Автор: Зятнина Елена Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида N19 «Капелька
Населённый пункт: Калужская область город Обнинск
Наименование материала: Конспект занятия по окружающему миру
Тема: Гурьновский лес и его обитатели
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого НОД по окружающему миру в средней группе
Тема: «Гурьяновский лес и его обитатели».
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о животных и растениях родного города.
Задачи:
-сформировать у детей общие представления о лесе и его обитателях;
-закрепить знания детей о многообразии животного мира, птиц, проживающих в лесу
родного города;
-активировать речь детей;
- составление описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу;
-совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы;
-воспитывать патриотические чувства к родному городу;
-воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Предварительная работа:
-беседа о животном и растительном мире родного края, рассматривание альбома с
иллюстрациями диких животных и птиц; знакомство с информацией о пользе животных,
птиц и растительности нашего края;
-наблюдение на прогулке;
-экскурсия в Гурьяновский лес;
-подбор дидактических игр;
-составление описательных рассказов по мнемотаблице.
Материалы к занятию:
Фотографии: «Гурьяновский лес-карта», «Обереги леса», «Деревья», «Птицы
Гурьяновского леса».
Мнемотаблицы: «Птицы», «Животные леса» (белка, ёж), «Кому и для чего нужны
деревья».
Картинки деревьев и их плодов, картинки мест обитания птиц: болото, водоём, лес, город,
птичий двор.
Презентация: «Крот и его образ жизни».
Подготовила и провела воспитатель Лещенко Татьяна Александровна.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на фотоэкскурсию в наш лес.
Помните, мы с вами туда уже ходили? А как называется этот лес?
Дети: Гурьяновский.
В.: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости. А давайте их тоже пригласим в
Гурьяновский лес и расскажем всё то, что мы о нём знаем.
1.
Подойдем к первому стенду (мольберт) «Улица Гурьянова». Вот это наш детский
сад «Капелька» (показать на карте). Он расположен на улице Гурьянова. Улица
так названа в честь Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Гурьянова
(показ фотографии героя). С другой стороны улицы находится Гурьяновский лес,
расположенный также еще между улицами Королёва, Ляшенко и Мира.
2.
Давайте рассмотрим фотографии на следующем стенде. Ребята, наш лес охраняют
различные фигуры. Это обереги. Про них нам сейчас расскажет Антоша Агапов.
(рассказ ребенка про обереги по фотографиям.)
Наши ноги немного устали, давайте разомнёмся.
Физминутка.
Мы отправились гулять. (шагают на месте)
Грибы-ягоды искать.
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх, поднимают руки)
Вот грибок растёт на пне, (смотрят вниз, опускают руки)
Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)
Ежик под кустом шуршит (смотрят вниз)
Слева ель растёт- старушка, (смотрят вправо)
Справа сосенки-подружки (смотрят влево)
Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)
Всё равно я вас найду! (поворот корпуса влево-вправо)
3.
В.: Ребята, давайте рассмотрим фотографии с третьего стенда «Деревья нашего
леса». Посмотрите, как много деревьев! Назовите, пожалуйста, деревья и
кустарники, которые растут в Гурьяновском лесу. Я проверю, насколько хорошо
вы знаете плоды с этих деревьев.
Д/игра «С какого дерева плод».
4.
В.: Для чего же нам нужны деревья, нам расскажет Слава Малашков (рассказ
ребёнка по мнемотаблице «Кому и для чего нужны деревья»).
5.
В.: Ребята, давайте расскажем нашим гостям, какие птицы живут в Гурьяновском
лесу. (Составление детьми описательных рассказов про птиц с опорой на
мнемосхему).
Д/ игра «Кто где живёт» (определение места обитания птиц и расположения их
под соответствующими моделями).
6.
В.: А какие дикие животные обитают в нашем лесу?
Д.: Белка, ёж.
В.: Давайте расскажем нашим гостям, что мы про них знаем (рассказы детей по
желанию по мнемотаблицам «Белка», «Ёж»).
6. В.: Ребята, а я хочу вам рассказать про крота, который тоже живёт в нашем лесу.
Присаживайтесь на стулья. (презентация «Крот и его образ жизни»).
а) Крот- это небольшое млекопитающее животное, живущее под землей. Предпочитают
кроты мокроватую почву лесов, полей и огородов. Могут также встречаться на огородах, в
садах и парках.
б) Зверёк этот неуклюжий, не приспособлен ходить по земле. Всю свою жизнь он строит
подземные коридоры, туннели. Его норы тянутся на несколько метров, могут быть в
несколько рядов. В них он делает себе спальни, кладовые. В спячку зимой не впадает.
в) Крот любит поесть, он очень прожорлив. Питается дождевыми червями, насекомыми и
их личинками, пауками. Добычу хранит в кладовой.
г) В гнезде, выстланном мягкой листвой и травой он растит своих детенышей, которые
появляются весной.
д) У крота передние лапы сильные, не покрытые мехом, с длинными, крепкими
коготочками. Ладошки широкие, вывернутые и похожи на лопатки. Ими удобно рыть
землю.
е) Туловище у крота округлое, вытянутое и покрыто густым, ровным, бархатистым мехом,
обычно черного цвета, с растущим абсолютно прямо ворсом. Хвостик маленький,
розовый. Нос тоже розовый, вытянутый и похожий немного на хоботок. Глаза крошечные,
почти ничего не видят и прикрыты пленкой. Зато чутьё у него развито прекрасно. Рот
полон зубов.
ж) Эти животные не питаются растениями и не подъедают корни. Они уничтожают
вредных насекомых и их личинок, рыхлят почву, что очень полезно для сада и огорода.
Но если они расплодятся на участке, то способны нанести большой урон, потому что
разрывают клумбы, грядки, подрывают корни растений.
7. В.: Давайте, ребята, поиграем! (Игра малой подвижности «Изобрази животное»)
Итог занятия.
В.: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилась фотоэкскурсия? Природа
нашего края богата и разнообразна. Её нам нужно беречь. А что мы можем для этого
сделать? (игра с клубочком «Береги природу»)