Автор: Калашникова Азалия Раифовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Г. ИЖЕВСК
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Деревянно-духовые инструменты"
Раздел: дополнительное образование
Схема конспекта урока по Шадрикову В.Д.
Аттестуемый педагог: Камалтдинова Азалия Раифовна
Предмет: Музыкальная литература
Класс: 2-4
Тема урока: «Тайны симфонического оркестра». Группа деревянно-духовых
инструментов.
Цель: Изучить духовые инструменты симфонического оркестра.
Задачи:
1.
Образовательные: формировать умение отличать и сравнивать зрительно и на
слух духовые инструменты симфонического оркестра, познакомить обучающихся с
группой деревянно-духовых инструментов.
2.
Коррекционно-развивающие: способствовать обогащению словарного запаса
учащихся, путём введения новых музыкальных терминов.
3.
Воспитательные: воспитывать внимательность, дисциплинированность и любовь
к классической музыке посредством совместной деятельности и использования
ИКТ.
Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, плакат «Симфонический
оркестр», видео и аудио-фрагменты звучания деревянно-духовых инструментов, картинки
деревянно-духовых инструментов.
Ход урока:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1. Организационный момент.
Цель учителя: создание
эмоционально- психологического
настроя уч-ся. Задачи: проверка
готовности к уроку. Цель уч-ся:
эмоционально настроиться на урок.
Задачи: научиться быть
внимательным на уроке,
организовать рабочее место,
приготовить учебные
принадлежности. Методы: беседа.
-Здравствуйте. Сядьте
удобно, найдите ноту «до»
на вашей клавиатуре.
Начинаем музыкальное
приветствие.
На урок нужны:
музыкальные дневники
путешествий (тетради),
клей, ручка и цветные
маркеры для выделения
нужной информации.
Дети исполняют
музыкальное приветствие:
«Прозвенел звонок, начался
урок».
2. Актуализация опорных знаний.
Цель для учителя: выяснение
понимания и усвоения пройденного
материала.
-Прежде чем мы начнём,
скажите мне что такое
Симфонический оркестр?
- С каким видом оркестра
- Оркестр – это коллектив
музыкантов, исполняющий
музыкальное произведение
- Симфоническим.
Задачи: устная проверка полученных
на прошлых уроках знаний.
Цель уч-ся:
вспомнить пройденный материал.
Задачи уч-ся: вспомнить и отвечать
на вопросы учителя.
Методы: поощрение, беседа
.
мы с вами знакомы?
- На какие группы
подразделяется
симфонический оркестр?
- Отлично, молодцы.
- Давайте вспомним какие
инструменты мы изучили
на прошлом уроке.
Посмотрим план
музыкального города.
-Прослушаем, посмотрим и
вспомним как нужно играть
на струнно-смычковом
инструменте. А вы
задавайте вопросы.
- Струнные, деревянно-
духовые, медно-духовые и
ударные инструменты.
- Струнно-смычковые.
- Закирова Дилия (ученица
струнно-смычкового
отделения)
3. Изучение нового учебного
материала.
Цель для учителя: Мотивировать к
изучению нового материала через
проблемную ситуацию, объясняет
новый материал.
Задачи: заинтересовать к изучению
нового материала, подводит к
определению темы и цели урока.
Цель уч-ся: запомнить, из каких
геометрических фигур состоит
орнамент.
Задачи: определить тему и цели
занятия, понимать, что должен знать
после изучения новой темы.
Методы: беседа, демонстрация
слайдов.
- Итак, мы с вами
знакомимся с тайнами
симфонического оркестра.
Сегодня мы узнаем ещё
одну тайну
симфонического оркестра.
Мы познакомимся с
деревянно -духовыми
инструментами.
-Как вы думаете, почему
эти инструменты
называются духовыми?
-Верно. Это
многочисленная семья
музыкальных
инструментов. Все духовые
инструменты делят на две
группы: деревянные и
медные. По секрету вам
скажу, что не все
инструменты деревянно-
духовой группы сделаны из
дерева. Встречаются
инструменты, которые
сделаны из металла или
пластмассы. А
деревянными их называют,
потому что когда-то в
старину их делали только
из дерева. Давайте
познакомимся с этими
- Потому что звук в
инструменте происходит за
счёт выдувания воздуха.
инструментами.
Флейта
- Название инструмента
происходит от латинского
слова «flatus» -
«дуновение».
О происхождении флейты
сложены легенды.
Приклейте изображение
флейты к себе в тетради
.
Одна из них рассказывает,
что древнегреческий бог
лесов и пастбищ,
покровитель пастухов и
охотников Пан полюбил
прекрасную нимфу
Сиринкс. Спасаясь от Пана,
нимфа обратилась к богу
реки с мольбой спасти ее, и
тот превратил Сиринкс в
тростник. Пан сделал из
этого тростника свирель и
назвал ее в память нимфы
Спринкс.
Флейту исполнитель
держит горизонтально.
Способ извлечения звука
заключается в том, что
исполнитель направляет
струю воздуха на острый
край отверстия в стенке
ствола, которая, рассекаясь,
приводит в колебание
заключенный внутри
трубки воздушный столб.
Получается характерный
свистящий звук.
Это современная
оркестровая флейта обычно
их в оркестре 2.
Голоса деревянных
духовых инструментов
очень схожи с
человеческими голосами.
Попробуйте прослушать и
сказать, кого в этом
музыкальном отрывке
изображает флейта?
М. Яруллин «Танец
бабочек» из «Детской
сюиты»
-Какое настроение
изображает флейта в
данном видео-отрывке?
К. В. Глюк «Мелодия» из
оперы «Орфей и Эвредика»
Кларнет
Название произошло от
латинского «сlarus» -
«Ясный звук».
Применяется в самых
разнообразных
музыкальных жанрах и
составах: в качестве
сольного инструмента, в
камерных ансамблях,
симфонических и духовых
оркестрах, народной
музыке, на эстраде и в
джазе.
Приклейте изображение
кларнета к себе в тетради
.
Особенность строения и
техника игры кларнета
заключается в его трости.
Кларнет является
родственником саксофона.
Давайте прослушаем и
просмотрим кларнет.
Определим его тембр.
В.А.Моцарт «Концерт для
кларнета ля мажор»
Вы правы, ребята. У
кларнета голос чистый,
тембр мягкий. Он может
исполнять и нежные
мелодии, так и быстрые
пассажи.
Гобой
-
Бабочек, птичек, природу.
-Грустное, печальное.
- Тембр мягкий, чистый.
- Название произошло от
французского слова -
«высокое дерево».
Инструмент интересный за
счёт его трости. Обратите
внимание, здесь трость
схожа с тростью кларнета?
Приклейте изображение
гобоя к себе в тетради
.
Верно, здесь другая трость.
И другой тембр. Гобой –
самый точный инструмент.
Оркестр настраивается
именно по гобою.
Давайте прослушаем и
определим его тембр, кого
изображает гобой?
С.С.Прокофьев Тема утки
из симфонической сказки
«Петя и Волк»
Фагот
Название произошло от
итальянского слова и
означает «вязанка дров».
Обратите внимание, что
инструмент и правда похож
на вязанку с дровами.
Трость, элемент, с
помощью которого
производиться звук,
представлен в виде
металлической трубки,
которая соединена с
корпусом инструмента. У
кого мы уже видели такую
трость?
Приклейте изображение
фагота к себе в тетради
.
Верно, поэтому музыканты
умеющие играть на гобое,
справятся с игрой на
фаготе.
Голос у фагота низкий,
создаётся впечатление, что
он ворчит и всеми не
доволен. Давайте
послушаем, как он звучит.
-Нет.
-Гнусавый звук, похожий на
утку.
- У гобоя.
-Дедушку.
С.С.Прокофьев Тема
дедушки из симфонической
сказки «Петя и Волк»
Кого изображает здесь
инструмент?
Какие два инструмента
исполняют в этом
музыкальном отрывке?
П.И.Чайковский
«Китайский танец (чай)» из
балета «Щелкунчик»
-Флейта и фагот.
4. Подведение итогов и
закрепление материала.
Цель для учителя: выяснение
понимания и усвоения пройденного
материала.
Задачи: устная проверка полученных
на уроке знаний.
Цель уч-ся:
вспомнить пройденный материал.
Задачи уч-ся: вспомнить и отвечать
на вопросы учителя.
Методы: устный опрос.
5. Домашнее задание.
-Просмотр видео -
фрагментов и определение
музыкальных
инструментов.
Оценивание работы.
Предлагаю вам самим
оценить вашу работу
сегодня. Какие оценки бы
вы себе поставили?
С какими инструментами
мы сегодня с вами
познакомились? Назовите
их.
Понравились ли вам
инструменты?
-Вы старались сегодня,
хорошо работали.
Молодцы! Урок окончен.
Спасибо за урок.
Выучить названия
инструментов, заполнить
и решить задания на
листочках.
Выставление оценок с
комментариями.
Деревянно-духовыми:
флейта, кларнет, гобой и
фагот.
-Да.