Автор: Кирдяшкина Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУООШ № 20 им. Н.Н.Вербина
Населённый пункт: х.Горькая Балка, Новокубанский район
Наименование материала: Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных предметов
Тема: Доклад
Раздел: начальное образование
«Развитие нравственных качеств личности ребенка средствами учебных
предметов»
Сегодня одной из главных задач школы является формирование у
детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Наиболее
благоприятным для усвоения нравственных основ является младший
школьный возраст. Он имеет большие возможности для систематической и
последовательной реализации учебно-воспитательного процесса. Считаю,
что подготовка доброжелательного образованного человека возможна лишь в
единстве интеллектуального, эмоционального, нравственного развития. На
мой
взгляд,
методическая
система
должна
быть
тесно
связана
с
формированием нравственных качеств младших школьников через урочную
деятельность.
Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в
рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при
решении
нравственно-оценочных
заданий
по
литературному
чтению,
окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии
развития.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к
мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов
ведущей деятельностью является учебная, поэтому основной духовно-
нравственный материал учителя начальных классов должны включать в
различные уроки:
на уроках окружающего мира материал распределяется по
классам соответственно темам разделов;
на
уроках
литературного
чтения
дети
знакомятся
с
произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
на уроках математики материал вводится в содержание задач или
в зашифрованные задания;
на
уроках
русского
языка,
изобразительного
искусства
и
трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в
виде индивидуальных творческих работ.
В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Урок чтения самый
интересный, но трудный и ответственный. На каждом уроке литературного
чтения затрагиваются вопросы нравственности – чтение произведений о
Родине, о природе, об истории страны, изучение народного фольклора,
чтение произведений о подвигах, поступках людей. Всё побуждает к мысли:
«А как бы сделал я? Смог бы я поступить так, как тот или иной герой?»
Анализ произведений помогает прочувствовать ту или иную ситуацию,
помочь детям в выборе поведения.
По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном
чувстве».
Поэтому
главная
задача
уроков
чтения
–
нравственное
воспитание,
становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение,
размышление, через чувства.
Для повышения эффективности урока и достижения поставленных целей и
задач необходимо разнообразить работу, используя различные приёмы:
1) Речевая разминка, которая включает в себя работу над словами.
Используется
чтение
«спринт»,
«разведка»,
«снежный
ком».
2) Ритмичное чтение.
3) Работаем со скороговорками, которые богаты эмоциональным настроем.
Стараемся
в
каждой
найти
свою
историю,
проанализировать
её.
4) Большое значение для формирования нравственных понятий имеет чтение
пословиц и поговорок.
5) Широко можно использовать работу в парах, как при проверке домашнего
задания, так и в работе на уроке. Это и чтение наизусть друг другу, и ответы
на вопросы, и чтение на проверку. При знакомстве с новым произведением
читают по цепочке.
С целью обогащения словаря учащихся можно использовать задания
следующего характера:
-работа с пословицами и поговорками;
- узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений;
- подбор к данным словам синонимов и нахождение их в текстах,
выполнение
творческих
работ.
На
своих
уроках
можно
использовать
различные способы
развития
мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– четкое структурирование;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения:
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает детям эффект удивления и желание
разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к
гармонии.
4.
Культура
общения: гуманное
отношение,
доверие
к
ученикам,
разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5.Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для
стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к
противоречию – «действительно ли я такой».
Таким
образом,
мотивация
создает
благоприятные
условия
для
самореализации личности в условиях современного образования.
Следующий шаг - воздействие на эмоциональную сферу.
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание –
требует специального внимания учителя и специальной организации
(использование литературно-музыкальных композиций с широким
включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.)
Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической
атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в
эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Такие уроки
оставляют у детей ощущение праздника, поэтому проводить их
советуют не слишком часто.
Выразительное чтение учителя – это своего рода театр одного актера,
который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов)
помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и
оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе
самому о своем понимании текста, способность идентифицировать
себя с героем произведения.
Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и
их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных
ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом
лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его
личностные ценности.
Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо
похожее на данный случай? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы
вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это
будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению
жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные
или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
В
своей
практике
использую
следующие личностно-развивающие
ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;
–
прогностическая
–
направлена
на
развитие
умений
предвидения
последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных
условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий
участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически
продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают
действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также
ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах,
музыкальных произведениях.
На
уроках
использую
такие формы
и
виды
деятельности,
как
педагогические
задачи,
игры,
игровые
ситуации,
изобразительная
деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы,
написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть
нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-
нравственном мире. Эти факторы проявляются у моих учеников в
устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных
ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков,
в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны
поступков и самого себя.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются
и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость,
пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ
сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию
умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.
В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского,
который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным
к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания.
Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в
результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате
будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и
человеком его надо сделать».
«Особенности адаптационного периода первоклассников
в условиях образовательного учреждения»
Подготовила: учитель начальных классов Ермакова
Надежда Алексеевна
В
период
адаптации
к
школе
закладывается
социальный
и
интеллектуальный фундамент дальнейшего обучения и развития ребенка.
Успешность
приспособления
детей
к
условиям
школы
во
многом
обусловлена
формированием
учебной
мотивации,
положительного
эмоционального отношения к школе, педагогу и одноклассникам, высоким
уровнем произвольной регуляции поведения и познавательных процессов.
Большую роль в процессе адаптации к школе играют также личностные
особенности учеников и взаимоотношения с родителями.
Поскольку количество детей, имеющих те или иные нарушения в
развитии, неуклонно растет, проблема школьной адаптации и эффективного
приспособления к новым требованиям, правилам вхождения в новые
социальные
общности
приобретает
особую
актуальность.
В
связи
с
введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни
стала наиболее актуальной, т.к. введение ФГОС влечет за собой новые
требования к развитию личностных, познавательных, коммуникативных и
регулятивных умений первоклассников.
Изучение психологических особенностей адаптации первоклассников к
школе является одной из важнейших проблем педагогической психологии. К
ней на протяжении длительного времени обращались ведущие психологи
западной и отечественной научной школы. ( Н.И. Гуткина, А.М. Прихожан,
И.В.
Дубровина,
Х.
Синклер,
Л.С.
Выготский,
В.В.
Давыдов,
Д.Б.
Эльконин, Р.В. Овчарова, Л.С. Рубинштейн, А.К. Маркова, Г.А. Цукерман,
Л.И. Божович, Ж. Пиаже и др.)
К примеру, Р.В. Овчарова утверждает, что на течение адаптации
первоклассников оказывают влияние различные факторы.
К числу наиболее благоприятных факторов она относит следующие:
– адекватную самооценку своего положения ребенком;
– правильные методы воспитания в семье;
– отсутствие в семье конфликтных ситуаций;
– благоприятный статус в группе сверстников и т. д.
К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе,
относит следующие:
– неправильные методы воспитания в семье (это примерно 50% семей нашего
поселка и более);
– функциональную неготовность к обучению в школе;
– неудовлетворенность в общении со взрослыми;
–неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т. д.
Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в
его
жизни.
Психологи
отмечают,
что
дети
6–7
лет
переживают
психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он
превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности:
делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках,
дисциплинированным и т. п.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До
начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в
школу
они
начинают
овладевать
учебной
деятельностью.
Основное
психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том,
игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена
на основе произвольных усилий ребенка.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к
школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к
ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность
адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог
утвердить свою позицию в классе среди сверстников.
В-четвертых, стили семейного воспитания, ценностные ориентиры
семьи. Преобладающие стили – попустительский и авторитарный (из моей
практики).
Умственные
способности
и
социальные
навыки
человека
тесно
взаимосвязаны. Врожденные биологические предпосылки реализуются в
результате взаимодействия индивида и окружающей его среды. Социальное
развитие
ребенка
должно
обеспечить
усвоение
необходимых
для
общественного сосуществования социальных навыков и компетенций.
Поэтому формирование социальных знаний и навыков, а также ценностных
установок является одной из важнейших воспитательных задач. Семья
является важнейшим фактором развития ребёнка и той первичной средой,
которая оказывает на ребёнка наибольшее влияние. Влияние сверстников и
иной среды проявляется позже.
В первый класс нашей школы приходят очень разные дети. У каждого
ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения. Различия
определяются разными факторами: повышение уровня безработицы, низкое
материальное обеспечение семьи, уровнем образования и степенью занятости
родителей,
особенностями
образа
жизни,
семейными
традициями,
представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями,
характером их общения с ребенком и многими другими.
Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования.
Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего
класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение
точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение
одних и тех же заданий всеми учащимися.
Какие же дети приходят в первый класс нашей школы?
В 2024 – 2025 учебном году в нашу школу поступило 8 учеников. Высокие
результаты подготовки к обучению показали двое детей (25 %).
Данные обследования детей свидетельствуют, что большинство детей,
посещающие дошкольное учреждение, где воспитанников целенаправленно
готовят к систематическому обучению, показывают хорошие результаты при
поступлении в школу. Однако если успехами ребенка не интересуются в
семье, не придают им должного значения, не поощряют прилежания, ребенок
тоже начинает относиться к ним пренебрежительно. Некоторых детей
обижает
невнимание
родителей,
они
замыкаются,
перестают
быть
искренними, откровенными. Интерес же родителей к делам первоклассников
придает особое значение всем его достижениям, способствует сближению
родителей, детей и учителя.
Неготовые к обучению дети – это «группа риска»: риска испытать
наибольшие
трудности,
стать
неуспевающими,
усугубить
имеющиеся
отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и
переутомления,
попасть
в
подростковом
возрасте
в
категорию
трудновоспитуемых. Эти первоклассники, как правило, отрицательно или
индифферентно относятся к школе, нарушают дисциплину, общественные
поручения
выполняют
без
особого
желания,
близких
друзей
среди
одноклассников не имеют. Поэтому те учащиеся, которые попали в «группу
риска», находятся на особом контроле у учителя и психолога.
Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу построения
плана
работы
по
проведению
профилактических
мероприятий
по
предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся. Для того,
чтобы избежать этих трудностей, в нашей школе организовано:
1. Знакомство со школой (экскурсии): кабинет 1 класса, кабинет директора,
библиотека, спортзал, столовая и т. д.
2.
Вовлечение
первоклассников
в
ряд
школьных
мероприятий:
торжественные линейки, праздники, конкурсы.
3. Первые общественные поручения.
4. Серия классных часов на тему: «Лесная школа», где дети постепенно
знакомятся со школьными нормами и правилами.
5. Занятия с психологом.
6. Занятия по Правилам дорожного движения, где одна из основных тем –
«Дорога от дома до школы и обратно».
Из 8 родителей учащихся первого класса имеют высшее образование – 12 %,
среднее специальное – 30%, среднее – 58%, 50% родителей - безработные.
Взаимодействие
семьи
и
школы,
правильно
организованная
преемственность не только между детским садом и школой, но и между
дошкольным учреждением, школой и семьей создают успех в решении такой
сложной и важной задачи, как организация учебно-воспитательного процесса
в школе. Должна быть создана единая система воспитания с выходом на
каждого участника учебно-воспитательного процесса: учителя, родителя.
Учителя начальных классов нашей школы – великие труженики, они
обеспечивают успешное вхождение учащихся в школьную жизнь.
Готовность педагога принять в класс особого ребенка, способность
понять природу его трудностей, построить педагогически обоснованную,
индивидуально – ориентированную методику обучения, сформировать у
одноклассников
адекватное
(терпимое)
отношение
к
трудностям,
организовать взаимодействие семьи и школы – вот неполный перечень задач,
которые решают учителя на протяжении всего периода обучения.
Литература:
1. О.А. Белянина, Возрастная психология: Учебное пособие. [Текст] /
О.А.Белянина. – Иркутск: ГОУ ВПО «Иркутский гос.пед.ун – т», 2008, с. 156.
2. Л.С. Выготский, Мышление и речь. [Текст] /Л.С.Выготский. – М., т. 2.