Напоминание

Зимующие птицы


Автор: Серегина Валентина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №182"
Населённый пункт: Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект занятий
Тема: Зимующие птицы
Дата публикации: 03.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятий «Зимующие птицы»

Программное содержание.Закрепить и уточнить представления детей о

зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между внешним видом

птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к

птицам, желание помогать им. Упражнять в употреблении сложных

прилагательных,

антонимов,

притяжательных

прилагательных;

в

согласовании существительных с местоимениями. Расширять словарный

запас.

Материал.Иллюстрации с изображением птиц. Аудиозапись пения

птиц. Зима (кукла, одетая по-зимнему).

Предварительная работа.

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех.

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели.

А выдержат мороз?

Воспитатель. Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы

детей.)

Звучит музыка, появляется Зима.

Зима. Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились

реки и озера. Что я увидела? Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А

вы знаете как? Животные и те приготовились к встрече со мной, а как?

(Ответы детей.) Хочу сейчас смотр птицам устроить. Что это за птицы,

смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их

знаете? Назовите. (Воробьи, вороны, сороки, синички, снегири, чижи, дятлы,

клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)Интересно мне узнать:

как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают? Вот,

например, кто это?

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

По ночам кочует,

Коноплю ворует.

Дети. Воробей.

Воспитатель. Верно, а как он выглядит? (Выставляет иллюстрацию.)

Воробей – маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой

шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.

Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные

ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи,

прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно

купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? (В щелях стен, под

крышами домов, в заброшенных гнездах.)Где они пищу находят? (Во дворах,

на свалках, в кормушках.) Вы слышали, какие они звуки издают? (Включает

аудиозапись чириканья.) Воробьи селятся стайками. Если сторож заметит в

небе хищника, кричит «чир-р» - и воробьи улетают.

З и м а .

Эта птица-непоседа

Одного с березой цвета.

Кто это?

Дети. Сорока.

Воспитатель. Как она выглядит? (Выставляет иллюстрацию.) Сорока

–крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на

голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее

прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв

изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать

с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым

хвостиком, а летая хвост держит веером. Кто знает, почему ее называют

сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)Где она

гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.)Само гнездо

шарообразной формы, а вход сбоку. Какие звуки издает сорока? (Включает

аудиозапись.) Напоминают эти звуки треск, стрекот.

Зима. Какую пользу приносят сороки?

Дети. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений,

в их брошенных гнездах селятся мелкие птицы.

З и м а .

Она маленькая птичка,

И зовут ее...

Дети. Синичка.

Воспитатель (выставляет иллюстрацию). Как она выглядит? (На

голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса –

галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.)Где

синички устраивают гнезда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях

гнилых пней и стволов, синичках.)Какие звуки они издают? Послушайте

(включает аудиозапись.) Много ли они насекомых уничтожают? (Столько,

сколько сами весят.)

З и м а .

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине Он появится опять.

Кто это?

Дети. Снегирь.

Воспитатель

(показывает

иллюстрацию).

Почему

эта

птица

называется снегирь? (От слова снег.) Опишите его. (Верх головы, крылья,

хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая,

надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи –

серое, клюв короткий, толстый, черный. Зачем снегирю толстый, короткий

клюв? (Расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, расклевывать

семена клена, липы.)

Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Она

малоподвижная, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и

купается. Послушайте, как она поет (включает аудиозапись).

З и м а .

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Кто это?

Дети. Дятел.

Воспитатель (показывает иллюстрацию). Какой красивый! Кто

хочет описать его? (Верх тела – головы, шеи, спины и крыльев у него

черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые

полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье

и темя красные.) Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.) А где

проводит большую часть времени? (На дереве.) Какой клюв у дятла и

зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева,

долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и

их личинок, долбит шишки.) Только дятел может уничтожить столько

насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.

З и м а .

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым Кле-кле-кле – поет со свистом?

Дети. Клест.

Воспитатель

(показывает иллюстрацию). Это необычная птица,

опишите ее. (Окраска оперения у клеста оранжево-красная, крылья и

хвост буро-черные, самка зеленовато- желтая.) Посмотрите, какой у него

клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой,

таким клювом удобно щелкать орешки. Клест – единственная птица, которая

выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на

деревьях. Как поют клесты? (Кле-кле.)

З и м а .

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь – кружат двадцать пар И кричат: кар-кар-кар.

Дети. Ворона.

Воспитатель

(показывает иллюстрацию). Опишите ее.

(Черные

голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое.)

Днем они

промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.

Давайте поиграем в ворон.

Проводится физкультминутка. Воспитатель читает стихотворение:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар.

Дети бегают, размахивают руками и кричат: «Кар-кар-кар».

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

Дети садятся на корточки, кладут руку под щеку – засыпают.

Зима. Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу вам по-другому

загадки загадать. Отгадайте, что за птица?

Дети отгадывают загадки, воспитатель ставит в ряд соответствующие

иллюстрации с изображениями птиц.

Зима.

Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но он же

драчливый,

боевой,

удалой.

(Воробей.)Красногрудый,

толстый,

малоподвижный.

(Снегирь.)Твердоклювый, красноголовый, пестрокрылый,

трудолюбивый.

(Дятел.)Ловкая,

подвижная,

чернохвостая,

белобокая.

(Сорока.)Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница.

(Ворона.)Ма-

ленькая,

на

брюшке

черная

полоса,

юркая,

ловкая.

(Синица.)

С

крестообразным клювом; только она зимой птенцов выводит. (Клест.)

Если дети путают названия птиц, можно провести дидактическую игру

«Кого не стало».

Воспитатель.

Все птицы разные. Снегирь малоподвижный, а

синица... У синицы клюв тонкий, а у дятла... Ворона большая, а воробей...

Клест нарядный, а воробей... Синицы высиживают птенцов летом, а клест...

Дети отвечают на вопросы педагога.

Воспитатель.

Если

снегирь

мало

двигается,

то

он

какой?

(Малоподвижный.)Если

у

синицы

черная

голова,

то

она

какая?

(Черноголовая.)Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)Если у

сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)Если у снегиря красная

грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Про кого из зимующих птиц можно сказать мой (клест, дятел, снегирь,

воробей, голубь...),моя(ворона, синица, свиристель, овсянка...),мои? Вы

запомнили, кто как поет? (Воробей – чирикает, сорока – стрекочет, голуби –

воркуют, ворона – каркает, клест – свистит.)

Зима. Давайте устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет

быть?

В игре могут участвовать 2-3 ребенка. Каждый участник выбирает,

какой птицей он будет, и рассказывает о себе.

Воспитатель. Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от

вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу.)Как

и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)

Воспитатель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Подкормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Не богаты их корма –

Горсть зерна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Зима. Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде. Пора мне

уходить. У меня много дел, но я вас не забуду. Когда выйдете на прогулку, я

с вами поиграю. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтоб согреться,

заставлю! До свидания!

Дополнительный материал

Галка

У галок толстый клюв, на пальцах ног когти, окраска перьев черная, на

шее серая. Размером она меньше вороны. Зимой, так же как и вороны, они

проводят ночь в парках, рощах, на деревьях; днем добывают себе пищу в

мусорных ящиках; весной галки устраивают гнезда на чердаках, под

карнизами зданий, в печных трубах, дуплистых деревьях. Для устройства

гнезд собирают солому, прутики, тряпки, ветки. Кричит галка: «Каа-каа, гаа-

гаа, галка-галка».

Чиж

Чиж – маленькая (меньше воробья) птичка с черной шапочкой, желто-

зеленой спиной, желтой грудью, с белыми пятнами на крыльях и черном

хвосте. Самка зеленовато-серая, с пестрянками и без черной шапочки. У

чижей шарообразное гнездо на ели в густых ветвях. Питаются они семенами

березы и ольхи, гусеницами, бабочками.

Щеглы

Щеглы – очень красивые птицы с пестрым оперением: верх головы

черный, крылья и хвост с белыми пятнами, поперек крыльев желтая полоса,

лоб и горло красные, щеки и брюшко белые, спина и пятна по бокам

коричневые.

Гнездо щеглы сооружают из тонких стебельков и корешков растений,

покрывая снаружи кусочками мха, бересты, лишайника, под тон дерева так,

что оно становится незаметным.

Питаются щеглы семенами репейника, чертополоха; они подвижны,

ловко лазают по веткам. Песня щегла состоит из звучных трелей. Щеглы

могут перенимать и повторять отдельные колена пения других птиц.

Овсянка

Овсянка немного больше воробья и стройнее его. Хвост у нее длинный,

ноги маленькие, клюв короткий, острый; зимой вместе с воробьями держатся

овсянки у жилья человека, на скотных дворах.

Ранней весной устраивают на земле – в неглубокой ямке, под кустом,

деревом или в густой траве – гнездо чашевидной формы.

Поет

она

звонко

«зинь-зинь-зинь,

зинь-зинь-зинь-зиии-циии».

Кормится, собирая зерна злаков, выклевывая семена сорных растений и

насекомых.

Воробей

Позвать Воробья! – вскричал Филин. – Маленький, а жалоб на него

больше всех. Даже портрет прислали: анфас и профиль. Ты это или нет?

Я. – Воробей чирикнул. – Я на заборе.

Именем лесного закона ты задержан! Жалобы на тебя, Воробей, со

всех сторон – от огородников, садоводов, полеводов.

Сорока не удержалась, затарахтела, как спичечный коробок: «По

чужим огородам шастаешь! Тайно проникаешь на склады с зерном.

Растаскиваешь ягоды из садов. Колоски на полях вылущиваешь. И фамилия

подозрительная – Вор-Воробей!

Обвисли у Воробья крылышки от обиды. Даже зажмурился, хрипло

чирикнул. А еж пыхтит:

Воробей, конечно, не стеклышко. Но и его можно понять. Не

оставляли бы щелей в складах, не проникал бы. А так соблазн – не каждый

удержаться может. Особенно с такой фамилией...

Хотела возмутиться Сорока, сердито на Ежа налететь, но вспомнила

сказку про сороку-воровку и передумала. Буркнула только: «Бывает,

конечно... Ежели без охраны! А еж знай пыхтит:

От темных воробьиных сторон перейдем к светлым, во-первых,

зимой сорняки клюет – раз! Во-вторых, все лето с воробьихой и воробьятами

вылавливает насекомых вредных. Для полей, садов и огородов вредных, а

для них, воробьев, очень даже полезных, урожай берегут, даже с саранчой

бьются. Разве жалко за это угостить их вишенкой или зернышком?

Филин – судья – с лапы на лапу переминается.

Что же нам делать-то с ним? С одной стороны, но с другой стороны...

Воробей крылышки подобрал, хвостик торчком.

Многосторонние мы и многострадальные. Нельзя к нам с одной

меркой: вредный – полезный. Все зависит от обстоятельств, всю жизнь я в

неустойчивом равновесии. И не жаловаться на меня надо, а поддерживать.

А лучше еще припугнуть, - сказала сорока.

Покажу ему рогатку, - решил Филин.

Ой! – сказал Воробей.

Покажите ему кошку! – Филин велит.

Ай! – подскочил Воробей.

Чучело ему покажите!

Ой! – зажмурился воробей.

Будешь еще? – спрашивает сорока.

Буду! – Воробей отвечает. – Еще как!

Опять за свое! – Сорока кричит.

За свое! – чирикает Воробей. – Вредных насекомых буду хватать.

Семена червяков клевать. Не щадя живота! Чистильщиком стану работать –

до крошки все подбирать. Чирикать буду – улицы веселить!

Пусть, - говорит Еж, - пусть старается.

Лети, Воробей, чик-чирик! – Опустил Филин веки. – Старайся.

Полетел Воробей, только крылышки замелькали.

Н. Сладкое

Зимнее яблоко

В аллеях парка морозное затишье. Лишь старые липы кряхтят да

охают, снег не дает им распрямиться. Липы размахивают мерзлыми ветками,

отряхивают снег и от этого становятся облезлыми и унылыми.

Вдруг мне почудилось, что на липе выросло румяное яблоко. Ветер его

раскачивает и не может сорвать.

Яблоки на липе?! В стужу и снегопад?! Прохожие замедляли шаги и

улыбались:

Первый снегирь?

Так рано?

Почему один?

Снегирь будто понимал, что им любуются, он выпячивал красную

грудь

и

брюшко,

поворачивался

пепельной

спинкой

и

нетерпеливо

подергивал черным хвостиком. Любуйтесь, люди! Вот какой я бравый! Мне и

мороз не страшен!

Проходил мимо остроносый старик с озорными глазами, увидел

снегиря и сдвинул на затылок шапку.

Вот и созрело зимнее яблочко.

Ох, и вдарит ночью мороз-трескунец.

Первый снегирь всегда за собой стужу зазывает...

В. Бурлак

Ворона и сорока

Пестрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон

сидел молча.

Что ты молчишь, куманек, или ты не веришь тому, что я тебе

рассказываю? – спросила, наконец, сорока.

Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон, - кто так много болтает, как

ты, тот, наверно, много врет.

К. Ушинский

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?

За то, что он

Такой,

Как я:

Когда приходят холода –

Не улетает Никуда!

В. Левин

Галка

Скоком-боком, боком-скоком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена.

Е. Трутнева

Дятел

Дятел – вежливая птица,

Это знает старый лес.

Он к букашке постучится,

А потом букашку съест.

Е Демьянов

Мама, метели метут...

Мама, метели метут,

Снегом траву засыпает,

Птицы в лесах не поют.

Мама, а каждая птица

К югу зимой улетает,

В теплые страны стремится?

«Нет, не каждая», - мать отвечает.

Видишь, прыгает серая птичка –

Эта птичка не улетает,

Позимует и здесь невеличка.

Почему же осталась она?

Разве ей и зима не страшна?

Не боится мороза она,

Не покинет родимого края.

Пусть метели гудят, завывая.

Знает птаха, что скоро весна.

Мама, взгляни-ка в окно!

Скачут веселые птички,

Вьюга, а им все равно.

Слышишь, чирикают как!

Птички поют по привычке,

Будто зима им пустяк.

Нет, мой милый, невесело птичке.

Что-то ищет она возле хаты:

То ли нужно немного водички,

То ли крошек певунье крылатой.

Нет под снегом зерна.

Что ж распелась она?

Песня птички повсюду слышна.

Голодает, а песенка льется,

И сердечко веселое бьется.

Скоро, скоро настанет весна!

Л. Украинка

Снегирь

Побелело за окошком –

Все в снегу.

Какая ширь!

Как румяная матрешка

На крыльце живой снегирь.

Снегирей в окно увидишь:

Здравствуй, милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зерен горсть!

Е. Демьянов

Вороны

Вот под елкой запушенной

Скачут по снегу вороны.

Кар, кар! Кар!

Из-за корочки подрались,

Во всю глотку разорались.

Кар, кар, кар!

А. Барто

Свиристели

Розовые свиристели

Прилетели в январе,

Красную рябину ели

На заснеженном дворе.

Ягоды в снегу горели,

Полыхал сугроб огнем.

«Сви-ри-ри» - как трель свирели,

Песня птиц морозным днем.

Чтобы видеть свиристелей,

Слышать песню в январе –

Пять рябинок мы в апреле

Вновь посадим во дворе.

Д. Десарчук



В раздел образования