Напоминание

Мониторинг и комплексная оценка


Автор: Пашко Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов, заместитель директора по уд
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 131
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Мониторинг и комплексная оценка результатов обучающихся на уровне начального общего образования
Тема: Мониторинг и комплексная оценка
Раздел: начальное образование





Назад





Мониторинг и комплексная оценка результатов обучающихся на уровне

начального общего образования
ФГОС включает в себя конструирование образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Сегодня одним из важнейших требований общества к образовательной среде является формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Стандарт устанавливает три основных группы результатов – личностные, метапредметные, предметные. Общая характеристика этих результатов и их специфика представлены в требованиях стандарта к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Оценка достижений требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки – с другой. Необходима внутренняя и внешняя оценка, построенная на одной и той же содержательной и критериальной основе.
Внутренняя

оценка
– это оценка самой школой (ребенком, учителем, родителем и т.д). Эффективность зависит от обратной связи информируя: - учеников об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах; - учителей об эффективности их педагогической деятельности. А так же обеспечивает положительную мотивацию обучения учащихся, ориентирование их на успех, позволяет продвигаться им в собственном темпе.
Внешняя

оценка
- оценка, которая проводится внешними, по отношению к школе организациями. Она выполняет такие функции как: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов посредством уточнения на конкретных примерах содержания и критериев внутренней оценки; обратная связь, в основе которой лежит возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки предметных умений, как и УУД, по мнению учёных, является мониторинг.
Мониторинг
– это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет
оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона задач, а затем осознанному и произвольному их выполнению. Внутренняя оценка результатов проводится нами в ходе различных процедур: проверочные работы по предметам, комплексные работы, задания на межпредметной основе, активность обучающегося в жизни класса, школы. Введется совместная работа семьи и учителя по оценке предметных знаний ребенка. Следует обратить внимание на оценку, а не отметку, поставленную учителем. Для понимания и наглядного представления предметных знаний обучающихся нами используются «Карты успешности». Такая карта составляется на каждого обучающегося по русскому языку, математике, литературному чтению на каждый год обучения. Приведем пример такой карты. КАРТА УСПЕШНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ за _________________________________________1 класса период Фамилия Имя Предмет оценивани я дата работы дата работы дата работы родитель ученик учитель родитель ученик учитель родитель ученик учитель Оформление предложения н а письме Жи,ши,ча,ща,чу,щу Заглавная буква в собственных именах Удвоенная согласная Пропуск, замена букв при письме. Характеристика гласных звуков Характеристика согласных звуков Ум е н и е д е л и т ь слова на слоги Умение переносить с л о в а с о д н о й строки на другую Ставятся знаки
+
- знаю (ет), умею (ет), не допускаю (ет) ошибки;

-
- допускаю (ет) ошибки. Таблица заполняется перед работой сначала учеником или родителем (очередность они определяют сами), а потом учителем после проведения работы. Отметка «5», «4», «3» в этот лист не ставится. Эффективность в том, что обучающийся оценивает себя сам. Родителям для заполнения этого листа нужно посмотреть тетради, понять, что знает и умеет их ребенок через беседу, либо выполнение домашних заданий. Тем самым происходит тесный контакт между родителем и ребенком, а не только сообщение какая отметка получена, ведь сообщение отметки не несет в себе никакой дополнительной информации «почему?». В ходе заполнения этого листа видна динамика освоения изучаемого материала, как учителю, так и родителям. Таким образом, данный мониторинг обеспечивает возможность отслеживания развития или наметить коррекционную работу каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей. Нами проводятся комплексные работы, тесты по предметам, метапредметные тесты, контроль техники чтения при проверке которых выявляется уровень освоения изучаемого материала. Результаты представляются в баллах и заносятся в таблицу, ранжируются. Дети видят свой результат в рейтинговой таблице. Чтобы не травмировать учащихся, получивших наименьшие баллы при выполнении работ, их результат в рейтинговую таблицу не вносится. Мотив - внутреннее побуждение человека к деятельности, связанной с удовлетворением определенных потребностей. Чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности. Обучающиеся могут представить одноклассникам свои достижения. В классном уголке размещаю интересные сведения, информация: это может быть статья, доклад, ребус, аннотация прочитанной книги, отзыв о посещении спектакля, выставки, участие или результат конкурса, олимпиады, участие, подготовка классных и школьных мероприятий и многое другое. Чтобы наглядно была видна активность ребят, данные заносятся в таблицу «НАША АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ» ФИ СЕНТЯБРЬ 1-Я НЕДЕЛЯ 2-Я НЕДЕЛЯ 3-Я НЕДЕЛЯ 4-Я НЕДЕЛЯ Каждый учащийся записывает, что им было сделано за определенный период времени. В этой таблице представляются результаты, достигнутые не
только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой. Внешняя оценка очень важна. Обучающиеся по своему желанию участвуют в различного уровня олимпиадах, конкурсах. Например, в конкурсе ЭМУ, ценность в том, что каждому его участнику дается личный логин и пароль. Родители и дети могут увидеть в какой области ребенок преуспел, а с чем пока справиться трудно. Учителю так же дается логин и пароль, ему доступны сведения об успехах и проблемах обучающихся. Систематический мониторинг позволяет сделать выводы о сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся. Анализ результатов дает представление общей картины сформированности умений решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, а также выявить те трудности, которые испытывают обучающиеся. Детальный анализ позволяет сделать обоснованные выводы об успехах и трудностях обучающихся. Наметить и реализовывать коррекционную работу. Такая комплексная работа помогает приобретать навыки самооценки и взаимооценки, рефлексии, самоанализа, самоконтроля, что дает возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью (регулятивные), что и требуют современные стандарты образования. Используемая литература: 1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова.М.: Просвещение, 2011 3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Сост. Е.В.Савинов. М.: Просвещение, 2010 4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 3 частях. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение, 2010


В раздел образования