Автор: Рыбкина Наталья Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Шиловская СОШ №1"
Населённый пункт: р.п. Шилово
Наименование материала: статья
Тема: ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Раздел: полное образование
Н. Д.Рыбкина
Зайцева Т.ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
МАТЕМАТИКИ
В статье
Рассмотрены
основные
проблемы,
возникающие
при
решении
задач
с
параметром.
Представлены методические рекомендации, которые помогут избежать этих проблем.
Задачи с параметром; итоговая аттестация; проблемы при решении задач с параметрами
N. Rybkina
1
EXERCISE WITH A PARAMETER IN A SCHOOL
MATH COURSE
The main problems that arise when solving problems with the parameter are considered. Guidelines
are provided to help avoid these problems.
Exercise with a parameter;
final examination; problems with parameters
В последнее время в школьной программе особое внимание уделяется задачам с
параметром. Потому что они имеют высокую диагностическую ценность. Используя их
можно проверить знания учеников в основных разделах математики, логическое мышление,
мастерство исследовательской деятельности, успешность изучения математики в высших
учебных заведениях (ВУЗ).
До введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) задачи с параметрами включали
в варианты вступительных экзаменов передовых вузов. На сегодняшний день данные задачи
входят в варианты контрольно-измерительных материалов профильного ЕГЭ (№18).
Целесообразно указать на интеллектуальную ценность параметрических задач в
школьном курсе математики. Так как процесс их решения является одним из сильных
средств формирования мышления, в особенности, математического. Так как эти задачи
имеют высокопотенциальные возможности формирования интеллектуальных операций
(аналогия, сравнение, обобщение и т.д.), создают активность и конкретизацию рассуждений,
логического мышления, благоприятствуют развитию визуального мышления при помощи
графического метода решения.
Следует заметить, что в школьной программе не хватает методического материала для
подробного изучения параметров. Фактически беспорядочно решаются задачи, не имеющие
отношения к ЕГЭ.
В связи с этим решение задач с параметрами приводит школьников к определённым
проблемам, которые связаны со следующими особенностями:
затруднения создаёт понятие параметра и формулировка задачи с параметром.
Потому что у данного понятия отсутствует точно сформулированное определение,
как у других математических понятий. Его понимание учениками осложняется
тем, что в их практике не было примеров применения параметров;
задачи с параметрами относятся к задачам продвинутого уровня сложности, у них
нет определённого алгоритма решения, также они требуют уверенного владения
разными разделами школьного курса математики;
разнообразие формул и методов, применяемых при решении задач данного вида;
наличие нескольких методов решений у одной и той же задачи.
1
Чтобы избежать проблем при решении задачи с параметром №18 на профильном ЕГЭ
по математике, требуется знать и уметь:
знать, что такое координатная прямая; отмечать числовые промежутки, которые
соответствуют данному неравенству; выполнять объединение или пересечение
промежутков;
знать, что такое декартова система координат; уметь строить, описывать,
преобразовывать графики функций;
уметь решать уравнения и неравенства основных видов не только алгебраически,
но и графически;
знать определение модуля числа; уметь преобразовывать выражения, содержащие
модуль; решать уравнения и неравенства с модулем; уметь выполнять построение
графика функции, содержащей модуль.
Данные методические рекомендации могут пригодиться для учителей, которые готовят
учеников выпускных классов к итоговой аттестации. А так же могут оказаться полезными на
факультативных занятиях и элективных курсах.