Автор: Левина Юлия Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №5"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: рабочая программа "Замечательные неравенства"
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КУРС ДЛЯ 10 -11 КЛАССА
Раздел: полное образование
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Замечательные неравенства, их обоснование и применение»
(общеинтеллектуальное направление)
Возраст: 10 – 11 классы
Срок реализации: 2 года
Программа курса «Замечательные неравенства, их обоснование и применение»
составлена на основе методических рекомендаций автора С.А. Гомонова, кандидата
физико – математических наук и ориентирована на обучающихся 10 - 11 классов
общеобразовательных учреждений, реализующих профильную подготовку. Данный курс
расчитан на 35 часов в год 1 час в неделю.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует
развитию
логического
мышления
учащихся,
намечает
и
использует
целый
ряд
межпредметных связей, что необходимо при решении примеров на установление
истинности простейших и более сложных числовых неравенств, встречающихся на ЕГЭ
по математике.
Целью данного курса является изучение избранных классов неравенств с
переменными и научное обоснование (в той степени строгости, которая соответствует
уровню школьной математики) методов их получения, а также применение изученного
теоретического материала при решении неравенств.
Задачи курса:
- закрепление основ знаний о неравенствах и их свойствах;
- расширение представления о неравенствах;
- формирование умений решать неравенства с переменными;
- повышение общей математической культуры;
- развитие логического мышления учащихся.
1.
Планируемые результаты
Личностные:
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных
связей
и
отношений,
а
также
противоречий,
выявленных
в
информационных источниках;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Предметные:
Выпускник научится:
Свободно оперировать понятиями: неравенство, равносильные неравенства,
решать разные виды неравенств и их систем, в том числе неравенства 3-й и 4-й
степеней, дробно-рациональные и иррациональные;
понимать смысл теорем о равносильных и неравносильных преобразованиях
неравенств и уметь их доказывать;
использовать метод интервалов для решения неравенств, в том числе дробно-
рациональных и включающих в себя иррациональные выражения;
решать
алгебраические
неравенства
и
их
системы
с
параметрами
алгебраическим и графическим методами;
владеть разными методами доказательства неравенств;
применять при решении неравенств свойства функций: четность, периодичность,
ограниченность;
применять для решения задач теорию пределов;
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
составлять и решать неравенства, их системы при решении задач других
учебных предметов;
выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении
различных неравенств и их систем при решении задач других учебных предметов;
составлять неравенство или их систему, описывающие реальную ситуацию или
прикладную задачу, интерпретировать полученные результаты;
использовать
программные
средства
при
решении
отдельных
классов
неравенств.
интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации;
определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в
биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.).
решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других
предметов, связанные с исследованием характеристик процессов;
интерпретировать полученные результаты.
Выпускник получит возможность научиться:
свободно определять тип и выбирать метод решения показательных и
логарифмических
неравенств,
иррациональных
неравенств,
тригонометрических
неравенств, их систем;
интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации;
определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в
биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.).
владеть понятием асимптоты и уметь его применять при решении задач;
применять методы решения дифференциальных неравенств первого и второго
порядков.
свободно
владеть
стандартным
аппаратом
математического
анализа
для
вычисления производных функции одной переменной;
свободно применять аппарат математического анализа для исследования
функций и построения графиков, в том числе исследования на выпуклость;
оперировать в стандартных ситуациях производными высших порядков;
уметь применять при решении задач свойства непрерывных функций;
уметь применять при решении задач теоремы Вейерштрасса;
использовать теоретико-множественный язык и язык логики для описания
реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов
- правильно употреблять математическую терминологию;
- находить наибольшее и наименьшее значения функции с помощью замечательных
неравенств;
- применять неравенства при решении статистических и оптимизационных задач.
- применять свойства числовых неравенств при решении задач.
2.
Содержание курса, формы и виды деятельности
10 класс
ЧАСТЬ I. ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА
Числовые неравенства и их свойства. Основные методы установления истинности
числовых неравенств. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение.
Метод
математической
индукции
его
применение
к
доказательству
неравенств.
Неравенство Коши для произвольного числа переменных.
Неравенство Коши – Буняковского и его применение к решению задач.
Часть II. Средние величины: их свойства и применение
Средние степенные величины: соотношения между ними и другие источники
замечательных неравенств.
Неравенство Чебышева и некоторые его обобщения.
Генераторы замечательных неравенств.
Неравенства, обобщающие как неравенство
Чебышева, так и неравенство Коши-Буняковского. Генераторы замечательных неравенств.
Свойства одномонотонных последовательностей- источник замечательных неравенств.
Неравенство
Иенсона.
Неравенство
Коши-Гельдера
и
Минковского.
Применение
неравенств.
Неравенства
в
математической
статистике
и
экономике.
Задачи
на
оптимизацию.
11 класс
1. Замечательные неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Понятия «больше» и «меньше» для
действительных чисел. Основные методы установления истинности числовых неравенств.
Понятие нестрогого неравенства. Сравнение значений двух числовых выражений «по
определению» и с помощью сравнения их отношений с единицей. Использование
замечательных
неравенств
и
свойств
определенного
интеграла.
Частные
случаи
неравенства Коши, их обоснование. Методы анализа и синтеза в решении задач. Метод
«от противного». Метод оценивания и метод введения новых переменных. Метод
математической индукции и его применение к доказательству неравенств. Полная
индукция. Аксиома, принцип и метод математической индукции и их применение при
доказательстве неравенств с переменными. Неравенство Коши для произвольного числа
переменных и применение его для получения новых неравенств и решения задач.
Неравенство Коши—Буняковского и его применение к решению задач и условия в
варианте равенства. Тождество Лагранжа. Векторный вариант записи неравенства Коши
—Буняковского и тригонометрические подстановки. Неравенства подсказывают методы
их обоснования. Метод выравнивания значений переменных (Метод Штурма).
2. Средние величины: их свойства и применение
Средние степенные величины: соотношения между ними и другие источники
замечательных неравенств. Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое и
квадратическое в случае двух параметров. Геометрические интерпретации. Среднее
арифметико-
геометрическое
Гаусса
и
среднее
арифметико-гармоническое.
Симметрические средние. Теорема Мюрхеда. Среднее арифметическое взвешенное и его
свойства. Круговые неравенства. Средние степенные и средние взвешенные степенные.
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение, порожденное понятием
одномонотонной
последовательности.
Неравенства,
обобщающие
как
неравенство
Чебышева,
так
и
неравенство
Коши—Буняковского.
Генераторы
замечательных
неравенств:
свойства
квадратичной
функции;
геометрические
модели.
Свойства
одномонотонных
последовательностей
—
источник
замечательных
неравенств.
Неравенства
геометрического
происхождения.
Свойства
одномонотонных
последовательностей. Неравенства и определенный интеграл, методы трапеций и
треугольников. Неравенство Юнга. Свойства одномонотонных последовательностей.
Свертка двух одномонотонных последовательностей и ее свойства для двучленных и
трехчленных последовательностей. Неравенство Иенсона (выпуклые фигуры и выпуклые
функции) Надграфик и подграфик функции, заданной на промежутке. Неравенства Коши
—Гельдера и Минковского. Применение неравенств. Неравенства в математической
статистике и экономике. Задача Дидоны и другие задачи на оптимизацию. Поиск
наибольших и наименьших значений функций с помощью замечательных неравенств.
Формы и виды деятельности:
o
Познавательная деятельность
o
Конференция
o
Соревнование
o
Турнир
o
Практика
3.
Тематическое планирование
10 класс
№
Тема
Количес
тво
часов
1
Числовые неравенства и их свойства
2
Основные методы установления истинности числовых неравенств
3
Основные методы установления истинности числовых неравенств
4
Основные методы решения задач на установление истинности неравенств
с переменными. Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и
применение.
5
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение
6
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применение
7
Метод математической индукции его применение к доказательству
неравенств.
8
Метод математической индукции его применение к доказательству
неравенств.
9
Неравенство Коши для произвольного числа переменных
10
Неравенство Коши для произвольного числа переменных
11
Неравенство Коши – Буняковского и его применение к решению задач
12
Неравенство Коши – Буняковского и его применение к решению задач
13
Неравенства подсказывают методы их обоснования
14
Средние степенные величины, соотношения между ними и другие
источники замечательных неравенств. Среднее арифметическое,
геометрическое, гармоническое и квадратическое в случае двух
параметров.
15
Средние степенные величины, соотношения между ними и другие
источники замечательных неравенств. Геометрические интерпретации.
16
Средние степенные величины, соотношения между ними и другие
источники замечательных неравенств. Среднее арифметико-
геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое.
17
Средние степенные величины, соотношения между ними и другие
источники замечательных неравенств. Симметрические средние.
Круговые неравенства.
18
Средние степенные величины, соотношения между ними и другие
источники замечательных неравенств. Среднее арифметическое
взвешенное и его свойства.
19
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение,
порожденное понятием одномонотонной последовательности.
20
Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и неравенство
Коши-Буняковского
21
Генераторы замечательных неравенств: свойства квадратичной функции;
геометрические модели
22
Генераторы замечательных неравенств: свойства квадратичной функции;
геометрические модели
23
Генераторы замечательных неравенств: свойства одномонотонных
последовательностей-источника замечательных неравенств.
24
Генераторы замечательных неравенств. Свойства одномонотонных
последовательностей- источник замечательных неравенств.
25
Генераторы замечательных неравенств. Свойства одномонотонных
последовательностей- источник замечательных неравенств.
26
Генераторы замечательных неравенств. Свойства одномонотонных
последовательностей- источник замечательных неравенств.
27
Неравенство Иенсона
28
Неравенство Иенсона (выпуклые фигуры и выпуклые функции)
29
Неравенство Иенсона (выпуклые фигуры и выпуклые функции)
30
Неравенство Иенсона (выпуклые фигуры и выпуклые функции)
исследование функции на выпуклость и вогнутость средствами
математического анализа
31
Неравенство Коши-Гельдера и Минковского
32
Применение неравенств. Неравенства в математической статистике и
экономике. Задачи на оптимизацию
33
Применение неравенств. Неравенства в математической статистике и
экономике. Задачи на оптимизацию
34
Поиск наибольших и наименьших значений функции с помощью
замечательных неравенств
35
Поиск наибольших и наименьших значений функции с помощью
замечательных неравенств
11 класс
№
Тема
Количество
часов
1
Числовые неравенства и их свойства. Понятия «больше» и
«меньше» для действительных чисел
2
Основные методы установления истинности числовых
неравенств. Понятие нестрогого неравенства
3
Основные методы установления истинности числовых
неравенств, или как узнать «Что больше?».
4
Сравнение значений двух числовых выражений «по
определению» и с помощью сравнения их отношений с
единицей. Использование замечательных неравенств и свойств
определенного интеграла.
5
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование. Методы
анализа и синтеза в решении задач
6
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и
применение. Метод «от противного».
7
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и
применение. Метод оценивания и метод введения новых
переменных.
8
Метод математической индукции и его применение к
доказательству неравенств. Полная индукция.
9
Аксиома, принцип и метод математической индукции и их
применение при доказательстве неравенств с переменными.
10
Неравенство Коши для произвольного числа переменных и
применение его для получения новых неравенств и решения
задач.
11
Неравенство Коши—Буняковского и его применение к
решению задач и условия в варианте равенства. Тождество
Лагранжа
12
Векторный вариант записи неравенства Коши—Буняковского
и тригонометрические подстановки.
13
Неравенства подсказывают методы их обоснования. Метод
выравнивания значений переменных (Метод Штурма).
Часть 2.
Средние величины: их свойства и применение (21ч)
14
Средние степенные величины: соотношения между ними и
другие источники замечательных неравенств.
15
Среднее арифметическое, геометрическое, гармоническое и
квадратическое в случае двух параметров.
16
Геометрические интерпретации. Среднее арифметико-
геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое.
17
Симметрические средние. Теорема Мюрхеда
18
Среднее арифметическое взвешенное и его свойства.
Круговые неравенства
19
Средние степенные и средние взвешенные степенные.
20
Неравенство Чебышева :простейший вариант и его
обобщение, порожденное понятием одномонотонной
последовательности.
21
Неравенства, обобщающие как неравенство Чебышева, так и
неравенство Коши—Буняковского.
22
Генераторы замечательных неравенств: свойства
квадратичной функции; геометрические модели.
23
Свойства одномонотонных последовательностей — источник
замечательных неравенств. Неравенства геометрического
происхождения
24
Свойства одномонотонных последовательностей.
Неравенства и определенный интеграл, методы трапеций и
треугольников. Неравенство Юнга.
25
Свойства одномонотонных последовательностей . Свертка
двух одномонотонных последовательностей и ее свойства для
двучленных и трехчленных последовательностей.
26
Свойства одномонотонных последовательностей — источник
замечательных неравенств.
27
Неравенство Иенсона (выпуклые фигуры и выпуклые
функции) Надграфик и подграфик функции, заданной на
промежутке.
28
Неравенство Иенсона (свойства центра масс конечной
системы материальных точек).
29
Генераторы замечательных неравенств. Неравенство Иенсона
(выпуклые фигуры и выпуклые функции, свойства центра
масс конечной системы материальных точек).
30
Исследование функции на выпуклость и вогнутость
средствами математического анализа.
31
Неравенства Коши—Гельдера и Минковского.
32
Применение неравенств. Неравенства в математической
статистике и экономике. Задача Дидоны и другие задачи на
оптимизацию.
33
Применение неравенств. Поиск наибольших и наименьших
значений функций с помощью замечательных неравенств.
34
Промежуточная аттестация
Оценочный материал
Методическая литература
Список литературы
Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. — М.: Наука, 1975.
Балк М.Б., Болтянский В.Г. Геометрия масс. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987 (Б-чка
«Квант». Вып. 61).
Беккенбах Э., Беллман Р. Введение в неравенства. — М.: Мир, 1965.
Беккенбах Э., Беллман Р. Неравенства. — М.: Мир, 1965.
Блох А.Ш., Тру хан Т.Л. Неравенства. — Минск.: Народная асвета, 1972.
Васильев Н.Б., Гутенмахер В.Л., Раббот Ж.М., Тоом А.Л. Заочные математические олимпиады.
— 2-е изд., перераб. — М.: Наука, 1986.
Гаврилов В.И. Математический анализ. Курс лекций. Ч. II. — М.: Школа имени академика
А.Н. Колмогорова, 1999. — 80 с.
Кипнис И.М. Сборник прикладных задач на неравенства: Пособие для учителей. — М.:
Просвещение, 1964.
Корн Г., Корн Т. Справочник для научных работников и инженеров. — М.: Наука, 1968.
Коровкин П.П. Неравенства. — М.: Наука. 1966.
Кречмар В. О. Задачник по алгебре. — М.: Наука, 1964. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г.
Практикум по решению математических задач: Алгебра. Тригонометрия. — М.: Просвещение,
1984.
Ляпин С.Е., Баранова И.В., Борчугова З.Г. Сборник задач по элементарной алгебре. — 2-е изд.
— М.: Просвещение, 1973.
Маршалл А., Олкин И. Неравенства: теория мажоризации и ее применение. — М.: Мир, 1983.
Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа,
1998.
Моденов П. С. Сборник задач по математике с анализом решений. — М.: Советская наука,
1959.
Седракян Н.М., Авоян A.M. Неравенства. Методы доказательства/ Пер. с арм. Г.В. Григорян.
— М.: Физматлит, 2002.
Сивашинский И.Х. Неравенства в задачах. — М.: Наука, 1967.
Симонов А.С. Экономика на уроках математики.— М.: Школа-Пресс, 1999 (Б-ка журнала
«Математика в школе»).
Смышляев В. К. Практикум по решению задач школьной математики. Вып. 5: Практикум по
решению задач повышенной трудности. — М.: Просвещение, 1978.
Соминский И. С. Метод математической индукции. — М.: Наука, 1974.
Соминский И.С, Головина Л.И., Яглом И.М. О математической индукции. — М.: Наука,
1967.
Харди Г.Г., Литтлъвуд Дж. Е., Полиа Г. Неравенства. — М.: ИЛ, 1948.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для
10 кл. средней школы.— М.: Просвещение, 1989.
Шклярскш Д.О., Ченцов Н.Н., Яглом И.М.
Геометрические неравенства и задачи на
максимум и минимум. — М.: Наука, 1970.