Автор: Мамадулина Диляра Рашидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Незнайка"№17 Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск Наименование материала: Конспект Тема: КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ "Тайны о прошлом Лесовичка" Раздел: дошкольное образование
«Тайны о прошлом Лесовичка»
Подготовила:
Воспитатель:
Мамадуина Диляра Рашидовна
- Апрель,
2016 г. –
Ханты-Мансийск
Конспект проведения прогулки в старшей группе
Тема: Тайны и сюрпризы природы.
Цель :
формирование
личности
ребёнка
в
процессе
ознакомления
с
природой посредством подвижной игры.
Задачи:
- Учить детей вести наблюдения за погодой.
-
Уточнить
и
расширить
знания
детей
о
березе,
об
изменениях
происходящих с растениями весной.
-
Уточнить
с
детьми
представление
о
том,
что
весной
все
птицы
устраивают гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов, разные птицы
устраивают гнезда по-разному.
- Развивать игровые умения.
- Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к
другу, через подвижную игру.
Материалы:
Кукла «Старичок Лесовичок». Письмо березки. Сундучок с подарками:
солнце,
капельки,
листочки,
фигурки
птичек,
баночки
с
землей-почвой.
Шапочки: ветер, солнце, дождик, березка, козы, птички. Корзинка, ветки,
обручи, «зернышки», сережки березы в упаковках, косынки, угощения.
Предварительная работа:
Наблюдения за березкой. Наблюдения за птицами. Беседы:
«Кто
больше
всего
радуется
весне?»,
((Весна
—
красна».
3аучивание
стихотворений. Изготовление фигурок птиц. Исследовательская деятельность
(листья березы, семена). Игры «Семена», «Дети и козы», «У кого больше».
Воспитатель: Пограничники, в одну шеренгу становись! Равняйсь!
Смирно!
Сегодня мы должны выполнить особое задание.
Неожиданно появляется Лесовичок.
Старичок Лесовичок: Здравствуйте, ребята! ( дети здороваются)
Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?
Лесовичок: Я Лесовичок – хранитель природы. Я ищу себе помощников.
Мне очень нужна помощь.
В годы войны очень сильно пострадала вся природа, погибли все деревья,
леса.
Много
дней
и
ночей
продолжалась
эта
страшная
война.
Более
20
миллионов жизней унесла с собой война. Сколько судеб покалечила, сколько
домов
разрушила,
сколько
погубила
леса!
На
сегодняшний
день
леса
страдают от пожаров и нужно спасти ее.
Ребята, вы мне поможете?
Но, кто вы такие?
Дети: Мы пограничники.
Лесовичок: Сейчас хочу я прочитать стихотворение, послушайте.
• Чтение стихотворения:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Воспитатель: Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет
научить природа сегодня?
Наблюдение за погодой:
Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем
определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли
нам солнце? Какое оно. Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?
Обобщение : По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то
необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими
секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение
сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.
Старичок Лесовичок: - Да! Я же совсем забыл, у меня для вас есть
письмо. Вот оно.
От кого письмо пришло.
Вам хотелось бы узнать?
Тогда надо постараться
Вам загадку отгадать.
Загадка : Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
Найдите березу. – Дети отправляются на поиски березы.
Воспитатель : Как вы узнали, что это береза?
Чтение письма:
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так
ветками качала. Зимой мне было очень грустно.
А хочется с кем- нибудь
дружить
Наблюдение за березой:
▪ Что происходит с березкой весной?
▪ Какими стали ветки березы?
▪ Рассмотрите почки, какие они?
▪ Что скрывается в них?
▪ Ребята, а березка украшает наш участок?
▪ Какие ласковые слова вы можете сказать о березке?
Обобщение: О березе сложено много стихотворений, песен, преданий —
это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши
ребята о березе.
Чтение художественной литературы:
1. Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой — зимой.
Вся в сережках — весной.
Сарафан зеленый — летом.
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
2. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красными застежками.
С зелеными сережками.
3. Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.
4. Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу, потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
• Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
• А какие украшения носит березка? (сережки)
Исследовательская деятельность:
• Одинаковые ли сережки?
• Чем они отличаются?
• Есть ли у них сходство?
Пронаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по
размеру, коричневые и твердые — это сережки первого года (цветочные
почки), другие — рыхлые, легко разлетаются — второго года, с созревшими в
них семенами. Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что
похожи.
Воспитатель:
• Сколько семян в одной сережке?
• Что произойдет, если дунуть на семена?
• Как много деревьев может вырасти из семян?
«Превращение»
В: Подойдем к березке, прикоснемся к ней и закроем глаза. Раз, два, три
нас в семена преврати и в сережку собери.
Подвижная игра: «Семена».
Распределение ролей с помощью считалки.
Воспитатель:
В маленьком семени
Спряталось растение
Что должно произойти,
Чтоб оно могло расти?
Что же нужно семенам?
Дети : Почва!
Ветер, ветер, помоги
Нас с березки унеси.
(выбегает «ветер», «семена» - разбегаются)
Воспитатель : Что ж вы не растете?
Дети: Нам нужны -тепло и свет!
Солнце, солнце помоги
Чтобы мы расти могли
(выходит «солнце»)
Воспитатель : Что вам еще нужно?
Дети : Вода!
Дождик, дождик, помоги
Чтобы мы расти могли.
(выходит дождик)
Воспитатель:
Есть у вас земля,
Есть у вас вода,
Есть у вас тепло и свет,
Пора вам прорастать.
Прорастает корешок
(дети выпрямляют ноги).
Подрастает стебелек — ствол
(дети выпрямляют спину).
Развернулись почки
Выпустив листочки
(дети поднимают руки).
Старичок Лесовичок: Вот как много новых березок может подарить одна
березка.
• Ребята, вы любите получать подарки?
• А сами любите дарить подарки?
Давайте и мы подарим березке свои подарки, посадим деревья.
Посадка деревьев.
Каждый ребенок садит дерево и говорит свои пожелания.
Дети:
1. Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко, согревает тебя.
2. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
3. Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
4. Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много
они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого
солнца.
5. Я дарю тебе землю — почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и
поит тебя.
Воспитатель: Лучшим подарком для березки и ее подружек будет наша
забота и внимание.
• Как мы можем помочь березке?
• Какие правила нужно соблюдать?
• Как вести себя?
Дети : рассказывают о правилах поведения в природе.
Воспитатель : Давайте вспомним историю-игру одной березки.
Игра: «Березка», (перед игрой проводится распределение ролей).
Дети : Как пришла в сады цветущая весна,
Посадили мы березку у окна. (на девочку надевается венок).
У красы березки девочка — «березка»
Платье серебрится, качает зелеными
У красы березки веточками над головой.
Зелены косицы.
Со двора к березке два, три козленка прыгают
Выскочили козы вокруг девочки - «березки»
Стали гнуть березку, пытаются достать зеленые веточки.
А березка в слезы. Девочка - «березка» закрывает лицо
руками.
Все дети:
Защитить березку Выбегают девочки и
Мы бежим гурьбою, мальчики - бегут к березке.
Чтоб краса- березка
Выросла большой.
-- Кыш козы!
-- Уходите, козы, от нашей березы. Дети ловят «коз»
Игра проводится 2-3 раза.
Старичок Лесовичок: Я нашел в сундучке, вот этот знак (сердечко). Что
он означает?
Дети: Он означает что следует любить и заботиться, защищать того кому
он принадлежит.
Старичок Лесовичок : А можно я подарю его березке?
Дети : Мы хотим, что бы это сердечко было у берёзки.
Беседа.
Воспитатель:
• Почему весной птицы становятся более активными?
• Зачем птицам гнезда, ведь скоро лето?
• Где строят гнезда воробьи?
• Почему они прячут свои гнезда?
• Что используют для строительства?
• Где строят гнезда вороны?
Игра: «У кого больше».
В центре площадки — обруч — «кормушка» с камешками «зернами». На
одинаковом расстоянии от «кормушки» — размещаются обручи – «гнезда».
По сигналу «зерен набери» воробьи прыгают на двух ногах к кормушке,
берут по одному зерну и возвращаются в гнездо к птенцу.
Итог:
Воспитатель: Ребята!
Вам
понравилась
наша
встреча
с
Лесовичком
сегодня?
• Что вам понравилось?
• Что вы узнали для себя нового?
• Чему вы научились, чему удивились?
• Чего вам хочется еще?
Игра: «Разведчики» (в сундучке дети находят сладкие подарки)