Автор: Мошкина Олеся Васильевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МКДОУ №31 Населённый пункт: г. Киров, Кировская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: интеллектуальная игра "Морской бой" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эльгяйская детская школа искусств» муниципального образования «Сунтарский
улус (район)
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Исполнила :
преподаватель теории
Игнатьева Анна Семеновна
2013г.
1. Сущность, формы и эффективность музыкальной деятельности
Музыкальная
деятельность
–
мощное
средство
приобщения
к
музыкальному искусству, так как в процессе нее с помощью определенных
знаний,
умений
и
навыков
происходит
воспроизведение
силами
и
возможностями самого ученика конкретного музыкального произведения.
Таким образом, ребенок выступает здесь не как пассивный наблюдатель, а
как активный созидатель, творец. Музыкальная деятельность в силу своей
специфики,
является
средством,
дающим
возможность
самовыражения,
способом утверждения своего «Я», что является активным стимулом для
формирования важных и трудноформируемых качеств личности.
Овладение каким–либо видом музыкальной деятельности – сложный и
длительный
процесс,
требующий
неустанных
усилий
и
постоянных
упражнений и потому – большой трудоспособности и терпеливости того,
кто избрал музыку своей профессией или просто любимым занятием.
В
определении
же
понятия
деятельность
наука
рассматривает
«целенаправленную
активность
человека»
(термин
А.М.Новикова).
Опираясь на научное понимание данного термина, можно определить и
сущность
понятия
музыкальной
деятельности
как
целенаправленную
активность человека в сфере музыкального искусства и более конкретно –
музыкальная деятельность это целенаправленная музыкальная активность
человека.
Есть
три
вида
музыкальной
деятельности
в
сфере
музыкального
образования:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная форма.
Индивидуальная форма – это занятия по музыкальной специальности
(обучение
на
различных
музыкальных
инструментах,
в о ка л ,
дирижирование, композиция, музыковедение).
Групповая
форма
–
это
урок
инструментального
или
вокального
ансамбля (дуэт, трио, квартет и т.д.).
Коллективная
форма
–
это
урок
хора,
музыкальной
литературы,
и
сольфеджио в музыкальной школе.
Формы
музыкальной
деятельности
–
представляют
собой
особую
и
сложную структуру, основанную на взаимодействии и взаимозависимости
различных видов, объединенных единой мотивационной целью – процессом
музыкального познания.
Другими
словами,
в
процессе
музыкального
образования
возможен
выбор любых форм музыкальной деятельности, их различных соотношений,
вариантов, но все они объединены одной мотивационной целью. Например,
музыкальные
занятия
могут
осуществляться
в
форме
групповой
или
коллективной,
игровой
или
учебной,
в
форме
слушания,
исполнения
и
импровизаций.
Таким образом, формы музыкальной деятельности классифицируются на
три типа, каждый из которых обладает своей конкретной сущностью:
- первый тип классифицируется по форме организации (индивидуальная,
групповая, коллективная);
- второй тип по целевой направленности (игровая, учебная, трудовая);
- третий тип по форме осуществления (слушание, изучение, исполнение,
сочинение).
Все
формы
музыкальной
деятельности
глубоко
взаимосвязаны
и
отличаются по степени сложности и глубины постижения музыкального
искусства, т.е. по степени музыкально – деятельной активности. Именно
этот
фактор
имеет
определяющее
значение
для
процесса
музыкального
обучения, так как его результативность зависит от участия в конкретной
форме
музыкальной
деятельности.
Например
,
процесс
музыкального
познания, осуществляемый в форме только слушания или только изучения
музыки менее активный, чем процесс ее исполнения ( наличие двух форм:
слушания и исполнения-интерпретации) или сочинения (присутствие трех
форм
–
слушание,
исполнение,
создание).
Возможен
и
более
сложный
уровень
музыкального
познания
–
как
синтез
всех
основных
форм:
слушание, изучение, исполнение, сочинение.
В
процессе
музыкального
образования
все
данные
формы
имеют
основополагающее значение, так как участие в них (одновременно в двух и
более) определяет степень музыкально-деятельной активности человека и в
целом уровень познания музыкального искусства.
Сегодня,
особенно
важно,
чтобы
и
профессиональное
и
общее
музыкальное обучение осуществлялось гармонично и всесторонне. Каждое
из
них,
предполагая
свою
определенную
цель,
должно
способствовать
воспитанию Музыканта, не важно профессионала или любителя, в том
истинно эстетическом значении, которое мы вкладываем в это понятие.
Современному
музыканту,
совершенствующемуся
в
определенной
музыкальной
профессии,
важно
хорошо
владеть
видами
музыкальной
деятельности, так как их интеграция предохраняет от слуховой инертности
и
притупляемости.
Они
помогают
всестороннему
и
гармоническому
развитию профессионального музыканта, для которого успешное владение
всеми
видами
музыкальной
деятельности,
помогает
полноценно
и
эффективно специализироваться и в одной, конкретной.
Глубоко актуальны и гармоничны сегодня мысли Л.Оборина о том, что
процесс сочинения музыки является более сложным, нежели процесс ее
интерпретации.
2.Методы обучения
В отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три
группы:
-
Методы
организации
и
осуществления
учебно-познавательной
деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические.
2.
Репродуктивные
объяснительно
–
иллюстративные,
поисковые,
исследовательские, проблемные и др.
3. Индуктивные и дедуктивные;
-
Методы
контроля
за
эффективностью
учебно–познавательной
деятельности:
устные,
письменные
проверки
и
самопроверки
результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
-
Методы
стимулирования
учебно-познавательной
деятельности:
определенные
поощрения
в
формировании
мотивации,
чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями
и навыками.
В практике обучения существуют и другие подходы к определению
методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия
учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и
прочие.
Эти
определения
требуют
дальнейшего
уточнения,
т.к.
процесс
обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием для
учащихся.
Схема 1 (пассивный метод)
ученик
Учитель
ученик
ученик
Схема 2 (активный метод)
ученик
Учитель
ученик
ученик
Схема 3 (интерактивный метод)
ученик
Учитель
ученик
ученик
Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три
обобщенные группы:
1.
Пассивный метод;
2.
Активный метод;
3.
Интерактивный метод.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и
учителя,
в
которой
учитель
является
основным
действующим
лицом
и
управляющим
ходом
урока,
а
учащиеся
выступают
в
роли
пассивных
слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися
в
пассивных
уроках
о суще ствляет ся
по средством
о п р о с о в ,
самостоятельных,
контрольных
работ,
тестов
и
т.д.
С
точки
зрения
современных
педагогических
технологий
и
эффективности
усвоения
учащимися
учебного
материала
пассивный
метод
считается
самым
неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это
относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность
преподнести
сравнительно
большее
количество
учебного
материала
в
ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие
учителя
предпочитают
пассивный
метод
остальным
методам.
Лекция
–
самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и
учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в
ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники
урока.
Если
в
пассивном
уроке
основным
действующим
лицом
и
менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на
равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль
взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Многие
между
активными
и
интерактивными
методами
ставят
знак
равенства,
однако,
несмотря
на
общность,
они
имеют
различия.
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную
форму активных методов.
Интерактивный
метод
(схема
3)
–
означает
взаимодействовать,
находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в
отличие
от
активных
методов,
интерактивные
ориентированы
на
более
широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом
и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место
учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности
учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план
урока
(обычно,
это
интерактивные
упражнения
и
задания,
в
ходе
выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно,
основными
составляющими
интерактивных
уроков
являются
интерактивные
упражнения
и
задания,
которые
выполняются
учащимися.
Важное
отличие
интерактивных
упражнений
и
заданий
от
обычных
в
том,
что
выполняя
их
учащиеся
не
только
и
не
столько
закрепляют уже материал, сколько изучают новый.
3. Этапы музыкального обучения
Рассмотрим этапы музыкального обучения детей.
I
этап
–
первоначальное
знакомство
с
музыкальным
произведением.
Объектом восприятия ребенка является звучание голоса и инструмента.
Основная
задача
этого
этапа
–
ознакомить
ребенка
с
музыкальным
произведением,
приучить
его
активно
вслушиваться
в
музыку,
эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства, воспринимать ее
общий характер и отмечать особенности, на первом этапе обучения при
восприятии музыки в центральной нервной системе ребенка происходит
иррадиация раздражения. Концентрация, дифференциация выражены слабо.
В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой,
зрительный и двигательный анализаторы. В коре мозга ребенка образуются
временные связи, поэтому материал следует давать в целостном виде, а не
раздробленно, как это имеет место на втором этапе. Движения педагог
показывает
непременно
под
инструментальное
сопровождение
или
напевание мелодии. Иногда, например, разучивая новую песню, педагог
выделяет
мелодию
для
лучшего
запоминания,
играет
ее
на
разных
музыкальных инструментах. Первый этап обычно охватывает одно или два
занятия.
В
процессе
обучения
на
этом
этапе
используются
такие
методические приемы, как слушание музыки, объяснение, исполнение песен
и музыкально – ритмических движений в качестве образца, показ отдельных
певческих
приемов
и
способов
выполнения
движений,
образное
и
поэтическое слово, беседа с детьми при помощи вопросов и ответов.
II
этап
–
формирование
умений
в
области
пения
и
музыкально-
ритмических движений, восприятие музыкальных произведений с опорой на
их программу. Задачами этого этапа являются:
- создание радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки;
- упражнение детей в слуховом внимании;
- самоконтроль;
- координация голоса и слуха в пении;
- слуха и характера движений в играх, плясках.
В
процессе
этого
этапа
выявляются
все
неточности
в
исполнении,
исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы
выполнения заданий. Этап формирования умений продолжается длительное
время.
Например,
некоторые
песни
дети
могут
спеть
самостоятельно,
выразительно только на 9-12-е занятие.
На II этапе обучения используются следующие методические приемы:
- повторное слушание музыки;
- повторный показ образцов исполнения песен и музыкально-ритмических
движений;
- показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений;
- беседа с детьми в форме вопросов и ответов;
- образное и поэтическое слово, указания, замечания и т.д.
III
этап
–
образование
и
закрепление
навыков,
т.е.
автоматизация
способов выполнения заданий, самостоятельное исполнение детьми песен,
игр, плясок, упражнений.
Задачи этого этапа:
- эмоционально-выразительное исполнение заданий;
- развитие самостоятельности;
- творческая активность.
На
этом
этапе
закрепляется
все
то,
что
отрабатывалось
в
процессе
обучения на втором этапе, Слуховой и зрительный контроль подкрепляется
двигательным.
Автоматизируется
способ
выполнения
того
или
иного
задания; в то же время ребенок сознательно решает поставленную перед
ним задачу и, опираясь на приобретенный навык, проявляет посильную
творческую активность.
Педагог
работает
совершенствованием
исполнения
детьми
песен
и
музыкально-ритмических движений, продолжает воспитывать способность
воспринимать музыку разных жанров.
На
данном
этапе
педагог
использует
варианты
игры,
усложняет
и
изменяет
задания,
ставит
детей
в
условия,
требующие
проявления
творческой
инициативы,
применяя
при
этом
разнообразные
методы
обучения.