Напоминание

"Современный урок фортепиано. Формы работы с учащимися"


Автор: Петухова Инна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Калуги
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современный урок фортепиано. Формы работы с учащимися"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»

г. Калуги

Методическая разработка

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФОРТЕПИАНО:

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ»

Выполнила:

педагог дополнительного образования

Петухова Инна Александровна

Калуга 2025

Современная

методика

музыкального

образования

в

большей

мере

ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в

процессе общения с музыкой.

Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была

возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести

определенные навыки и знания.

Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических

знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать

традиционные методики и инновационные методы, которые развивают

индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.

По своей природе, урок фортепиано является индивидуальным занятием с

учащимся. Это дает преподавателю прекрасную возможность выбирать и

комбинировать разные формы урока.

Существуют различные формы урока: традиционный и

нетрадиционный.

Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую

структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и

применение нового в практической работе на уроке и выполнении домашних

заданий.

В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного

урока. Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным

произведением ведется в одном направлении.

Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые

задачи, овладение педализацией и т.д.

Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как

урок сообщения новых знаний.

На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.

Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано

можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и

формы. Такие уроки называют нетрадиционными.

Выделяют несколько форм нетрадиционных уроков с использованием

фантазии ученика и преподавателя –

урок-сказку,

урок-сюрприз,

урок-фантазию,

урок-игру,

урок-путешествие,

урок-пейзаж,

урок-концерт,

урок-прогулку,

урок- в глубины моря-океана,

урок- ритмы джаза,

урок- музыка дождя,

урок- послушаем птиц,

урок- звуки осени,

урок- звуки зимы,

урок- звуки весны,

урок- звуки лета,

урок- музыка везде,

урок- музыка народов мира,

урок- народное творчество в звуках и ритмах,

урок- легенды и мифы,

урок- консультация,

урок- взаимообучения,

проблемный урок и т.д.

Интересную классификацию форм воспитательной работы

приводит Б.В.Куприянов. В ее основу положены виды совместной

деятельности и времяпрепровождения русской общины – труд, молитва,

ярмарка, празднование и т. д.

Куприянов подразделяет формы внеклассной работы на 3 группы:

статичный (концерт, конкурс, спектакль, фестиваль,…)

статично-динамичные (игра, сказка, прогулка, путешествие,…)

динамично-статичные (игра-путешествие в разные страны, народное

творчество, экскурсия в различные музеи мира,…).

В последнее время в своей педагогической практике необходимо

прибегать к нетрадиционной форме обучения, чтобы повысить интерес к

освоению материала, успешно с ним справляться и развиваться в данном

направлении, постоянно совершенствуя свои знания в сотворчестве с

учениками и их родителями.

Несмотря на положительные стороны традиционной формы, такие как

систематичность обучения, упорядоченная подача учебного материала, и

оптимальные затраты ресурсов, – современные педагоги постоянно ищут

дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и

обратной связи.

Такими формами могут стать занимательные разновидности

уроков, например:

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных

сочинений тех или иных композиторов.

Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного

исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.

Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное

или ритмическое лото для освоения нотной записи).

Урок - ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее

заданные роли в вымышленной ситуации.

Урок-фантазия – сочинение мелодий, подбор по слуху простых

аккомпанементов.

Урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения

музыкальных произведений.

Урок-сказка – сочинение на заданный сюжет, фабулу.

Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по

отношению к другому ученику.

Урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными

выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.

Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.

Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других

учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).

Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.

Урок-«погружение» - изучение творчества одного композитора на примере

разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными

авторскими школами.

Использование нетрадиционных форм обучения в фортепианном классе

с учащимися любого школьного возраста показывает рост познавательной

активности, развитие коммуникативных качеств учащихся.

Нетрадиционные уроки

становятся

сотворчеством

преподавателя

и

учащегося, служат совместным представлением, совместным исследованием,

способствует духовному взаимодействию участников.

Общая особенность нетрадиционных уроков заключается в стремлении

преподавателя разнообразить жизнь ученика:

- вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе;

- удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной,

мотивационной, эмоциональной и других сфер.

При этом, проводя такие уроки, эмоциональный тон должен быть

не развлекательный, а занимательный и увлеченный;

важно поддерживать разнообразие мнений, альтернативность;

и развивать отношения взаимопонимания с учеником.

Нетрадиционные формы уроков помогают активизировать учащегося,

развить его самостоятельные творческие способности, повысить интерес к

занятиям и, вместе с тем, обеспечивают быстроту усвоения учебного

материала.

А для преподавателя проведение таких уроков дает возможность выйти за

пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

Рассмотрим некоторые нестандартные методы работы с учащимися при

проведении нетрадиционного урока.

Игровые и эмоциональные ситуации, такие как музыкальные игры и

викторины. Например, «Найди клавишу», «Музыкальный кроссворд»,

«Песня на английском языке» и другие.

Работа над раскрытием художественного образа в пьесе, включает

музыкальные материалы и рисунки, презентации, тексты песен, рассказ,

отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра).

Анкетирование. Отвечая на вопросы про занятия в музыкальной школе,

ученики начинают лучше ценить уроки музыки, понимать как много они им

дают, и больше хотеть продолжить обучение.

А преподаватель получает обратную связь, которая позволит

совершенствовать процесс музыкального обучения и воспитания детей.

Это нетрадиционный (игровой) по форме тип урока.

Задача ПРЕПОДАВАТЕЛЯ показать различные формы работы, чтобы это

было, прежде всего, интересно детям.

Не секрет, что последние годы (10 лет) интерес к занятиям музыкой стал

меньше, скорее всего, что-то изменилось в сознание людей.

Появилось много других увлечений: многоканальное телевидение,

компьютерные игры, гаджеты и т.д.

Соблазнов много, потому и в занятиях в школе искусств тоже что- то должно

поменяться.

Да, все главные каноны музыканта должны сохраняться (это, прежде всего

работа над техникой, и никуда от этого не уйти). Изучение произведений

классической музыки обязательно! Игра в ансамбле!

На начальном этапе обучения важно найти такие формы работы, чтобы

увлечь ребенка, влюбить его в музыку. Очень важно, чтобы все то, чему

научится ребенок, не уходило в никуда!

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь

тогда, когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, творчества. Без этого он засушенный

цветок.

В. Сухомлинский.

Пословица гласит: «Повторение мать учения».

1. Одна из форм работы в моем классе – «Музыкальная шкатулка», в нее мы

собираем пройденный репертуар (складываем в шкатулку «фантики», на

которых написано произведение).

Озвучивать «музыкальную шкатулку» собрал в нее 10 произведений

(например, 1-классники)

1. Шитте. Этюд.

2. Д. Кабалевский «Полька».

3. Ф.Шуберт «Экосез».

4. Цыганочка.

5. Подбор песни «Чунга-чанга».

6. Лемуан «Этюд»

7. Ходаш «Золотой петушок».

8. Л. Бирнов «Веселая игра».

9. А. Гедике «В лесу ночью».

10. Е. Геллер «Сказочное шествие».

2. Следующая форма работы знакомство и исполнение старинной музыки.

Но как объяснить ребенку, что музыка 17 века была также популярна в свое

время, как сейчас современная музыка. Что до изобретения фортепиано был

клавесин и орган.

Благодаря интернету мы с ребятами имели возможность послушать музыку

И. С. Баха в исполнении клавесина и органа. На ребят это произвело яркое

впечатление. У нас в школе имеется синтезатор, и мы сейчас на нем

исполним музыку И.С. Баха разными инструментами.

Орган- «Царь царей» среди инструментов. Инструмент-оркестр!»

Бах – в переводе с немецкого – «ручей»,

«Не ручей - море должно быть ему имя» - сказал о Бахе великий Бетховен!

Например, «Менуэт» И.С. Бах:

«К концу VIII века фортепиано почти полностью вытеснило клавесин.

Менуэт - французский танец. Галантные поклоны, изящные приседания на

первую долю».

«Вальс» любой объясняю кружение на три доли… танцуем вместе,

показываю на видеоносителе.

3 Еще одна интересная форма работы, которая нравится не только детям,

но и их родителям, дедушкам и бабушкам – это подбор по слуху.

Не каждый ребенок станет профессиональным музыкантом в будущем,

а подобрать песню с аккомпанементом, прочитать с листа – этому педагог

обязан научить каждого ученика. Используя главные трезвучия T-S-D

Ансамблевое музицирование обязательно в овладении инструментом.

У начинающих музыкантов знакомство с инструментом происходит на

маленьких песенках-попевках, которые обязательно сопровождаются

аккомпанементом

педагога.

Ребенок

сразу

слышит

богатую

окраску

звучания.

Я с начинающими учениками играю в ансамбле и им это нравится.

Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и

слушать.

Музыканты как художники должны пользоваться красками. Только у нас

своя специфика это: термины, штрихи, динамика, темпы. Все это интереснее

изучать в игровой форме.

Мы для изучения терминов пользуемся мячиком.

Встаем в круг, я задаю вопрос и кидаю игроку мяч, он отвечает и быстро

возвращает мяч обратно и.т.д.

Тогда таким образом мы выучиваем термины, дети без труда их

запоминают и могут читать их в произведении, точно создавая образ и

характер произведения. Нам это очень помогает в работе.

Таким образом для развития навыков игры на фортепиано, музыкального

слуха,

памяти

и

музыкального

вкуса

целесообразно

сочетать

в

педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.

На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно

постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству.

Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения,

игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в

классе фортепиано.

На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие

требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой

эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На

занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит

очень хорошие результаты.



В раздел образования