Напоминание

"Постановка вокально-хореографического номера"


Автор: Ахметзянова Резеда Ринатовна
Должность: педагог-хореограф
Учебное заведение: ДШИ Авиастроительного района
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Постановка вокально-хореографического номера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств Авиастроительного района» г. Казани

Постановка

вокально-хореографического номера

Методическая разработка

Разработчик:

Ахметзянова Резеда Ринатовна

,

Преподаватель сценического движения.

г. Казань

2025 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка раскрывает опыт сотрудничества педагога-

хореографа и педагога-вокалиста в создании целостного образа эстрадной

песни.

Искусство

хореографии

занимает

особое

место

в

творческой

деятельности человека. Оно развивает образное мышление, фантазию, учит

понимать прекрасное.

Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений, так

как

объединяет

сценическое

движение,

умение

выражать

музыку

в

пластических

образах,

умение

согласовывать

движения

с

ритмом

и

мелодическим развитием, следить одновременно за дыханием, и исполнять

движения, поставленные педагогом и научиться импровизировать со своим

телом.

Современный

шоу-бизнес

является

сложным

комплексом

выразительных

средств.

Эстрадные

певцы

должны

уметь

выгодно

показывать себя, чередуя вокал с танцевальными движениями и проходками,

уметь импровизировать и быть подготовленными к исполнению заданных

танцевальных композиций, координировать свои движения с другими

участниками вокального коллектива. Для исполнителей важно создание

сценического

облика

в

соответствии

с

содержанием

исполняемого

произведения. Именно поэтому в современной эстрадной музыке большое

распространение

получили

эстрадные

песни

с

хореографическим

элементами.

Веяния времени нашли отражения и в работе с детьми. Создаваемые

вокально-хореографические

композиции

помогают

раскрыть

художественный образ песни, придают ей зрелищность и яркость.

Цель: освоение детьми музыкально-танцевальной природы искусства,

развитие художественного воображения, формирование способности к

продуктивному творческому общению и сотрудничеству друг с другом.

Задачи:

- развивать музыкальные, танцевальные, художественные способности

детей;

- развивать внимание и творческое воображение;

-

воспитать

выразительность

и

красоту

движений,

стремление

совершенствовать свои навыки и физические данные;

- воспитать танцевальную культуру, отражая идею музыки и песни.

-научиться взаимодействовать с коллективом для конечного результата.

Технологические

обеспечение:

фонограмма,

микрофоны,зеркала

в

кабинете.

Подбор

репертуара

для

постановки

вокально-хореографических

номеров.

Для постановки вокально-хореографических номеров очень важно правильно

подобрать репертуар. Его необходимо рассмотреть в разных аспектах:

идейность, художественность, качество поэтического текста и соответствие

музыкальному материалу, эмоциональная насыщенность, характер мелодии,

фразировка, динамические оттенки. Важны и такие характеристики, как

продолжительность произведения, его форма, его оригинальность, а также

соответствие данному времени, моде. Выбранная песня должна быть яркой,

выразительной,

с

четким

метроритмическим

рисунком

и

квадратной

структурой строения мелодии. Она должна быть понятной и достаточно

простой. Слишком сложная мелодическая линия может отвлекать внимание

танцующих и затруднять исполнение танцевальных движений.

В работе над созданием подтанцовки добиваюсь того, чтобы она была

решена в определенном стиле и несла в себе творческий заряд, дисциплина

на уроке должна обязательно присутствовать, для общей дисциплины

вводите единую форму, удобную для занятий.

Работа над номером осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе мы прослушиваем песню, определяем ее характер,

стиль, жанр, проговаривание текста, о чем мы поем ,чтобы было понимание

данного репертуара. На этом этапе большое внимание уделяем работе над

элементами актерского мастерства. Детей знакомим с особенностями

мимики, учим пользоваться мышцами лица для выражения эмоционального

состояния (улыбка, радость, скорбь, удивление, боль и т.д.)

На втором этапе внимание уделяется темпу, ритму. Движения танца

исполняются с различной амплитудой и различной силой мышечного

напряжения. Попробуйте после прослушивания фонограммы всю мелодию

прохлопать

и

одновременно

считать,

чтобы

информация

быстрее

усвоилась.Выстраивается сюжет танца, определяется танцевальная лексика.

Добавляются понятия «жест», «поза», которые имеют огромное значение для

воплощения

художественного

образа

и

выражения

различных

эмоциональных состояний (радости, печали, раздумья и др.)

Третий

этап

работа

вокального

коллектива

с

песней

и

хореографическими

элементами,

передавая

эмоциональное

содержание

песни. Этот этап подразделяется на две части: работа непосредственно с

исполнением песни и работа над общей композицией.

Моя работа с исполнителями песни включает в себя работу с их

жестами, мимикой, пластикой, выходом и уходом со сцены. Отрабатываю

движения в проигрыше, работаю над внешней выразительностью. Подбирая

движения для каждого солиста, учитываю специфику вокального исполнения

с тем, чтобы не мешать естественному дыханию певца. Дыхание солистов

должно оставаться ровным, не сбиваться, а голос – не срываться.

Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое

исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и

слушателями - не противоречат созданию хореографических элементов, а,

скорее наоборот, дают предпосылки для творческого «нахождения» солиста

на сцене, сценической импровизации, красивого движения под музыку и

ритмического соответствия исполняемому репертуару. Импровизация и

сценическое движение позволяют поднять исполнительское мастерство на

профессиональный уровень, ведь солисту приходится следить не только за

голосом, но и телом.

И солист, и вокальный ансамбль в процессе работы не только

постигают законы общения и культуры сценического движения, но и учатся

правильно владеть своим телом, соотносить движения с музыкой, передавать

конкретный образ. Учатся видеть пространство и грамотно действовать в

нем, свободно двигаться и общаться в конкретном образе.

Подготовка костюмов и реквизита

При выборе костюма и реквизита большое значение имеют фантазия и

художественный вкус педагога. Удачно подобранная атрибутика придает

номеру дополнительную зрелищность и эффектность.

Для того, чтобы заинтересовать коллектив, используйте совместную

подготовку

реквизита,

привлекайте

родителей

для

помощи,

если

затрудняетесь в реализации, они вам в этом помогут в общих интересах.

Правильно

выстроенная

работа

над

вокально-хореографическим

номером позволяет решить основную задачу: языком хореографии донести

до слушателей смысл песни и раскрыть ее художественный образ.

Результаты совместной работы

Результатом

совместной

работы

двух

творческих

коллективов

вокального и хореографического является следующее: у детей формируется

способность к продуктивному творческому общению и сотрудничеству, у

них развивается художественное воображение. Музыкально-танцевальная

природа искусства способствует более яркому выявлению творческой

индивидуальности исполнителей. Вокально-хореографический номер имеет

сильное

эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию. Рекомендую

совместные выездные мероприятия на спектакли, концерты, мюзиклы

различных жанров, чтобы стремились к совершенству и проявляли интерес к

культуре и творчеству.

Заключение

Данная методическая разработка может быть полезна начинающим

педагогам дополнительного образования – руководителям хореографических

и вокальных коллективов.



В раздел образования