Авторы: Перегоедова Юлия Владимировна, Пизлова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории, старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ 18 г. Новокуйбышевск Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск,Самарская область
Наименование материала: Выступление на территориальном методическом семинаре
Тема: Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей посредством использования ресурсов арт-студии «Мир шедевров»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей посредством
использования ресурсов арт-студии «Мир шедевров»
Подготовилиа: воспитатель первой квалификационной категории
Перегоедова Юлия Владимировна
старший воспитатель
Пизлова Светлана Анатольевна
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого
человека.
Потребность в красоте и доброте ребенка отмечается с первых дней его
жизни, едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой
яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки.
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в
жизни и деятельности человека, ведь именно это способствует приобщению
их к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время
первоначального становления личности, формирования основ самосознания
и индивидуальности ребенка, его социализации в обществе.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит
эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький
исследователь,
с
радостью
и
удивлением
открывающий
для
себя
окружающий мир.
Влияние искусства на становление личности человека, его развития
очень велико.
Эмоциональная чувствительность и эстетическое отношение к миру
является основой становления нравственно- духовной культуры ребенка,
способствует умению понимать и ценить искусство и творчески достигать
поставленных целей.
Очень часто понимание красоты к ребенку приходит в процессе
диалогического общения взрослого и ребенка. Именно это и происходит,
когда ребенок находится в музее, картинной галерее, выставочном зале.
В 2024 году наше учреждение стало инновационной площадкой
федерального уровня на тему «Картинная галерея в детском саду».
В каждом корпусе открыта арт-студия «Мир шедевров», оснащенная
всем
необходимым
оборудованием
для
социокультурного
развития
воспитанников С ОВЗ и нормой.
На
каждый
корпус
нашего
структурного
подразделения
был
приобретён
комплект,
состоящий
из
50
репродукций
художников
Государственной
Третьяковской галереи. Комплект вмещает в себя жанры живописи
русских художников:
- жанр натюрморта, пейзажную живопись, портретную живопись,
бытовую и историческую живопись.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников происходит не
только при рассматривании картин или составлении рассказов по картине, но
и в ходе рисования или лепки, организации и проведении игр и упражнений.
Цель приобщения дошкольников к живописи: развитие ценностно-
смысловой сферы ребёнка и потребности в творческой самореализации.
Осенью во всех корпусах структурного подразделения состоялось
официальное открытие Арт-студии «Мир шедевров», на которую были
приглашены как родители, так и ветераны образования, мероприятие было
освещено в прессе и на телевидении.
Была проведена экскурсия по представленным экспозициям, гости
попробовали себя в роли художников на мастер- классе, дети активно
принимали участие в данном мероприятии и в конце все гости получили
сюрприз - набор для начинающих художников Наша картинная галерея это
важный опыт не только создания художественной студии с репродукциями
великих художников для воспитанников нашего учреждения, но и попытка
вовлечения детей в мир изодеятельности, прикладного и художественного
творчества, словесного искусства. Тем более, что ресурсы нашей Арт-студии
позволяют это сделать.
Проводя
образовательную
и
совместную
деятельность
с
воспитанниками в стенах нашей Галереи, педагоги учитывают особенности
восприятия детьми окружающей действительности и, тем более, предметов
искусства.
Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого
человека тем, что это – развернутая деятельность, которая нуждается во
внешних опорах.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-
творческое начало.
Дошкольники
начинают
понимать
гармонию
природы,
эмоции
человека через основные функции изобразительного искусства и их
воспитательную ценность.
Рассмотрим их подробнее
Например, при работе с репродукцией известного русского художника
Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри. Три богатыря» очень ярко
прослеживаются
познавательная,
воспитательная
и
коммуникативная
функции.
Познавательная функция
позволит детям узнать, как называется
картина, кто художник, в какое время была написана она, кто изображен на
полотне, что пытался донести до нас художник, рассмотреть, как выглядели
раньше защитники нашей Родины, познакомить с понятиями богатырь,
дружина, кольчуга и пр.
Затем воспитатель может открыть перед ребенком систему норм,
правил, законов, традиций жизни народа, помочь ребенку понять их и
воспитать потребность сохранить эти нравственные ценности- в этом
заключается смысл воспитательной функции искусства.
Эстетическая функция позволяет ребенку видеть красоту не только
природы, но и красоту человеческих поступков, взаимоотношений. Именно
красота побуждает ребенка вместе с воспитателем наслаждаться народными
промыслами, и рождает потребность ее сохранить и воспроизвести в своем
творчестве.
И
наконец,
все
выше
перечисленные
функции,
объединяет
коммуникативная функция, которая открывает возможность для широкого
диалога воспитателя и детей, к широкому сотрудничеству и общению, для
творческого самовыражения.
Целью
приобщения
дошкольников
к
живописи
является
художественно- эстетическое развитие детей, в развитии ценностно –
смысловой сферы ребенка и потребности в творческой самореализации.
Учитывая особенности восприятия дошкольников, процесс приобщения
дошкольников к живописи условно разделяется на 3 этапа.
1 этап. Младший дошкольный возраст (3-4 года)
У
детей
этого
возраста
развивается
интерес
к
содержанию
произведений бытовой живописи, с сюжетами которых они уже сталкивались
в своей жизни, развивается представления о цвете и форме, воспитываются
эстетические чувства, положительные эмоции к красоте окружающего мира.
И важно на этом этапе организовывать эстетическую деятельность с
сенсорными эталонами (цветом, линией, пятном)
2 этап. Дети 4-5 лет, на этом этапе формируется представление: о
профессии художника и его значимости в жизни людей; о художественных
образах предметов и явлений. Развивается умение различать жанры
живописи и интереса к ним. Проявлять эстетических чувств и проявление
эмоций.
Важно
организовывать
самостоятельную
или
совместную
деятельность по созданию своих художественных образов.
3 этап. У детей 5-7 лет развиваются: мыслительные умения в процессе
художественного восприятия произведений живописи (анализ, сравнение,
суждение, умозаключение и пр.); эмоционально-эстетическая сфера ребенка
(оценочное отношение, вкус, предпочтения, суждения и т.д.).
Воспитывается: самостоятельность в выборе средств выразительности
(цвет, форма, фигура, линия и т.д.) в создании художественного образа в
рисовании
и
организация
самостоятельных
видов
художественно-
эстетической деятельности;
духовно- ценностное ядро ребенка (интересы, мотивы, способности,
потребности нравственных качеств личности).
С чего же нам начать приобщение детей к живописи? Ответ прост: с
того, с чего начинают наши дети, с удивления, восторга и восхищения перед
красотой, которую открыл для нас художник и отразил в своей картине,
находящейся в музее, в нашем доме и в детском саду. Мы взрослые вместе с
ребенком должны открыть эту красоту, не пройти мимо нее. Остановиться
перед картиной, всмотреться, задуматься, откликнуться душой на красоту
мира, вступить в диалог с художником, почувствовать вместе этот мир и
подарить радость. И эта коммуникация вносит в душу ребенка умение не
только видеть прекрасное, но и самим создавать его!