Напоминание

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся в условиях профессионального образования


Автор: Кириллова Оксана Владимировна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение №34 ФСИН России
Населённый пункт: пгт Ульяновка
Наименование материала: сообщение
Тема: Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся в условиях профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 34

Федеральной службы исполнения наказаний

Сообщение

по теме

«

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся

в условиях профессионального образования»

Мастер производственного обучения

Кириллова О.В.

2024-2025 учебный год

Развитие духовно-нравственной культуры обучающихся является

актуальной задачей современного образования. Философские, психолого-

педагогические исследования доказывают, что основы духовности начинают

формироваться в период обучения, когда у человека возникают вопросы о

смысле жизни.

На протяжении многих лет проблема формирования духовной

культуры

обучающихся

привлекала

к

себе

пристальное

внимание

представителей самых различных областей научного знания – философии,

психологии, педагогики и других наук.

Сейчас

в

педагогической

науке

используют

термин

духовно-

нравственное

воспитание.

Духовность

и

нравственность

-

понятия,

существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается

распад личности и культуры.

Одним из эффективных средств формирования духовной культуры

обучающихся является литература. Она представляет собой оптимальные

возможности для передачи из поколения в поколение духовного мира,

приобщает к традициям и в большей степени обеспечивает выполнение задач

воспитания и развития духовной культуры обучающихся.

Сегодня для отечественной педагогики проблема нравственного и

духовного

воспитания

становится

наиболее

злободневной.

Перед

современным образованием стоит труднейшая задача – воспитать личность с

активной

жизненной

позицией,

положительными

ценностными

ориентациями, уверенную в выражении своего мнения.

Во

главу

образования

ставится

личность

обучающегося,

её

саморазвитие,

самосовершенствование.

Основной

целью

образования

является создание условий для развития способностей обучающихся к

самостоятельному обучению. Преподаватель формирует и развивает у

обучающегося способность к самостоятельному управлению собственной

деятельностью, к управлению самим собой как субъектом.

Задачи:

- изучить и проанализировать уровень разработанности проблемы в

педагогической и научно-методической литературе;

- определить показатели и уровень развития духовной культуры

обучающихся;

- осуществить проверку эффективности развития духовной культуры

обучающихся в процессе профессионального образования.

Уровень развития культуры обучающегося даёт возможность увидеть

достижения конкретной исторической цивилизации, определяя её место в

ряду прошлых, уже существующих и будущих цивилизаций.

Культура

(от

латинского

cultura

возделывание,

воспитание,

образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень

развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации

жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и

духовных ценностях.

Задача духовно-нравственного воспитания – научить обучающегося

выбирать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него

самого и для общества в целом.

Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный

процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных

ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных,

духовных и нравственных ценностей общества.

Проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в наше

время, так как носит социальный характер.

Российское образование, как один из социокультурных и духовных

феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой

менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у

подрастающего поколения. В данной ситуации наиболее восприимчивыми к

негативным тенденциям, в силу несформированности мировоззренческих

позиций, оказались дети, подростки и молодежь.

Первостепенной задачей системы профессионального образования

является профессиональная подготовка специалистов. На современном этапе

происходит

переосмысление

процесса

профессиональной

подготовки

обучающихся, результат которого характеризуется не только освоением

профессиональных знаний, умений, но и развитием личности, важнейших

профессионально-

личностных

качеств,

становлением

духовно-

нравственного облика обучающихся.

Решать задачу духовно-нравственного воспитания в современных

социально-экономических условиях нелегко еще и потому, что сказывается

негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно

телевидения. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят

к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом

которых является духовно-нравственное разложение значительной части

нашей молодежи.

Именно поэтому в настоящее время важно создать нормально

функционирующую

систему

духовно-нравственного

воспитания

в

образовательных

учреждениях,

систему,

построенную

на

ценностях

традиционной

духовной

культуры,

отвечающую

потребностям

формирования личности и направленную на развитие телесно, душевно

(психически) и духовно здорового человека.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,

трудовых, коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и

т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное

развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Развитие

духовно-нравственного

воспитания

профессионального

образования всех уровней предполагает решение следующих задач:

- создание центров развития внеучебной деятельности обучающихся;

- развитие досуговой, клубной деятельности;

- развитие и совершенствование работы сети служб социально-

психологической помощи обучающимся в учреждениях профессионального

образования.

Решение выделенных задач возможно при:

-

оптимизации

правовой,

методической,

организационно-

экономической базы духовно-нравственного воспитания в учреждениях

профессионального образования различных типов и видов;

- разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного

воспитания,

адекватных

функциям

учреждений

профессионального

образования различных типов и видов;

-сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;

-создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся

в

различных

сферах

(спорт,

туризм,

реализация

педагогических

наклонностей и др.).

Одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является

воспитание обучающихся на традициях, а задача духовно-нравственного

воспитания является одной из приоритетных. Формируются у обучающихся

следующие.качества:

-нравственные чувства (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма,

гражданственности);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

-нравственной

позиции

(способности

к

различению

добра

и

зла);

-нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через уроки истории,

внеклассные мероприятия, классные часы.

Одним из наиболее распространенных методов нравственного просве-

щения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она

проводится в форме занятий по решению и обсуждению поведенческих задач

- ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания

поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот

поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины,

которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на

вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо

уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые

они

проявили

в

данных

условиях.

Далее

поступок

на

основании

проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и

правил морали.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать

правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача

воспитания

в

том

и

заключается,

чтобы

ускорить,

активизировать

формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого

период. В этом и состоит основное назначение этих специфических

этических бесед.

Проблема духовно-нравственного воспитания нового поколения остро

стоит перед современным обществом. В сложный период преобладания

западных ценностей и массовой культуры важно найти эффективный

инструмент консолидации общества и развития патриотических настроений.

Выполняя

задачи

по

духовно-нравственному

воспитанию,

образовательное учреждение стремится готовить активных выпускников,

имеющих

стойкую

жизненную

позицию,

способных

к

созиданию,

обладающих высокими нравственными ценностями.

Таким образом, многообразие организационных форм обеспечивает

широкую вариативность путей, средств и методов духовно-нравственного

воспитания. Конкретное содержание деятельности в данном направлении, в

свою

очередь,

определяется

в

зависимости

от

конкретных

условий

образовательного учреждения.

Приложение:

1.Сообщение на тему «Профилактика распространения экстремизма и

терроризма», 2022-2023 учебный год, в группах № 33, 38, 43 Пекарь; в

группе № 49 Повар; в группе № 59 Подсобный рабочий.

2.Разъяснительная

беседа

на

тему

«Профилактика

распространения

нацистской идеологии», 2023-2024 учебный год, в группах № 57, 65 Пекарь;

в группах № 59, 67 Подсобный рабочий; в группах № 61, 73 Повар.

3.Разъяснительная

беседа

на

тему

«День

солидарности

в

борьбе

с

терроризмом», 2024-2025 учебный год в группах № 73, 81 Повар; в группах

№ 75, 89 Пекарь; в группе № 85 Подсобный рабочий.

4.Разъяснительно-профилактическая

беседа

«Экстремизм

угроза

человечеству», 2024-2025 учебный год в группах № 73, 81 Повар; в группах

№ 75, 89 Пекарь; в группе № 85 Подсобный рабочий.

5.Классный час на тему «2025 год – год защитника отечества, 80-летие

победы в Великой Отечественной Войне», 2024-2025 учебный год в группах

№ 73, 81 Повар; в группах № 75, 89 Пекарь; в группе № 85 Подсобный

рабочий.



В раздел образования