Автор: Эверстова Нина Алексеева
Должность: учитель коррекционных классов
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К) ШИНО
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль и значение настольных игр в развитии речи у детей с нарушенным интеллектом" "
Раздел: среднее образование
Роль и значение настольных игр в развитии речи у детей с нарушенным
интеллектом
В сурдопедагогике игра считается важным средством коррекции дефекта. В игре
формируется личность неслышащего ученика, воспитывается коллективизм,
товарищество, взаимопомощь, ответственность перед коллективом и другие качества.
Играя, дети овладевают нормами нравственного воспитания.
Одним из видов настольных игр является шашки.
В моём 1.3 неслышащих обучающихся с нарушенным интеллектом легкой степени
шашки занимают видное место. Второй год всем классом во внеурочное время увлеченно
занимаемся шашками.
Дети активно участвуют в развивающих упражнениях; учитываются общие указания,
правила игры и методические рекомендации в условиях свободной игры со стороны моего
наставника Васильевой Е.И. В ходе игры обучающиеся по мере своих возможностей
включаются в простое словесное общение, закрепляется и расширяется словарный и
фразеологический запас.
При организации игры дети знакомятся с её названием, порядком проведения,
правилами. Готовясь к игре, они разучивают речевой материал, а мы направляем игру,
«болеем» за её результаты.
В ходе игры в шашки вынуждены обращаться друг к другу и к учителю с вопросами,
просьбами. Учатся выполнять указания, сообщать о выполненном, о результатах игры, и
т.д.. При подготовке и проведении игры дети выясняют непонятное, сравнивают,
рассуждают, делают простейшие умозаключения. Кто в чем ошибся, сделал неправильный
ход. После игры обсуждают результаты, оценивается речь и поведение участников. Играя,
обучающиеся запоминают названия шашечных предметов, действий, закрепляют слова и
фразы. Минимум слов и фраз, которыми должны овладевать дети в процессе игры в
зависимости от хода игры и требований учебной программы совместно с наставником и
воспитателем. Но подача речевого материала не должна отрывать обучающихся игроков
от самой игры в шашки.
Для начала игры ребята, могут прочитать с таблицы её названия, порядок проведения,
условия игры, её названия, порядок проведения, условия игры, её правила, слова фразы,
которые будут использованы в игре. В процессе игры обращаю внимание на то, чтобы
дети-игроки активно пользовались речью, высказывали свои просьбы. При подведении
итогов игры проводится обсуждение её результатов в виде диалогов обучающихся друг с
другом и учителем: кто играл? Ка мы играли? Интересная (неинтересная) игра? Кто
победил? Вы хотите еще играть? Когда мы снова будем играть в шашки? Ограниченность
словарного запаса детей в данном классе, слабая, разборчивость аграмматизм речи не
позваляют в этих условиях проводить обычным путем игры с той или другой обучающей
или воспитательной задачей. Игры в шашки – предмет особых занятий, требующих
осознанного выучивания и усвоения соответствующего словарного состава и фраз,
сопровождающих игровые действия, присущие избранной игре. Игровые приемы –
упражнения, применяемые в шашках организует детей на активный умственный процесс в
начале и при его завершении. Развивающие упражнения проводятся с учетом общих
указаний и методических рекомендаций к их проведению в условиях свободной игры в
шашки. В ходе игры развивается слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что
помогает в переключении внимания с одного объекта на другой. Обучающиеся стали
более внимательными, собранными. Особо выделяется среди одноклассников Куприянов
Руслан. Благодаря игре в шашке у него расширилась мыслительная деятельность,
развилась память, наблюдательность, способность запоминать учебный материал,
концентрация внимания на нескольких объектах. Глядя на него, на его успехи,
одноклассники тоже подтягиваются, все научились играть в шашки. По шашкам у Руслана
нет равных в школе, играет хорошо, грамотно, всех побеждает. Заметно улучшилась
концентрация внимания и способность переключаться от выполнения одного вида задания
к другому. В процессе игры возникает потребность в общении, реализуемая в их ходе,
обогащается словарь детей, повышается роль слова в регуляции действий. Важной
является мотивация достижения успеха, победы в игре, которая обычно сочетается с
желанием занять определение место, получить поощрения. При этом виде мотивации
ребенок ориентируется на качество, благодаря чему формируется саморегуляция.
Выделяется такой вид мотивации, как компенсаторная. Самоутверждаясь в данной
области, обучающийся как бы компенсирует для себя неудачи в учебной деятельности и
они не приводят к эмоциональным переживаниям. Как, например, ограниченный запас
слов, недостаточное усвоение звукового состава слов, которое выражается не только в
неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов; неверное понимание и
неправильное употребление слов; трудности понимания устной речи и читаемого текста.
В ходе игры в шашки наблюдается развитие восприятия пространственных отношений.
Предлагаются упражнения для развития пространственных представлений. Как, например,
вверху, внизу, справа, слева, посередине (на шашечной доске). При этом возникают
трудности словесно логического мышления из-за недоразвития речи. Постепенно у них
самостоятельно формируется наглядно- образное и наглядно- действенное мышление.
Большинство обучающихся с трудом овладевают мыслительными операциями (анализ,
синтез, сравнение, обобщение). Постоянно сталкиваемся с неумением делать обобщения,
давать оценки ситуациям. проводятся занятия по развитию фонетической ритмики, чаще в
начале игры т.е. используются упражнения на развития произношения звуков речи в
сочетании с сопровождающими движениями рук с целью подготовки органов речи к
активной речевой деятельности после игры в шашки.
Например: произношение звука А –разведение рук в стороны, звука О – поднятие руки в
верх, звук У – движения ладонями вперед от губ, звука И – спирали образные движения
указательных пальцев рук в верх.
Для развития мелкой моторики и после игры проводится гимнастика для пальцев рук.
Гимнастика для глаз снимает утомление от долгого взгляда в одну точку. Упражнения
включают: вращение глаз направо, налево, вниз –вверх; открывание- закрывание;
круговые движения глаз направо- налево. Проводятся упражнения постепенно, по три,
четыре раза. Количество упражнений увеличивается.
Учитель коррекционных классов Эверстова Нина Алексеевна.
Анализ наблюдений показывает, что проведение настольных игр развивает у наших детей
уверенность, снижает психические переживания и формирует систему взаимоотоношений
в общении с окружающими. Особо значимыми являются соревновательные моменты,
различного рода поощрения, занимательные моменты, которые снимают напряжения. Они
не просто учатся, они активно входят в ситуацию игры. Обращается внимание на их
голос, выразительную интонацию, эмоциональную сторону общения. На заключительном
этапе проводятся обобщающие беседы по содержанию и ходу игры.
У них постепенно, по-маленьку развивается инициатива, уверенность в общении. Все эти
особенности коммуникативных умений у детей с нарушенным интеллектом и слухом не
формируются самостоятельно без специального, коррекционного обучения, где заметное
место занимают настольные игры.