Автор: Соловьёва Дина Егоровна
Должность: учитель коррекционных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К) ШИНО
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие общей моторики у детей с ТМНР в процессе работы кружка "Чудесный мир лошадей""""
Раздел: начальное образование
ГКОУ РС(Я) РСКШИНО
«Развитие общей моторики у детей с ТМНР в процессе работы кружка
«Чудесный мир лошадей»
Соловьева
Дина
Егоровна,
учитель
коррекционных
классов
ГКОУ
РС(Я)
РСКШИНО.
Якутск, 2025 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
1.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………...
3
1.1.
Пояснительная записка..........................................................
4
1.2.
Цели, задачи, участники проекта ........................................
7
2.
СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………… 9
2.1.
Описание проекта .................................................................
9
2.2.
Этапы реализации проекта ...................................................
12
2.2.1.
Подготовительный этап .....................................................
13
2.2.2.
Основной этап .......................................................................
15
2.2.3.
Заключительный этап ...........................................................
18
2.3.
План реализации мероприятий проекта …………………..
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..
3.1.
Заключительные выводы по проекту ……………………..
4.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .....................................
5.
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………….
1. ВВЕДЕНИЕ
Общая моторика – это те двигательные навыки, которые требуют
включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций,
как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки
ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на
одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки).
Моторное
развитие
ребенка
–
это
процесс,
направленный
на
формирование представлений об окружающем мире, который является
основой его развития в ходе познания мира на уровне двигательного опыта.
Эффективность умственного, физического, эстетического развития ребенка
во многом зависит от уровня его сенсорного и моторного развития, от того,
насколько хорошо ребенок видит, слышит, качественно может переработать
информацию, выражает свои впечатления и размышления в речи и в
движениях.
В исследованиях многих ученых отмечается, что одним из характерных
симптомов
умственной
отсталости
являются
нарушения
в
развитии
двигательной сферы. Как правило, у детей данной категории наблюдаются
неуклюжесть
движений,
низкий
уровень
зрительно-двигательной
координации, нарушения точности и темпа.
Л.С. Выготский указывал на преобладающую роль глубоких структур
мозга в обеспечении двигательной активности и поведения ребенка [7].
Ученый выделял на первом году жизни три стадии развития моторики и
поведения в соответствии с созреванием коры больших полушарий. Большее
внимание
изучаемой
проблеме
уделял
в
своих
исследованиях
Н.А.
Бернштейн, который разработал теорию уровней построения движений [3].
Т.М. Марютина писала о том, что развитие моторной сферы в
онтогенезе
осуществляется
в
результате
формирования
всех
систем
организма и идет в направлении от простейших универсальных двигательных
актов к высокодифференцированным манипулятивным движениям [21].
1.1. Пояснительная записка
Умственно отсталым свойственны не столько простые двигательные
расстройства, сколько сложные нарушения, связанные с поражением
корковых
функций,
сложные
системные
нарушения
моторики,
обусловленные поражением не только двигательного анализатора, но и
других, в том числе речевых систем (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, М.Б.
Эйдинова, Е.М. Мастюкова). Недоразвитие моторики появляется в бедности,
однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их
бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий,
недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке
относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных
установок. Элементарные движения относительно более сохранны.
Изучение особенностей моторики умственно отсталых детей показало,
что наряду со снижением интеллекта, дети имеют выраженные дефекты
локомоторно-статических функций, которые затрудняют организацию игры,
манипуляции с предметами. У них задерживается прямостояние, они позже
начинают ходить, при этом ходьба у них неустойчива, движения рук плохо
координированы, затрудняется осмысление и запоминание движений.
Различными авторами выделяются следующие нарушения движений
учащихся младших классов специальной коррекционной школы:
- нарушения при ходьбе – сутулость, дискоординация движений рук и
ног,
топание
ногами,
шарканье
ногами,
волочение
ног
по
полу,
неритмичность движений, постоянные отклонения от пути по прямой,
неодинаковая длина шагов, неодинаковая амплитуда при взмахах руками,
носки ног обращены вовнутрь или наружу, вертикальные движения
туловищем, отклонения туловища от вертикальной оси. Ходьба на прямых,
полусогнутых ногах, вразвалку.
- нарушения при беге – чрезмерный уклон туловища, головы вперед,
чрезмерное напряжение рук, мелкие шаги, неритмичность, малая амплитуда
движений рук, руки прижаты к туловищу, раскачивание туловища в стороны,
дискоординация движений рук и ног. Бег на прямых или полусогнутых
ногах.
- нарушения при прыжках - при прыжках с места: отталкивание
происходит одной ногой, дискоординация движений рук и ног при
отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться,
слабый взмах руками, низкий присед, толчок прямыми ногами; прыжки в
длину и высоту с разбега: неумение подобрать точное место отталкивания,
слабое финальное усилие, дискоординация рук и ног в полете, неумение
приземляться, отталкивание прямой ногой.
Многие исследователи обращают внимание на необходимость и
высокую
значимость
осуществления
коррекционно-педагогической
деятельности в начальной школе, направленной на развитие моторной сферы
у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР).
Несмотря на то, что в настоящее время существует достаточное
количество методов и приемов коррекционной работы, направленной на
развитие моторной сферы у младших школьников с умственной отсталостью,
вопрос выбора коррекционно-педагогической технологии, соответствующей,
с одной стороны, потребностям обучающегося, а с другой – возможностям
образовательной организации, остается достаточно актуальным. Данный
факт обусловил выбор темы настоящего проекта.
Одним из эффективных методов по развитию общей моторики у детей
с тяжелыми множественными нарушениями является иппотерапия.
Иппотерапия как метод богатый коррекционными возможностями
может в значительной мере способствовать решению проблемы развития
общей моторики у младших школьников с ТМНР.
Ниже приводим краткую информацию о применении иппотерапии в
коррекционно-развивающей работе за рубежом и в России.
В 50-60 гг. XX века группа энтузиастов исследовала коррекционные
возможности верховой езды для жертв эпидемии полиомиелита. Их
вдохновлял
и
поддерживал
пример
миссис
Лиз
Хартал,
частично
парализованной на обе ноги и способной сделать лишь несколько шагов на
костылях, которая выиграла серебряную медаль за выездку на Олимпийских
играх в Хельсинки. В 1964 г. был основан Консультативный Совет по
верховой езде для людей с ограниченными возможностями. В странах
Европы лечебная верховая езда стала развиваться в течение последних 40
лет, сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции,
Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше. Примерно в этот же
период иппотерапия распространяется в Канаде, США, Австралии, Израиле.
В США программы по терапевтической верховой езде получили большое
распространение после открытия в 1970 году Центра для Инвалидов, одного
из крупнейших центров такого типа в мире, что послужило толчком для
развития этих программ по всей стране. Вновь созданные центры были не
столь масштабны, но в равной степени отвечали потребностям инвалидов в
терапевтической верховой езде. В 1989 г. по всему миру насчитывалось уже
680 групп лечебной верховой езды, включающих в себя 23000 всадников-
инвалидов (лиц с физическими и иными нарушениями развития). Создана
интернациональная федерация верховой езды для инвалидов (The Federation
of Ridiny for the Disabled International).
На территории бывшего СССР райттерапию (это еще одно название
иппотерапии, ride - в переводе с английского означает «верховая езда»)
впервые стали применять в медицинских целях специалисты кафедры ЛФК и
ВК
Государственной
медицинской
академии
г.
Тбилиси
(Н.М.
Ионатамишвили, М.А. Квирквелия, М.Ш. Лория, М.М. Рухадзе, Л.С.
Цагарели, Д.М. Цверава, Ц.Ш. Чхиквишвили, Г.М. Яшвили и другие),
которые уже более 30-ти лет занимаются проблемами реабилитации
средствами
иппотерапии
(райттерапии)
больных
вследствие
детского
церебрального паралича, с различными формами сколиоза и перенесших
инфаркт миокарда.
В России практика использования иппотерапии как терапии широкого
спектра
применения
(медицинского,
социального
и
психолого-
педагогического) началась с открытия в 1991 году в Москве Детского
экологического центра «Живая нить». Сотрудниками этого центра не только
оказывалась практическая помощь лицам с нарушениями в развитии, но и
проводились исследования, обобщался опыт работы и публиковались
материалы, в которых раскрывалось реабилитационное влияние лечебной
верховой езды на детей и подростков с нарушениями в развитии. В 1998 году
центр
разделился
и
в
настоящее
время
представляет
собой
три
иппотерапевтические
организации:
Детский
реабилитационный
центр
«Солнечный мир» (в настоящий момент - Центр реабилитации инвалидов
детства «Наш солнечный мир»), Детский экологический центр «Живая нить»
и Московский конноспортивный клуб инвалидов. Организации продолжили
свою научную и практическую деятельность, значительно расширились, что
позволило им охватить своей работой больше детей с особенностями в
развитии, и несколько раз в году проводить общие соревнования по верховой
езде среди инвалидов.
1.2. Цели, задачи, участники проекта
Актуальность исследования. Уникальность иппотерапии состоит в
комплексности воздействия: каждое занятие лечебной верховой ездой
повышает
объем
двигательной
активности
ребенка,
обеспечивает
потрясающий эмоциональный стимул, а также привносит в жизнь ребенка
чудесный момент контакта с лошадью и другим человеком. Эмоциональный
подъем, сопровождающий эти занятия, позволяет детям с тяжелыми
множественными нарушениями развития преодолевать страхи, получать
удовольствие от общения, развивает общую моторику, что, в свою очередь,
помогает дальнейшей социализации. Занятия езды на лошадях представляют
собой комплексное воздействие, вовлекающее в активность все тело
(плечевой пояс, руки, ноги, положение головы).
Цель проекта: организовать кружок «Чудесный мир лошадей» для
развития
общей
моторики
у
детей
с
тяжелыми
множественными
нарушениями развития (ТМНР) с использованием развивающей верховой
езды (иппотерапия).
Задачи:
1.
Проанализировать
психолого-педагогическую
и
методическую
литературу по теме проекта.
2.
Обследовать
уровень
развития
общей
моторики
у
младших
школьников с ТМНР.
3.
Разработать программу работы кружка «Чудесный мир лошадей».
4.
Выявить эффективность проведенной работы по развитию общей
моторики у детей с ТМНР посредством иппотерапии.
Участники проекта:
• педагоги, специалисты – взаимодействуют с родителями и социумом в
рамках кружковой работы;
• родители – повышают педагогическую компетентность, обмениваются
опытом семейного воспитания;
• дети младшего школьного возраста с ТМНР – участвуют в совместных
мероприятиях по развитию общей моторики в рамках кружка.
База
реализации
проекта:
школьный
кружок
«Чудесный
мир
лошадей» и клуб «Импульс» по иппотерапии на ипподроме г. Якутска.
Сроки реализации проекта: с января по май 2024 г.
Тип проекта: практико-ориентированный, рассчитан на 1 полугодие
учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Описание проекта
Практика показывает, что среди детей, имеющих отклонения в
развитии, выделяется группа детей, которых нельзя отнести ни к одной из
известных категорий, так как у них имеет место сочетание различных
нарушений первичного характера. В этом случае имеем дело со сложными
нарушениями в развитии. В современной специальной педагогике и
специальной психологии повышенное внимание к категории детей с
комплексными нарушениями развития можно объяснить возрастающим их
количеством,
а
также
отсутствием
разработок
по
оказанию
им
квалифицированной
помощи.
Дети,
имеющие
различные
сочетания
отклонений в развитии, встречаются практически во всех специальных
учреждениях, часть из них до настоящего времени была исключена из
образовательного процесса. Сегодня идет процесс активной интеграции этих
детей в специальные и массовые учреждения.
Вопрос о комплексных нарушениях целесообразно рассматривать в
контексте
основных
теоретических
положений
о
сложной
структуре
аномального развития, выдвинутых Л.С. Выготским. Рассматривая генезис
понятий «комплексное нарушение», «сложное нарушение» в историческом
контексте, необходимо отметить, что в исследованиях М.Г. Блюминой, В.И.
Лубовского, Е.М. Мастюковой, Т.В. Розановой, Б.П. Пузанова, В.Н. Чулкова
эти
понятия
обозначаются,
как
«сложный
дефект»,
где
доминантой
выступает наличие двух и более первичных нарушений у ребенка, вызванных
одновременным поражением нескольких функциональных систем организма,
в сочетании с поражением мозговых структур. При этом каждое из них
существует в этом комплексе с характерными для него вторичными
расстройствами, что чрезвычайно усложняет общую структуру дефекта,
затрудняет его компенсацию, соответственно отражается на психическом
развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной
адаптации.
В настоящее время в нормативных документах и специальной
литературе (Концепция Государственного стандарта общего образования лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
1997;
Дефектологический
словарь, 2007) используются такие понятия, как «сложные недостатки
развития», «сложное нарушение», «сложное комплексное нарушение», что
подразумевает
одновременно
несколько
выраженных
органических
нарушений. По мнению ученых, в настоящее время не установлена единая
терминология, одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и
комплексными, и множественными. Вместе с тем она уточняет такие
понятия, как «изолированное (единичное)» и «сложное (множественное)»
нарушения. Единичное нарушение — это нарушение какой-то одной системы
организма, например, нарушение только зрения или только слуха.
Ряд теоретических построений относительно понимания сущности
«сложного
нарушения»,
«комплексного
нарушения»,
«множественного
нарушения» можно взять за основу современного научного определения
понятия. К сложным (комплексным) нарушениям относятся такие, которые
представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых,
будучи взятым отдельно, определило бы характер и структуру аномального
развития.
Сочетание
первичных
нарушений
оказывает
многообразное
воздействие друг на друга, ведет к взаимному усилению, следствием этого
становятся
более
выраженные
качественные
и
количественные
отрицательные последствия.
Психическое
развитие
детей
с
комплексными
нарушениями
происходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия
с ним. Дефицитарность информационных каналов становится тормозящим
фактором, задерживающим все возможные формы развития детей. Сочетание
первичных нарушений приводит к отставанию в развитии мышления,
внимания, памяти, восприятия, это в целом негативно отражается на
функционировании
познавательной
системы
ребенка.
Повышенная
истощаемость
всех
психических
процессов
выражается
в
низкой
работоспособности,
утомляемости,
эмоциональной
лабильности,
что
приводит к негативным особенностям в личностном развитии.
В ряде случаев может иметь место осложненный дефект, и бывает
трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии, установить
структуру дефекта. Это происходит тогда, когда патология неярко выражена,
а аномалии в развитии имеют негрубые формы. При осложненном дефекте,
как отмечает Е.М. Мастюкова, необходимо выделение ведущего дефекта и
осложняющих его нарушений. При многих формах аномального развития
(интеллектуальных нарушениях, задержках психического развития) могут
наблюдаться двигательные нарушения, нередко в виде отдельных нерезко
выраженных симптомов, типичных для детского церебрального паралича,
проявляющихся в изменениях мышечного тонуса, нарушениях равновесия,
неловкости движений. Особую структуру аномальное развитие приобретает
при осложнении его различными неврологическими и психопатологическими
синдромами. Например: недоразвитие речи, осложненное гипертензионно-
гидроцефальным, судорожным синдромом или синдромом двигательной
расторможенности, аффективной возбудимости, аутистическими чертами
личности. Среди детей с речевыми нарушениями выявлена достаточно
большая группа детей с особой структурой дефекта, обусловленной
сочетанием дисфункции речевой системы с незначительным снижением
периферического слуха, которое может иметь стойкий или нестойкий
характер (временное нарушение слуховой функции, возникающее при
острых воспалительных процессах в ушах и носоглотке).
Таким образом, осложненным является такой дефект, при котором
имеет место несколько первичных нарушений, но одно из них является
основным, ведущим, определяющим структуру аномального развития, то
есть имеет вторичные отклонения, в то время как другие первичные
нарушения подобной структуры не имеют в силу того, что они нерезко
выражены или компенсируются, а потому не имеют последствий, однако
оказывают влияние на основной ведущий дефект.
Мы планируем создать и организовать кружок по иппотерапии для
детей с тяжелыми множественными нарушениями в г. Якутске. При
проведении проекта будем сотрудничать с местными специалистами и
организациями, имеющими опыт в иппотерапии.
Программа кружка будет включать в себя:
1. Проведение индивидуальных занятий, включающих в себя выполнение
специальных упражнений, разработанных с учетом особых потребностей
каждого ребенка.
2. Проведение групповых занятий, где дети смогут взаимодействовать друг с
другом и развивать социальные навыки.
3. Создание образовательных материалов и руководств для родителей, чтобы
они могли продолжать работу с ребенком дома и интегрировать методики
иппотерапии в повседневную жизнь.
Финансирование проекта:
При организации проекта
мы будем
рассматривать
возможность
получения
государственной
или
местной
финансовой поддержки в виде грантового финансирования, а также
сотрудничество с различными благотворительными организациями.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие общей моторики у детей с ТМНР.
2. Улучшение психического и эмоционального состояния детей.
3. Помощь родителям в развитии и поддержке своих детей.
4. Увеличение доступности иппотерапии для детей с ограниченными
возможностями.
2.2. Этапы реализации проекта
Реализация проекта по развитию общей моторики у детей с ТМНР
посредством кружка «Чудесный мир лошадей» с применением иппотерапии
состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап. Содержание работы на данном этапе:
- Обследование уровня развития общей моторики у детей с ТМНР.
- Подбор конного клуба для занятий и инструкторов.
- Развитие партнерских отношений со специалистами и волонтёрами для
привлечения клиентов и поддержки проекта.
2. Основной этап. Содержание работы на данном этапе:
- Разработка программы кружка.
- Организация занятий по иппотерапии.
3. Заключительный этап. Содержание работы на данном этапе:
- Повторное обследование уровня развития общей моторики у детей с ТМНР.
- Оценка эффективности проекта.
2.2.1. Подготовительный этап
Содержание работы на данном этапе:
- Обследование уровня развития общей моторики у детей с ТМНР.
- Подбор конного клуба для занятий и инструкторов.
- Развитие партнерских отношений со специалистами и волонтёрами для
привлечения клиентов и поддержки проекта.
Для обследования общей моторики у детей с ТМНР нами применена
методика Н.И. Озерецкого.
Для обследования общей моторики детей
подходит первый и второй субтесты, задания из которых были нами
использованы для диагностики.
1-й субтест направлен на диагностику статической координации и
включает в себя задания на изучение:
- способности неподвижно стоять с закрытыми глазами в течение 15 сек.;
- способности не терять равновесия, стоя на правой или на левой ноге;
- способности не терять равновесия, стоя на носочках;
- способности не терять равновесия, стоя на цыпочках.
2-й субтест направлен на обследование динамической координации и
соразмерности движений. Из данного субтеста взяты задания на изучение:
- передвижения прыжками на правой и левой ногах;
- прыжков с места в высоту.
За каждый правильно выполненный тест в ограниченный промежуток
времени ребенок получает 1 балл. Процедура занимает 40-60 минут.
Критерии оценивания:
8-7 баллов – высокий уровень
6-4 балла – средний уровень
3 балла и ниже – низкий уровень
Таблица 1
Результаты обследования общей моторики у детей с ТМНР
по методике Н.И. Озерецкого (по заданиям из 2-х субтестов)
Коды детей
Задания
01
02
03
04
05
1.Способность неподвижно стоять с
закрытыми глазами в течение 15 сек.
1
0
0
1
1
2.Способность не терять равновесия,
стоя на правой ноге
0
0
0
0
0
3.Способность не терять равновесия,
стоя на левой ноге
0
0
0
0
0
4.Способность не терять равновесия,
стоя на носочках
0,5
0
0
0,5
0
5.Способность не терять равновесия,
стоя на цыпочках
0,5
0
0
0,5
0
6.Передвижение прыжками на правой
ноге
1
0
0
0,5
1
7.Передвижение прыжками на левой
ноге
0,5
0
0
0
0
8.Прыжок с места в высоту
1
0
0
0,5
0,5
Всего баллов за выполненные задания
4,5
0
0
3
2,5
Как видно из таблицы 1, высокий уровень отсутствует, средний
уровень развития общей моторики выявлен у одного из испытуемых с кодом
01, у остальных испытуемых (02, 03, 04, 05) отмечен низкий уровень
развития общей моторики. Дети с ТМНР затрудняются при выполнении
предъявленных
заданий
на
статическую
координацию,
динамическую
координацию и соразмерность движений. Это обусловлено, в первую
очередь, тяжестью нарушений в психофизическом развитии у детей, а также
недостаточным пониманием предъявляемых инструкций.
2.2.2. Основной этап
Содержание работы на данном этапе:
- Разработка программы кружка.
- Организация занятий по иппотерапии.
Таблица 2
Программа кружка «Чудесный мир лошадей»
№
п/п
Тематика занятий
Содержание работы
Формы работы
1
Тема 1: «Что такое
иппотерапия?»
- Знакомство с понятием
«иппотерапия».
-
Польза
и
эффективность
иппотерапии
- Правила безопасности
при
общении
с
лошадьми.
Беседа
с
родителями,
индивидуальная
консультация
2
Тема
2:
«С
чего
начать заниматься в
иппотерапии?»
-
Анатомия
и
физиология лошадей
-
Виды
и
породы
лошадей, используемые
в иппотерапии
Беседа
с
родителями,
индивидуальная
консультация
-
Экипировка
и
снаряжение
для
иппотерапии
-
Понятия
терапевтического
контакта и равновесия
3
Тема
3:
«Как
контактировать
с
лошадью?»
-
Показ
приемов
и
средств взаимодействия
с лошадью.
-Установление контакта
детей
и
родителей
с
лошадьми.
Практическое
занятие в конном
клубе
4
Тема 4: «Развитие
физических навыков
через иппотерапию»
Выполнение
упражнений
с
инструктором по:
-улучшению
координации
движений
и равновесия;
- развитию моторики и
силы тела;
- улучшению осанки и
поддержки тела;
- развитию гибкости и
растяжки.
Практическое
занятие для детей
5
Тема
5:
«Эмоциональное
и
психологическое
благополучие через
иппотерапию»
- Влияние лошади на
эмоциональное
состояние детей.
- Развитие самосознания
и самооценки.
-
Повышение
Беседа
с
родителями,
отзывы родителей
о
впечатлениях
детей
самодисциплины
и
терпения.
-
Улучшение
коммуникационных
навыков.
6
Тема
6
«Сильнее,
быстрее, выше»
Упражнения
и
игры,
направленные
на
развитие статических и
динамических движений
Практическое
занятие в школе
7
Проведение
совместных занятий
-
Показ
приемов
и
средств взаимодействия
с лошадью.
-Установление контакта
детей
и
родителей
с
лошадьми.
-Езда верхом на лошади.
Практическое
занятие в конном
клубе
8
Проведение
совместных занятий
-
Показ
приемов
и
средств взаимодействия
с лошадью.
-Установление контакта
детей
и
родителей
с
лошадьми.
-Езда верхом на лошади.
Практическое
занятие в конном
клубе
9
Тема
9:
Итоговое
мероприятие
-
Подведение
итогов
работы на кружке
-
Презентация
достижений участников
-Выдача
благодарственных писем
и дипломов участникам
Практическое
занятие в школе
кружка
2.2.3. Заключительный этап
Содержание работы на данном этапе проекта:
1. Проведение оценочного анализа результатов работы. Нами будет
проведено повторное обследование по методике Н.И. Озерецкого по
выявлению уровня развития общей моторики после проведенной работы
кружка «Чудесный мир лошадей» с применением иппотерапии. Необходимо
собрать всю необходимую информацию о развитии детей, их моторных
навыках, а также наблюдениях учителя и родителей. Такой анализ поможет
оценить эффективность кружка и достижение поставленных целей.
2. Подведение итогов и оценка результатов работы. На основе анализа
данных необходимо проанализировать достижения и прогресс детей, а также
сравнить их с начальными показателями. Это позволит понять, насколько
успешно прошла работа кружка и в каких аспектах можно внести улучшения.
3. Презентация результатов. Для заключительного этапа проекта будет
полезно организовать презентацию результатов работы детей. Это может
быть выступление на внутришкольном мероприятии, показ специального
представления
для
родителей
или
запись
видео,
в
котором
дети
продемонстрируют
свой
прогресс.
Презентация
будет
стимулировать
самооценку детей и усилит их мотивацию для дальнейшего развития.
4. Подведение итогов работы группы. Важно не только оценить
индивидуальные достижения детей, но и проанализировать работу в целом.
На этом этапе можно провести обсуждение с ребятами и педагогическим
коллективом,
чтобы
выявить
сильные
стороны
работы,
определить
проблемные моменты и сделать планы на будущее.
5.
Разработка
рекомендаций.
На
заключительном
этапе
можно
предложить детям и их родителям рекомендации по дальнейшему развитию
моторики. Например, рекомендовать заниматься спортом или посещать
специализированные занятия для развития координации и баланса. Также
рекомендации могут быть направлены на продолжение занятий в кружке.
В заключение можно отметить, что заключительный этап проекта
«Развитие общей моторики у детей с ТМНР в процессе работы кружка
«Чудесный мир лошадей» включает анализ результатов, подведение итогов,
презентацию результатов, обсуждение в группе и разработку рекомендаций
для
дальнейшей
работы.
Этот
этап
является
важным
для
оценки
эффективности проекта, а также для планирования развития моторики у
детей в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом,
для
успешного
внедрения
проекта
необходима
тщательная научно-методическая подготовка специалистов, работающих с
детьми с ТМНР, а также финансовая и материально-техническая готовность к
организации работы кружка «Чудесный мир лошадей».
На наш взгляд, в нашей стране возможности иппотерапии как метода
коррекции и развития психофизических особенностей детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития малоизучены и недостаточно
апробированы. Поэтому нужно далее продолжить работу по изучению
применения
иппотерапии
в
коррекционно-развивающих
целях
с
привлечением компетентных специалистов в этой области (коневодов,
педагогов, психологов, медиков и др.).
При апробации нашего проекта мы желаем достичь определенных
результатов по развитию общей моторики у детей с ТМНР, улучшению
психического и эмоционального состояния детей, помощи родителям в
развитии и поддержке своих детей, увеличению доступности иппотерапии
для детей с ограниченными возможностями.
Так же для успешного внедрения проекта немаловажную роль сыграет
создание
ресурсов,
таких
как:
кадровые,
материально-технические
и
информационные ресурсы.
Финансовые ресурсы: грантовая поддержка работы кружка.
Таким образом,
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бадалян Л.О. Детская неврология / Л.О. Бадалян. – Москва: Дашков и К,
2017. – 519 с.
2. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б. Воспитание и обучение детей и
подростков
с
тяжелыми
и
множественными
нарушениями
развития:
программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева,
С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2007.
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. ‒
Москва: Наука, 1990. – 312 с.
4. Биккенс Д., Хенн Х., Уебб Д., Знакомтесь – Иппотерапия – Москва:
МККИ, 1999 – 236 с.
5. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. ‒
Москва: Аграф, 199. – 128 с.
6. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого
ребенка / А.Д. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2008. – 144 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский – Москва:
Просвещение, 2005. – 396 с.
8. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка /
П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1969. – № 1. ‒ С. 44–50.
9. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии: учебное
пособие / В.П. Глухов. ‒ Москва: Инфра-М, 2012. – 286 с.
10. Гурьев С.В. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего
школьного возраста: учебно-методическое пособие / С.В. Гурьев. – Москва:
Инфра-М, 2020. – 218 с.
11. Денилектов А., Роберт Н., Шпицеберг И., Иппотерапия: возможности и
перспективы
реабилитации
при
детском
церебральном
параличе
/
Денилектов А., Роберт Н., Штицберг И. – Москва: Методическое пособие,
2002 – 91 с.
12. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности у детей с
умственной отсталостью / А.А. Дмитриев. – Москва: Просвещение, 1991. –
232 с.
13. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии:
педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М.В.
Жигорева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008.
14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей / С.Д. Забрамная. – Москва: Владос, 1995. – 112 с.
15. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребёнка / Л.В. Занкова. –
Москва: Просвещение, 1988. – 212 с.
16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. ‒
Москва: АПН РСФСР, 1960. – 430 с.
17. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин – Санкт-
Петербург: Сантип-П, 2003. – 384 с.
18. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга
ребенка / М.М. Кольцова. – Москва: Спутник, 1973. – 193 с.
19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / А.Р. Лурия. – Москва : Академия, 2003. – 384 с.
20. Максимова М.А, Дениленков А., Роберт Н.С. Иппотерапия: эффективный
метод реабилитации лиц с умственной отсталостью. / Максимова М.А.,
Дениленков А., Роберт Н.С.-М.Н.В АВЕ ИКС «Наш солнечный мир», 2005. –
с. 67
21.
Марютина
Т.М.
Дифференциальная
психология:
учебник
для
бакалавриата и магистратуры / Т.М. Марютина. – Москва: Юрайт, 2019. –
271 с.
22. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. –
Москва: Владос, 1992. – 408 с.
23. Озерецкий Н.И. Методика исследования психомоторики / Н. И.
Озерецкий. – Ленинград: Госмедиздат, 1930. – 139 с.
24. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развитии (олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов. – Москва: Инфра-М, 2001.
– 272 с.
25. Роберт Н.С. Эффективная комплексная реабилитация пациентов с
ограниченными возможностями на основе лечебной верховой езды и
инвалидного конного спорта / Роберт Н. С.: Москва, 2005 – 403 с.
26. Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда / Спинк Д. – СПб: МККИ,
2001 – 112 с.
27. Якубович М.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами
физического воспитания / М.А. Якубович, О.В. Преснова. – Москва: АСТ,
2006. – 287 с.
Приложение 1
Карточки с информациями о детях с ТМНР
Ребенок с кодом 01
Общая информация
ФИО,
возраст
М. Сергей, 11 лет.
Диагноз
Двусторонняя
глухота,
нарушение
зрения,
легкая
умственная отсталость.
Анамнез
заболевания
Болен с рождения, получает комплексную помощь в
реабилитационном
центре:
занятия
с
сурдопедагогом,
олигофренопедагогом, психологом, инструктором ЛФК.
Развитие
общей
моторики
Средний уровень
Запрос
Развить общую моторику.
Ребенок с кодом 02
Общая информация
ФИО,
возраст
Г. Вячеслав, 12 лет.
Диагноз
Двусторонняя глухота, ДЦП, легкая умственная отсталость.
Анамнез
Болен с рождения, получает комплексную помощь в
заболевания
реабилитационном
центре:
занятия
с
сурдопедагогом,
олигофренопедагогом, психологом, инструктором ЛФК.
Развитие
общей
моторики
Низкий уровень
Запрос
Развить общую моторику.
Ребенок с кодом 03
Общая информация
ФИО,
возраст
С. Айсиэн, 13 лет.
Диагноз
Двусторонняя глухота, ДЦП спастический тетрапарез,
легкая умственная отсталость.
Анамнез
заболевания
Болен с рождения, получает комплексную помощь в
реабилитационном центре: занятия с сурдопедагогом,
олигофренопедагогом, психологом, инструктором ЛФК.
Развитие
общей
моторики
Низкий уровень
Запрос
Развить общую моторику.
Ребенок с кодом 04
Общая информация
ФИО,
возраст
В. Ариан, 10 лет.
Диагноз
Умеренная
умственная
отсталость,
расстройство
аутистического спектра
Анамнез
заболевания
Диагноз РАС поставили в 3 г., получает комплексную
помощь
в
реабилитационном
центре:
занятия
с
сурдопедагогом,
олигофренопедагогом,
психологом,
инструктором ЛФК.
Развитие
общей
Низкий уровень
моторики
Запрос
Развить общую моторику.
Ребенок с кодом 05
Общая информация
ФИО,
возраст
Е. Аделия, 10 лет.
Диагноз
Умеренная
умственная
отсталость,
нарушение
зрения,
расстройство аутистического спектра
Анамнез
заболевания
Получает
комплексную
помощь
в
реабилитационном
центре:
занятия
с
логопедом,
олигофренопедагогом,
психологом, инструктором ЛФК.
Развитие
общей
моторики
Низкий уровень
Запрос
Развить общую моторику.
Приложение 2
Примерный конспект занятия кружка
Тема занятия: Как контактировать с лошадью?
Цель занятия: познакомить детей с основными правилами безопасного и
уважительного общения с лошадьми.
Этапы занятия
Содержание занятия
Организация
начала занятия
Приветствие. Установление эмоционального контакта,
оценка общего психофизиологического состояния детей.
Организация внимания и внутренней готовности к
занятию.
Повторение
пройденного
материала и
Проведение инструктажа по технике безопасности при
обращении с лошадью в конюшне, при чистке лошади и
во время занятия на манеже.
техника
безопасности по
обращению с
лошадью.
Вопросы по пройденному теоретическому материалу:
1. С какой стороны нужно подходить к лошади?
2. Как нужно вести себя в конюшне?
3.Что делать, чтобы лошадь не наступила на ногу?
Усвоение новых
знаний и
способов
действий.
Лошадь – благородное, красивое и преданное животное.
Она находится рядом с человеком многие века. Лошади
бывают дикие и домашние. Дикие лошади собираются в
табуны.
- А где живут домашние лошади?
Правильно.
- Домашние животные живут рядом с человеком. Он
строит для них дом-конюшню. Лошадь верный и
преданный друг.
- Лошади бывают разных пород и размеров.
- Как называется самая маленькая лошадка?
- Да, конечно – пони!
- Лошади гордые и красивые животные. Они бывают
разных
и
даже
необыкновенных
цветов-окрасов.
Черную, белую, коричневую назовет каждый возможно
каждый. А вот буланую, саврасую, вороную, в яблоках
не все.
- В лошадиной семье маму называют лошадь.
Как называют папу? Как называют ребенка?
Конечно, конь и жеребенок!
- Лошади – это уникальные животные. Замечали ли вы,
что они обладают целительной силой, способны влиять
на психику человека, имеют невероятную грациозность,
восхищая каждого?
- Почему важно знать, как контактировать с лошадью?
- обсуждение вопроса.
Первичная
проверка
понимания
изученного.
Давайте вместе составим общие правила основные
правила общения с лошадьми.
- вместе с учителем составляют памятку правила
общения с лошадью.
1)
Обращайтесь
с
лошадью
всегда
уверенно,
но
спокойно и ласково.
2) Находясь рядом с животным (особенно незнакомым),
старайтесь избегать резких звуков и движений.
3) Не подходите к лошади неожиданно, сзади или прямо
спереди. В ее поле зрения есть слепые пятна: не заметив
вас вовремя, от неожиданности она может ударить
ногой.
4) Помните, что лягающая лошадь может достать ногой
на 2–2,5 метров: соблюдайте дистанцию, особенно если
животное ведет себя агрессивно или нервничает.
5) Подходите к лошади с левой стороны (так обучено
большинство лошадей), предварительно окликнув его,
привлеките внимание, погладьте.
6) Обходя лошадь, разговаривайте с ней или держите
руку на ее теле, чтобы животное всегда знало, где вы
находитесь.
7) Разумеется, недопустимы никакие трюки вроде
пролезания под животом лошади или тягания ее за
хвост.
8) Всегда давайте животному знать, что вы собираетесь
делать, переходите к действиям плавно и постепенно.
9)
Угощать
лошадь
можно
только
с
разрешения
персонала конюшни. Лакомство (морковка, яблоко,
сухарик) плавно подается на открытой ладони.
Демонстрация
- Показ детям, как правильно подходить к лошади, как
ее гладить и вести себя во время контакта.
Закрепление
новых знаний и
их применение.
- Разделение детей на пары. Одному из детей дается
возможность подойти к лошади, в это время второй
наблюдает и замечает, как правильно он или она
соблюдает правила контакта.
- Обмен ролями.
Итоговый
- Подведение итогов занятия.
- Понравилось ли вам занятие?
- что больше понравилось?
- Напоминание о важности уважительного отношения к
животным.
Приложение 3
Рекомендации по выбору
лошади для занятий иппотерапией
Главные критерии выбора
Прежде чем начать тщательный подбор лошади для занятий по
иппотерапии,
мы
должны
исключить
из
круга
поиска
лошадей
с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Причем подходить к этому
вопросу следует с повышенным вниманием, поскольку некоторые лошади,
особенно возрастные, могут иметь скрытые патологии. Например, если
лошадь двигается правильно, но периодически начинает хромать вследствие
какой-либо старой травмы, то и в периоды без хромоты ее моторика может
оказывать отрицательное воздействие на всадника с особенностями здоровья.
Особую опасность представляют старые травмы позвоночника.
Далее,
рассматривать
в
качестве
потенциальных
лошадей-
иппотерапевтов стоит только тех животных, которые умеют работать в руках
(в поводу или на чумбуре) и не кусаются. Хотя некоторые лошади кусаются
из озорства и по всем остальным параметрам вполне адекватны, не стоит
забывать, что кормление лошади с рук и возможность погладить ее после
занятия
являются
важными
составляющими
иппотерапии,
а
такие
лошади-«озорники»
могут
представлять
существенную
опасность
для
клиентов, особенно для детей.
Пони или лошадь?
Многие родители детей с особенностями развития интересуются,
возможны ли занятия иппотерапией на пони, поскольку им закономерно
кажется, что маленькому ребенку нужна маленькая лошадка. На этот вопрос
можно ответить положительно лишь в том случае, если ребенок не имеет
никаких патологий опорно-двигательного аппарата. Дело в том, что моторика
пони сильно отличается от моторики лошади, движения у пони более частые
и «мелкие», так что такая верховая езда едва ли принесет пользу малышу,
страдающему от спастики или гипотонуса мышц.
Рост лошади, экстерьер
Лучше всего выбрать лошадь так называемого пони-класса, ростом
около 150 см в холке. Это могут быть разнообразные помеси и беспородные
лошади, каких нередко привозят из сельской местности. Важно помнить, что
при двусторонней страховке соотношение роста лошади и страхующих
инструкторов влияет на утомляемость последних. Если рост инструктора
выше среднего, то популярные в настоящее время помеси лошадей с пони, а
также лошади местных пород (башкирской, вятской и т.п.) могут оказаться
слишком низкими, что затруднит работу страхующих.
Если
же
предполагается
работа
с
верхним
инструктором,
первоочередным становится отнюдь не рост лошади, а ее готовность к такой
работе. Чтобы нести не только опытного всадника, но и его подопечного,
который не умеет контролировать свое тело, лошадь должна иметь крепкую,
развитую спину и ноги. Очевидно, что лошадь, которая всю жизнь возила
телегу в деревне, не подойдет для подобных нагрузок, ведь они требуют от
лошади быть не столько крепкой от природы, сколько натренированной в
ходе грамотной работы берейтора и спортсменов. То есть во главе угла стоит
та подготовка, которую лошадь проходила в течение жизни.
Прежде
чем
покупать/арендовать
лошадь,
необходимо
провести
пробные занятия со страхующими: насколько удобно им двигаться рядом с
лошадью, не слишком ли она высока. Большой рост животного не только
препятствует
правильной
страховке
всадника,
но
и
снижает
работоспособность страхующих (поскольку они вынуждены
постоянно
держать руки в напряжении, задирая их слишком высоко), что в результате
может привести к несчастным случаям. А ведь кредо специалистов-
иппотерапевтов – безопасность клиента превыше всего.
Кроме того, работа со слишком крупным или слишком мелким
животным может быть сложнее для коновода, участвующего в занятиях.
Так что не стоит соглашаться на приобретение или аренду слишком
высокой лошади, полагаясь на заверения владельца, что лошадь спокойна,
удобна и безопасна. Лошадь – в первую очередь живое существо, личность,
которая не может всегда действовать по схеме, разработанной человеком.
Чем комфортнее специалисты чувствуют себя рядом с лошадью, тем ниже
риск возникновения непредвиденных ситуаций.
Что касается экстерьера лошади, не стоит останавливать свой выбор на
лошади с очень высокой холкой или сильно выступающими позвоночником
и ребрами, ведь чаще всего занятия проходят без седла.
Пол, возраст, психологические характеристики лошади
По большому счету лошадь-иппотерапевт может быть любого пола,
однако,
чтобы
избежать
возможных
рисков,
связанных
с
влиянием
физиологии на психику животного, стоит полностью исключить из списка
«кандидатов» жеребцов.
Несомненно,
лошадь
для
иппотерапии
должна
быть
взрослым
животным, у которого уже полностью сформировались организм и психика.
То есть обратить свое внимание стоит на лошадей старше 7 лет.
Выбирая партнера для иппотерапии, мы нередко хотим видеть
«спокойную» лошадь. Однако такое определение кажется недостаточно
четким, поскольку так можно назвать самых разных лошадей, начиная от
флегматичных тяжеловозов и заканчивая серьезно больными, а потому
неактивными животными.
Одним из ключевых направлений воздействия иппотерапии на клиента
является психосоциальный фактор: лошадь воспринимается человеком (в том
числе
тем,
который
имеет
особенности
психического
развития)
как
компаньон, партнер. Поэтому для иппотерапии не подходят подавленные,
замкнутые
лошади.
Постоянное
взаимодействие
между
уставшей,
нездоровой, необщительной лошадью и всадником, на чьей психике
отражаются аномалии его развития и недостатки здоровья, может негативно
сказаться на состоянии не только этих двух участников процесса, но и всей
иппотерапевтической команды.
Для работы в иппотерапии прежде всего нужна лошадь с устойчивой,
адекватной психикой. Это должно быть животное, которое не пугается
шорохов и движущихся предметов, не подыгрывает во время занятий, но в
общем и целом интересуется внешним миром.
Лошадь, открытая миру и внимательная ко всему новому, без проблем
примет наши правила. Важно провести нескольких тренировочных занятий,
где
инструкторы
изображают
особых
всадников,
чтобы
будущий
четвероногий
реабилитолог
узнал,
какой
инвентарь
(игрушки
для
развивающих упражнений) используются в работе, смог рассмотреть и
обнюхать разноцветные мячики, привыкнуть к тому, что всадник может
неожиданно вскрикнуть или съехать набок. В ходе этих тренировок станет
ясно, пугают ли лошадь те или иные действия и предметы, безразличны ей
или могут стать поводом побаловаться.
Аллюры лошади
Занятия иппотерапией в подавляющем большинстве случаев проходят
на шагу, поэтому нам важно оценить движения лошади именно на этом
аллюре. Лошадь должна двигаться в среднем темпе, не торопиться и не
«засыпать» на ходу. Слишком торопливые лошади раньше времени
утомляют как коновода, так и страхующих специалистов, снижая их
работоспособность, не говоря уж о всаднике. Кроме того, лошадь, шагающая
слишком быстро, может напугать всадника, не привыкшего к такому способу
передвижения.
Также крайне желательно, чтобы лошадь-иппотерапевт обладала
мягкой, плавной рысью.
Поскольку важной составляющей занятий является работа на спокойно
стоящей лошади, следует выбирать лошадь, которая четко реагирует на
команду коновода остановиться и не проявляет беспокойства, оставаясь
несколько
минут
на
одном
месте,
стоит
спокойно
и
более-менее
расслабленно.