Автор: Петухова Инна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Калуги
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современный урок фортепиано. Формы работы с учащимися"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие»
г. Калуги
Методическая разработка
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФОРТЕПИАНО:
ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ»
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Петухова Инна Александровна
Калуга 2025
Современная
методика
музыкального
образования
в
большей
мере
ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в
процессе общения с музыкой.
Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была
возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести
определенные навыки и знания.
Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических
знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать
традиционные методики и инновационные методы, которые развивают
индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.
По своей природе, урок фортепиано является индивидуальным занятием с
учащимся. Это дает преподавателю прекрасную возможность выбирать и
комбинировать разные формы урока.
Существуют различные формы урока: традиционный и
нетрадиционный.
Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую
структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и
применение нового в практической работе на уроке и выполнении домашних
заданий.
В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного
урока. Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным
произведением ведется в одном направлении.
Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые
задачи, овладение педализацией и т.д.
Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как
урок сообщения новых знаний.
На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.
Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано
можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и
формы. Такие уроки называют нетрадиционными.
Выделяют несколько форм нетрадиционных уроков с использованием
фантазии ученика и преподавателя –
урок-сказку,
урок-сюрприз,
урок-фантазию,
урок-игру,
урок-путешествие,
урок-пейзаж,
урок-концерт,
урок-прогулку,
урок- в глубины моря-океана,
урок- ритмы джаза,
урок- музыка дождя,
урок- послушаем птиц,
урок- звуки осени,
урок- звуки зимы,
урок- звуки весны,
урок- звуки лета,
урок- музыка везде,
урок- музыка народов мира,
урок- народное творчество в звуках и ритмах,
урок- легенды и мифы,
урок- консультация,
урок- взаимообучения,
проблемный урок и т.д.
Интересную классификацию форм воспитательной работы
приводит Б.В.Куприянов. В ее основу положены виды совместной
деятельности и времяпрепровождения русской общины – труд, молитва,
ярмарка, празднование и т. д.
Куприянов подразделяет формы внеклассной работы на 3 группы:
статичный (концерт, конкурс, спектакль, фестиваль,…)
статично-динамичные (игра, сказка, прогулка, путешествие,…)
динамично-статичные (игра-путешествие в разные страны, народное
творчество, экскурсия в различные музеи мира,…).
В последнее время в своей педагогической практике необходимо
прибегать к нетрадиционной форме обучения, чтобы повысить интерес к
освоению материала, успешно с ним справляться и развиваться в данном
направлении, постоянно совершенствуя свои знания в сотворчестве с
учениками и их родителями.
Несмотря на положительные стороны традиционной формы, такие как
систематичность обучения, упорядоченная подача учебного материала, и
оптимальные затраты ресурсов, – современные педагоги постоянно ищут
дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и
обратной связи.
Такими формами могут стать занимательные разновидности
уроков, например:
Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных
сочинений тех или иных композиторов.
Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного
исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.
Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное
или ритмическое лото для освоения нотной записи).
Урок - ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее
заданные роли в вымышленной ситуации.
Урок-фантазия – сочинение мелодий, подбор по слуху простых
аккомпанементов.
Урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения
музыкальных произведений.
Урок-сказка – сочинение на заданный сюжет, фабулу.
Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по
отношению к другому ученику.
Урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными
выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.
Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.
Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других
учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).
Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.
Урок-«погружение» - изучение творчества одного композитора на примере
разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными
авторскими школами.
Использование нетрадиционных форм обучения в фортепианном классе
с учащимися любого школьного возраста показывает рост познавательной
активности, развитие коммуникативных качеств учащихся.
Нетрадиционные уроки
становятся
сотворчеством
преподавателя
и
учащегося, служат совместным представлением, совместным исследованием,
способствует духовному взаимодействию участников.
Общая особенность нетрадиционных уроков заключается в стремлении
преподавателя разнообразить жизнь ученика:
- вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе;
- удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной,
мотивационной, эмоциональной и других сфер.
При этом, проводя такие уроки, эмоциональный тон должен быть
не развлекательный, а занимательный и увлеченный;
важно поддерживать разнообразие мнений, альтернативность;
и развивать отношения взаимопонимания с учеником.
Нетрадиционные формы уроков помогают активизировать учащегося,
развить его самостоятельные творческие способности, повысить интерес к
занятиям и, вместе с тем, обеспечивают быстроту усвоения учебного
материала.
А для преподавателя проведение таких уроков дает возможность выйти за
пределы шаблона в построении методической структуры занятия.
Рассмотрим некоторые нестандартные методы работы с учащимися при
проведении нетрадиционного урока.
Игровые и эмоциональные ситуации, такие как музыкальные игры и
викторины. Например, «Найди клавишу», «Музыкальный кроссворд»,
«Песня на английском языке» и другие.
Работа над раскрытием художественного образа в пьесе, включает
музыкальные материалы и рисунки, презентации, тексты песен, рассказ,
отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра).
Анкетирование. Отвечая на вопросы про занятия в музыкальной школе,
ученики начинают лучше ценить уроки музыки, понимать как много они им
дают, и больше хотеть продолжить обучение.
А преподаватель получает обратную связь, которая позволит
совершенствовать процесс музыкального обучения и воспитания детей.
Это нетрадиционный (игровой) по форме тип урока.
Задача ПРЕПОДАВАТЕЛЯ показать различные формы работы, чтобы это
было, прежде всего, интересно детям.
Не секрет, что последние годы (10 лет) интерес к занятиям музыкой стал
меньше, скорее всего, что-то изменилось в сознание людей.
Появилось много других увлечений: многоканальное телевидение,
компьютерные игры, гаджеты и т.д.
Соблазнов много, потому и в занятиях в школе искусств тоже что- то должно
поменяться.
Да, все главные каноны музыканта должны сохраняться (это, прежде всего
работа над техникой, и никуда от этого не уйти). Изучение произведений
классической музыки обязательно! Игра в ансамбле!
На начальном этапе обучения важно найти такие формы работы, чтобы
увлечь ребенка, влюбить его в музыку. Очень важно, чтобы все то, чему
научится ребенок, не уходило в никуда!
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, творчества. Без этого он засушенный
цветок.
В. Сухомлинский.
Пословица гласит: «Повторение мать учения».
1. Одна из форм работы в моем классе – «Музыкальная шкатулка», в нее мы
собираем пройденный репертуар (складываем в шкатулку «фантики», на
которых написано произведение).
Озвучивать «музыкальную шкатулку» собрал в нее 10 произведений
(например, 1-классники)
1. Шитте. Этюд.
2. Д. Кабалевский «Полька».
3. Ф.Шуберт «Экосез».
4. Цыганочка.
5. Подбор песни «Чунга-чанга».
6. Лемуан «Этюд»
7. Ходаш «Золотой петушок».
8. Л. Бирнов «Веселая игра».
9. А. Гедике «В лесу ночью».
10. Е. Геллер «Сказочное шествие».
2. Следующая форма работы знакомство и исполнение старинной музыки.
Но как объяснить ребенку, что музыка 17 века была также популярна в свое
время, как сейчас современная музыка. Что до изобретения фортепиано был
клавесин и орган.
Благодаря интернету мы с ребятами имели возможность послушать музыку
И. С. Баха в исполнении клавесина и органа. На ребят это произвело яркое
впечатление. У нас в школе имеется синтезатор, и мы сейчас на нем
исполним музыку И.С. Баха разными инструментами.
Орган- «Царь царей» среди инструментов. Инструмент-оркестр!»
Бах – в переводе с немецкого – «ручей»,
«Не ручей - море должно быть ему имя» - сказал о Бахе великий Бетховен!
Например, «Менуэт» И.С. Бах:
«К концу VIII века фортепиано почти полностью вытеснило клавесин.
Менуэт - французский танец. Галантные поклоны, изящные приседания на
первую долю».
«Вальс» любой объясняю кружение на три доли… танцуем вместе,
показываю на видеоносителе.
3 Еще одна интересная форма работы, которая нравится не только детям,
но и их родителям, дедушкам и бабушкам – это подбор по слуху.
Не каждый ребенок станет профессиональным музыкантом в будущем,
а подобрать песню с аккомпанементом, прочитать с листа – этому педагог
обязан научить каждого ученика. Используя главные трезвучия T-S-D
Ансамблевое музицирование обязательно в овладении инструментом.
У начинающих музыкантов знакомство с инструментом происходит на
маленьких песенках-попевках, которые обязательно сопровождаются
аккомпанементом
педагога.
Ребенок
сразу
слышит
богатую
окраску
звучания.
Я с начинающими учениками играю в ансамбле и им это нравится.
Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и
слушать.
Музыканты как художники должны пользоваться красками. Только у нас
своя специфика это: термины, штрихи, динамика, темпы. Все это интереснее
изучать в игровой форме.
Мы для изучения терминов пользуемся мячиком.
Встаем в круг, я задаю вопрос и кидаю игроку мяч, он отвечает и быстро
возвращает мяч обратно и.т.д.
Тогда таким образом мы выучиваем термины, дети без труда их
запоминают и могут читать их в произведении, точно создавая образ и
характер произведения. Нам это очень помогает в работе.
Таким образом для развития навыков игры на фортепиано, музыкального
слуха,
памяти
и
музыкального
вкуса
целесообразно
сочетать
в
педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.
На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно
постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству.
Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения,
игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в
классе фортепиано.
На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие
требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой
эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На
занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит
очень хорошие результаты.