Напоминание

Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей посредством использования ресурсов арт-студии «Мир шедевров»


Авторы: Перегоедова Юлия Владимировна, Пизлова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории, старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ 18 г. Новокуйбышевск Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск,Самарская область
Наименование материала: Выступление на территориальном методическом семинаре
Тема: Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей посредством использования ресурсов арт-студии «Мир шедевров»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие коммуникативных способностей у детей посредством

использования ресурсов арт-студии «Мир шедевров»

Подготовилиа: воспитатель первой квалификационной категории

Перегоедова Юлия Владимировна

старший воспитатель

Пизлова Светлана Анатольевна

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого

человека.

Потребность в красоте и доброте ребенка отмечается с первых дней его

жизни, едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой

яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в

жизни и деятельности человека, ведь именно это способствует приобщению

их к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время

первоначального становления личности, формирования основ самосознания

и индивидуальности ребенка, его социализации в обществе.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит

эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький

исследователь,

с

радостью

и

удивлением

открывающий

для

себя

окружающий мир.

Влияние искусства на становление личности человека, его развития

очень велико.

Эмоциональная чувствительность и эстетическое отношение к миру

является основой становления нравственно- духовной культуры ребенка,

способствует умению понимать и ценить искусство и творчески достигать

поставленных целей.

Очень часто понимание красоты к ребенку приходит в процессе

диалогического общения взрослого и ребенка. Именно это и происходит,

когда ребенок находится в музее, картинной галерее, выставочном зале.

В 2024 году наше учреждение стало инновационной площадкой

федерального уровня на тему «Картинная галерея в детском саду».

В каждом корпусе открыта арт-студия «Мир шедевров», оснащенная

всем

необходимым

оборудованием

для

социокультурного

развития

воспитанников С ОВЗ и нормой.

На

каждый

корпус

нашего

структурного

подразделения

был

приобретён

комплект,

состоящий

из

50

репродукций

художников

Государственной

Третьяковской галереи. Комплект вмещает в себя жанры живописи

русских художников:

- жанр натюрморта, пейзажную живопись, портретную живопись,

бытовую и историческую живопись.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников происходит не

только при рассматривании картин или составлении рассказов по картине, но

и в ходе рисования или лепки, организации и проведении игр и упражнений.

Цель приобщения дошкольников к живописи: развитие ценностно-

смысловой сферы ребёнка и потребности в творческой самореализации.

Осенью во всех корпусах структурного подразделения состоялось

официальное открытие Арт-студии «Мир шедевров», на которую были

приглашены как родители, так и ветераны образования, мероприятие было

освещено в прессе и на телевидении.

Была проведена экскурсия по представленным экспозициям, гости

попробовали себя в роли художников на мастер- классе, дети активно

принимали участие в данном мероприятии и в конце все гости получили

сюрприз - набор для начинающих художников Наша картинная галерея это

важный опыт не только создания художественной студии с репродукциями

великих художников для воспитанников нашего учреждения, но и попытка

вовлечения детей в мир изодеятельности, прикладного и художественного

творчества, словесного искусства. Тем более, что ресурсы нашей Арт-студии

позволяют это сделать.

Проводя

образовательную

и

совместную

деятельность

с

воспитанниками в стенах нашей Галереи, педагоги учитывают особенности

восприятия детьми окружающей действительности и, тем более, предметов

искусства.

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого

человека тем, что это – развернутая деятельность, которая нуждается во

внешних опорах.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-

творческое начало.

Дошкольники

начинают

понимать

гармонию

природы,

эмоции

человека через основные функции изобразительного искусства и их

воспитательную ценность.

Рассмотрим их подробнее

Например, при работе с репродукцией известного русского художника

Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри. Три богатыря» очень ярко

прослеживаются

познавательная,

воспитательная

и

коммуникативная

функции.

Познавательная функция

позволит детям узнать, как называется

картина, кто художник, в какое время была написана она, кто изображен на

полотне, что пытался донести до нас художник, рассмотреть, как выглядели

раньше защитники нашей Родины, познакомить с понятиями богатырь,

дружина, кольчуга и пр.

Затем воспитатель может открыть перед ребенком систему норм,

правил, законов, традиций жизни народа, помочь ребенку понять их и

воспитать потребность сохранить эти нравственные ценности- в этом

заключается смысл воспитательной функции искусства.

Эстетическая функция позволяет ребенку видеть красоту не только

природы, но и красоту человеческих поступков, взаимоотношений. Именно

красота побуждает ребенка вместе с воспитателем наслаждаться народными

промыслами, и рождает потребность ее сохранить и воспроизвести в своем

творчестве.

И

наконец,

все

выше

перечисленные

функции,

объединяет

коммуникативная функция, которая открывает возможность для широкого

диалога воспитателя и детей, к широкому сотрудничеству и общению, для

творческого самовыражения.

Целью

приобщения

дошкольников

к

живописи

является

художественно- эстетическое развитие детей, в развитии ценностно –

смысловой сферы ребенка и потребности в творческой самореализации.

Учитывая особенности восприятия дошкольников, процесс приобщения

дошкольников к живописи условно разделяется на 3 этапа.

1 этап. Младший дошкольный возраст (3-4 года)

У

детей

этого

возраста

развивается

интерес

к

содержанию

произведений бытовой живописи, с сюжетами которых они уже сталкивались

в своей жизни, развивается представления о цвете и форме, воспитываются

эстетические чувства, положительные эмоции к красоте окружающего мира.

И важно на этом этапе организовывать эстетическую деятельность с

сенсорными эталонами (цветом, линией, пятном)

2 этап. Дети 4-5 лет, на этом этапе формируется представление: о

профессии художника и его значимости в жизни людей; о художественных

образах предметов и явлений. Развивается умение различать жанры

живописи и интереса к ним. Проявлять эстетических чувств и проявление

эмоций.

Важно

организовывать

самостоятельную

или

совместную

деятельность по созданию своих художественных образов.

3 этап. У детей 5-7 лет развиваются: мыслительные умения в процессе

художественного восприятия произведений живописи (анализ, сравнение,

суждение, умозаключение и пр.); эмоционально-эстетическая сфера ребенка

(оценочное отношение, вкус, предпочтения, суждения и т.д.).

Воспитывается: самостоятельность в выборе средств выразительности

(цвет, форма, фигура, линия и т.д.) в создании художественного образа в

рисовании

и

организация

самостоятельных

видов

художественно-

эстетической деятельности;

духовно- ценностное ядро ребенка (интересы, мотивы, способности,

потребности нравственных качеств личности).

С чего же нам начать приобщение детей к живописи? Ответ прост: с

того, с чего начинают наши дети, с удивления, восторга и восхищения перед

красотой, которую открыл для нас художник и отразил в своей картине,

находящейся в музее, в нашем доме и в детском саду. Мы взрослые вместе с

ребенком должны открыть эту красоту, не пройти мимо нее. Остановиться

перед картиной, всмотреться, задуматься, откликнуться душой на красоту

мира, вступить в диалог с художником, почувствовать вместе этот мир и

подарить радость. И эта коммуникация вносит в душу ребенка умение не

только видеть прекрасное, но и самим создавать его!



В раздел образования