Напоминание

Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр


Автор: Кузьмичева Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №67
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр». Цель:  Знакомство с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование. Задачи:  Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.  Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;  Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста. Материал: Бумажные платочки, прищепки, пластмассовые крышечки, счетные палочки, бигуди, зубные щетки, карандаши, картотека пальчиковых игр (приложение 1). Содержание: С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Нарушение речи может спровоцировать развитие у ребенка чувства неполноценности, неуверенности в себе. И здесь встает вопрос: а как можно помочь малышам справиться с этой проблемой? Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. И здесь на помощь приходят простые и веселые пальчиковые игры. Такие игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Учитывая возрастные о собенно сти детей, педагогам не о бход имо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковые игры с мячиками:
Для этого используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику): Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой) Взад, вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь) И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик) Колобок я разожму и другой рукой начну Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой).
Игры с зубными щетками:
Дети берут в руку зубную щетку Плывет зубная щетка, Как по морю лодку. Как по речке пароход, По пальчикам она идет.
Игры с прищепками:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я, же играю с тобою, глупыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Игры с платочками:
Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребёнку поочерёдно. Я проглот - бегемот У меня большой живот Мой платок он скушал-вот! Сразу стало у проглота Брюхо как у бегемота!
Игры с пластмассовыми крышечками:
«Башмачки»: Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, н е отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук. Катя туфли потеряла, Долго плакала, искала ( Смена рук) В крышки пальчики обула Смело в них вперёд шагнула.
Игры с бигудями:
Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой. Поезд мчится, поезд мчит: Тук-тук-тук-тук-тук! Сердце радостно стучит: Тук-тук-тук-тук-тук!
Поезд, поезд торопись, Ветер обогнав, промчись!
Игры со счетными палочками:
«Дрова» Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество счетных палочек На дворе дрова На траве дрова. Не руби дрова На траве дрова. (Повторить упражнение второй рукой.)
Игры с карандашами:
Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони: У ходиков песня такая: Тик. Тик. Тик. У птички-синички такая: Пик. Пик. Пик. У поросенка такая: Хрю. Хрю. Хрю. У ежика песня такая: Плюх. Плюх. Плюх. У кисоньки песня такая: Мяу. Мяу. Мяу. А у рыбешки какая? (Подносят указательный палец ко рту - « ротик на замочек») Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему.
Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони: У ходиков песня такая: Тик. Тик. Тик. У птички-синички такая: Пик. Пик. Пик. У поросенка такая: Хрю. Хрю. Хрю. У ежика песня такая: Плюх. Плюх. Плюх. У кисоньки песня такая: Мяу. Мяу. Мяу. А у рыбешки какая? (Подносят указательный палец ко рту – « ротик на замочек» )
Дети сгибают кисть руки под углом, изобразив «горку». Катают карандаш по «горке»: На ледянке быстро с горки Покатил малыш Егорка.
Дети вращают карандаш по поверхности стола по часовой стрелке: По столу круги катаю Карандаш не выпускаю Дети берут карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватывают его большим и средним пальцами, большим и безымянным:
Пальчики не отдыхают, Карандаш перебирают, Как на дудочке играют. Дети берут в руку зубную щетку и поочередно гладят подушечки пальцев другой руки: Плывет зубная щетка, Как по морю лодка. Как по речке пароход, По пальчикам она идет. Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой:
Поезд мчится, поезд мчит: Тук-тук-тук-тук-тук! Сердце радостно стучит: Тук-тук-тук-тук-тук! Поезд, поезд торопись, Ветер обогнав, промчись! Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает: Я проглот –бегемот У меня большой живот Мой платок он скушал-вот! Сразу стало у проглота Брюхо как у бегемота! Жабу мы нашли на кочке
(пальцы сжаты в кулак) Принесли домой в платочке (кулак накрыть платочком) Развернули мы платок – (снять носовой платок) Жаба прыг под потолок! (выпрямить пальцы и оттолкнуться ими от стола) Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Сильно кусает котенок-малыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук) Но я, же играю с тобою, глупыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Вот проснулся, встал гусенок Пальцы щиплет он спросонок. Дай, хозяйка корма мне Раньше, чем моей родне! Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и средние
пальцы.
«Идут»
пальчиками как ножками,
не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук: На прогулку мы пойдем, И в футбол играть начнем. (Смена рук) И с хорошей тренировкой - Каждый станет сильным, ловким. Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и средние
пальцы.
«Идут»
пальчиками как ножками,
не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:
Катя туфли потеряла, Долго плакала, искала ( Смена рук) В крышки пальчики обула Смело в них вперёд шагнула Дети собирают одной рукой как можно большее количество счетных палочек, другая рука не помогает: На дворе дрова На траве дрова. Не руби дрова На траве дрова. (Повторить упражнение второй рукой.) Складываем палочки в форме колодца: А из нашего колодца
Никогда вода не льется. Нет ни кранов и ни труб – Мы кладем из палок сруб! Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка. А вот и облачко – смотри Прищепки вниз цепляем мы. Это дождь идёт грибной: Весёлый, тёплый озорной. Закреплять прищепки как лучик на муляж солнышка.
Вышло из-за тучки солнце И глядит в моё оконце. От него лучей так много, Что просохли все дороги.
Дети катают ладонями шишку вперед назад, затем перебрасывают из руки в руку. Заскочила на пенек Белка – маленький зверек, а потом, нарвавши шишек, Побросала в ребятишек.
Насыпать в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает: Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи


В раздел образования