Напоминание

Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе с применением технологии проблемного обучения


Авторы: Алеева Юлия Юрьевна, Конышева Римма Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №27 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках в начальной школе с применением технологии проблемного обучения
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Введение

Современная образовательная парадигма выделяет финансовую

грамотность как неотъемлемый компонент функциональной

грамотности младшего школьника. В условиях быстро меняющейся

экономической реальности, роста цифровых финансовых услуг и

усложнения потребительского поведения формирование основ

финансовой культуры становится актуальной задачей уже на уровне

начального общего образования. Особую значимость эта проблема

приобретает в контексте реализации Федеральных государственных

образовательных стандартов, где финансовой грамотности отводится

роль важнейшего жизненного навыка.

Технология проблемного обучения представляет особый интерес для

решения задач финансового просвещения, поскольку позволяет не

просто передавать знания о финансовых понятиях, а создавать

условия для осознанного принятия решений в смоделированных

жизненных ситуациях. Актуальность темы обусловлена

необходимостью поиска эффективных педагогических технологий,

способных сформировать у младших школьников основы

рационального финансового поведения через активную

познавательную деятельность.

Цель статьи – теоретическое обоснование и методическая разработка

подходов к формированию финансовой грамотности у учащихся

начальной школы средствами технологии проблемного обучения.

Глава 1. Теоретические основы финансовой грамотности в

начальной школе

1.1. Сущность и содержание финансовой грамотности для

младших школьников

Финансовая грамотность в контексте начального образования

понимается как интегративное качество личности, включающее

систему знаний, умений и установок в области управления личными

финансами. Структура финансовой грамотности для младших

школьников включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент предполагает освоение базовых финансовых

понятий: деньги, цена, стоимость, бюджет, доходы, расходы,

сбережения. Особенностью является необходимость адаптации этих

понятий к возрастным возможностям восприятия детей 7-10 лет.

Деятельностный компонент включает формирование практических

умений:

Сравнение цен и определение выгодной покупки

Планирование простейших расходов

Навыки элементарного учета личных финансов

Определение разумных потребностей и желаний

Ценностно-мотивационный компонент предполагает воспитание:

Ответственного отношения к денежным ресурсам

Понимания связи между трудом и доходом

Критического отношения к рекламе и маркетинговым уловкам

Осознания важности благотворительности и помощи

1.2. Психолого-педагогические особенности формирования

финансовых представлений

Младший школьный возраст характеризуется специфическими

особенностями, которые необходимо учитывать при проектировании

занятий по финансовой грамотности:

Преобладание наглядно-образного мышления требует опоры на

конкретные ситуации и предметы. Дети лучше усваивают финансовые

понятия через практические действия с реальными или игровыми

денежными знаками.

Эгоцентризм мышления проявляется в трудностях понимания

экономических взаимосвязей. Ребенку сложно осознать, почему

родители не могут купить все, что он хочет.

Формирование произвольности поведения создает основы для

планирования расходов и контроля импульсивных покупок.

Высокая внушаемость и доверчивость обусловливают необходимость

развития критического отношения к рекламе и различным

финансовым предложениям.

Глава 2. Технология проблемного обучения как средство

формирования финансовой грамотности

2.1. Сущность и принципы проблемного обучения

Проблемное обучение представляет собой организацию учебного

процесса через создание проблемных ситуаций и активную

самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Ключевыми принципами проблемного обучения применительно к

финансовой грамотности являются:

Принцип проблемности предполагает построение занятий вокруг

значимых для детей финансовых дилемм: "Как накопить на желаемую

игрушку?", "Что выгоднее: купить пакет сока или напиток в автомате?".

Принцип диалогичности требует организации обсуждения различных

вариантов финансового поведения, аргументации своей позиции,

учета мнения других участников.

Принцип практической ориентированности означает, что решаемые

проблемы должны иметь выход в реальную жизнь ребенка, его

повседневные финансовые практики.

2.2. Структура проблемного урока финансовой грамотности

Типичный проблемный урок по финансовой грамотности включает

следующие этапы:

Мотивационно-проблемный этап начинается с создания проблемной

ситуации, связанной с финансовой тематикой. Например, учитель

рассказывает историю о том, как ребенок потратил все карманные

деньги в первый же день и теперь не может купить то, что

действительно важно.

Этап формулирования проблемы предполагает совместное с детьми

определение сути затруднения. Учащиеся под руководством учителя

формулируют проблемный вопрос: "Как распределить карманные

деньги, чтобы хватило на все нужное?"

Этап поиска решения организуется через выдвижение гипотез, их

обсуждение и проверку. Дети предлагают различные стратегии

распределения денег, аргументируют свои предложения.

Этап применения решения включает практическое использование

найденного способа в смоделированной или реальной ситуации.

Учащиеся составляют простейший план расходов на неделю.

Рефлексивный этап предполагает обсуждение эффективности

выбранного решения, возникших трудностей, возможных вариантов

улучшения финансовой стратегии.

Глава 3. Методика применения проблемных ситуаций в

финансовом образовании

3.1. Типология проблемных ситуаций

Для формирования финансовой грамотности могут использоваться

следующие типы проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации морального выбора связаны с этическими

аспектами финансового поведения. Например: "Ты нашел на игровой

площадке 500 рублей. Как поступить?" Обсуждение такой ситуации

позволяет затронуть вопросы честности, справедливости,

ответственности.

Проблемные ситуации экономического расчета требуют выполнения

вычислений и сравнения вариантов. "В магазине есть два набора

конструктора: большой за 800 рублей и маленький за 400. Какой

выбрать, если у тебя 600 рублей?" Ситуация развивает

вычислительные навыки и умение принимать обоснованные решения.

Проблемные ситуации долгосрочного планирования направлены на

формирование навыков сбережения. "Хочешь купить велосипед за

5000 рублей. Как лучше копить: откладывать по 100 рублей в день или

по 500 в неделю?"

Проблемные ситуации потребительского выбора тренируют умение

сравнивать товары и услуги. "В двух магазинах продается одинаковый

йогурт, но по разной цене. Стоит ли ехать в другой магазин, чтобы

купить его дешевле?"

3.2. Методы создания проблемных ситуаций

Эффективными методами создания проблемных ситуаций на уроках

финансовой грамотности являются:

Метод противоречия основан на столкновении различных точек

зрения. Учитель предлагает две противоположные позиции:

"Карманные деньги нужно тратить сразу" и "Карманные деньги нужно

обязательно копить". Учащиеся анализируют обе позиции и

вырабатывают компромиссное решение.

Метод неожиданности использует элементы удивления, нарушения

привычных представлений. Например, учитель показывает, как

реклама может создавать ложное впечатление о необходимости

покупки.

Метод аналогии предполагает перенос известной ситуации в новые

условия. Дети, зная как планировать время, пробуют применить

аналогичные принципы к планированию расходов.

Метод практической направленности связывает учебное содержание с

личным опытом учащихся. Учитель предлагает проанализировать

реальные семейные покупки с точки зрения их необходимости и

целесообразности.

Глава 4. Практическая реализация технологии проблемного

обучения

4.1. Примеры проблемных заданий для разных классов

Для 1-2 классов эффективны краткосрочные проблемные ситуации,

связанные с непосредственным опытом детей:

"В школьном буфете пирожок стоит 30 рублей, а сок - 25 рублей. У

тебя 50 рублей. Что ты выберешь и почему?" Задание развивает

умение сравнивать цены и принимать решения в условиях

ограниченных ресурсов.

"Хочешь подарить маме цветы. У тебя есть 100 рублей. В магазине

один цветок стоит 35 рублей. Сколько цветков ты сможешь купить?

Хватит ли тебе денег на открытку, если она стоит 25 рублей?" Для

3-4 классов проблемные задания усложняются, включают

элементы долгосрочного планирования:

"Ты решил накопить на новую компьютерную игру. Она стоит 1500

рублей. Ты получаешь 200 рублей в неделю на карманные расходы.

Составь план накоплений на 2 месяца, учитывая, что тебе нужно

оставлять деньги на мелкие ежедневные расходы."

"Родители предложили тебе выбор: получать 300 рублей в неделю

или участвовать в семейной программе поощрений, где ты можешь

зарабатывать деньги за помощь по дому. Какой вариант выберешь и

почему?"

4.2. Организация работы с проблемными ситуациями

Эффективная работа с проблемными ситуациями требует соблюдения

определенных методических условий:

Создание атмосферы психологической безопасности, где любое

мнение выслушивается с уважением, а ошибка рассматривается как

ступенька к изучению.

Использование наглядности и реальных предметов: монет, купюр,

ценников, товаров.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы. Сначала

дети самостоятельно обдумывают решение, затем обсуждают в парах,

потом представляют группе.

Постепенное усложнение проблемных ситуаций от простых к более

комплексным, от краткосрочных к долгосрочным.

Обязательная рефлексия, в процессе которой дети осознают не

только финансовые закономерности, но и собственные стратегии

принятия решений.

Глава 5. Интеграция финансовой грамотности в учебные

предметы

5.1. Математика как основа финансовых вычислений

Уроки математики предоставляют естественные возможности для

формирования финансовой грамотности через решение

арифметических задач с экономическим содержанием:

При изучении сложения и вычитания в пределах 100 можно

предлагать задачи на расчет стоимости покупок, определение сдачи.

На уроках по теме "Величины" эффективны задания на сравнение

цен, расчет стоимости единицы товара.

При изучении долей и процентов в 4 классе можно вводить задачи на

расчет скидок, определение выгодности предложений. 5.2.

Окружающий мир как пространство для финансовых проектов

В рамках предмета "Окружающий мир" могут реализовываться

проекты финансовой направленности:

"Экономика родного города" - исследование предприятий, магазинов,

услуг в своем районе.

"Семейный бюджет" - изучение источников доходов и основных статей

расходов семьи.

"Профессии и заработки" - знакомство с различными профессиями и

их вкладом в экономику.

5.3. Литературное чтение как источник финансовых сюжетов

На уроках литературного чтения можно анализировать финансовые

аспекты литературных произведений:

Обсуждение поведения персонажей в ситуациях финансового выбора.

Анализ последствий неразумного финансового поведения героев

сказок и рассказов.

Сравнение отношения к деньгам разных персонажей.

Глава 6. Оценка эффективности формирования финансовой

грамотности 6.1. Критерии и показатели сформированности

финансовой грамотности

Для оценки эффективности применения технологии проблемного

обучения могут использоваться следующие критерии:

Познавательный критерий оценивает:

Понимание базовых финансовых понятий

Умение выполнять финансовые расчеты

Способность анализировать финансовую информацию

Деятельностный критерий включает:

Навыки планирования личных расходов

Умение сравнивать финансовые предложения

Способность принимать обоснованные финансовые решения

Ценностный критерий оценивает:

Сформированность установок ответственного финансового

поведения

Понимание связи между трудом и доходом

Критическое отношение к рекламе и маркетинговым уловкам

6.2. Методы диагностики

Для оценки уровня финансовой грамотности могут использоваться:

Наблюдение за поведением детей в смоделированных финансовых

ситуациях.

Анализ продуктов деятельности: составленных планов расходов,

решений финансовых задач.

Специально разработанные диагностические задания проблемного

характера.

Беседы и интервью по финансовым темам. Метод незаконченных

рассказов, где ребенку предлагается завершить историю, связанную с

финансовым выбором.

Заключение

Формирование финансовой грамотности в начальной школе с

применением технологии проблемного обучения представляет собой

эффективный подход к развитию основ финансовой культуры

младших школьников. Проблемное обучение позволяет не просто

передавать знания о финансовых понятиях, а создавать условия для

осознанного освоения практик рационального финансового

поведения.

Ключевыми преимуществами проблемного подхода являются:

создание личностной значимости учебного содержания, развитие

критического и финансового мышления, формирование опыта

ответственного финансового выбора, установление связи между

учебной деятельностью и реальной жизнью.

Успешная реализация технологии проблемного обучения требует от

учителя глубокого понимания психологических особенностей младших

школьников, владения методами создания и разрешения проблемных

ситуаций, способности интегрировать финансовое содержание в

различные учебные предметы.

Перспективы дальнейшего развития рассматриваемого подхода

связаны с разработкой системы преемственности между начальной и

основной школой, созданием цифровых образовательных ресурсов

проблемной направленности, подготовкой учителей к использованию

технологии проблемного обучения в финансовом просвещении.

Систематическое применение проблемных ситуаций финансового

содержания на уроках в начальной школе позволит сформировать

прочную основу для становления финансово грамотной личности,

способной к ответственному управлению личными финансами в

будущем.



В раздел образования