Напоминание

"Роль и значение настольных игр в развитии речи у детей с нарушенным интеллектом" "


Автор: Эверстова Нина Алексеева
Должность: учитель коррекционных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К) ШИНО
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль и значение настольных игр в развитии речи у детей с нарушенным интеллектом" "
Раздел: среднее образование





Назад




Роль и значение настольных игр в развитии речи у детей с нарушенным

интеллектом

В сурдопедагогике игра считается важным средством коррекции дефекта. В игре

формируется личность неслышащего ученика, воспитывается коллективизм,

товарищество, взаимопомощь, ответственность перед коллективом и другие качества.

Играя, дети овладевают нормами нравственного воспитания.

Одним из видов настольных игр является шашки.

В моём 1.3 неслышащих обучающихся с нарушенным интеллектом легкой степени

шашки занимают видное место. Второй год всем классом во внеурочное время увлеченно

занимаемся шашками.

Дети активно участвуют в развивающих упражнениях; учитываются общие указания,

правила игры и методические рекомендации в условиях свободной игры со стороны моего

наставника Васильевой Е.И. В ходе игры обучающиеся по мере своих возможностей

включаются в простое словесное общение, закрепляется и расширяется словарный и

фразеологический запас.

При организации игры дети знакомятся с её названием, порядком проведения,

правилами. Готовясь к игре, они разучивают речевой материал, а мы направляем игру,

«болеем» за её результаты.

В ходе игры в шашки вынуждены обращаться друг к другу и к учителю с вопросами,

просьбами. Учатся выполнять указания, сообщать о выполненном, о результатах игры, и

т.д.. При подготовке и проведении игры дети выясняют непонятное, сравнивают,

рассуждают, делают простейшие умозаключения. Кто в чем ошибся, сделал неправильный

ход. После игры обсуждают результаты, оценивается речь и поведение участников. Играя,

обучающиеся запоминают названия шашечных предметов, действий, закрепляют слова и

фразы. Минимум слов и фраз, которыми должны овладевать дети в процессе игры в

зависимости от хода игры и требований учебной программы совместно с наставником и

воспитателем. Но подача речевого материала не должна отрывать обучающихся игроков

от самой игры в шашки.

Для начала игры ребята, могут прочитать с таблицы её названия, порядок проведения,

условия игры, её названия, порядок проведения, условия игры, её правила, слова фразы,

которые будут использованы в игре. В процессе игры обращаю внимание на то, чтобы

дети-игроки активно пользовались речью, высказывали свои просьбы. При подведении

итогов игры проводится обсуждение её результатов в виде диалогов обучающихся друг с

другом и учителем: кто играл? Ка мы играли? Интересная (неинтересная) игра? Кто

победил? Вы хотите еще играть? Когда мы снова будем играть в шашки? Ограниченность

словарного запаса детей в данном классе, слабая, разборчивость аграмматизм речи не

позваляют в этих условиях проводить обычным путем игры с той или другой обучающей

или воспитательной задачей. Игры в шашки – предмет особых занятий, требующих

осознанного выучивания и усвоения соответствующего словарного состава и фраз,

сопровождающих игровые действия, присущие избранной игре. Игровые приемы –

упражнения, применяемые в шашках организует детей на активный умственный процесс в

начале и при его завершении. Развивающие упражнения проводятся с учетом общих

указаний и методических рекомендаций к их проведению в условиях свободной игры в

шашки. В ходе игры развивается слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что

помогает в переключении внимания с одного объекта на другой. Обучающиеся стали

более внимательными, собранными. Особо выделяется среди одноклассников Куприянов

Руслан. Благодаря игре в шашке у него расширилась мыслительная деятельность,

развилась память, наблюдательность, способность запоминать учебный материал,

концентрация внимания на нескольких объектах. Глядя на него, на его успехи,

одноклассники тоже подтягиваются, все научились играть в шашки. По шашкам у Руслана

нет равных в школе, играет хорошо, грамотно, всех побеждает. Заметно улучшилась

концентрация внимания и способность переключаться от выполнения одного вида задания

к другому. В процессе игры возникает потребность в общении, реализуемая в их ходе,

обогащается словарь детей, повышается роль слова в регуляции действий. Важной

является мотивация достижения успеха, победы в игре, которая обычно сочетается с

желанием занять определение место, получить поощрения. При этом виде мотивации

ребенок ориентируется на качество, благодаря чему формируется саморегуляция.

Выделяется такой вид мотивации, как компенсаторная. Самоутверждаясь в данной

области, обучающийся как бы компенсирует для себя неудачи в учебной деятельности и

они не приводят к эмоциональным переживаниям. Как, например, ограниченный запас

слов, недостаточное усвоение звукового состава слов, которое выражается не только в

неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов; неверное понимание и

неправильное употребление слов; трудности понимания устной речи и читаемого текста.

В ходе игры в шашки наблюдается развитие восприятия пространственных отношений.

Предлагаются упражнения для развития пространственных представлений. Как, например,

вверху, внизу, справа, слева, посередине (на шашечной доске). При этом возникают

трудности словесно логического мышления из-за недоразвития речи. Постепенно у них

самостоятельно формируется наглядно- образное и наглядно- действенное мышление.

Большинство обучающихся с трудом овладевают мыслительными операциями (анализ,

синтез, сравнение, обобщение). Постоянно сталкиваемся с неумением делать обобщения,

давать оценки ситуациям. проводятся занятия по развитию фонетической ритмики, чаще в

начале игры т.е. используются упражнения на развития произношения звуков речи в

сочетании с сопровождающими движениями рук с целью подготовки органов речи к

активной речевой деятельности после игры в шашки.

Например: произношение звука А –разведение рук в стороны, звука О – поднятие руки в

верх, звук У – движения ладонями вперед от губ, звука И – спирали образные движения

указательных пальцев рук в верх.

Для развития мелкой моторики и после игры проводится гимнастика для пальцев рук.

Гимнастика для глаз снимает утомление от долгого взгляда в одну точку. Упражнения

включают: вращение глаз направо, налево, вниз –вверх; открывание- закрывание;

круговые движения глаз направо- налево. Проводятся упражнения постепенно, по три,

четыре раза. Количество упражнений увеличивается.

Учитель коррекционных классов Эверстова Нина Алексеевна.

Анализ наблюдений показывает, что проведение настольных игр развивает у наших детей

уверенность, снижает психические переживания и формирует систему взаимоотоношений

в общении с окружающими. Особо значимыми являются соревновательные моменты,

различного рода поощрения, занимательные моменты, которые снимают напряжения. Они

не просто учатся, они активно входят в ситуацию игры. Обращается внимание на их

голос, выразительную интонацию, эмоциональную сторону общения. На заключительном

этапе проводятся обобщающие беседы по содержанию и ходу игры.

У них постепенно, по-маленьку развивается инициатива, уверенность в общении. Все эти

особенности коммуникативных умений у детей с нарушенным интеллектом и слухом не

формируются самостоятельно без специального, коррекционного обучения, где заметное

место занимают настольные игры.



В раздел образования