Автор: Мустафина Гульгена Илсуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К. Камалеева» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Республика Татарстан, Пестречинский район, жилой комплекс «Усадьба Царево», с.Новое Шигалеево
Наименование материала: конспект урока
Тема: История создания повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
Раздел: среднее образование
1
Урок 18
История создания повести А.С. Пушкина «Барышня –
крестьянка».
Здравствуйте!
О чём мы говорили на прошлом уроке? О поэзии и размерах
стихотворения.
Какие двусложные размеры вы знаете? Чем они отличаются?
Какие виды рифмы вы знаете?
Далее спрашивают 8 учеников. Они рассказывают наизусть стихотворение
«Узник».
Посмотрите на картинки и скажите, кто на них изображён? К
какому сословию принадлежат девушки? Чем они отличаются?
Дворянка и крестьянка. Они принадлежат к разным сословиям. Дворянка
богатая
и
образованная,
у
неё
есть
прислуга.
Крестьянка
бедная,
необразованная, сама прислуживает дворянке.
Могла ли крестьянка стать дворянкой? Нет, человек принадлежал к
определённому сословию с рождения. Если девушка родилась крестьянкой,
то и умирала крестьянкой.
А вот Александр Сергеевич Пушкин считал по-другому. Его повесть
называется «Барышня – крестьянка». Как вы думаете, о ком будет это
произведение? Ученики предполагают, заранее читать повесть я не задавала.
Запишите тему урока: История создания повести А.С. Пушкина
«Барышня – крестьянка»
Какие цели будут стоять перед нами на уроке?
Задачи урока:
1.Узнать историю создания повести «Барышня - крестьянка».
2.Выяснить, кто были главные герои повести.
3.Понять обычаи и правила поведения общества того времени.
О чём цикл «Повести Белкина»? Кто его автор? Об этом узнаем из
видео.
Посмотрите видео и ответьте на вопросы:
1.Кто заявлен автором этих повестей? Белкин
2.Зачем Пушкин это сделал? Чтобы придать повести достоверность.
3.Что вы узнали о Белкине? Скромным, невысокого роста. Он умер, оставив
после себя эти повести.
В какой период своего творчества Пушкин написал эти повести?
История создания.
А.С. Пушкин, задержанный карантином из-за эпидемии холеры, прожил три
осенних
месяца
в
деревне
Болдино.
Этот
период
оказался
очень
плодотворным, позже получил название Болдинской осени в творчестве
2
поэта. В Болдино писатель завершает работу над «Евгением Онегиным» и
создаёт пять повестей, объединённых в цикл под названием «Повести
Белкина». Этот цикл открыл новый этап в творчестве Пушкина, этап,
продолженный романами «Дубровский» и «Капитанская дочка».
Как называется плодотворный период в творчестве поэта? Болдинская
осень.
Перед чтением произведения выясним значение устаревших слов.
Можно много говорить о произведении, но ничто не заменить чтение
оригинала.
Обратимся к тексту. Текст нужно заранее распечатать.
Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы:
1.Где происходит действие повести?
* «В одной из отдаленных наших губерний». Что такое губерния?
Губерния – это область. Каждая губерния состояла из уездов (районов).
История жизни Ивана Петровича Берестова
Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы:
1. Каким был Берестов? В молодости служил в гвардии, ушёл в отставку,
стал помещиком.
2. Каково было его финансовое состояние? Он был богат
3. Что он читал? Газету «Сенатские ведомости».
4. Докажите, что он был хорошим хозяином.
- не тратил деньги зря: носил сюртук из сукна домашней работы, ездил в
карете домашней работы.
- Деньги вложил в строительство фабрики.
История жизни Григория Ивановича Муромского
Прочитайте текст до слов «Те из моих читателей…» и ответьте на
вопросы:
1.Каким был Муромский? Помещик, транжира.
2 На что тратил он почти все свои деньги? На английский сад.
3.Почему Берестов не любил Муромского? Он знал цену труду, времени и
деньгам и поэтому не мог понять сумасбродства Муромского.
4.Какой порок Муромского высмеивал Берестов? Берестов осуждал
расточительство, неразумную трату денег.
5. Что думали о сыне Берестова?
6. Как он оказался в деревне? Хотел служить, но отец ему не разрешил.
Прочитайте текст со слов «Те из моих читателей…» до «На другой же
день приступила…» и ответьте на вопросы:
1. В чём прелесть деревенских барышень? Они не испорчены светом.
3
2. Откуда они черпают свои знания? Из книжек.
3. Что для них является приключением? Поездка в ближний город
4. С чем носил кольцо сын Берестова? С изображением мёртвой головы.
5. Какой была Лиза Муромская? Ей было 17 лет. Резвая и избалованная.
6. Как звали её служанку? Настя
7. Почему Лизу так интересует молодой барин? Ей интересно. Женихов в
губернии мало, она хочет с ним познакомиться.
8. Почему Лиза не могла сама познакомиться с Берестовым? Её отец был в
ссоре со старшим Берестовым.
9. Что придумала Лиза? Переодеться в крестьянку.
10. Почему в таком образе она на всё решилась? Потому что крестьянкам
можно то, чего нельзя барышням. Дворянка не могла сама познакомиться с
дворянином. Это считалось дурным тоном. Их должны были познакомить
родители. Таковы были правила того общества. А крестьяне могли свободно
знакомиться и общаться.
Подводим итоги.
Сегодня мы начали знакомство с героями повести Барышня – крестьянка.
Давайте ещё раз вспомним всех героев.
Схему, которую я предлагаю, нужно записать в тетрадь. На следующем
уроке будет тест на знание текста.
Два поместья: Тугилово и Прилучино.
Кто хозяин Тугилова? Берестов
Кто хозяин Прилучино? Муромский
Как зовут детей Берестова и Муромского? У Берестова сын Алексей, у
Муромского дочь Лиза.
Как звали прислугу? Служанка Настя и мисс Жаксон, которая занималась
воспитанием Лизы.
Возвращаемся к целям и задачам. Все ли цели мы достигли? Да.
Как вы думаете, что произойдёт дальше в повести?
Об этом вы узнаете дома.
Объясняю домашнее задание: дочитать повесть «Барышня – крестьянка».