Автор: Суркова Татьяна Викторовна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5" имени А. Н. Лавкова г. Сорочинска, Оренбургской области.
Населённый пункт: Сорочинск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формирование умения работать с задачей как основа развития математической грамотности школьников"
Раздел: среднее образование
Доклад на ШМО «Формирование умения работать с задачей как
основа развития математической грамотности школьников»
Роль математического образования в современном обществе очень велика, ведь
математика является языком современной науки. Изучение математики играет
системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека,
в том числе, — логическое мышление (те самые метапредметные умения, которые
являются одним из результатов обучения). Обучение решению задач на уроках
математики предоставляет возможность для формирования у учащихся определенного
склада ума, дает опыт решения любых практических задач, вырабатывает привычку к
систематической и методичной работе. Все это способствует формированию у учеников
математической грамотности — способности определять и понимать роль математики в
мире, высказывать обоснованные математические суждения и применять математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Формирование математической грамотности предполагает обязательное
применение математических знаний в практической деятельности. Современные
требования к результатам обучения математики включают не только овладение
предметными знаниями, но и умениями применять их в ситуациях повседневной жизни,
при решении практических задач. Математические знания должны использоваться в
различных практических ситуациях, чтобы у учащихся не сложилось впечатление, что
математика далека от их повседневных потребностей, поэтому сегодня так важен
практико-ориентированный подход к обучению, основой которого является решение
задач. Не зря известный математик XX века Д.Пойя, рассматривая роль задач в
математике, писал, что владение математикой — это умение решать задачи, причем, не
только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого
смысла, оригинальности и изобретательности, т. е. проще говоря, всесторонней
развитости, на которую в конечном итоге и направлена вся система школьного
образования.
Одним из важнейших элементов в формировании и развитии математической
грамотности учащихся являются практико-ориентированные задачи. Под практико-
ориентированной задачей понимается математическая задача, в содержании которой
описывается ситуация из окружающей действительности, связанная с формированием у
учащихся практических навыков использования математических знаний и умений,
необходимых в повседневной жизни, в том числе, с использованием материалов
краеведения и элементов производственных процессов. Решение практико-
ориентированных задач в большей степени строится на построении модели реальной
ситуации, описанной в конкретной задаче.
31.10.2024
Суркова Т.В