Напоминание

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ (тестов) ВФСК ГТО


Автор: Ермакова Эльвира Ильшатовна
Должность: Инструктор-Методист
Учебное заведение: МБУ ДО "СШОР "ФСО "Идель"
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: Организация спортивно-массовой работы специалистов центров тестирования всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "ГТО"
Тема: ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ (тестов) ВФСК ГТО
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ

ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ

ИСПЫТАНИЙ (тестов) ВФСК ГТО»

Инструктор-методист МБУ ДО «СШОР «ФСО «ИДЕЛЬ»» г.Казани

Ермакова Эльвира Ильшатовна

Казань, 2025

Цель

ВФСК

ГТО

повышение

эффективности

использования

возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом

развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и

качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии

личности,

формировании

потребности

людей

в

физическом

самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности.

Фитнес отличается высокой эмоциональностью и оздоровительной

эффективностью, что позволяет ему удерживать высокий рейтинг среди

видов оздоровительной физической культуры.

Фитнес-технологии - это, прежде всего, технологии, обеспечивающие

результативность в занятиях фитнесом. Более точно их можно определить

как совокупность: научных способов, шагов, приемов, сформированных в

определенный алгоритм действий и реализуемый определенным образом в

интересах

повышения

эффективности

оздоровительного

процесса,

обеспечивающий

гарантированное

достижение

результата

на

основе

свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с

использованием инновационных средств, методов, организационных форм

занятий фитнесом, современного инвентаря и оборудования.

Так как в основе идеологии фитнеса и его целеполагания лежит

приоритет здоровья человека, то создаваемые фитнес-технологии носят

преимущественно

оздоровительную

направленность.

Однако

можно

отметить,

что

появляющиеся

в

фитнес-индустрии

фитнес-технологии

выходят далеко за ее пределы и находят свое применение во всех видах

физической культуры. Так, грамотное и целенаправленное внедрение фитнес-

технологий в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия

физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и

подростков, учащейся молодежи является в настоящее время одной из

основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ

дошкольных учреждений, школы, средних профессиональных и высших

учебных заведений.

Итак,

фитнес-программа

представляет

собой

специально

организованную

форму

двигательной

активности

преимущественно

оздоровительной или спортивной направленности.

Оздоровительная

направленность

фитнес-программ

связана

с

достижением и поддержанием должного уровня физического состояния.

Спортивная – с достижением и улучшением результатов физического

состояния.

2

Программы классифицируются по целевому и возрастному признакам,

технической

оснащённости,

функциональному

воздействию.

По

функциональному

воздействию

наиболее

интенсивные

программы

-

кроссфит, функциональный тренинг, сайкл, слайд, беговые программы на

кардиотренажерах, степ-аэробика, фитнес-аэробика.

При этом следует отметить, что в системе физкультурного образования

преподаватели достаточно часто сталкиваются с проблемой отсутствия

оборудования и необходимого инвентаря для фитнеса, поэтому практически

для всех залов будут приемлемы программы: бодибар-тренировки, занятия на

степ-платформе в различных форматах, гантельной гимнастики, круговой и

интервальной тренировки, фитнес-йоги, кроссфита, пилатеса, mix-программ,

комплексов с набивными мячами и др.

Фитнес-программы

отличаются

инновационностью,

интегратив-

ностью,

модификационностью,

вариативностью,

адаптированностью

к

различному контингенту занимающихся, эстетической целесообразностью,

оздоровительной эффективностью.

Фитнес-программы

классифицируются

как

аэробные,

силовые,

смешенные, танцевальные, с элементами восточных единоборств. В целом

фитнес, его групповые программы следует классифицировать как базовые

виды фитнеса, аквафитнес, ментальные виды фитнеса, танцевальные.

Анализ

развития

системы

фитнеса

также

позволил

выделить

следующие основные направления оздоровительной тренировки: групповые

программы занятий, тренажёрные оздоровительные технологии, водные

программы, спортивные игры, детская оздоровительная физкультура и

другие программы.

Силовые программы:

- силовой урок без предметов и отягощений («фитнес-класс», «отжимания»,

приседания, восхождения на платформы 40, 50, 60, 70 см, «планка» и др.);

- силовые уроки с медболами, набивными мячами, гантелями, эспандерами,

«бодибарами», штангой (pump);

- круговая тренировка (частично, кроссфит частично);

- интервальная тренировка (частично, интервалы силовой и комплексной

направленности различной интенсивности, кроссфит);

- силовой урок на фитбол-мяче (в том числе с гантелями, мяч как

отягощение, препятствие, оборудование);

- калланетика (на стыке силовых и психорегулирующих программ), пилатес.

Программы развития специальной выносливости:

3

-

слайд-тренировка

на

специализированной

платформе

(имитация

конькобежного спорта, относится к видам функциональной тренировки);

-

сайклинг

(спиннинг,

развитие

общей

выносливости,

имитация

велосипедной гонки, имитация езды по равнине, в гору, в исходных

положениях сидя и стоя);

- интервальная тренировка (чередование интервалов низкой, средней и

высокой

интенсивности,

интервалов

аэробной

и

силовой

нагрузки,

интервалов на силовых тренажерах и упражнений со свободными весами);

-

круговая

тренировка

(функциональной

направленности,

прыжковой

направленности, на тренажерах; круговая тренировка, решающая задачи

укрепления определённых мышечных групп, тренировки статической и

статодинамической направленности, тренировки с короткими интервалами

отдыха; с анаэробной направленностью; на фитболах для специальных

медицинских групп).

Многочисленные программы по оздоровительной аэробике:

- аэробика как функциональный тренинг (разновидности выпрыгиваний,

имитации ударов, упражнений с гантелями 1-3 кг, приседаний); базовая

(классическая) аэробика; степ-аэробика; аэробика с элементами единоборств

(«тай-бо»); танцевальная аэробика (хип-хоп, зумба, латина, модерн, фанк,

стрип и др.); pamp-аэробика (с мини-штангами); боди-балет аэробика (с

элементами балета); mix-программы по аэробике (смешанные программы);

слайд-аэробика (на специализированной слайд платформе) и др.

Психорегулирующие программы: китайская гимнастика, оздоровительной

ушу; классическая йога и «йогаробика», фитнес-йога; комплекс упражнений

на растягивание (стретчинг); пилатес, калланетика (на стыке силовых и

психорегулирующих программ).

Смешанные или комбинированные программы:

- часть занятия аэробика и круговая тренировка локальной или фронтальной

направленности, элементы функционального тренинга;

- атлетическая гимнастика и элементы фитбол-гимнастики и кроссфит;

- спортивные игры как часть занятия и атлетическая гимнастика;

- фитнес-йога с элементами гантельной гимнастики (0,5-3 кг), пилатеса;

-программы

на

совершенствование

равновесия,

баланса,

укрепления

глубоких мышц, коррекцию фигуры;

- «супер пресс», «идеальные ягодицы», «сильная спина», «грудь и спина».

4

Технологии могут быть различной направленности: физкультурно-

оздоровительной,

спортивно-тренировочной,

лечебно-профилактической,

психолого-педагогической.

Фитнес-технологии

подразделяются

на

образовательные,

рекреационные, реабилитационные и спортивные.

Спортивные технологии, такие как кроссфит (высокоинтенсивные

кардио-

и

силовые

программы,

на

сегодняшний

день

проводятся

соревнования по кроссфиту). Также к спортивным технологиям относятся

занятия

фитнес-аэробикой,

которые

получили

значительное

распространение.

Основное

преимущество

фитнес-аэробики

-

это

значительное

улучшение

общей

физической

подготовленности

и

работоспособности, формирование культуры движений.

Далее к спортивным направлениям следует отнести функциональный

тренинг, с увеличением объема высокоинтенсивной аэробной нагрузки,

«взрывных» упражнений, «ударных» упражнений, интервальной тренировки,

упражнения «берпи», «планка» и многих других. Функциональный тренинг

рекомендуется

подготовленным

людям,

спортсменам

для

повышения

специальной физической подготовленности.

Реабилитационные

технологии

включают

в

себя

аквафитнес,

аквааэробику, такие программы рекомендуются при восстановлении после

травм и заболеваний, особенно опорно-двигательного аппарата, низком

уровне физической подготовленности, и представителям специальных

медицинских групп. Пилатес, стретчинг, фитнес-йога, калланетика, изотон,

фитбол-аэробика,

гантельная

гимнастика

(0,5-3

кг)

локальной

направленности, также относятся к реабилитационному направлению.

Рекреационные технологии это –

многочисленные направления

аэробики,

смешанные

программы,

групповые

силовые

программы,

комбинированные

программы

пилатеса

и

аквааэробики,

атлетической

гимнастики и аэробики, аквафитнес, сайкл программы, адаптированный

кроссфит, ментальные виды фитнеса и др. Так, рекреационная деятельность

состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых,

оздоровительных,

досуговых

программ

с

целью

восстановления

сил,

затраченных в процессе труда (учебы), устранение производственного

напряжения, а также в необходимом повышении образовательного и

духовного потенциала, восстановлениеи развитие физических сил человека.

Фитнес-аэробика

состоит

из

гимнастических

и

танцевальных

элементов,

который

выполняется

с

использованием

различного

5

оборудования. Одним из нормативов для сдачи ГТО является тестирование

уровня гибкости – наклон вперед. В формате занятий фитнес-аэробики 10-15

минут я отводила на специальные комплексы упражнений для развития

гибкости: это упражнения на расслабление; плавные движения по большой

амплитуде;

повторные

пружинящие

движения;

пассивное

сохранение

максимальной амплитуды; махи с постепенным увеличением амплитуды.

Отдельно нужно отметить, что регулярное выполнение упражнений на

развитие гибкости позволяет укреплять суставы и мышечные волокна,

повышает эластичность и упругость мышц, помогает сохранять правильную

осанку, уменьшает риск возникновения травм.

При подготовке к сдаче норматива по отжиманию и подтягиванию

можно использовать петли TRX (прочная лента с креплениями и двумя

лямками).

TRX

петли

прекрасный

инструмент

для

эффективного

метаболического тренинга. Для общей тренировки мышц, вестибулярного

аппарата, развития координации движений, подготовки к сдаче беговых

нормативов, можно использовать степ-платформу. Занятия степ-аэробикой

повышает уровень выносливости и мышечной силы, благотворно влияет на

состояние сердечно-сосудистой системы.

На современном этапе развития нашей страны задача государства

состоит в том, чтобы нация была здоровой, сильной и выносливой,

показывала потрясающие результаты. Для этого нужно создавать условия для

развития детского, студенческого и массового спорта, чтобы у людей была

возможность активнее заниматься спортивной жизнью.

Сдача нормативов комплекса ГТО требует постоянного поддержания

хорошей физической подготовленности. Подготовка к сдаче нормативов

ГТО должна носить комплексный и систематический характер. ГТО – это не

только комплекс упражнений для выполнения, но и здоровый образ жизни,

здоровый стиль жизни, именно стиль, потому, что именно данный комплекс

помогает выработать навыки необходимые для поддержания своего здоровья,

поднять физическую выносливость, не допустить возникновение и развитие

болезней. Комплекс ГТО станет основой всей системы физического

воспитания молодежи в будущем, а его нормативы на протяжении многих

лет послужат ориентирами разносторонней физической подготовки. Он

сыграет важную роль в развитии массового физкультурного движения в

нашей стране.

6



В раздел образования