Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр
Автор: Кузьмичева Юлия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ №67 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Мастер-класс для педагогов Тема: Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
для
педагогов:
«Развитие
речи
посредством
нетрадиционных
пальчиковых игр».
Цель:
Знакомство с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование.
Задачи:
Сочетать
игры
и
упражнения
для
тренировки
пальцев
с
речевой
деятельностью детей.
Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр
детей раннего возраста.
Материал:
Бумажные
платочки,
прищепки,
пластмассовые
крышечки,
счетные
палочки,
бигуди, зубные щетки, карандаши, картотека пальчиковых игр (приложение 1).
Содержание:
С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой
речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение
правильной
речью
имеет
огромное
значение
для
формирования
полноценной
личности.
Нарушение
речи
может
спровоцировать
развитие
у
ребенка
чувства
неполноценности, неуверенности в себе. И здесь встает вопрос: а как можно
помочь малышам справиться с этой проблемой? Одной из важнейших задач при
организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей
является – развитие мелкой моторики. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный
опыт
взаимосвязаны.
Поэтому,
для
того,
чтобы
ребёнок
хорошо
говорил,
необходимо развивать его ручки. И здесь на помощь приходят простые и веселые
пальчиковые игры.
Такие игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие
речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы
и
вся
кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Учитывая
возрастные
о собенно сти
детей,
педагогам
не о бход имо
активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно
повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих
мероприятий.
Также
можно
утверждать,
что использование
разнообразных
пальчиковых игр
в
педагогическом
процессе
дошкольного
учреждения
может
рассматриваться
как
один
из
путей
повышения
качества
работы
по
речевому развитию детей в дошкольном учреждении.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики,
которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры с мячиками:
Для этого используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по
ладошке, столу, коврику):
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой
рукой).
Игры с зубными щетками:
Дети берут в руку зубную щетку
Плывет зубная щетка,
Как по морю лодку.
Как по речке пароход,
По пальчикам она идет.
Игры с прищепками:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к
мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игры с платочками:
Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком
вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не
помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребёнку поочерёдно.
Я проглот - бегемот
У меня большой живот
Мой платок он скушал-вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
Игры с пластмассовыми крышечками:
«Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на
указательные
и
средние пальцы. «Идём» пальцами
как
ножками,
н е
отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия
– смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала
( Смена рук)
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Игры с бигудями:
Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой.
Поезд мчится, поезд мчит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд торопись,
Ветер обогнав, промчись!
Игры со счетными палочками:
«Дрова»
Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество счетных палочек
На дворе дрова
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве дрова.
(Повторить упражнение второй рукой.)
Игры с карандашами:
Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони:
У ходиков песня такая:
Тик. Тик. Тик.
У птички-синички такая:
Пик. Пик. Пик.
У поросенка такая:
Хрю. Хрю. Хрю.
У ежика песня такая:
Плюх. Плюх. Плюх.
У кисоньки песня такая:
Мяу. Мяу. Мяу.
А
у
рыбешки
какая? (Подносят
указательный
палец
ко
рту
-
«
ротик
на
замочек»)
Систематическая
работа
по
развитию
мелкой
моторики
и
речи
у
детей
с
использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более
активными
в
общении,
ясно
и
последовательно
выражают
свои
мысли;
используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к
окружающему.
Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони:
У ходиков песня такая:
Тик. Тик. Тик.
У птички-синички такая:
Пик. Пик. Пик.
У поросенка такая:
Хрю. Хрю. Хрю.
У ежика песня такая:
Плюх. Плюх. Плюх.
У кисоньки песня такая:
Мяу. Мяу. Мяу.
А у рыбешки какая?
(Подносят указательный палец
ко рту –
« ротик на замочек» )
Дети сгибают кисть руки под углом, изобразив «горку». Катают карандаш
по «горке»:
На ледянке быстро с горки
Покатил малыш Егорка.
Дети вращают карандаш по поверхности стола по часовой стрелке:
По столу круги катаю
Карандаш не выпускаю
Дети берут карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе
другой рукой, перехватывают его большим и средним пальцами, большим и
безымянным:
Пальчики не отдыхают,
Карандаш перебирают,
Как на дудочке играют.
Дети берут в руку зубную щетку и поочередно гладят подушечки пальцев
другой руки:
Плывет зубная щетка,
Как по морю лодка.
Как по речке пароход,
По пальчикам она идет.
Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой:
Поезд мчится, поезд мчит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучит:
Тук-тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд торопись,
Ветер обогнав, промчись!
Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как
целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая
рука не помогает:
Я проглот –бегемот
У меня большой живот
Мой платок он скушал-вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо как у бегемота!
Жабу мы нашли на кочке
(пальцы сжаты в кулак)
Принесли домой в платочке
(кулак накрыть платочком)
Развернули мы платок –
(снять носовой платок)
Жаба прыг под потолок!
(выпрямить пальцы и
оттолкнуться ими от стола)
Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от
указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук)
Но я, же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от
указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Вот проснулся, встал гусенок
Пальцы щиплет он спросонок.
Дай, хозяйка корма мне
Раньше, чем моей родне!
Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и
средние пальцы. «Идут» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от
поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
(Смена рук)
И с хорошей тренировкой -
Каждый станет сильным, ловким.
Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и
средние пальцы. «Идут» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от
поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала
( Смена рук)
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула
Дети собирают одной рукой как можно большее количество счетных
палочек, другая рука не помогает:
На дворе дрова
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве дрова.
(Повторить упражнение второй рукой.)
Складываем палочки в форме колодца:
А из нашего колодца
Никогда вода не льется.
Нет ни кранов и ни труб –
Мы кладем из палок сруб!
Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.
А вот и облачко – смотри
Прищепки вниз цепляем мы.
Это дождь идёт грибной:
Весёлый, тёплый озорной.
Закреплять прищепки как лучик на муляж солнышка.
Вышло из-за тучки солнце
И глядит в моё оконце.
От него лучей так много,
Что просохли все дороги.
Дети катают ладонями шишку вперед назад, затем перебрасывают из руки в
руку.
Заскочила на пенек
Белка – маленький зверек,
а потом, нарвавши шишек,
Побросала в ребятишек.
Насыпать в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и
изображает:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи