Напоминание

Современные мультфильмы как средство познавательного развития


Автор: Рожкова Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 494
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современные мультфильмы как средство познавательного развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные мультфильмы как средство познавательного развития

В настоящее время вопросы познавательного развития детей занимают

особое место в системе дошкольного образования. Это связано с изменением

требований к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования, представленной в виде целевых ориентиров в

ФГОС, включающих следующие характеристики познавательного развития

ребенка на этапе завершения дошкольного образования: развитие

познавательного интереса и познавательной мотивации; формирование

познавательной деятельности, становление сознания; развитие воображения

и творческой активно

В то же время без использования современных средств познавательного

развития дошкольников невозможно достичь этих целей. Одним из таких

средств является мультипликация, которая сегодня особенно важна в жизни

каждого ребенка. Несмотря на то, что в общественном сознании

мультфильмы часто воспринимаются как средство развлечения, а их

просмотр их стал одним из основных способов досуга детей дошкольного

возраста, в психологической и педагогической литературе они

рассматриваются в качестве важных источников информации для детей об

объектах и явлениях действительности.

Таким образом, использование мультфильмов в дошкольном образовании

очень актуально в настоящее время, когда многие ученые и практики в

области дошкольной педагогики и психологии особенно заинтересованы в

поиске инновационных педагогических систем обучения и развития

дошкольников, делая упор на использование новых методов развития

воображения и мышления, детского творчества.

При просмотре мультфильмов в поведении детей дошкольного возраста

активируются следующие психологические механизмы, стимулирующие

развитие ребенка.

– «заражение», то есть изменение эмоционального состояния ребенка под

воздействием действий персонажей мультфильма, называемое также

мысленным общением;

– внушение — механизм влияния мультфильма на сознание ребенка,

формирование под воздействием мультипликации некритических

представлений об объектах окружающей действительности, элементарных

систем убеждений и взглядов;

–подражание — поведение ребенка по примеру и модели персонажей

мультфильма.

Дошкольники часто основывают свое поведение на подражании, поскольку

этот возрастной этап развития личности очень чувствителен к развитию

поведенческих механизмов следования за значимыми для них людьми. В

связи с этим, попадая в современную анимационную среду, дети стараются

имитировать поведение героев мультфильмов. Дети дошкольного возраста

используют предлагаемые им модели для решения практических задач

повседневной жизни, например, пытаются по-разному разрешать споры на

основе моделей мультфильмов, а действия персонажей всегда

воспринимаются детьми как правильные и естественные. Поэтому

необходимо тщательно выбирать содержание мультфильмов для

дошкольников: они также могут выступать в качестве негативного образца

поведения, оказывая глубокое влияние на процессы формирования личности

ребенка.

Использование мультфильмов в познавательном развитии дошкольников

помогает донести информацию до них в более короткой и

концентрированной, профессионально обработанной форме, помогает

раскрыть сущность невидимых глазу явлений и процессов. Поэтому

использование в педагогическом процессе современного детского сада

мультипликации является одним из мощнейших источников влияния на

развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника, позволяя ему

успешно решать все задачи познавательного развития в период дошкольного

детства: сенсорное развитие дошкольника, развитие навыков мыслительной

деятельности, формирование речи, формирование познавательных интересов

и познавательной деятельности детей, а также формирование системы

элементарных представлений дошкольника об объектах и явлениях

окружающей действительности.

Вследствие того, что при просмотре анимационного фильма дошкольник

имеет возможность непосредственно наблюдать собственными глазами

сюжет-действие, которое разворачивается перед ним, замечать действия и

характеры персонажей, вовлеченных в сюжетное содержание мультфильма,

соотносить себя с персонажами, примерять их способы действия и

сочувствовать в переживании ими сильных эмоций, у детей развиваются

психические процессы, стимулируется мышление, увеличивается

концентрация и объем памяти, внимания, пассивный словарный запас

переходит в активный. При просмотре мультфильмов дошкольники учатся

грамотно и в соответствии с целями коммуникации использовать речь как

средство самовыражения, усложняют их использованием разной интонации,

тембра и других средств речевой выразительности.

Анимационные фильмы стимулируют работу воображения и фантазии у

детей дошкольного возраста, позволяют им овладеть наиболее общими

абстрактными категориями, описывающими предметы и явления

окружающей действительности, погружая их в мир поэтических метафор,

нравственно-философских притч, художественной рефлексии.

Выразительность, образность, музыкальность и лаконичность мультфильмов

позволяют решать широкий круг образовательных задач дошкольного

образования по формированию познавательной активности, пробуждают у

детей интерес к познанию окружающего мира.

Таким образом, современные мультфильмы могут становиться эффективным

средством познавательного развития детей дошкольного возраста. Их

педагогический потенциал позволяет успешно решать задачи

познавательного развития детей в соответствии с требованиями ФГОС

дошкольного образования.



В раздел образования