Автор: Рожкова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 494
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные мультфильмы как средство познавательного развития
Раздел: дошкольное образование
Современные мультфильмы как средство познавательного развития
В настоящее время вопросы познавательного развития детей занимают
особое место в системе дошкольного образования. Это связано с изменением
требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, представленной в виде целевых ориентиров в
ФГОС, включающих следующие характеристики познавательного развития
ребенка на этапе завершения дошкольного образования: развитие
познавательного интереса и познавательной мотивации; формирование
познавательной деятельности, становление сознания; развитие воображения
и творческой активно
В то же время без использования современных средств познавательного
развития дошкольников невозможно достичь этих целей. Одним из таких
средств является мультипликация, которая сегодня особенно важна в жизни
каждого ребенка. Несмотря на то, что в общественном сознании
мультфильмы часто воспринимаются как средство развлечения, а их
просмотр их стал одним из основных способов досуга детей дошкольного
возраста, в психологической и педагогической литературе они
рассматриваются в качестве важных источников информации для детей об
объектах и явлениях действительности.
Таким образом, использование мультфильмов в дошкольном образовании
очень актуально в настоящее время, когда многие ученые и практики в
области дошкольной педагогики и психологии особенно заинтересованы в
поиске инновационных педагогических систем обучения и развития
дошкольников, делая упор на использование новых методов развития
воображения и мышления, детского творчества.
При просмотре мультфильмов в поведении детей дошкольного возраста
активируются следующие психологические механизмы, стимулирующие
развитие ребенка.
– «заражение», то есть изменение эмоционального состояния ребенка под
воздействием действий персонажей мультфильма, называемое также
мысленным общением;
– внушение — механизм влияния мультфильма на сознание ребенка,
формирование под воздействием мультипликации некритических
представлений об объектах окружающей действительности, элементарных
систем убеждений и взглядов;
–подражание — поведение ребенка по примеру и модели персонажей
мультфильма.
Дошкольники часто основывают свое поведение на подражании, поскольку
этот возрастной этап развития личности очень чувствителен к развитию
поведенческих механизмов следования за значимыми для них людьми. В
связи с этим, попадая в современную анимационную среду, дети стараются
имитировать поведение героев мультфильмов. Дети дошкольного возраста
используют предлагаемые им модели для решения практических задач
повседневной жизни, например, пытаются по-разному разрешать споры на
основе моделей мультфильмов, а действия персонажей всегда
воспринимаются детьми как правильные и естественные. Поэтому
необходимо тщательно выбирать содержание мультфильмов для
дошкольников: они также могут выступать в качестве негативного образца
поведения, оказывая глубокое влияние на процессы формирования личности
ребенка.
Использование мультфильмов в познавательном развитии дошкольников
помогает донести информацию до них в более короткой и
концентрированной, профессионально обработанной форме, помогает
раскрыть сущность невидимых глазу явлений и процессов. Поэтому
использование в педагогическом процессе современного детского сада
мультипликации является одним из мощнейших источников влияния на
развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника, позволяя ему
успешно решать все задачи познавательного развития в период дошкольного
детства: сенсорное развитие дошкольника, развитие навыков мыслительной
деятельности, формирование речи, формирование познавательных интересов
и познавательной деятельности детей, а также формирование системы
элементарных представлений дошкольника об объектах и явлениях
окружающей действительности.
Вследствие того, что при просмотре анимационного фильма дошкольник
имеет возможность непосредственно наблюдать собственными глазами
сюжет-действие, которое разворачивается перед ним, замечать действия и
характеры персонажей, вовлеченных в сюжетное содержание мультфильма,
соотносить себя с персонажами, примерять их способы действия и
сочувствовать в переживании ими сильных эмоций, у детей развиваются
психические процессы, стимулируется мышление, увеличивается
концентрация и объем памяти, внимания, пассивный словарный запас
переходит в активный. При просмотре мультфильмов дошкольники учатся
грамотно и в соответствии с целями коммуникации использовать речь как
средство самовыражения, усложняют их использованием разной интонации,
тембра и других средств речевой выразительности.
Анимационные фильмы стимулируют работу воображения и фантазии у
детей дошкольного возраста, позволяют им овладеть наиболее общими
абстрактными категориями, описывающими предметы и явления
окружающей действительности, погружая их в мир поэтических метафор,
нравственно-философских притч, художественной рефлексии.
Выразительность, образность, музыкальность и лаконичность мультфильмов
позволяют решать широкий круг образовательных задач дошкольного
образования по формированию познавательной активности, пробуждают у
детей интерес к познанию окружающего мира.
Таким образом, современные мультфильмы могут становиться эффективным
средством познавательного развития детей дошкольного возраста. Их
педагогический потенциал позволяет успешно решать задачи
познавательного развития детей в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного образования.