Напоминание

Использование притч для детей на уроках светской этики


Автор: Лукашова Марина Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №56
Населённый пункт: Г. НОВОСИБИРСК
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование притч для детей на уроках светской этики
Раздел: начальное образование





Назад




Мудрые притчи для детей на уроках

светской этики

В притчах заложена вековая

мудрость поколений,

философские размышления и

полезные советы.

Какие бывают притчи:

ХРИСТИАНСКИЕ

«ПРИТЧИ СОЛОМОНА»

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ

СУФИЙСКИЕ

ВОСТОЧНЫЕ

ДАОССКИЕ

БУДДИЙСКИЕ

ДЗЕНСКИЕ

ХРИСТИАНСКИЕ

Предания об Иисусе Христе собраны и

детально изложены в четырех

Евангелиях: от Марка, от Матфея, от

Луки и от Иоанна. Собранные вместе,

эти Евангелия составляют основу

христианского Нового Завета.

«ПРИТЧИ СОЛОМОНА»

Это одна из книг Ветхого Завета, автором

которой явился израильский царь

Соломон. Там говорится, что мудрость

свою и знания он получил от Бога.

Однажды Соломон решил ими поделиться

и «изрек» 3 тысячи притч.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ

Простые истории из повседневной жизни

людей или окружающей их

действительности в момент толкования

приобретают глубокий нравственный смысл,

указывают человеку его духовный путь к

Богу.

СУФИЙСКИЕ

Суфизм (араб, тасаввуф) — это

мистическое течение, зародившееся в

исламе в VIII веке и к X веку сложившееся в

самостоятельное религиозно-философское

учение. Считается, что суфизм зародился на

территории современного Ирака и Сирии.

ВОСТОЧНЫЕ

Восточные притчи в большей степени отражают

элементы повседневной жизни человека и его

внутреннего мира. Многие восточные притчи

сопровождаются краткими пояснительными

комментариями, облегчающими их понимание.

Восточные истории направлены на расширение

жизненного опыта человека, повышение его

уверенности в себе. Пожалуй, главная

направленность восточных притч — принятие

человеком ответственности за собственную жизнь.

ДАОССКИЕ

Даосизм — одно из древних религиозно-

философских учений, возникшее в Китае

в VI-V вв. до н. э. Основоположником

даосизма считается старший

современник Конфуция китайский

мудрец Лао-цзы (VI в. до н. э.), о котором

практически ничего не известно.

БУДДИЙСКИЕ

Буддизм — учение, возникшее в древней

Индии в VI-V в. до н. э. и ставшее, наряду с

христианством и исламом, одной из трех

мировых религий.

Трудно сказать, что такое буддизм по своей

сути — религия, философия или образ

жизни. Приверженцы буддизма отмечают,

что это ориентир, следуя которому человек

может добиться определенных результатов.

ДЗЕНСКИЕ

Согласно философии дзен, взмах крыльев бабочки на

одной стороне земного шара может вызвать ураган на

другой его стороне.

Дзен можно назвать внутренним искусством жителей

востока. Основы дзен в Китае были заложены

Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в VI веке.

Впоследствии, в XII столетии, учение дзен проникло и в

Японию. Дзен описывали так: «Особое учение без

священных текстов, вне слов и букв, которое учит о

сущности человеческого разума, проникая прямо в его

природу, и ведет к просветлению».

Притчи о главном

1. Выбор за тобой

«Это невозможно!» — сказала Причина.

«Это безрассудство!» — заметил Опыт.

«Это бесполезно!» — отрезала Гордость.

«Попробуй…» — шепнула Мечта.

2. Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм,

амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду,

истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько

мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.Узнать причину

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их

спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего

путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?»

— спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и

постараюсь это предотвратить».

4. Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на

камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на

камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

5. Счастье

Шли летним днем по дороге три простых мужика. Разговаривали о жизни своей тяжелой, да песни напевали. Слышат, где-то помощи простит кто-то, глядь в яму, а там счастье.

- Любое твое желание исполню! Говори, что хочешь получить, - обращается счастье к первому мужику.

- Денег много хочу, чтобы не жить бедно до конца дней своих, - отвечает ей мужик. Исполнило счастье его желание, тот и пошел в сторону деревни с мешком денег.

- А ты чего желаешь? - обратилось счастье ко второму мужику.

- Женщину хочу, чтобы всех девок красивее была! Тотчас рядом с ним красавица появилась, схватил ее мужик, и тоже в деревню отправился.

- У тебя каково желание? - спрашивает счастье у последнего мужика.

- А само-то ты чего хочешь? - говорит мужик.

- Мне бы из ямы выбраться, добрый молодец, - робко произнесло счастье. Мужик огляделся, нашел бревно длинное, да и наклонил к счастью. Повернулся, да стал в деревню

возвращаться. Счастье быстро вылезло и за ним следом побежало, по жизни сопровождать.

6. Притча о Рае и Аде

Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад.

Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная

металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные люди жадно

совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались.

Пророк сказал: «Это Ад», — и повел в другой зал.

Там было тихо, такой же котел, такие же ложки. но почти все были сыты. Потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга. Пророк

сказал: «Это Рай».

7. Ничего такого, что было бы неправдой…

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите !»

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару

монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.

Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал

табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.

Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

«Мудрый уразумеет притчу и

тёмное слово»

(Притч. Солом. 1, 6)



В раздел образования