Напоминание

"Деревянно-духовые инструменты"


Автор: Калашникова Азалия Раифовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Г. ИЖЕВСК
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Деревянно-духовые инструменты"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Схема конспекта урока по Шадрикову В.Д.

Аттестуемый педагог: Камалтдинова Азалия Раифовна

Предмет: Музыкальная литература

Класс: 2-4

Тема урока: «Тайны симфонического оркестра». Группа деревянно-духовых

инструментов.

Цель: Изучить духовые инструменты симфонического оркестра.

Задачи:

1.

Образовательные: формировать умение отличать и сравнивать зрительно и на

слух духовые инструменты симфонического оркестра, познакомить обучающихся с

группой деревянно-духовых инструментов.

2.

Коррекционно-развивающие: способствовать обогащению словарного запаса

учащихся, путём введения новых музыкальных терминов.

3.

Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность и любовь

к классической музыке посредством совместной деятельности и использования

ИКТ.

Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, плакат «Симфонический

оркестр», видео и аудио-фрагменты звучания деревянно-духовых инструментов, картинки

деревянно-духовых инструментов.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент.

Цель учителя: создание

эмоционально- психологического

настроя уч-ся. Задачи: проверка

готовности к уроку. Цель уч-ся:

эмоционально настроиться на урок.

Задачи: научиться быть

внимательным на уроке,

организовать рабочее место,

приготовить учебные

принадлежности. Методы: беседа.

-Здравствуйте. Сядьте

удобно, найдите ноту «до»

на вашей клавиатуре.

Начинаем музыкальное

приветствие.

На урок нужны:

музыкальные дневники

путешествий (тетради),

клей, ручка и цветные

маркеры для выделения

нужной информации.

Дети исполняют

музыкальное приветствие:

«Прозвенел звонок, начался

урок».

2. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя: выяснение

понимания и усвоения пройденного

материала.

-Прежде чем мы начнём,

скажите мне что такое

Симфонический оркестр?

- С каким видом оркестра

- Оркестр – это коллектив

музыкантов, исполняющий

музыкальное произведение

- Симфоническим.

Задачи: устная проверка полученных

на прошлых уроках знаний.

Цель уч-ся:

вспомнить пройденный материал.

Задачи уч-ся: вспомнить и отвечать

на вопросы учителя.

Методы: поощрение, беседа

.

мы с вами знакомы?

- На какие группы

подразделяется

симфонический оркестр?

- Отлично, молодцы.

- Давайте вспомним какие

инструменты мы изучили

на прошлом уроке.

Посмотрим план

музыкального города.

-Прослушаем, посмотрим и

вспомним как нужно играть

на струнно-смычковом

инструменте. А вы

задавайте вопросы.

- Струнные, деревянно-

духовые, медно-духовые и

ударные инструменты.

- Струнно-смычковые.

- Закирова Дилия (ученица

струнно-смычкового

отделения)

3. Изучение нового учебного

материала.

Цель для учителя: Мотивировать к

изучению нового материала через

проблемную ситуацию, объясняет

новый материал.

Задачи: заинтересовать к изучению

нового материала, подводит к

определению темы и цели урока.

Цель уч-ся: запомнить, из каких

геометрических фигур состоит

орнамент.

Задачи: определить тему и цели

занятия, понимать, что должен знать

после изучения новой темы.

Методы: беседа, демонстрация

слайдов.

- Итак, мы с вами

знакомимся с тайнами

симфонического оркестра.

Сегодня мы узнаем ещё

одну тайну

симфонического оркестра.

Мы познакомимся с

деревянно -духовыми

инструментами.

-Как вы думаете, почему

эти инструменты

называются духовыми?

-Верно. Это

многочисленная семья

музыкальных

инструментов. Все духовые

инструменты делят на две

группы: деревянные и

медные. По секрету вам

скажу, что не все

инструменты деревянно-

духовой группы сделаны из

дерева. Встречаются

инструменты, которые

сделаны из металла или

пластмассы. А

деревянными их называют,

потому что когда-то в

старину их делали только

из дерева. Давайте

познакомимся с этими

- Потому что звук в

инструменте происходит за

счёт выдувания воздуха.

инструментами.

Флейта

- Название инструмента

происходит от латинского

слова «flatus» -

«дуновение».

О происхождении флейты

сложены легенды.

Приклейте изображение

флейты к себе в тетради

.

Одна из них рассказывает,

что древнегреческий бог

лесов и пастбищ,

покровитель пастухов и

охотников Пан полюбил

прекрасную нимфу

Сиринкс. Спасаясь от Пана,

нимфа обратилась к богу

реки с мольбой спасти ее, и

тот превратил Сиринкс в

тростник. Пан сделал из

этого тростника свирель и

назвал ее в память нимфы

Спринкс.

Флейту исполнитель

держит горизонтально.

Способ извлечения звука

заключается в том, что

исполнитель направляет

струю воздуха на острый

край отверстия в стенке

ствола, которая, рассекаясь,

приводит в колебание

заключенный внутри

трубки воздушный столб.

Получается характерный

свистящий звук.

Это современная

оркестровая флейта обычно

их в оркестре 2.

Голоса деревянных

духовых инструментов

очень схожи с

человеческими голосами.

Попробуйте прослушать и

сказать, кого в этом

музыкальном отрывке

изображает флейта?

М. Яруллин «Танец

бабочек» из «Детской

сюиты»

-Какое настроение

изображает флейта в

данном видео-отрывке?

К. В. Глюк «Мелодия» из

оперы «Орфей и Эвредика»

Кларнет

Название произошло от

латинского «сlarus» -

«Ясный звук».

Применяется в самых

разнообразных

музыкальных жанрах и

составах: в качестве

сольного инструмента, в

камерных ансамблях,

симфонических и духовых

оркестрах, народной

музыке, на эстраде и в

джазе.

Приклейте изображение

кларнета к себе в тетради

.

Особенность строения и

техника игры кларнета

заключается в его трости.

Кларнет является

родственником саксофона.

Давайте прослушаем и

просмотрим кларнет.

Определим его тембр.

В.А.Моцарт «Концерт для

кларнета ля мажор»

Вы правы, ребята. У

кларнета голос чистый,

тембр мягкий. Он может

исполнять и нежные

мелодии, так и быстрые

пассажи.

Гобой

-

Бабочек, птичек, природу.

-Грустное, печальное.

- Тембр мягкий, чистый.

- Название произошло от

французского слова -

«высокое дерево».

Инструмент интересный за

счёт его трости. Обратите

внимание, здесь трость

схожа с тростью кларнета?

Приклейте изображение

гобоя к себе в тетради

.

Верно, здесь другая трость.

И другой тембр. Гобой –

самый точный инструмент.

Оркестр настраивается

именно по гобою.

Давайте прослушаем и

определим его тембр, кого

изображает гобой?

С.С.Прокофьев Тема утки

из симфонической сказки

«Петя и Волк»

Фагот

Название произошло от

итальянского слова и

означает «вязанка дров».

Обратите внимание, что

инструмент и правда похож

на вязанку с дровами.

Трость, элемент, с

помощью которого

производиться звук,

представлен в виде

металлической трубки,

которая соединена с

корпусом инструмента. У

кого мы уже видели такую

трость?

Приклейте изображение

фагота к себе в тетради

.

Верно, поэтому музыканты

умеющие играть на гобое,

справятся с игрой на

фаготе.

Голос у фагота низкий,

создаётся впечатление, что

он ворчит и всеми не

доволен. Давайте

послушаем, как он звучит.

-Нет.

-Гнусавый звук, похожий на

утку.

- У гобоя.

-Дедушку.

С.С.Прокофьев Тема

дедушки из симфонической

сказки «Петя и Волк»

Кого изображает здесь

инструмент?

Какие два инструмента

исполняют в этом

музыкальном отрывке?

П.И.Чайковский

«Китайский танец (чай)» из

балета «Щелкунчик»

-Флейта и фагот.

4. Подведение итогов и

закрепление материала.

Цель для учителя: выяснение

понимания и усвоения пройденного

материала.

Задачи: устная проверка полученных

на уроке знаний.

Цель уч-ся:

вспомнить пройденный материал.

Задачи уч-ся: вспомнить и отвечать

на вопросы учителя.

Методы: устный опрос.

5. Домашнее задание.

-Просмотр видео -

фрагментов и определение

музыкальных

инструментов.

Оценивание работы.

Предлагаю вам самим

оценить вашу работу

сегодня. Какие оценки бы

вы себе поставили?

С какими инструментами

мы сегодня с вами

познакомились? Назовите

их.

Понравились ли вам

инструменты?

-Вы старались сегодня,

хорошо работали.

Молодцы! Урок окончен.

Спасибо за урок.

Выучить названия

инструментов, заполнить

и решить задания на

листочках.

Выставление оценок с

комментариями.

Деревянно-духовыми:

флейта, кларнет, гобой и

фагот.

-Да.



В раздел образования