Автор: Рейш Наталия Васильевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 8 МО"Ахтубинский район"
Населённый пункт: г.Ахтубинск
Наименование материала: Разработка урока математики 2 класс
Тема: Порядок выполнения действий. Скобки.
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«
№ 8
«
Средняя общеобразовательная школа
МО Ахтубинский
»
район
2
Урок математики
класс
:
.
.
Тема Порядок выполнения действий Скобки
:
Тип урока
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
:
Учитель начальных классов
Рейш Наталия Васильевна
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели:
познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; учить
находить значения выражений со скобками; развивать умение решать текстовые
задачи и задачи логического характера; совершенствовать вычислительные навыки.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- находить и формулировать проблему совместно с учителем;
- планировать учебную деятельность на уроке;
-оценивать полученный результат.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания в учебнике;
-перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- участвовать в беседе на уроке.
Предметные результаты:
- использовать в своей речи название компонентов действий сложения и вычитания;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками;
-находить значение выражений в двух действиях;
-уметь читать числовые выражения.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, М.И. Моро, М.А.Бантова, проектор,
экран, презентация.
Ход урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.
Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.
Прозвенел звонок и смолк-
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд за новыми знаниями!
- Пусть хорошее настроение поможет вам преодолеть трудности на уроке. Пусть
урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших головках.
- Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа»
-Какое число записали? (18)
- Что можете о нем сказать? (двузначное, четное, состоит из 1 десятка и 8 единиц,
соседи числа 18 – это 17 и 19)
- Как можно получить число 18? (9+9, 10 +8, 17+1, 19-1)
2. Актуализации знаний.
Устный счёт.
-Какой-то сказочный волшебник
Немного просто пошутил.
К нам на урок сегодня сказку
Он ненадолго пригласил.
–Сегодня мы на уроке совершим заочное путешествие в сказку.
Жили-были обычные дети Витя и Маша (слайд). Маша верила в сказки, а
Витя - увлекался наукой. Но однажды в сказочной стране случилась беда (слайд) –
злой Кощей (слайд) похитил добрую сказочную героиню. Надо её спасать! И Витя с
Машей решили это сделать. А мы с вами можем им помочь. В этой невиданной
сказочной стране всё подчинено законам математики. Если мы справимся со всеми
заданиями, то победим Кощея и спасём бедняжку.
А чтобы узнать, кого похитил Кощей, нам надо выполнить задание.
(на доске)
- Вам нужно найти значения математических выражений, каждое выражение имеет
букву, куда ее нужно будет поставить, я думаю, вы догадаетесь.
(
Дети
выходят
по
одному
к
доске,
решают
устно
примеры,
и
ставят
соответствующую букву в таблицу.)
8+5 А
73-3 С
10+7 И 60-40 Л
9+6 А 84-80 И
20+30 С 35-30 В
5
13
50
17
20
4
70
15
В
а
с
и
л
и
с
а
-Кого же похитил Кощей? (Василису) – (слайд)
- Ребята, давайте вернемся к выражениям
-Что общего у всех выражений первого столбика? (выражения со знаком +)
-Давайте вспомним, как называются выражения со знаком + ? (сумма) прикрепить
табличку
- Чем похожи все выражения второго столбика? (выражения со знаком - )
- Как называются выражения со знаком - ? (разность) прикрепить табличку
- Молодцы!
- Идут Маша и Витя по дремучему лесу. Стоит избушка на курьих ножках (слайд).
Видят – сидит на бревне Баба-Яга (слайд). Увидела ребят и говорит: “Знаю, зачем
пришли. Но сначала помогите мне разобраться с примерами. Если сделаете то, что
раньше никогда не делали, скажу, где Кощей живёт». Поможем Маше и Вите?
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
(На доске записаны примеры.)
12-2+8=18
12-2+8=2
-Давайте рассмотрим примеры и сравним их. Чем они похожи? (числами и
действиями).
Чем отличаются?
(ответами)
- Почему у одинаковых примеров получились разные ответы?
-Какой из этих примеров решен верно? (Первый)
- Как выполняли действия? (Сначала выполнили вычитание, а потом сложение.)
-А кто уже знает, в каком порядке нужно выполнить действия во втором равенстве,
чтобы оно стало верным? (Сначала сложить 2 и 8, а затем из 12 вычесть их
сумму.)
4. Выявление места и причины затруднения.
- Мы поняли, как нужно решать эти примеры.
- Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия во
втором примере.)
5. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, задачи).
- О чём сейчас говорили? (О порядке выполнения действий.)
- Какая тема урока? (Порядок выполнения действий.)
- Чему нам надо научиться? Что нам надо узнать? (В каком порядке нужно
выполнять действия при вычислениях).
6. Поиск решения проблемы.
1) (Учитель выставляет карточку с примером)
10 – 5 + 2
- Прочитайте. Какое действие надо выполнить первым? (Сложение)
- Почему? (Оно выделено)
- Как называется то, что выделено? (Сумма)
- Из 10 вычесть сумму чисел пяти и двух. Для того, чтобы показать, что первым
действием будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш
пример можно записать так: 10 – (5 + 2)
- Что показывают скобки? (Что данное действие надо выполнять первым).
Давайте вычислим: 10 – (5 + 2) = 3 (надписываем результат, полученный в скобках)
- Какие действия выполняют первыми, если в выражении есть скобки?
( Действия в скобках)
2) - Посмотрите, чем отличаются столбики примеров?
8-3+4=9 8-(3+4)=1
18-8+9=19 18- (8+9)=1
(В первом столбике нет скобок, а во втором есть.)
-Как выполняли действия в первом столбике? (По порядку.)
-Как будем выполнять действия во втором столбике, чтобы получить эти значения
выражений? (Сначала выполним действие в скобках.)
-Сравните порядок выполнения действий в первом и во втором столбиках. Что вы
можете сказать? ( В первом столбике мы выполняли действия по порядку, а во
втором сначала в скобках.)
-Что нам поможет указать на порядок выполнения действий? (Скобки.)
-Сформулируйте правило, как правильно выполнять действия в выражениях со
скобками. (Сначала выполняются действия в скобках, а потом по порядку)
7. Первичное закрепление новых знаний.
- Мы получили новое знание. Проверим, правильно ли мы сделали вывод.
- Сравним наше новое знание с научным в учебнике.
Прочитайте на с.38 выделенное в рамочку правило. (Прочитал каждый, потом
проговариваем хором).
- Кто уже сможет рассказать правило Бабе-Яге?
- Давайте вернемся к нашему выражению. Кто может показать, что 1 действие
нужно выполнить сложение?
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Встать, поднять руки вверх.
Наклон, выпрямиться.
Хлопают в ладоши.
Кивают головой.
Нужно носом подышать.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Вдох носом, выдох через рот.
Разводят руки в стороны.
Машут руками над головой.
Садятся за парты
- Попробуем применить наше новое знание на практике.
Работа по учебнику. Решение примеров.
С. 38 № 1
(Коллективное выполнение с комментированием. Выходят к доске.)
- Нашли №1 на стр.38. Прочитайте задание.
- Что вас просят сделать?
(Ученик у доски, остальные в тетрадях решают примеры №1.)
-Давайте прочитаем запись. / Дети правильно читают числовые выражения/
Памятка:
1) посмотри на знак в скобках и назови действие (сумма, разность)
2) назови второе действие в выражении
3) правильно употребляй предлоги в речи (к числу … прибавить , из
числа … вычесть)
(В скобках стоит сумма, а перед скобкой действие сложение. Нам нужно к числу 6
прибавить сумму чисел 3 и 1.)
- А теперь нам нужно выполнить действия.
– Какое действие следует выполнить первым? (Действие в скобках.)
– Найдите значение выражения:
сумма чисел трех и одного равна четырем (надписываем результат,
полученный в скобках)
к шести прибавить четыре – получится десять;
значение выражения равно десяти.
Аналогично разбираются остальные равенства.
-Молодцы! Справились с заданием.
- Вот теперь, – говорит Баба-Яга,– могу дать вам мою реактивную ступу. Да только
вместо топлива работает она на "математическом ускорителе". (слайд)
- Ребята, чтобы ступа смогла взлететь, нам надо решить задачу.
8. Повторение пройденного материала.
Решение задачи.
С. 39 № 5
- Обратимся к задаче на стр.39 №5.
- Прочитайте. ( Дети читают задачу сначала про себя, а затем один ученик
читает её вслух).
- О ком говорится в задаче?
- Чем занимался Коля?
- Какую пользу приносит людям посещение бассейна? ( Укрепляет здоровье
человека.)
- Вы тоже должны укреплять своё здоровье, заниматься спортом.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти в задаче?
- Давайте обратимся к чертежу задачи.
- Что обозначают числа 100? 60?
- Как ответить на вопрос задачи?
- Запишите решение и ответ. (Один ученик работает у доски).
- Молодцы, справились с заданием.
- Завели ребята ступу и улетели. Приземлились прямо перед подземельем Кощеевым
(слайд).
«Так уж и быть, забирайте Василису», - сказал Кощей.
«Только сначала
догадайтесь, где она. У меня 3 башни (слайд). Первая башня пустая. Василиса не в
самой высокой. Где она?”
9. Рефлексия.
- Молодцы! Спасли мы Василису?
- Да!
- Вот видите, как хорошо мы потрудились! Это потому, что все вместе работали.
Для общего дела старались. Спасибо всем, особенно ………. хорошо потрудились
(перечисляю).
- Итак, что нового мы узнали на пути к спасению Василисы? (Действия, записанные
в скобках, выполняются первыми)
- Для чего нам нужны полученные сегодня на уроке знания?
- А теперь, пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Перед вами три
смайлика. Если вы довольны своей работой поднимите - зеленый смайлик, если у
вас не всё сегодня получалось, были трудности - желтый смайлик, а если вы совсем
собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось - красный
смайлик.
- Даже если у вас не все получилось, не волнуйтесь, тема сложная, и скоро вы во
всём разберётесь. Нужно просто еще потренироваться.
10. Домашнее задание
с. 38 № 3, выучить правило