Автор: Курмакаева Зульфия Шамилевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ УИОП №38
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Доклад
Тема: Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными
потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать
полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве,
продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои
достижения.
«Главным
результатом
образования
становится
набор
компетентностей,
обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление
идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не
информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во
взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать современные
образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе»Начальная школа — важнейший
этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только
освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться».
Научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу
гражданина, который был бы успешен в своей профессии в будущем.
Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения;
технология проектного обучения; информационно-коммуникационные технологии;
технологии дифференцированного обучения; технологии игрового обучения; технология
«Портфель ученика» (Портфолио);здоровьесберегающие технологии;технология обучения
в сотрудничестве.
Технология проблемного обучения – это форма обучения, в которой процесс познания
учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основной
дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной
задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать
познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть
значимыми для усвоения нового материала.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного
обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой
социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания,
исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль
куратора,
советника,
наставника,
но
не
исполнителя.
Этапы
работы
над
проектом:«Погружение» в проект. Планирование деятельности. Реализация плана
действий. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта. Рефлексия. Учитывая
особенности развития младших школьников,
первокласснику необходимо предлагать
темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его возраста..На втором году
обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и
пользоваться дополнительной научной литературой, изготавливать некоторые детали
проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. В третьем
классе работа - исследование более расширена. Дети могут работать с научной
дополнительной
литературой
(справочники,
энциклопедии,
сборники),
устную
информацию
преобразовывать
в
письменную
и
делать
первоначальный
анализ
полученной информации. В четвёртом классе ребята уже могут сделать анализ, выбрать
главное из общего потока информации и оформить работу самостоятельно.
Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных
уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе позволяет развивать умение
учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать
практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более
интересными, продуманными, мобильными. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-
образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно
больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового
не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Технологии дифференцированного обучения. В нашей школе есть необходимость
внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое
позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного
обучения каждого ребенка. Уроки необходимо проводить с учетом индивидуальных
возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе
и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому
ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. У
каждого ученика должна быть ситуация успеха, а это возможно только тогда, когда он
самостоятельно выполняет задание и получает положительную оценку. Выполняя задания
разного уровня, каждый ученик может получить положительную оценку.
Технологии игрового обучения – эффективная организация взаимодействия педагога и
учащихся,
продуктивная
форма
их
обучения
с
элементами
соревнования,
непосредственности,
неподдельного
интереса.
В
процессе
игры
у
учащихся
вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается
внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся:
познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки,
фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Технология «Портфолио ученика»-позволяет проследить индивидуальный прогресс
ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не
только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. «Портфолио»
учеников состоит из двух обязательных частей (учебная деятельность, участие в делах
класса, школы.
Здоровьесберегающие технологии – это рациональная организация урока.Объем
учебной нагрузки ,нагрузка от дополнительных занятий в школе,занятия активно-
двигательного характера,динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные
мероприятия и т.п.
Разнообразные современные образовательные технологии, применяемые современным
учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень
мотивации,
формировать
функциональную
грамотность
учащихся
и
ключевые
компетенции
на
более
высоком
уровне,
эффективнее
развивать
потенциальные
способности учащихся, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и
конкурсах. Современный педагог должен уметь работать с современными средствами
обучения, чтобы обеспечить одно из главных прав обучающихся – право на качественное
образование.
1.
Коррекционно-развивающая программа для подростков “Фарватер” / Под ред.
Е.В.Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
2.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2010. – 208 с.
3.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010. – 474 с.
4.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
5.
Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр
“Академия”, 2009. – 400 с.