Напоминание

Влияние игры на развитие личности ребенка раннего возраста


Автор: Соколова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специализированный дом ребенка № 3
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние игры на развитие личности ребенка раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА РАННЕГО

ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – критический период в развитии

личности ребенка, характеризующийся стремительным

формированием его когнитивных, эмоциональных, социальных и

двигательных функций. В этот период игра выступает не просто как

форма досуга, но как ведущий вид деятельности, оказывающий

определяющее влияние на все сферы детского развития. Понимание

механизмов этого влияния, а также роли взрослых в организации

игровой деятельности, является ключевым для создания

благоприятных условий для полноценного личностного становления

ребенка. Данная статья посвящена анализу многогранного

воздействия игры на развитие личности ребенка раннего возраста, с

акцентом на психолого-педагогические аспекты.

1. Игра как ведущий вид деятельности в раннем возрасте

Теоретические основы понимания игры как ведущей деятельности

были заложены в работах Л.С. Выготского. Согласно его концепции,

ведущая деятельность – это та деятельность, которая на данном

этапе онтогенеза оказывает наибольшее влияние на развитие

психических процессов и формирование личности ребенка. В раннем

возрасте такой деятельностью является предметная и сюжетно-

ролевая игра.

1.1. Предметная игра: В раннем возрасте игра преимущественно

носит предметный характер. Ребенок осваивает свойства предметов

(форма, цвет, вес, текстура), учится манипулировать ими,

использовать их по назначению. Это могут быть простые действия:

постучать кубиком, прокатить машинку, покормить куклу ложкой. Через

предметную игру происходит:

Развитие сенсомоторных навыков: Улучшение координации

движений, мелкой моторики, освоение новых способов

манипуляций.

Формирование познавательных процессов: Развитие

восприятия, внимания, памяти, мышления через исследование

свойств предметов.

Начало осмысления предметного мира: Ребенок учится

понимать функции предметов, их назначение в жизни человека.

1.2. Сюжетно-ролевая игра (зачатки): К концу раннего возраста

начинают формироваться основы сюжетно-ролевой игры. Ребенок

начинает имитировать действия взрослых, принимать на себя простые

роли (“мама”, “доктор”, “водитель”). Эта игра характеризуется:

Обобщением действий: Ребенок начинает выполнять

последовательность действий, характерных для определенной

роли (например, “кормить” куклу, “укладывать спать”).

Освоением социальных ролей: Через подражание взрослым

ребенок начинает усваивать модели социального поведения.

Развитием воображения: Ребенок учится замещать предметы,

использовать их в качестве других (например, палка как ложка).

2. Влияние игры на когнитивное развитие личности

Игра является мощным стимулом для развития познавательных

функций, которые, в свою очередь, формируют когнитивную основу

личности.

2.1. Развитие восприятия: В игре ребенок активно взаимодействует с

различными предметами, что способствует развитию его сенсорного

опыта. Он учится различать цвета, формы, размеры, текстуры, звуки.

Например, игра с сортерами развивает умение различать формы и

цвета, а игра с музыкальными игрушками – слуховое восприятие. Эти

базовые навыки восприятия являются фундаментом для дальнейшего

познания мира.

2.2. Развитие внимания и памяти: Игровая деятельность требует от

ребенка сосредоточенности. Он должен удерживать в поле внимания

правила игры, действия других участников, используемые предметы.

Удержание в памяти последовательности действий, сюжетных линий

игры также способствует развитию памяти. Игра с пирамидками, где

нужно последовательно нанизывать кольца, или игра в прятки,

требующая запоминания мест, где прячутся другие, – яркие примеры

развития этих функций.

2.3. Развитие мышления:

Наглядно-действенное мышление: На раннем этапе

преобладает наглядно-действенное мышление, которое активно

развивается через манипулирование предметами. Ребенок

учится решать задачи, опираясь на непосредственное

взаимодействие с объектами.

Наглядно-образное мышление: По мере развития сюжетов

игры, ребенок начинает использовать замещение предметов,

оперировать образами, что стимулирует развитие наглядно-

образного мышления. Например, использование кубика вместо

подушки для куклы.

Развитие причинно-следственных связей: Игра позволяет

ребенку наблюдать, как его действия приводят к определенным

результатам (например, “если я толкну машинку, она поедет”).

Это закладывает основу для понимания причинно-следственных

связей.

2.4. Развитие речи: Игра является естественной средой для развития

речи.

Пассивный словарь: Наблюдая за действиями взрослых и

сверстников, слушая их речь, ребенок активно пополняет свой

пассивный словарь.

Активный словарь: Ребенок начинает использовать новые

слова для обозначения предметов, действий, эмоций.

Развитие связной речи: В процессе игры ребенок учится

строить простые предложения, выражать свои желания,

делиться впечатлениями. Сюжетная игра, даже на раннем этапе,

стимулирует диалогическую речь.

3. Влияние игры на эмоциональное развитие личности

Эмоциональная сфера ребенка раннего возраста находится в стадии

активного становления. Игра предоставляет уникальные возможности

для ее развития и коррекции.

3.1. Выражение и проживание эмоций: Игра позволяет ребенку

безопасно выражать широкий спектр эмоций: радость, восторг,

удивление, а также гнев, страх, огорчение. Проигрывая различные

ситуации, ребенок учится справляться с негативными эмоциями,

учится их идентифицировать и выражать социально приемлемым

способом. Например, игра с куклой, которой “больно”, может помочь

ребенку справиться со страхом или тревогой.

3.2. Развитие эмпатии: В сюжетно-ролевой игре, когда ребенок

принимает на себя роль другого (например, “доктора”, который “лечит”

куклу), он начинает примерять на себя чужой опыт, понимать чувства

другого. Это закладывает основы эмпатии – способности

сопереживать другим людям.

3.3. Формирование самооценки: Успешное преодоление трудностей

в игре, достижение поставленных игровых целей, получение

положительной оценки от взрослых и сверстников способствуют

формированию адекватной самооценки. Ребенок начинает

чувствовать себя компетентным, способным решать задачи.

3.4. Развитие произвольности поведения: Игра, особенно с

правилами, учит ребенка подчинять свои импульсивные желания

определенным ограничениям. Он учится ждать своей очереди,

соблюдать правила, управлять своими эмоциональными

проявлениями ради достижения общей игровой цели. Это является

важным шагом на пути к развитию произвольности поведения.

4. Влияние игры на социально-коммуникативное развитие

личности

Игра является первой школой социальной жизни для ребенка.

4.1. Освоение социальных норм и правил: Игра учит ребенка

взаимодействовать с другими людьми, учитывать их интересы,

следовать общим правилам. Даже в игре с одним сверстником или

взрослым ребенок учится делиться игрушками, ждать своей очереди,

договариваться.

4.2. Развитие коммуникативных навыков: Ребенок учится

устанавливать контакт, выражать свои мысли и желания, слушать и

понимать собеседника, договариваться о правилах игры. Игровая

ситуация стимулирует диалог и сотрудничество.

4.3. Формирование навыков сотрудничества и

альтруизма: Совместная игра предполагает взаимодействие, умение

находить компромиссы, помогать друг другу. Ребенок начинает

понимать ценность совместной деятельности и учится бескорыстной

помощи.

4.4. Освоение социальных ролей и гендерных стереотипов: Через

ролевую игру ребенок начинает осваивать различные социальные

роли (мама, папа, врач, строитель), а также усваивать принятые в

обществе гендерные модели поведения, которые могут быть как

позитивными, так и негативными, требуя дальнейшей коррекции со

стороны взрослых.

5. Влияние игры на физическое развитие личности

Игра, особенно активная, имеет огромное значение для физического

развития ребенка.

5.1. Развитие крупной моторики: Активные игры (бег, прыжки,

лазание, игры с мячом) способствуют укреплению мышц, развитию

координации движений, выносливости, ловкости.

5.2. Развитие мелкой моторики: Игры с мелкими предметами

(конструкторы, мозаика, лепка, рисование) способствуют развитию

ловкости пальцев, точности движений, что является важной

предпосылкой для дальнейшего освоения письма.

5.3. Формирование сенсомоторной координации: Игра помогает

синхронизировать работу зрительного, слухового и двигательного

анализаторов. Например, игра с мячом требует точной координации

зрения с движениями руки.

6. Роль взрослого в организации игровой деятельности

Взрослый играет ключевую роль в развитии игровой деятельности

ребенка раннего возраста. Его роль заключается не в том, чтобы

полностью взять игру на себя, а в том, чтобы стать партнером,

фасилитатором, организатором.

6.1. Создание условий для игры:

Организация пространства: Оборудование игровой зоны,

предоставление разнообразных материалов и игрушек,

соответствующих возрасту и интересам ребенка.

Обеспечение безопасности: Безопасность игровой среды –

первостепенное условие.

6.2. Стимулирование игровой деятельности:

Показ образцов: Взрослый может продемонстрировать новые

способы использования игрушек, показать пример выполнения

определенных действий или построения сюжета.

Введение новых тем и сюжетов: Предложение новых идей для

игры, которые могут увлечь ребенка и расширить его игровые

возможности.

Поддержка инициативы ребенка: Поощрение

самостоятельности ребенка в выборе игры и ее сюжета.

6.3. Участие в игре:

Роль “партнера”: Взрослый может включиться в игру, выполняя

роль одного из персонажей, помогая ребенку развивать сюжет,

решать игровые проблемы.

Обогащение речи: Взрослый, играя с ребенком, может

обогащать его речь новыми словами, оборотами,

предложениями, комментировать действия, задавать наводящие

вопросы.

Поддержка правил: Помощь ребенку в освоении и соблюдении

правил игры.

6.4. Организация развивающих игр:

Предметные игры: Использование дидактических игр с

предметами, направленных на развитие сенсомоторных

навыков, логического мышления (например, игры на сортировку,

нанизывание, конструирование).

Сюжетно-ролевые игры: Развитие основ сюжетно-ролевой

игры через проигрывание простых сюжетов из жизни (“Магазин”,

“Больница”, “Семья”).

7. Специфика игры в разные подпериоды раннего возраста

Важно учитывать, что возможности игры меняются по мере

взросления ребенка.

7.1. От 1 года до 1.5 лет:

Преобладает манипулятивная игра: Ребенок исследует

свойства предметов, учится их перемещать, складывать,

вынимать.

Начало предметной игры: Использование предметов по

назначению (кормить куклу ложкой, катать машинку).

Пассивное подражание: Ребенок имитирует простые действия

взрослых.

Роль взрослого: Демонстрация действий с предметами,

простые игры с пальчиками (“ладушки”), игры с пирамидками.

7.2. От 1.5 до 2 лет:

Развитие предметной игры: Усложнение манипуляций,

использование предметов-заместителей (палочка как ложка).

Начало действий с игрушками по назначению: “Ехать” на

машинке, “напоить” куклу.

Зачатки сюжетной игры: Проигрывание простых бытовых

сюжетов (“уложить спать”, “покормить”).

Роль взрослого: Обогащение игровых действий, введение

простых сюжетов, развитие речи через игровые диалоги.

7.3. От 2 до 3 лет:

Активное развитие сюжетно-ролевой игры: Появление более

развернутых сюжетов, выполнение нескольких игровых

действий, связанных единым сюжетом.

Принятие на себя простых ролей: “Мама”, “доктор”, “водитель”.

Использование игровых предметов: Активное использование

игрушек, отображающих реальные предметы.

Совместные игры: Появление первых опытов игры со

сверстниками (даже если это игра “рядом”, а не “вместе”).

Роль взрослого: Развитие сюжетов, обогащение ролевого

поведения, стимулирование взаимодействия со сверстниками,

расширение словарного запаса.

Заключение

Игра является универсальным и наиболее эффективным

инструментом развития личности ребенка раннего возраста. Она

способствует формированию всех ключевых сфер его жизни:

когнитивной, эмоциональной, социальной и физической. Через игру

ребенок познает мир, осваивает способы взаимодействия с ним,

учится выражать себя, понимать других, управлять своим поведением.

Роль взрослого в этом процессе неоценима. Создавая

стимулирующую игровую среду, выступая в роли партнера и

фасилитатора, взрослый помогает ребенку раскрыть свой потенциал,

избежать возможных трудностей и заложить прочный фундамент для

дальнейшего гармоничного личностного развития. Важно помнить, что

игра – это не только обучение, но и фундаментальная потребность

ребенка, удовлетворение которой способствует его психическому

здоровью и благополучию. Поэтому обеспечение условий для

свободной, разнообразной и осмысленной игровой деятельности –

первостепенная задача родителей и педагогов, работающих с детьми

раннего возраста.



В раздел образования