Напоминание

Инновационный метод в преподавании: фонограммы на уроках дополнительного образования


Автор: Лядова Оксана Юрьевна
Должность: преподаватель духовых инструментов
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №11" Ново-Савиновского района г. Казани
Населённый пункт: Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Инновационный метод в преподавании: фонограммы на уроках дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Инновационный метод в преподавании: фонограммы на

уроках дополнительного образования

Аннотация:

Современные технологии активно внедряются в сферу музыкального

образования,

оказывая

значительную

помощь

в

творческой

деятельности

преподавателей и учащихся. В данной работе раскрыта методика использования

фонограмм "минус" в классе духовых инструментов ДШИ.

Введение: В современном мире технический прогресс развивается очень активно,

с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый

современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться

с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или

компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в

том числе, и для обучения. И даже, настолько полюбившееся развлечение как

«караоке», которое есть почти в каждой семье, получило свое развитие и

преобразование в педагогической деятельности.

Доступность исполнения с минусовыми фонограммами или под

аккомпанемент синтезатора получили большое распространение не только на

уроках вокалистов. Педагоги и учащиеся инструментального отделения также

широко используют фонограммы в своем учебном процессе.

Данную технологию можно разделить на три этапа: подготовительный

этап, этап проведения занятий (или учебно-образовательный процесс) и

заключительный этап.

Подготовительный этап – работа с музыкальным материалом - включает в

себя подбор музыкального материала посредством различных источников

(печатная продукция, телевидение, радио, Internet). Поиск нотного материала,

кроме

традиционных

источников,

осуществляется

на

специализированных

форумах, на сайтах в сети Internet. Отобранный нотный материал переводится в

midi файл на компьютере и полученный файл вводится в синтезатор для создания

фонограммы минус. Созданный музыкальный материал переносится в компьютер

и обрабатывается с помощью звукового редактора. Получившаяся фонограмма

записывается на внешние носители (AudioCD, флешпамять) в нужном формате

(wav,

mp3,

cda).

Для

работы

с

перечисленными

программами

нужен

определенный навык, который приобретается и нарабатывается при постоянной

работе со звуковыми файлами.

Этап проведения занятий включает в себя разучивание музыкального

материала:

сначала

ознакомление

с

музыкальным

текстом,

обсуждение

особенностей стиля, темпа, характера, затем выученный материал исполняется

учащимися под фонограмму минус с одновременной записью на диктофон и

прослушивается непосредственно на занятии. Во время обсуждения выявляются

достоинства и ошибки, на которые нужно обратить внимание. Важной задачей этого

этапа

является

формирование

технических

навыков:

чистота

и

точность

интонирования, звукообразование, дыхание и атака, применение штрихов и

нюансов, а также навыка исполнения под фонограмму минус. Данный этап

включает в себя текущий контроль, самоконтроль ребенка, что повышает качество

работы

над

исполнительскими

навыками,

способствует

правильному

воспроизведению того или иного музыкального произведения. Данная технология

позволяет подобрать музыкальный материал с учетом индивидуальности ребенка

(учитывать его интересы, его возраст, технические возможности и особенности

инструмента).

Заключительный этап представляет собой конечный результат первых двух

этапов. Это умение работать «на зрителя»: демонстрирование своих артистических

данных, выступление на зачетах, концертах, перед широкой массовой аудиторией.

А теперь хочется поговорить о наиболее характерных проблемах, встающих

перед педагогом при использовании цифровых средств в обучении. Так сказать,

обозначить все «плюсы» и «минусы» работы с фонограммами. А также показать,

что

работа

с

электронным

аккомпанементом

это

специфический

вид

музицирования во многом отличающийся от классического, имеющий ряд

трудностей и особенностей, которые нужно знать и изучать.

Первое правило, с которым стоит познакомить ученика: "фонограмма никогда не

ошибается, не останавливается и не ждет". Чаще всего ребенка, приученного к тому,

что опытный концертмейстер за роялем всегда прикроет, подождет и поймает,

приводит в замешательство первая попытка сыграть произведение целиком под

электронный аккомпанемент. Поэтому текст должен быть безукоризненно выучен

наизусть, но при этом ребенок должен очень точно ориентироваться в нотах, чтобы

суметь подхватить с любого места. Вообще, умение подхватывать с любого места

актуально всегда, а для работы с фонограммой оно просто необходимо. Для этого на

первоначальном этапе работы над произведением разбираем структуру: начала и

концы фраз, количество "квадратов", повторы.

Второе правило: главная организующая, смыслообразующая и выразительная

основа музыкальной ткани - это ритм. Это самое существенное выразительное

средство и все остальные средства ему подчинены. А значит, первоочередная задача

педагога - научить ученика выделять и слышать партию ударника и баса. При этом

на начальном этапе необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы сильные

доли безукоризненно совпадали с фонограммой.

До недавнего времени бытовало мнение, что исполнение под фонограмму - это

удел легкой современной популярной музыки. Мне бы хотелось развить этот миф. По

моему мнению, исполнение классической музыки под современную фонограмму

приобретает новое звучание, становиться ближе и доступнее новому поколению

слушателей.

Одним из существенных недостатков, конечно, является то, что исполнитель

заключен в некие временные и эмоциональные рамки. То есть за ранее прописанные

темп и нюансировка не дадут исполнителю экспериментировать в плане движения

темпа, исполнения rubato, выражения эмоциональности и внутреннего состояния

исполнителя. Но в то же время, эти рамки дают установку на внутреннюю

организацию, умение держать темп и некоторое постоянство, в хорошем смысле

этого слова.

А вот неоспоримым «плюсом» является тот факт, что возможности

исполнительской деятельности ученика не ограничивается только стенами школы

или концертного зала. С большим успехом можно выступать абсолютно на любой

площадке. Начиная с маленьких помещений, классов и заканчивая дворовыми

площадками, парками и даже стадионами.

Также хочется сказать о разнообразии и богатстве звучания, о краске и

колоритности

музыкального

сопровождения.

Ведь

согласитесь,

что

намного

приятнее, интереснее при исполнении различных музыкальных произведений

ощущать себя, то в составе джазового коллектива, то в составе камерного, народного,

фольклорного

ансамбля,

участником

поп

или

рок

группы.

А

может

тебе

аккомпанирует весь симфонический оркестр…

Заключение: Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что

использование

фонограмм

в

учебном

процессе

лишь

позволяет

дополнить

традиционное

обучение

и

раскрыть

возможности

педагога

и

способности

обучающегося. Сделать процесс обучения более творческим, развивающим и

направленным на саморазвитие и самообразовании личности.



В раздел образования