Автор: Лядова Оксана Юрьевна
Должность: преподаватель духовых инструментов
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №11" Ново-Савиновского района г. Казани
Населённый пункт: Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Инновационный метод в преподавании: фонограммы на уроках дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Тема: Инновационный метод в преподавании: фонограммы на
уроках дополнительного образования
Аннотация:
Современные технологии активно внедряются в сферу музыкального
образования,
оказывая
значительную
помощь
в
творческой
деятельности
преподавателей и учащихся. В данной работе раскрыта методика использования
фонограмм "минус" в классе духовых инструментов ДШИ.
Введение: В современном мире технический прогресс развивается очень активно,
с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый
современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться
с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или
компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в
том числе, и для обучения. И даже, настолько полюбившееся развлечение как
«караоке», которое есть почти в каждой семье, получило свое развитие и
преобразование в педагогической деятельности.
Доступность исполнения с минусовыми фонограммами или под
аккомпанемент синтезатора получили большое распространение не только на
уроках вокалистов. Педагоги и учащиеся инструментального отделения также
широко используют фонограммы в своем учебном процессе.
Данную технологию можно разделить на три этапа: подготовительный
этап, этап проведения занятий (или учебно-образовательный процесс) и
заключительный этап.
Подготовительный этап – работа с музыкальным материалом - включает в
себя подбор музыкального материала посредством различных источников
(печатная продукция, телевидение, радио, Internet). Поиск нотного материала,
кроме
традиционных
источников,
осуществляется
на
специализированных
форумах, на сайтах в сети Internet. Отобранный нотный материал переводится в
midi файл на компьютере и полученный файл вводится в синтезатор для создания
фонограммы минус. Созданный музыкальный материал переносится в компьютер
и обрабатывается с помощью звукового редактора. Получившаяся фонограмма
записывается на внешние носители (AudioCD, флешпамять) в нужном формате
(wav,
mp3,
cda).
Для
работы
с
перечисленными
программами
нужен
определенный навык, который приобретается и нарабатывается при постоянной
работе со звуковыми файлами.
Этап проведения занятий включает в себя разучивание музыкального
материала:
сначала
ознакомление
с
музыкальным
текстом,
обсуждение
особенностей стиля, темпа, характера, затем выученный материал исполняется
учащимися под фонограмму минус с одновременной записью на диктофон и
прослушивается непосредственно на занятии. Во время обсуждения выявляются
достоинства и ошибки, на которые нужно обратить внимание. Важной задачей этого
этапа
является
формирование
технических
навыков:
чистота
и
точность
интонирования, звукообразование, дыхание и атака, применение штрихов и
нюансов, а также навыка исполнения под фонограмму минус. Данный этап
включает в себя текущий контроль, самоконтроль ребенка, что повышает качество
работы
над
исполнительскими
навыками,
способствует
правильному
воспроизведению того или иного музыкального произведения. Данная технология
позволяет подобрать музыкальный материал с учетом индивидуальности ребенка
(учитывать его интересы, его возраст, технические возможности и особенности
инструмента).
Заключительный этап представляет собой конечный результат первых двух
этапов. Это умение работать «на зрителя»: демонстрирование своих артистических
данных, выступление на зачетах, концертах, перед широкой массовой аудиторией.
А теперь хочется поговорить о наиболее характерных проблемах, встающих
перед педагогом при использовании цифровых средств в обучении. Так сказать,
обозначить все «плюсы» и «минусы» работы с фонограммами. А также показать,
что
работа
с
электронным
аккомпанементом
–
это
специфический
вид
музицирования во многом отличающийся от классического, имеющий ряд
трудностей и особенностей, которые нужно знать и изучать.
Первое правило, с которым стоит познакомить ученика: "фонограмма никогда не
ошибается, не останавливается и не ждет". Чаще всего ребенка, приученного к тому,
что опытный концертмейстер за роялем всегда прикроет, подождет и поймает,
приводит в замешательство первая попытка сыграть произведение целиком под
электронный аккомпанемент. Поэтому текст должен быть безукоризненно выучен
наизусть, но при этом ребенок должен очень точно ориентироваться в нотах, чтобы
суметь подхватить с любого места. Вообще, умение подхватывать с любого места
актуально всегда, а для работы с фонограммой оно просто необходимо. Для этого на
первоначальном этапе работы над произведением разбираем структуру: начала и
концы фраз, количество "квадратов", повторы.
Второе правило: главная организующая, смыслообразующая и выразительная
основа музыкальной ткани - это ритм. Это самое существенное выразительное
средство и все остальные средства ему подчинены. А значит, первоочередная задача
педагога - научить ученика выделять и слышать партию ударника и баса. При этом
на начальном этапе необходимо очень внимательно следить за тем, чтобы сильные
доли безукоризненно совпадали с фонограммой.
До недавнего времени бытовало мнение, что исполнение под фонограмму - это
удел легкой современной популярной музыки. Мне бы хотелось развить этот миф. По
моему мнению, исполнение классической музыки под современную фонограмму
приобретает новое звучание, становиться ближе и доступнее новому поколению
слушателей.
Одним из существенных недостатков, конечно, является то, что исполнитель
заключен в некие временные и эмоциональные рамки. То есть за ранее прописанные
темп и нюансировка не дадут исполнителю экспериментировать в плане движения
темпа, исполнения rubato, выражения эмоциональности и внутреннего состояния
исполнителя. Но в то же время, эти рамки дают установку на внутреннюю
организацию, умение держать темп и некоторое постоянство, в хорошем смысле
этого слова.
А вот неоспоримым «плюсом» является тот факт, что возможности
исполнительской деятельности ученика не ограничивается только стенами школы
или концертного зала. С большим успехом можно выступать абсолютно на любой
площадке. Начиная с маленьких помещений, классов и заканчивая дворовыми
площадками, парками и даже стадионами.
Также хочется сказать о разнообразии и богатстве звучания, о краске и
колоритности
музыкального
сопровождения.
Ведь
согласитесь,
что
намного
приятнее, интереснее при исполнении различных музыкальных произведений
ощущать себя, то в составе джазового коллектива, то в составе камерного, народного,
фольклорного
ансамбля,
участником
поп
или
рок
группы.
А
может
тебе
аккомпанирует весь симфонический оркестр…
Заключение: Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что
использование
фонограмм
в
учебном
процессе
лишь
позволяет
дополнить
традиционное
обучение
и
раскрыть
возможности
педагога
и
способности
обучающегося. Сделать процесс обучения более творческим, развивающим и
направленным на саморазвитие и самообразовании личности.