Напоминание

Доклад


Автор: Кирдяшкина Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУООШ № 20 им. Н.Н.Вербина
Населённый пункт: х.Горькая Балка, Новокубанский район
Наименование материала: Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов
Тема: Доклад
Раздел: начальное образование





Назад




«Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных

предметов»

Сегодня одной из главных задач школы является формирование у

детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Наиболее

благоприятным для усвоения нравственных основ является младший

школьный возраст. Он имеет большие возможности для систематической и

последовательной реализации учебно-воспитательного процесса. Считаю,

что подготовка доброжелательного образованного человека возможна лишь в

единстве интеллектуального, эмоционального, нравственного развития. На

мой

взгляд,

методическая

система

должна

быть

тесно

связана

с

формированием нравственных качеств младших школьников через урочную

деятельность.

Урочная деятельностьценностные знания и опыт, приобретаемые в

рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при

решении

нравственно-оценочных

заданий

по

литературному

чтению,

окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии

развития.

Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к

мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в

единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов

ведущей деятельностью является учебная, поэтому основной духовно-

нравственный материал учителя начальных классов должны включать в

различные уроки:

на уроках окружающего мира материал распределяется по

классам соответственно темам разделов;

на

уроках

литературного

чтения

дети

знакомятся

с

произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;

на уроках математики материал вводится в содержание задач или

в зашифрованные задания;

на

уроках

русского

языка,

изобразительного

искусства

и

трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в

виде индивидуальных творческих работ.

В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Урок чтения самый

интересный, но трудный и ответственный. На каждом уроке литературного

чтения затрагиваются вопросы нравственности – чтение произведений о

Родине, о природе, об истории страны, изучение народного фольклора,

чтение произведений о подвигах, поступках людей. Всё побуждает к мысли:

«А как бы сделал я? Смог бы я поступить так, как тот или иной герой?»

Анализ произведений помогает прочувствовать ту или иную ситуацию,

помочь детям в выборе поведения.

По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном

чувстве».

Поэтому

главная

задача

уроков

чтения

нравственное

воспитание,

становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение,

размышление, через чувства.

Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и

задач необходимо разнообразить работу, используя различные приёмы:

1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами.

Используется

чтение

«спринт»,

«разведка»,

«снежный

ком».

2) Ритмичное чтение.

3) Работаем со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем.

Стараемся

в

каждой

найти

свою

историю,

проанализировать

её.

4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение

пословиц и поговорок.

5) Широко можно использовать работу в парах, как при проверке домашнего

задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы

на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением

читают по цепочке.

С целью обогащения словаря учащихся можно использовать задания

следующего характера:

-работа с пословицами и поговорками;

- узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;

- подбор к данным словам синонимов и нахождение их в текстах,

выполнение

творческих

работ.

На

своих

уроках

можно

использовать

различные способы

развития

мотивации:

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

– новизна, практическая значимость подаваемого материала;

– четкое структурирование;

– логичное, яркое, контрастное выступление;

– ритмичное чередование видов деятельности;

– опора на индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения:

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание

разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к

гармонии.

4.

Культура

общения: гуманное

отношение,

доверие

к

ученикам,

разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5.Ситуация успеха.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для

стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к

противоречию – «действительно ли я такой».

Таким

образом,

мотивация

создает

благоприятные

условия

для

самореализации личности в условиях современного образования.

Следующий шаг - воздействие на эмоциональную сферу.

Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание –

требует специального внимания учителя и специальной организации

(использование литературно-музыкальных композиций с широким

включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.)

Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической

атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в

эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Такие уроки

оставляют у детей ощущение праздника, поэтому проводить их

советуют не слишком часто.

Выразительное чтение учителя – это своего рода театр одного актера,

который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов)

помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и

оттенки.

Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе

самому о своем понимании текста, способность идентифицировать

себя с героем произведения.

Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и

их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных

ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом

лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его

личностные ценности.

Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо

похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы

вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это

будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению

жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные

или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

В

своей

практике

использую

следующие личностно-развивающие

ситуации:

– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

прогностическая

направлена

на

развитие

умений

предвидения

последствий поступка (своего или чужого);

– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных

условиях;

– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий

участников;

– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически

продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают

действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также

ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах,

музыкальных произведениях.

На

уроках

использую

такие формы

и

виды

деятельности,

как

педагогические

задачи,

игры,

игровые

ситуации,

изобразительная

деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы,

написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть

нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-

нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в

устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных

ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков,

в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны

поступков и самого себя.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются

и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость,

пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ

сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию

умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского,

который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным

к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания.

Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в

результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате

будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и

человеком его надо сделать».

«Особенности адаптационного периода первоклассников

в условиях образовательного учреждения»

Подготовила: учитель начальных классов Ермакова

Надежда Алексеевна

В

период

адаптации

к

школе

закладывается

социальный

и

интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребенка.

Успешность

приспособления

детей

к

условиям

школы

во

многом

обусловлена

формированием

учебной

мотивации,

положительного

эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам, высоким

уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов.

Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные

особенности учеников и взаимоотношения с родителями.

Поскольку количество детей, имеющих те или иные нарушения в

развитии, неуклонно растет, проблема школьной адаптации и эффективного

приспособления к новым требованиям, правилам вхождения в новые

социальные

общности

приобретает

особую

актуальность.

В

связи

с

введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни

стала наиболее актуальной, т.к. введение ФГОС влечет за собой новые

требования к развитию личностных, познавательных, коммуникативных и

регулятивных умений первоклассников.

Изучение психологических особенностей адаптации первоклассников к

школе является одной из важнейших проблем педагогической психологии. К

ней на протяжении длительного времени обращались ведущие психологи

западной и отечественной научной школы. ( Н.И. Гуткина, А.М. Прихожан,

И.В.

Дубровина,

Х.

Синклер,

Л.С.

Выготский,

В.В.

Давыдов,

Д.Б.

Эльконин, Р.В. Овчарова, Л.С. Рубинштейн, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман,

Л.И. Божович, Ж. Пиаже и др.)

К примеру, Р.В. Овчарова утверждает, что на течение адаптации

первоклассников оказывают влияние различные факторы.

К числу наиболее благоприятных факторов она относит следующие:

– адекватную самооценку своего положения ребенком;

– правильные методы воспитания в семье;

– отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

– благоприятный статус в группе сверстников и т. д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе,

относит следующие:

– неправильные методы воспитания в семье (это примерно 50% семей нашего

поселка и более);

– функциональную неготовность к обучению в школе;

– неудовлетворенность в общении со взрослыми;

–неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т. д.

Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в

его

жизни.

Психологи

отмечают,

что

дети

6–7

лет

переживают

психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он

превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности:

делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках,

дисциплинированным и т. п.

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До

начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в

школу

они

начинают

овладевать

учебной

деятельностью.

Основное

психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том,

игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена

на основе произвольных усилий ребенка.

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к

школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к

ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность

адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог

утвердить свою позицию в классе среди сверстников.

В-четвертых, стили семейного воспитания, ценностные ориентиры

семьи. Преобладающие стили – попустительский и авторитарный (из моей

практики).

Умственные

способности

и

социальные

навыки

человека

тесно

взаимосвязаны. Врожденные биологические предпосылки реализуются в

результате взаимодействия индивида и окружающей его среды. Социальное

развитие

ребенка

должно

обеспечить

усвоение

необходимых

для

общественного сосуществования социальных навыков и компетенций.

Поэтому формирование социальных знаний и навыков, а также ценностных

установок является одной из важнейших воспитательных задач. Семья

является важнейшим фактором развития ребёнка и той первичной средой,

которая оказывает на ребёнка наибольшее влияние. Влияние сверстников и

иной среды проявляется позже.

В первый класс нашей школы приходят очень разные дети. У каждого

ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия

определяются разными факторами: повышение уровня безработицы, низкое

материальное обеспечение семьи, уровнем образования и степенью занятости

родителей,

особенностями

образа

жизни,

семейными

традициями,

представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями,

характером их общения с ребенком и многими другими.

Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования.

Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего

класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение

точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение

одних и тех же заданий всеми учащимися.

Какие же дети приходят в первый класс нашей школы?

В 2024 – 2025 учебном году в нашу школу поступило 8 учеников. Высокие

результаты подготовки к обучению показали двое детей (25 %).

Данные обследования детей свидетельствуют, что большинство детей,

посещающие дошкольное учреждение, где воспитанников целенаправленно

готовят к систематическому обучению, показывают хорошие результаты при

поступлении в школу. Однако если успехами ребенка не интересуются в

семье, не придают им должного значения, не поощряют прилежания, ребенок

тоже начинает относиться к ним пренебрежительно. Некоторых детей

обижает

невнимание

родителей,

они

замыкаются,

перестают

быть

искренними, откровенными. Интерес же родителей к делам первоклассников

придает особое значение всем его достижениям, способствует сближению

родителей, детей и учителя.

Неготовые к обучению дети – это «группа риска»: риска испытать

наибольшие

трудности,

стать

неуспевающими,

усугубить

имеющиеся

отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и

переутомления,

попасть

в

подростковом

возрасте

в

категорию

трудновоспитуемых. Эти первоклассники, как правило, отрицательно или

индифферентно относятся к школе, нарушают дисциплину, общественные

поручения

выполняют

без

особого

желания,

близких

друзей

среди

одноклассников не имеют. Поэтому те учащиеся, которые попали в «группу

риска», находятся на особом контроле у учителя и психолога.

Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу построения

плана

работы

по

проведению

профилактических

мероприятий

по

предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся. Для того,

чтобы избежать этих трудностей, в нашей школе организовано:

1. Знакомство со школой (экскурсии): кабинет 1 класса, кабинет директора,

библиотека, спортзал, столовая и т. д.

2.

Вовлечение

первоклассников

в

ряд

школьных

мероприятий:

торжественные линейки, праздники, конкурсы.

3. Первые общественные поручения.

4. Серия классных часов на тему: «Лесная школа», где дети постепенно

знакомятся со школьными нормами и правилами.

5. Занятия с психологом.

6. Занятия по Правилам дорожного движения, где одна из основных тем –

«Дорога от дома до школы и обратно».

Из 8 родителей учащихся первого класса имеют высшее образование – 12 %,

среднее специальное – 30%, среднее – 58%, 50% родителей - безработные.

Взаимодействие

семьи

и

школы,

правильно

организованная

преемственность не только между детским садом и школой, но и между

дошкольным учреждением, школой и семьей создают успех в решении такой

сложной и важной задачи, как организация учебно-воспитательного процесса

в школе. Должна быть создана единая система воспитания с выходом на

каждого участника учебно-воспитательного процесса: учителя, родителя.

Учителя начальных классов нашей школы – великие труженики, они

обеспечивают успешное вхождение учащихся в школьную жизнь.

Готовность педагога принять в класс особого ребенка, способность

понять природу его трудностей, построить педагогически обоснованную,

индивидуально – ориентированную методику обучения, сформировать у

одноклассников

адекватное

(терпимое)

отношение

к

трудностям,

организовать взаимодействие семьи и школы – вот неполный перечень задач,

которые решают учителя на протяжении всего периода обучения.

Литература:

1. О.А. Белянина, Возрастная психология: Учебное пособие. [Текст] /

О.А.Белянина. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркутский гос.пед.ун – т», 2008, с. 156.

2. Л.С. Выготский, Мышление и речь. [Текст] /Л.С.Выготский. – М., т. 2.



В раздел образования