Автор: Ахметзянова Резеда Ринатовна
Должность: педагог-хореограф
Учебное заведение: ДШИ Авиастроительного района
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Постановка вокально-хореографического номера"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств Авиастроительного района» г. Казани
Постановка
вокально-хореографического номера
Методическая разработка
Разработчик:
Ахметзянова Резеда Ринатовна
,
Преподаватель сценического движения.
г. Казань
2025 г.
Пояснительная записка
Методическая разработка раскрывает опыт сотрудничества педагога-
хореографа и педагога-вокалиста в создании целостного образа эстрадной
песни.
Искусство
хореографии
занимает
особое
место
в
творческой
деятельности человека. Оно развивает образное мышление, фантазию, учит
понимать прекрасное.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений, так
как
объединяет
сценическое
движение,
умение
выражать
музыку
в
пластических
образах,
умение
согласовывать
движения
с
ритмом
и
мелодическим развитием, следить одновременно за дыханием, и исполнять
движения, поставленные педагогом и научиться импровизировать со своим
телом.
Современный
шоу-бизнес
является
сложным
комплексом
выразительных
средств.
Эстрадные
певцы
должны
уметь
выгодно
показывать себя, чередуя вокал с танцевальными движениями и проходками,
уметь импровизировать и быть подготовленными к исполнению заданных
танцевальных композиций, координировать свои движения с другими
участниками вокального коллектива. Для исполнителей важно создание
сценического
облика
в
соответствии
с
содержанием
исполняемого
произведения. Именно поэтому в современной эстрадной музыке большое
распространение
получили
эстрадные
песни
с
хореографическим
элементами.
Веяния времени нашли отражения и в работе с детьми. Создаваемые
вокально-хореографические
композиции
помогают
раскрыть
художественный образ песни, придают ей зрелищность и яркость.
Цель: освоение детьми музыкально-танцевальной природы искусства,
развитие художественного воображения, формирование способности к
продуктивному творческому общению и сотрудничеству друг с другом.
Задачи:
- развивать музыкальные, танцевальные, художественные способности
детей;
- развивать внимание и творческое воображение;
-
воспитать
выразительность
и
красоту
движений,
стремление
совершенствовать свои навыки и физические данные;
- воспитать танцевальную культуру, отражая идею музыки и песни.
-научиться взаимодействовать с коллективом для конечного результата.
Технологические
обеспечение:
фонограмма,
микрофоны,зеркала
в
кабинете.
Подбор
репертуара
для
постановки
вокально-хореографических
номеров.
Для постановки вокально-хореографических номеров очень важно правильно
подобрать репертуар. Его необходимо рассмотреть в разных аспектах:
идейность, художественность, качество поэтического текста и соответствие
музыкальному материалу, эмоциональная насыщенность, характер мелодии,
фразировка, динамические оттенки. Важны и такие характеристики, как
продолжительность произведения, его форма, его оригинальность, а также
соответствие данному времени, моде. Выбранная песня должна быть яркой,
выразительной,
с
четким
метроритмическим
рисунком
и
квадратной
структурой строения мелодии. Она должна быть понятной и достаточно
простой. Слишком сложная мелодическая линия может отвлекать внимание
танцующих и затруднять исполнение танцевальных движений.
В работе над созданием подтанцовки добиваюсь того, чтобы она была
решена в определенном стиле и несла в себе творческий заряд, дисциплина
на уроке должна обязательно присутствовать, для общей дисциплины
вводите единую форму, удобную для занятий.
Работа над номером осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе мы прослушиваем песню, определяем ее характер,
стиль, жанр, проговаривание текста, о чем мы поем ,чтобы было понимание
данного репертуара. На этом этапе большое внимание уделяем работе над
элементами актерского мастерства. Детей знакомим с особенностями
мимики, учим пользоваться мышцами лица для выражения эмоционального
состояния (улыбка, радость, скорбь, удивление, боль и т.д.)
На втором этапе внимание уделяется темпу, ритму. Движения танца
исполняются с различной амплитудой и различной силой мышечного
напряжения. Попробуйте после прослушивания фонограммы всю мелодию
прохлопать
и
одновременно
считать,
чтобы
информация
быстрее
усвоилась.Выстраивается сюжет танца, определяется танцевальная лексика.
Добавляются понятия «жест», «поза», которые имеют огромное значение для
воплощения
художественного
образа
и
выражения
различных
эмоциональных состояний (радости, печали, раздумья и др.)
Третий
этап
–
работа
вокального
коллектива
с
песней
и
хореографическими
элементами,
передавая
эмоциональное
содержание
песни. Этот этап подразделяется на две части: работа непосредственно с
исполнением песни и работа над общей композицией.
Моя работа с исполнителями песни включает в себя работу с их
жестами, мимикой, пластикой, выходом и уходом со сцены. Отрабатываю
движения в проигрыше, работаю над внешней выразительностью. Подбирая
движения для каждого солиста, учитываю специфику вокального исполнения
с тем, чтобы не мешать естественному дыханию певца. Дыхание солистов
должно оставаться ровным, не сбиваться, а голос – не срываться.
Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и
слушателями - не противоречат созданию хореографических элементов, а,
скорее наоборот, дают предпосылки для творческого «нахождения» солиста
на сцене, сценической импровизации, красивого движения под музыку и
ритмического соответствия исполняемому репертуару. Импровизация и
сценическое движение позволяют поднять исполнительское мастерство на
профессиональный уровень, ведь солисту приходится следить не только за
голосом, но и телом.
И солист, и вокальный ансамбль в процессе работы не только
постигают законы общения и культуры сценического движения, но и учатся
правильно владеть своим телом, соотносить движения с музыкой, передавать
конкретный образ. Учатся видеть пространство и грамотно действовать в
нем, свободно двигаться и общаться в конкретном образе.
Подготовка костюмов и реквизита
При выборе костюма и реквизита большое значение имеют фантазия и
художественный вкус педагога. Удачно подобранная атрибутика придает
номеру дополнительную зрелищность и эффектность.
Для того, чтобы заинтересовать коллектив, используйте совместную
подготовку
реквизита,
привлекайте
родителей
для
помощи,
если
затрудняетесь в реализации, они вам в этом помогут в общих интересах.
Правильно
выстроенная
работа
над
вокально-хореографическим
номером позволяет решить основную задачу: языком хореографии донести
до слушателей смысл песни и раскрыть ее художественный образ.
Результаты совместной работы
Результатом
совместной
работы
двух
творческих
коллективов
вокального и хореографического является следующее: у детей формируется
способность к продуктивному творческому общению и сотрудничеству, у
них развивается художественное воображение. Музыкально-танцевальная
природа искусства способствует более яркому выявлению творческой
индивидуальности исполнителей. Вокально-хореографический номер имеет
сильное
эмоциональное воздействие на зрительскую аудиторию. Рекомендую
совместные выездные мероприятия на спектакли, концерты, мюзиклы
различных жанров, чтобы стремились к совершенству и проявляли интерес к
культуре и творчеству.
Заключение
Данная методическая разработка может быть полезна начинающим
педагогам дополнительного образования – руководителям хореографических
и вокальных коллективов.