.
Дефекты в формировании этих навыков с течением времени обретают
устойчивость, входят в привычку, закрепляются в практической работе.
Следует помнить что исправленные пианистические дефекты легко
восстанавливаются снова благодаря их автоматизированности. Поэтому
недостаточно лишь исправить дефект, необходимо следить за ним на
протяжении времени, пока не станет очевидным, что он полностью
ликвидирован.
Исправление недостатков в пианистическом аппарате начинается с
анализа причин их возникновения, их природы. Иногда недостаток носит
первичный характер, т. е. он не обусловлен какими-либо причинами. В
других случаях он является вторичным, т. е. возникает как следствие
неправильной организации иных частей аппарата. К примеру, отсутствие
самостоятельных движений пальцев порождает вторичный дефект-
усиленную вибрацию запястья.
Рассматриваемая проблема в должной мере еще не решена.
Пианистические
умения
учащихся находятся
на
разных
уровнях.
Часто
вст реч ают ся
де фекты
исполнительского
аппарат а,
н а и б о л е е
распространенными, среди которых, являются скованность, зажатость рук во
время
игры.
Угловатые,
скованные движения
рук
учащегося-пианиста
отрицательно сказываются на исполнении. Звучание становится неровным,
нарушается
кантиленность
мелодии,
возможны
неоправданные
толчки
в
конце фразы, плохое соотношение звучания мелодии и аккомпанемента и т.д.
Потеря контакта с клавиатурой вследствие «зажатости» приводит к тому, что
инструмент
«не
звучит». При
отсутствии
гибкости,
пластики
страдает
техническая сторона исполнителя: не выигрываются пассажи, заметна смена
позиций, подкладывание первого пальца, затруднения при необходимости
вращательных движений кисти, утомляемость рук и прочее. Статичность
позы,
напряженность
шейных
и
лицевых
мышц,
особенно
в
трудных
эпизодах, порой прерывистое дыхание, неумение расслабляться и принимать
естественную позу во время игры – все это как бы «отделяет» исполнителя от
произведения и от слушателей. При скованности, зажатости рук, плечевого
пояса, а иногда и всего корпуса говорить о пластичности пианистических
движений трудно. И все это затрудняет восприятие художественного образа.
Освобождение игрового аппарата – одна из основных задач педагога,
который
«обязан
специально
сосредоточиться
на
борьбе
с
чрезмерной
фиксацией
мышц,
возникающей
на
различных
участках
тела
ученика».
Свобода
аппарата
–
необходимое
условие
функционирования
моторики
учащегося-пианиста,
обеспечивающее
управляемость
игры,
гибкость,
2
пластичность.
Только
при
этом
условии
возможно
моделирование
двигательно-пластической
стороны
музыкального
содержания
с
помощью
исполнительских движений.
Еще раз подчеркнем, что пластическая выразительность пианистических
движений является одним из важных факторов эстетического воздействия на
учащихся.
Посадка за инструментом.
Решающее значение для освоения всех навыков игры на фортепиано, имеет
правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех движений
рук обучающегося и сохранять необходимую свободу во время исполнения.
Садиться нужно обязательно против середины клавиатуры (примерно до-ре
первой октавы). Ориентироваться можно по расположению педалей.
Сидеть нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком
близкая к клавиатуре посадка будет стеснять движения рук. Нельзя сидеть
слишком далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в
вытянутом состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук.
Посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при
этом будут слегка отодвинуты от корпуса.
Хорошо помогает обеспечить правильность посадки по высоте, стул
с изменяющейся регулируемой высотой. При отсутствии такого стула нужно
применять подкладки для сидения. Сидеть нужно на половине стула, чтобы
корпус мог свободно наклоняться вперёд, назад, вправо и влево. Это создаёт
благоприятное условие для использования в игре всей клавиатуры. Важно
следить за тем, чтобы ученик не сидел на кончике стула, так как это мешает
его необходимой устойчивости и опоры (опоры при игре на фортепиано в
основном в стуле и в ногах). Поэтому очень маленьким детям, обучающимся
игре на фортепиано, необходимо под ноги ставить скамейку-подставку.
Постановка рук.
Огромный диапазон возможностей звучания фортепиано,
разнообразия динамических и агогических оттенков исполнения, различных
технических приёмов, требуют от рук определённой эластичности,
обеспечения координации всех частей руки. Движения руки должны быть
просты и экономичны, они должны содействовать наиболее выразительному
исполнению.
Такими являются основные правила постановки руки:
1. Рука должна быть лишена всякой скованности, свободна от плеча
до кончиков пальцев. В то же время недопустимо расхлябанность и вялость.
Образно говоря, рука не должна быть «палкой», но и не должна быть
«тряпкой». На клавиатуру нужно ставить всю руку от плеча, держа её кругло,
так, чтобы локоть был слегка отведён от корпуса и был на одном уровне с
клавиатурой или чуть выше.
3
2. При соприкосновении с клавишами пальцы должны быть слегка
округлыми, но не скрюченными. Подушечка пальца соприкасается с
поверхностью клавиши и хорошо её чувствует. При этом не следует ни
отпускать, ни поднимать лучезапястный сустав. Рука должна быть в
естественном положении – это можно показать ученику, предложив ему
посмотреть на руки, спокойно лежащие на коленях; в этом положении руки
всегда в кисти принимают правильное положение.
3. Пальцы должны лежать на поверхности клавиш, располагаясь
достаточно близко друг к другу, но не «склеиваться». При этом 2,3,4 пальцы
стоят на одной линии, ближе к чёрным клавишам, 5-й палец ставится ближе к
краю клавиши. А 1-й палец соприкасается с клавишей боковой
поверхностью.
4. Перенос руки с клавиши на клавишу на любое расстояние должен
быть свободным, осуществляться одним движением, целенаправленно и
экономично.
5. Первые приёмы игры на фортепиано состоят из наиболее простых
и ясных движений. Лучше начинать игру с приёма нон легато, тренируя
последовательно каждый из пальцев: 3-2-4. Первый и пятый палец можно
ставить одновременно, в интервале квинты, между 1-м и 5-м пальцем три
белых клавиши. При этом нужно добиваться, чтобы ученик не «бросал» руку,
а всегда аккуратно «ставил» её на клавиши и отпускал клавиши до дна.
6. При переходе приёма легато (не слишком задерживаясь на
изучении нон легато) необходимо добиваться мягкого, без толчков
«переступания» с пальца на палец, связного и певучего звука.
7. Приём стаккато следует осваивать по возможности позже:
слишком ранняя игра стаккато вызовет напряжённость и зажатость руки.
8. Координация слухового восприятия и звукоизвлечения,
необходима уже на раннем этапе обучения маленького пианиста. Для этого
всегда во время урока нужно обращаться к музыкальному слуху начинающих,
воспитывать умение представить звучание и стремиться получить желаемый
результат.
9. При игре пальцы должны быть активными, необходим небольшой
размах пальца перед опусканием его на клавишу, не допуская большой,
резкий подъём, который будет вызывать ненужную фиксацию руки.
Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки.
Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой – так
называемая «игра всей рукой от плеча».
Практически рука работает не «от плеча», а «из корпуса». Основную
нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины,
плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста, они
укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном
уровне и направляют её.
Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение
«стержня»,проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего
4
корпуса мышцами поясницы. Поддержка мышц спины- одно из главных
условий неутомляемости аппарата.
Основные способы устранения дефектов, возникающих в процессе
постановки рук.
На этапе первоначального периода обучения, зачастую даже при
тщательном проведении этой работы, в постановке рук появляются
различные двигательные дефекты. Иногда педагог слишком быстро
успокаивается на достигнутом и перестаёт обращать достаточно внимания
постановке рук и правильным движениям. Не всегда педагог может наладить
и самостоятельную работу, проводимую начинающим в домашних условиях,
когда ученик должен контролировать себя сам, как бы наблюдая свою игру
на инструменте со стороны. В случае возникновения дефектов в постановке
рук, нужно пользоваться некоторыми специальными упражнениями:
1. Тряска руки (неустойчивость запястья) , усиленная вибрация
запястья. Зажатость сустава запястья заменяет своим давлением на пальцы
их самостоятельные действия в процессе звукоизвлечения, активная
вибрация запястья заменяет движения пальцев. При наличии данного
недостатка следует устранить, прежде всего, его причину- уделить внимание
активности, самостоятельности движений пальцев, их цепкости. Частые
движения запястья исчезнут как только начнут работать пальцы. При этом
достаточно стойком дефекте можно вернуться к простейшим начальным
упражнениям «легато», играть короткие линии на одном движении руки.
Другой способ борьбы с указанным дефектом состоит во временном
прекращении от опёртой игры в пьесках и упражнениях, исполняя быстрые
линии лёгким легато (леджиеро).
2. Скованность кисти, слишком высокая или слишком низкое
запястье , напряжённое и фиксированное в одном положении запястье.
При зажатом запястье использовать упражнения на вертикальные,
горизонтальные и вращательные движения запястья. Для исправления этого
дефекта нужно играть небыструю трель, и одновременно с игрой менять
высоту запястья. Второй способ устранения такого дефекта заключается в
связной игре широких фигур, которая без гибких движений кисти и
перемещения запястья и локтя неисполнима.
Активная супинация и пронация. Движения имитируют
ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери
ключом. Такие движения хорошо освобождают руки.
Хорошее упражнение: стряхивание постиранного платья для куклы.
3. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в пястно-
фаланговых суставах , прогибающиеся ногтевые фаланги . Также для
исправления указанного недостатка руки, нужно играя несложные
пятипальцевые упражнения, поддерживать ладонь играющей руки снизу
указательным пальцем другой руки. Может помочь и игра портаменто одним
из пальцев (поочерёдно). При этом ставить палец нужно преувеличенно
круто.
5
4. Слабая подвижность пястной кости большого пальца .
Природное неудобство первого пальца для игры на фортепиано
замедляет процесс автоматизации его пианистических движений.
Для улучшения подвижности пястной кости большого пальца нужно делать
регулярную гимнастику 1-м пальцем вне инструмента, приближая конец
первого пальца к основанию пятого и удаляя его на предельное расстояние от
остальных.
5. Неустойчивость 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев в концевых
суставах, отсутствие мышечной организованности свода:
прогибающиеся внутрь ладони пястно-кистевые суставы. Этот дефект
называют часто «продавливанием косточек».Если прогибаются ногтевые
фаланги – значит они лишены цепкости. Цепкое прикосновение создаёт
резкое, мгновенное сокращение мышц. Ощущение цепкости можно создать с
помощью упражнения «пальцы здороваются» и подготовительного
упражнения к игре весом руки, когда рука ученика висит на реке педагога,
зацепившись за неё ногтевой фалангой. Мышцы ногтевой фаланги в этом
упражнении максимально сокращены (крепость конца пальца ) при полной
свободе вышележащих частей рук. Полученные таким образом ощущения
следует сразу же перенести в исполняемый репертуар и некоторое время
помогать ученику наблюдать за действиями ногтевой фаланги, способом
звукоизвлечения. Этот дефект получил название «проламливание кончиков
пальцев». Для борьбы с ним необходимо применять упражнение на
скольжение. Два пальца ставятся на клавиши в интервале секунды, терции
или кварты и производится скольжение «от себя» или «к себе». При этом
должна сохраняться неизменно правильная форма пальцев.
6. Напряжённость, малоподвижность большого пальца, не
занятого в игре, игра всей длиной пальца при активной помощи запястья.
Зачастую большой палец, некоторое время не участвующий в игре, переходит
в напряжённое состояние, он напряжённо отводится далеко от второго пальца
или подводится под ладонь.
Для борьбы с этим дефектом очень полезно играть связные фигуры 2-м, 3-м,
4-м пальцами, при этом большой палец выводится за пределы клавиатуры,
далее свободно опускается, свешивается. Упражнения для 1 пальца:
1. Круговые движения 1 пальца.
2. Катайте воображаемые хлебные шарики 1-2; 1-3; 1-4; 1-5 пальцами.
3. Слегка прижимайте подушечки 2-5 пальцев к первому, как бы прощупывая
их.
7. Напряжённость 5-го пальца, не занятого в игре .
Иногда в игре начинающего пианиста можно наблюдать, как 5-й
палец, не играющий в данный момент, напряженно приподнимается, торчит
вверх или напряжённо сгибается в среднем и концевом суставах. Такое
состояние пальца неизбежно отрицательно влияет на работе соседних
пальцев. Для исправления этого дефекта руки, нужно играть связные фигуры
2-м, 3-м, 4-м пальцами, стараясь при этом 5 палец держать близко к
поверхности клавиш.
6
8.
Напряжённо поднятые плечи. Этот дефект часто является
следствием отсутствия опоры в пальцах. Подъём плеча как охранительный
рефлекс неосознанно облегчает давление руки на слабые пальцы.
Упражнения: - 1. Поднимаем плечи и внезапно легко и непроизвольно
опускаем их.
2.Описываем круги предплечьем.
3.Дуговые переносы рук на крышке рояля- от середины к самым
краям.
9.Зажатый, лишённый эластичной подвижности локтевой
сустав. Локтевой сустав чаще всего бывает зажатым, когда ему придают
неестественное, неудобное положение- далеко отводят от корпуса.
Необходимость постоянно поддерживать локтевой сустав лишает его свободы
действий и создаёт напряжение. В этом случае следует привести локоть в
нормальное положение: плечо (от плечевого сустава до локтевого сустава)- в
свободном положении вдоль корпуса. Локтевой сустав подвижен, меняет своё
положение в зависимости от пианистических ситуаций.
Указанный перечень приёмов исправления дефектов постановке
руки не является полным, исчерпывающим. Многие способы исправления
дефектов постановки руки рождаются в процессе педагогической работы с
начинающим на уроке и полностью связаны с индивидуальностью каждого
маленького пианиста и его рук. В основе многих из перечисленных
пианистических недостатков лежат одинаковые причины: не цепкие, не
умеющие самостоятельно работать пальцы, лишающие руку устойчивого
положения на клавиатуре.
При работе с первых шагов обучения игре на фортепиано в основу
всего обучения нужно ставить достижение красивого, сочного, певучего
звука, а значит правильного звукоизвлечения. Звук, воспроизведённый на
инструменте, должен быть наделён живым музыкальным содержанием,
быть живой частицей музыкальной интонации, иметь напевность и легко
вливаться в следующие за ним в мелодии.
Поэтому, любой извлекаемый звук должен хорошо контролироваться слухом.
Отношение к звучанию, а значит и звукоизвлечению, необходимо
воспитывать в тесной взаимосвязи с организацией работы каждого пальца в
отдельности и всей руки в целом. Именно это лежит в основе успешного
обучения начинающих пианистов.
Если дети во время игры пристально смотрят на свои пальцы и на
клавиатуру, они перестают слушать себя. Когда ученики фиксируют
внимание на клавиатуре, то есть на руках, тут же появляется напряжение
ладонных мышц. Но если прикрыть крышку рояля-так, чтобы при этом
ребёнок не видел своих пальцев- « игра вслепую»- он весь уходит в слух, у
него меняется выражение лица, его внимание полностью переключается с
рук, и тут же выпрямляется спина, появляется полная проводимость.
7
Есть ещё важный момент, который педагоги ни в коем случае не
должны упускать из виду. Дети растут- растёт рука, меняется конфигурация
ладони, относительная длина ладони и пальцев. Особенно это заметно после
каникул или длительных перерывов в занятиях. Каждый раз после таких
перерывов надо внимательно посмотреть, не трудно ли ребёнку играть так,
как он играл в прошлом году, и найти новое, более удобное положение руки.
Это предотвратит опасную фиксацию, зажатость пальцев. Лучше всего не
говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение.
Истоки и причины дефектов игрового аппарата и, как
следствие этого, профзаболеваний пианистов.
Благоприятной почвой для возникновения дефектов игрового
аппарата является неосознанность, неумение контролировать свои приёмы
игры и мускульные ощущения во время работы, когда копирование внешней
формы движений показанной педагогом, сопровождалось работой мышц, не
соответствующей правильному выполнению показанного приёма и
отсутствием контроля над звуковым результатом. Необходимо учить детей
управлять своим аппаратом и своим ощущениям, приспосабливая их к самым
разнообразным художественным и пианистическим задачам.
Человеческая природа несовершенна: музыкальный талант,
музыкальные способности, музыкальный слух, пусть даже врождённые,
данные от природы, не всегда (вернее очень редко) сочетаются с хорошим
физическим развитием и с прирождённым пианизмом. Большинство
профессиональных заболеваний у пианистов (и не только у них, но и у всех
музыкантов) – это последствия неправильного, бездумного подхода к
музыкальному обучению, результат провала какого-либо звена в воспитании
музыканта, в неправильных рабочих приёмах. Задача педагога помочь
ребёнку приспособиться к инструменту. Скрытые напряжения при
извлечении звука, если педагог вовремя не обратит на них внимание, могут
войти в привычку, стать основой неправильного приёма игры.
Также нельзя во всех случаях требовать строго определённого
положения рук или движения, пусть даже и рационального, нельзя сковывать
инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать своё решение,
ученик должен будет сам находить и свои приёмы исполнения.
Бывает, что причиной некоторых сложностей становится
раздражительность учителя. Гнев взрослого человека, обрушиваясь на
маленького ребёнка, накаляет обстановку. Страх перед педагогом сковывает,
вселяет неуверенность, вызывает напряжения, зажимы, в том числе и
мышечные.
Доброжелательная и творческая атмосфера на уроке способствует
более спокойному состоянию ученика, который быстрее исправляет
недостатки, больше верит в свои силы, отчего и играет с большим подъёмом.
Показывать приёмы нужно в живой, увлекательной форме и так, чтобы
ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных
ощущениях.
8
Профзаболевания обычно возникают в результате нарушения естественных
физиологических законов работы мышц, которое может быть вызвано как
искажением рабочих навыков, так и отсутствием тренированности
пианистического аппарата. Искажения рабочих приёмов можно, в основном,
свести к нарушению гармоничного взаимодействия различных звеньев
аппарата, при котором отдельные группы мышц вынуждены выполнять
непосильную работу. Ещё есть некоторые факторы, способствующие
возникновению и развитию болезненных явлений- это игра холодными
руками, физическая нагрузка в быту, интенсивные многочасовые занятия без
постепенного вхождения в работу после большого перерыва, часто при
недостаточной общей физической тренированности организма, а также
инфекция, в особенности грипп, перенесённый на ногах (занятия во время
гриппа, ангины могут вызвать воспалительные явления в работающих
мышцах).
Последствия профзаболеваний могут очень негативно сказаться не только на
профессиональной деятельности пианиста, но это может стать и проблемой в
его повседневной жизни. Так, например, болевые ощущения при игре могут
привести к общему расстройству нервной системы. От постоянных болей в
руках начинаются сильные головные боли, провалы в памяти, полное неверие
в свои силы.
Наиболее часто встречающиеся профзаболеваний пианистов:
1.
Миозит- воспалительное поражение скелетной мускулатуры, это могут
быть мышцы спины, шеи, грудной клетки. Может даже привести к
атрофии мышцы.
2.
Контрактура мышц- это ограничение движений в суставах, т. е. такое
состояние, в котором конечность не может быть полностью согнута или
разогнута в одном или нескольких суставах, вызванное рубцовым
стягиванием сухожилий, заболеваниями мышц сустава.
3.
Ганглии, или гигрома, -округлое опухолевидное образование,
располагается в районе сустава. Имеет твёрдую эластичную
консистенцию.
4.
Тендовагинит- острое или хроническое воспаление сухожильного
влагалища. Развивается в области кисти, лучезапястного сустава,
предплечья.
5.
Заболевания мышц 1 пальца, вплоть до атрофии его мышц в ладони (в
виде бугра).
6.
Нервно-мышечные заболевания- невриты, невралгии, плекситы
плечевого сплетения.
Некоторые из этих заболеваний лечатся только хирургическим путём.
Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы научить
ребёнка осознанно подходить к овладению базовыми техническими
9
навыками, умению анализировать технические сложности, встречающиеся
в работе инструменталиста на любом уровне обучения.
Моторная неловкость, которая нередко наблюдается в игре, чаще
всего обусловлена неправильной посадкой, нарушениями осанки,
требованием физически непосильного для ребёнка звукоизвлечения,
ранним включением в работу всех групп мышц (особенно крупных).
Целостное владение пианистическим аппаратом представляет
сложнейший комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений,
в зависимости от художественных задач. Однако базовые навыки всегда
присутствуют в пианизме в виде категорий или типов технических
движений.
«Весовая игра» при участии необходимых мышц, правильные
посадка и осанка, естественное дыхание и слуховой контроль, культура
звука, настроение, желание передать через музыку эмоционально-
образное содержание произведения (понятное ребёнку!), чётко и
осмысленно подобранный репертуар, умение бегло читать с листа,
слышать нотный текст внутренним слухом- это и есть необходимые
компоненты для рождения Маленького Пианиста.
10
Использованная литература:
1.
Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей. Москва.
«Музыка» 1976 г.
2.
Б. Милич. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классе ДМШ.
Киев.1977 г.
3. Е. Тимакин. Воспитание пианиста. Москва. «Советский композитор»,
1989 г.
4. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. Москва
«Музыка», 1977 г.
5. Л. А. Москаленко. Методика организации пианистического аппарата в
первые два года обучения. Новосибирск. 1999.
6. А. Шмидт- Шкловская. О воспитании пианистических навыков.
Ленинград. «Музыка». 1985.
7. Т. Юдовина – Гальперина. За роялем без слёз. С-Петербург. «Союз
художников». 2002.
11