Напоминание

Анализ ошибок обучающихся. Указание возможных причин, способов предупреждения ошибок.


Автор: Липявкина Анжелика Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Поронайска Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Анализ ошибок обучающихся. Указание возможных причин, способов предупреждения ошибок.
Раздел: начальное образование





Назад




Анализ ошибок обучающихся. Указание возможных причин, способов

предупреждения ошибок.

Почему успешность детей – это вечная проблема школы?

К сожалению, не всем ученикам обучение в школе дается легко.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает

немало

об

уча

ю

щихся, которые испытывают трудности при усвоении

учебного материала. По мнению психологов, возникающие у детей в

процессе школьного обучения трудности, которые не были вовремя

обнаружены и устранены, приводят к неуспеваемости.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и

пробелов в знаниях обучающихся — одно из основных условий повышения

качества образования.

После каждого вида работы на уроках русского языка, учителем

проводится количественный и качественный анализ ошибок обучающихся.

Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и

достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные

затруднения обучающихся, изучить причины их появления и наметить

пути их устранения.

Выявление ошибок осуществляется в ходе проверки письменных работ,

устных ответов, самоконтроля и взаимоконтроля.

Давайте рассмотрим типичные ошибки на уроках русского языка во

время выполнения письменных работ.

Существуют разные подходы к классификации орфографических ошибок.

Михаил Ростиславович Львов — педагог, методист по русскому языку, член-

корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.

Классификация ошибок по М.Р. Львову

Виды ошибок

Типы ошибок

Причины ошибок

Алфавитные

(алфавитно-

графические)

Искажение букв (недописывание

или прибавление элементов букв);

1.Слабо развит

фонетический слух и

зрительная память.

2.Слабое речевое развитие.

3.Неправильная артикуляция

звуков речи

Способы их устранений

1. Не торопить и не подгонять такого ученика (он будет работать медленнее

других).

2. Обратиться за консультацией к логопеду (если он есть).

3. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее

шепотом, обязательно выделять гласные.

4. При нарушении артикуляции — четкое и ясное проговаривайте, чистоговорки.

5. Во время самостоятельной работы делить слова дужками по слогам.

6. Учить навыкам самоконтроля. Учителю ошибки не исправлять, а подчеркивать

слово, а в последующем — ставить на полях черточку на той строчке, где сделана

ошибка, пусть ребенок найдет ее сам и исправит.

7. Во время урока и индивидуальных занятий использовать метод орфографического

чтения .

Каллиграфические

а) неумение придерживаться

строки, разлиновки тетради;

б) нарушение размеров букв

установленных в «прописях»;

в) соединения букв — вопреки

«прописям»;

г) нечёткость вычерчивания букв;

1.Нарушения элементарных

гигиенических требований

(положение тетради, руки,

ручки в руке),

2. Перенапряжение руки,

3.Отсутствие необходимой

пространственной

ориентации,

4. Несовершенство

регуляции движений.

Способы их устранений

1.

Развивайте мелкую моторику. Для этого можно использовать пальчиковую

гимнастику, массаж рук.

2.

Подбирайте слова или предложения для тренировки почерка. Старайтесь

находить интересные ребёнку темы, а не скучные монотонные тексты.

3.

Не формируйте у ребёнка привычку писать в черновике.

4.

Для обучения красивому письму можно накладывать на образец с буквами

кальку

и обводить буквы, слова, предложения.

5.

Чтобы исправить наклон букв, приобретайте тетради в косую линейку.

6.

Если нужно потренировать соединение между буквами, используйте технику

безотрывного письма, когда ручка всегда касается бумаги.

Графические

а) пропуск букв в слове

(случайные, обусловленные

дефектами произношения);

б) пропуск гласных букв в слове

1.Слабое речевое развитие.

2.

Недостаточный навык

звукобуквенного анализа

(ориентировка на согласные звуки

при письме и чтении);

в) пропуск слогов;

г) замена букв;

д) перестановка букв и слогов;

е) вставка и повторение букв и

слогов;

ж) полное искажение слов;

слов.

3.Слабо развита оперативная

память.

4.

Неустойчивое внимание

Способы их устранений

1.

Обращение внимания на конструктивные особенности букв и элементов, из

которых они состоят.

2.

Систематическое внимательное наблюдение за качеством написания букв,

слогов и слов, определение ошибок в изображении.

3.

Рассматривание готовых образцов написания букв и показ процесса написания

на доске с подробным объяснением.

4.

Проведение правильного анализа букв, сравнение и сопоставление их между

собой.

5.

Упражнения на совершенствование умений видеть сходство между формами

букв, написанием и сочетанием, соотносить акустико-артикуляционный образ

звука с соответствующей буквой, контролировать двигательный процесс.

Орфографические

а) правописание безударных

гласных в корнях;

б) правописание звонких/глухих

согласных в корне;

в) слитное и раздельное

написание слов;

г) заглавная буква в начале

предложения;

д) заглавная буква в именах

собственных;

е) знак препинания в конце

предложения;

ж) перенос слов;

з) написание непроверяемых

слов;

1.

Малый опыт чтения и

письма;

2.

Недостаточный навык

звукобуквенного анализа

слов;

3. Неумение обнаруживать

орфограммы (отсутствие

орфографической зоркости);

4. Неверное определение

разновидности

орфограммы,

следовательно, неверный

выбор правила или другого

способа решения задачи;

5. Неумение выполнять

действие проверки;

6.

Неумение

сосредоточиться,

неустойчивое внимание,

плохая память

Способы их устранений

1.

Предупреждение ошибок. Например, включение в минутки чистописания

словарной работы, заданий на различие гласных и согласных звуков и букв,

определение их звуковых значений, постановку ударения.

2.

Выборочное комментирование. Учащиеся объясняют написание тех слов, в

которых испытывают затруднение.

3.

Проговаривание трудных для написания слов.

4.

Различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный)

и разборов (фонетический, морфемный, орфографический).

Мои рекомендации по предупреждению орфографических и

пунктуационных ошибок в процессе обучения русскому языку:

1.

Вести работу по предупреждению возможных ошибок учащихся при

изучении различных тем на основе прогнозирования типичных

трудностей.

2.

Регулярно проводить минутки чистописания, включая задания на

развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

3.

Применять разные формы и приёмы предупреждения затруднений

учащихся.

4.

Развивать словарный запас слов учащихся, регулярно проводить

словарную работу.

5.

Прививать интерес к чтению, интегрировать уроки языка и

литературы.

6.

Контролировать выполнение всеми учащимися домашних заданий,

качество их выполнения.

7.

Осуществлять качественный детальный анализ результатов

(контрольных) письменных работ.

8.

Проводить работу над ошибками, использовать задания на

исправление ошибок самими учащимися в устной и письменной речи

на основе самопроверки и редактирования.

9.

Систематически проводить поддерживающие занятия по темам,

которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения.

10.Проводить работу с учащимися по отработке учебного материала,

пропущенного ими по разным причинам.

11. При изучении темы учитывать возрастные и психологические

особенности детей.

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже своего

рода недуг.

Ученик перестает ошибаться только тогда, когда ответственность

за полученный результат полностью ляжет на него самого, когда появится

ощущение, что только он сам – не приятель, не учитель – может отыскать

выход из создавшейся ситуации, что только от качества его собственной

работы зависит конечный результат.



В раздел образования