Напоминание

История создания повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».


Автор: Мустафина Гульгена Илсуровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К. Камалеева» жилого комплекса «Усадьба Царево» с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: Республика Татарстан, Пестречинский район, жилой комплекс «Усадьба Царево», с.Новое Шигалеево
Наименование материала: конспект урока
Тема: История создания повести А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
Раздел: среднее образование





Назад




1

Урок 18

История создания повести А.С. Пушкина «Барышня –

крестьянка».

Здравствуйте!

О чём мы говорили на прошлом уроке? О поэзии и размерах

стихотворения.

Какие двусложные размеры вы знаете? Чем они отличаются?

Какие виды рифмы вы знаете?

Далее спрашивают 8 учеников. Они рассказывают наизусть стихотворение

«Узник».

Посмотрите на картинки и скажите, кто на них изображён? К

какому сословию принадлежат девушки? Чем они отличаются?

Дворянка и крестьянка. Они принадлежат к разным сословиям. Дворянка

богатая

и

образованная,

у

неё

есть

прислуга.

Крестьянка

бедная,

необразованная, сама прислуживает дворянке.

Могла ли крестьянка стать дворянкой? Нет, человек принадлежал к

определённому сословию с рождения. Если девушка родилась крестьянкой,

то и умирала крестьянкой.

А вот Александр Сергеевич Пушкин считал по-другому. Его повесть

называется «Барышня – крестьянка». Как вы думаете, о ком будет это

произведение? Ученики предполагают, заранее читать повесть я не задавала.

Запишите тему урока: История создания повести А.С. Пушкина

«Барышня – крестьянка»

Какие цели будут стоять перед нами на уроке?

Задачи урока:

1.Узнать историю создания повести «Барышня - крестьянка».

2.Выяснить, кто были главные герои повести.

3.Понять обычаи и правила поведения общества того времени.

О чём цикл «Повести Белкина»? Кто его автор? Об этом узнаем из

видео.

Посмотрите видео и ответьте на вопросы:

1.Кто заявлен автором этих повестей? Белкин

2.Зачем Пушкин это сделал? Чтобы придать повести достоверность.

3.Что вы узнали о Белкине? Скромным, невысокого роста. Он умер, оставив

после себя эти повести.

В какой период своего творчества Пушкин написал эти повести?

История создания.

А.С. Пушкин, задержанный карантином из-за эпидемии холеры, прожил три

осенних

месяца

в

деревне

Болдино.

Этот

период

оказался

очень

плодотворным, позже получил название Болдинской осени в творчестве

2

поэта. В Болдино писатель завершает работу над «Евгением Онегиным» и

создаёт пять повестей, объединённых в цикл под названием «Повести

Белкина». Этот цикл открыл новый этап в творчестве Пушкина, этап,

продолженный романами «Дубровский» и «Капитанская дочка».

Как называется плодотворный период в творчестве поэта? Болдинская

осень.

Перед чтением произведения выясним значение устаревших слов.

Можно много говорить о произведении, но ничто не заменить чтение

оригинала.

Обратимся к тексту. Текст нужно заранее распечатать.

Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы:

1.Где происходит действие повести?

* «В одной из отдаленных наших губерний». Что такое губерния?

Губерния – это область. Каждая губерния состояла из уездов (районов).

История жизни Ивана Петровича Берестова

Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы:

1. Каким был Берестов? В молодости служил в гвардии, ушёл в отставку,

стал помещиком.

2. Каково было его финансовое состояние? Он был богат

3. Что он читал? Газету «Сенатские ведомости».

4. Докажите, что он был хорошим хозяином.

- не тратил деньги зря: носил сюртук из сукна домашней работы, ездил в

карете домашней работы.

- Деньги вложил в строительство фабрики.

История жизни Григория Ивановича Муромского

Прочитайте текст до слов «Те из моих читателей…» и ответьте на

вопросы:

1.Каким был Муромский? Помещик, транжира.

2 На что тратил он почти все свои деньги? На английский сад.

3.Почему Берестов не любил Муромского? Он знал цену труду, времени и

деньгам и поэтому не мог понять сумасбродства Муромского.

4.Какой порок Муромского высмеивал Берестов? Берестов осуждал

расточительство, неразумную трату денег.

5. Что думали о сыне Берестова?

6. Как он оказался в деревне? Хотел служить, но отец ему не разрешил.

Прочитайте текст со слов «Те из моих читателей…» до «На другой же

день приступила…» и ответьте на вопросы:

1. В чём прелесть деревенских барышень? Они не испорчены светом.

3

2. Откуда они черпают свои знания? Из книжек.

3. Что для них является приключением? Поездка в ближний город

4. С чем носил кольцо сын Берестова? С изображением мёртвой головы.

5. Какой была Лиза Муромская? Ей было 17 лет. Резвая и избалованная.

6. Как звали её служанку? Настя

7. Почему Лизу так интересует молодой барин? Ей интересно. Женихов в

губернии мало, она хочет с ним познакомиться.

8. Почему Лиза не могла сама познакомиться с Берестовым? Её отец был в

ссоре со старшим Берестовым.

9. Что придумала Лиза? Переодеться в крестьянку.

10. Почему в таком образе она на всё решилась? Потому что крестьянкам

можно то, чего нельзя барышням. Дворянка не могла сама познакомиться с

дворянином. Это считалось дурным тоном. Их должны были познакомить

родители. Таковы были правила того общества. А крестьяне могли свободно

знакомиться и общаться.

Подводим итоги.

Сегодня мы начали знакомство с героями повести Барышня – крестьянка.

Давайте ещё раз вспомним всех героев.

Схему, которую я предлагаю, нужно записать в тетрадь. На следующем

уроке будет тест на знание текста.

Два поместья: Тугилово и Прилучино.

Кто хозяин Тугилова? Берестов

Кто хозяин Прилучино? Муромский

Как зовут детей Берестова и Муромского? У Берестова сын Алексей, у

Муромского дочь Лиза.

Как звали прислугу? Служанка Настя и мисс Жаксон, которая занималась

воспитанием Лизы.

Возвращаемся к целям и задачам. Все ли цели мы достигли? Да.

Как вы думаете, что произойдёт дальше в повести?

Об этом вы узнаете дома.

Объясняю домашнее задание: дочитать повесть «Барышня – крестьянка».



В раздел образования