Напоминание

Программа кружка "Сделай сам"


Автор: Пухнярский Сергей Владимирович
Должность: Учитель труда(технологии)
Учебное заведение: МБОУ С(К) Ш №53
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа кружка "Сделай сам"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа кружка

«Сделай сам»

для обучающихся с нарушением интеллекта

Возраст обучающихся: 16-19 лет.

Срок реализации: 1 год.

г. Новосибирск

1. Пояснительная записка

Основной

задачей

специальных

(коррекционных)

школ

для

обучающихся с нарушением интеллекта является возможность адаптации

обучающихся в современном обществе,

выпускники должны быть готовы к

жизненным изменяющимся условиям.

В связи с этим развитие творческих

способностей

обучающихся

сегодня

становится одной

из

проблем

специального

образования.

В этом контексте

важное

значение

имеет

внеурочная деятельность,

которые позволяют развивать у обучающихся не

только умения

и навыки,

но и личностные

качества,

необходимые

для

успешной социализации и профессионального роста.

В

современном

обществе

актуальной

проблемой

является

формирование компетентного и конкурентоспособного поколения молодых

людей,

способных решать задачи различной сложности и адаптироваться к

переменам в

окружающей

среде.

Чтобы достичь

высокого

качества

в

столярном

производстве,

нужны

современные

технологии,

сложное

оборудование¸ поэтому профессия столяра – это техническая специальность,

хотя связанная и с художественным творчеством.

Программа кружка «Сделай сам» (далее Программа)

ориентирована,

прежде всего,

на получение профессиональных навыков и практического

опыта для обучающихся с нарушением интеллекта.

Занятия позволяют дать

обучающимся дополнительные сведения по трудовому обучению,

многим

подросткам развить в себе способности творческого самовыражения и просто

заняться интересным и полезным делом.

Программа составлена на основе конкурсных заданий Регионального

чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с

ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

Мастерская «Столярное дело» укомплектована новым оборудованием

по работе с древесиной,

что помогает создавать декоративно-прикладные

изделия и реализовывать индивидуальность каждого обучающегося.

Цель: создание условий для углубления и расширения знаний,

умений

и

навыков,

полученных

на

уроках

трудового

обучения,

формирование

профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в

трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.

Задачи:

Предметные:

расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования;

учить определять, различать и называть детали изделия;

учить определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью

педагога;

формировать устойчивый интерес к определенным видам труда, побуждать к

сознательному

выбору

профессии

и

получении

профильной

трудовой

подготовки;

совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы,

последовательном изготовлении изделия;

совершенствовать практические умения и навыки использования различных

материалов в предметно преобразующей деятельности;

выполнять правила техники безопасности во время занятий.

Коррекционные:

вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении работы;

развивать глазомер при выполнении практических работ.

активизация словаря путем введения в речь специальной терминологии.

Личностные:

формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях;

развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной

отзывчивости

и

взаимопомощи,

проявление

сопереживания к чувствам других людей;

формирование навыков коммуникации и принятых норм социального

взаимодействия, в том числе вербальных и невербальных коммуникативных

компетенций;

формирование

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни,

наличие мотивации к творческому труду,

работе на результат,

бережному

отношению к материальным и духовным ценностям.

В соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН) у обучающихся с

нарушением интеллекта отсутствуют метапредметные задачи.

2. Общая характеристика

Наибольшие

возможности

для

развития

творческих

способностей

обучающихся предоставляют

занятия по Программе,

реализация которой

позволяет

дать

обучающимся

дополнительные

сведения

по

трудовому

обучению,

больше

времени отвести отработке

практических навыков

и

умений.

Занятия проводятся в специальном кабинете (мастерской),

в котором

отведены

места

для

обучающихся,

для

станков

и

оборудования,

обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических

работ. Материал Программы предусматривает теоретические и практические

занятия, групповые и индивидуальные занятия.

Коллективность выполнения

отдельных

изделий

развивает

у

школьников

чувства

взаимопомощи

и

ответственности за общее дело.

При

работе

с

обучающимися

с

нарушением интеллекта

следует

придерживаться несколько простых,

но очень важных принципов обучения

для успешной реализации Программы:

принцип индивидуализации;

принцип новизны;

принцип цикличности;

принцип преемственности;

принцип наглядности;

˗

принцип

доступности

(учет

возрастных

и

индивидуальных

особенностей обучающихся

и

уровень

их

психического

и

физического

развития).

Методы, применяемые при подготовке к занятиям, подразделяются на:

словесные (объяснение, беседа);

наглядные

(демонстрация

иллюстрированных

пособий,

плакатов,

схем,

стендов, презентаций, видеофрагментов, приемов работы);

практические

(выполнение

задания,

овладение

приемами

работы,

приобретение навыков, управление технологическими процессами).

Диагностика

планируемых

результатов

осуществляется

на

основе

готового изделия.

3. Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

Предметные результаты:

отбирать (с помощью учителя) материалы и инструменты,

необходимые для

работы;

читать

помощью учителя)

технологические

карты,

используемые

в

процессе изготовления изделия.

планировать предстоящую практическую работу;

экономно расходовать материалы;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и

корректировку хода практической работы;

применять правила безопасности труда и производственной санитарии при

выполнении столярных работ;

производить подготовку и разметку заготовок для деталей;

выполнять

основные

операции

по

обработке

древесины и

древесных

материалов

ручным

инструментом:

пиление,

сверление,

долбление,

строгание, шлифование;

определять степень точности обработки деталей по форме и размерам;

формировать шипы, проушины, гнезда.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

правила безопасной работы с инструментами и оборудованием,

санитарно-

гигиенические требования при выполнении работы;

оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной

обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных

целей.

Коррекционные:

способность соблюдать намеченные линии и фигуры,

выполнять работу с

соблюдением технологических требований;

способность определять размеры предметов и расстояний на глаз,

использование в речи специальной терминологии.

У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

сотрудничество

со

взрослыми

и

сверстниками

в

разных

социальных

ситуациях;

проявление доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости

и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального

взаимодействия,

в

том числе

владение

вербальными

и

невербальными

коммуникативными компетенциями;

соблюдение режима дня,

отсутствие вредных привычек,

сформированные

навыки гигиены,

знание и соблюдение правил безопасного обращения с

электроинструментами и инструментами.

В

процессе

реализации

Программы

у

обучающихся

будут

сформированы следующие базовые учебные действия

:

Регулятивные:

принимать

цели

и

произвольно

включаться

в

деятельность,

следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

активно

участвовать

в

деятельности,

контролировать

и оценивать

свои

действия и действия одноклассников;

соотносить

свои

действия

и

их

результаты с

заданными

образцами,

принимать

оценку

деятельности,

оценивать

ее

с

учетом предложенных

критериев,

корректировать

свою деятельность

с

учетом

выявленных

недочетов.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать

изображение,

текст,

устное

высказывание,

элементарное

схематическое

изображение, чертеж,

таблицу,

предъявленных на бумажных и электронных

и других носителях).

Коммуникативные учебные действия:

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать

и понимать

инструкцию к

учебному заданию в

разных видах

деятельности и быту;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным

мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с

окружающими.

4. Описание места программы кружка «Сделай сам»

в учебном плане

На проведение занятий по Программе отводится 34 учебные недели.

Занятия проводятся в соответствии с утвержденным расписанием один раз в

неделю,

продолжительностью –

40

мин.

Обучение осуществляется после

окончания основных занятий.

5. Содержание программы

Вводное занятие (1 ч)

Правила техники безопасности при работе в учебной мастерской.

Изготовление рамы оконной с горизонтальной поперечиной - 10 ч.

Изделие. Рама оконная с горизонтальной поперечиной.

Теоретические сведения.

Технологическая карта: виды (применяемая

на

производстве,

применяемая

в

школьной

мастерской),

состав

(эскиз

изделия,

описание

приемов

выполнения,

чертеж,

указание

материала,

инструментов, приспособлений).

Практические работы. Изготовление рамы оконной с горизонтальной

поперечиной по технологическим картам. Торцевание заготовок по заданным

размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Запиливание

и долбление проушин,

выполнение шипов.

Сборка «насухо» и склеивание

соединений.

Изготовление подставки для цветов - 12 часов.

Изделие. Подставка для цветов.

Теоретические сведения.

Технологическая карта: виды (применяемая

на

производстве,

применяемая

в

школьной

мастерской),

состав

(эскиз

изделия,

описание

приемов

выполнения,

чертеж,

указание

материала,

инструментов, приспособлений).

Практические

работы.

Изготовление

подставки

для

цветов

по

технологическим картам.

Торцевание

заготовок

по

заданным размерам.

Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником.

Установка малки по

транспортиру.

Разметка

по

малке.

Запиливание

и

долбление

проушин,

выполнение шипов. Сборка «насухо» и склеивание соединений.

Изготовление изделия для конкурсного задания по компетенции

«Столярное дело» - 11 часов

Изделие.

Изделие

конкурсного

задания

компетенции

«Столярное

дело».

Теоретические сведения.

Технологическая карта: виды (применяемая

на

производстве,

применяемая

в

школьной

мастерской),

состав

(эскиз

изделия,

описание

приемов

выполнения,

чертеж,

указание

материала,

инструментов, приспособлений).

Практические

работы.

Изготовление

изделия

по технологическим

картам.

Торцевание заготовок по заданным размерам.

Разметка шипов и

проушин рейсмусом и угольником.

Установка

малки по

транспортиру.

Разметка по малке.

Запиливание и долбление проушин,

выполнение шипов.

Сборка «насухо» и склеивание соединений.

6. Тематическое планирование

п\п

Тема занятия

Кол-

во

часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Вводное занятие – 1 час

1

Вводный

инструктаж

по

технике

безопасности.

1

Изучение

правил

техники

безопасности.

Умение организовать рабочее место.

Повторяют

правила

техники

безопасности

мастерской,

умеют

организовать рабочее место

с помощью учителя

Изготовление рамы оконной с горизонтальной поперечиной – 10 часов

2

Изучение

чертежей

изготовления

деталей

изделия (рама оконная

с

горизонтальной

поперечиной)

1

Повторение

правил

изготовления

чертежа.

Изучение

чертежей

изготовления

деталей изделий.

Определение

по

чертежу

способа

соединения деталей

Повторяют правила

изготовления чертежа.

Определяют

по

чертежу

способ соединения деталей

с помощью учителя

3

Разметка

деталей

изделия

1

Повторение видов инструментов для

разметки.

Разметка

деталей

по

заданным

размерам.

Знакомство

с

требованиями

к

качеству выполняемых операций

Размечают детали по

заданным размерам с

помощью учителя.

4-7

Изготовление

угловых

шиповых соединений

4

Подбор

столярных

ножовок

для

выполнения

угловых

шиповых

соединений.

Повторение

правил

безопасной

работы при

изготовлении

угловых

шиповых соединений.

Изготовление

угловых

шиповых

соединений

Повторяют

правила

безопасной

работы

изготовление

угловых

шиповых соединений.

Выполняют

угловые

шиповые

соединения

помощью учителя

8

Выполнение

подгонки

деталей, узлов изделия

1

Повторение

правил

подгонки

деталей, узлов изделия.

Выполнение подгонки деталей, узлов

изделия.

Знакомство

с

требованиями

к

качеству выполняемых операций.

Повторяют

правила

подгонки

деталей,

узлов

изделия.

Выполняют

подгонку

деталей,

узлов

изделия

помощью учителя.

9

Сборка

узлов

изделия

«насухо»

1

Повторение правил сборки «насухо».

Подгонка деталей и комплектующих

изделий.

Сборка

узлов

изделия

«насухо».

Сборка изделия «насухо»

Подгоняют

детали

комплектующиеся

изделий

с помощью учителя.

Собирают

узлы

изделия

«насухо»

с

помощью

учителя.

Собирают

изделие

«насухо»

с

помощью

учителя

10

Сборка изделия на клей

1

Повторение видов клея.

Подбор

клея

для

конкретного

изделия.

Повторение

правил сборки изделия

на клей.

Сборка изделия на клей

Повторяют виды клея.

Подбирают

клей

конкретного

изделия

помощью учителя.

Повторяют правила сборки

изделия на клей.

Собирают изделие на клей с

помощью учителя

11

Отделка изделия

1

Повторение

техники

отделки

морилкой.

Повторение

правила

техники

безопасности при работе с морилкой.

Шлифование

и

отделка

готового

изделия морилкой.

Оценка качества готового изделия

Повторяют

техники

отделки морилкой.

Повторяют

правила

техники безопасности при

работе с морилкой.

Шлифуют

и

отделывают

готовое изделие морилкой с

помощью учителя

Изготовление подставки для цветов – 12 часов

12

Изучение

чертежей

изготовления

деталей

изделия (подставка для

цветов)

1

Повторение

правил

изготовления

чертежа.

Изучение

чертежей

изготовления

деталей изделий.

Определение

по

чертежу

способа

соединения деталей

Повторяют правила

изготовления чертежа.

Определяют

по

чертежу

способ соединения деталей

с помощью учителя

13-

14

Разметка

деталей

изделия

2

Повторение видов инструментов для

разметки.

Разметка

деталей

по

заданным

размерам.

Знакомство

с

требованиями

к

качеству выполняемых операций

Размечают детали по

заданным размерам с

помощью учителя.

15-

18

Изготовление

угловых

шиповых соединений

4

Подбор

столярных

ножовок

для

выполнения

угловых

шиповых

соединений.

Повторение

правил

безопасной

работы при

изготовлении

угловых

шиповых соединений.

Изготовление

угловых

шиповых

соединений

Повторяют

правила

безопасной

работы

изготовление

угловых

шиповых соединений.

Выполняют

угловые

шиповые

соединения

помощью учителя

19-

20

Выполнение

подгонки

деталей, узлов изделия

2

Повторение

правил

подгонки

деталей, узлов изделия.

Выполнение подгонки деталей, узлов

изделия.

Знакомство

с

требованиями

к

качеству выполняемых операций.

Повторяют

правила

подгонки

деталей,

узлов

изделия.

Выполняют

подгонку

деталей,

узлов

изделия

помощью учителя.

21

Сборка

узлов

изделия

«насухо»

1

Повторение правил сборки «насухо».

Подгонка деталей и комплектующих

изделий.

Сборка

узлов

изделия

«насухо».

Сборка изделия «насухо»

Подгоняют

детали

комплектующиеся

изделий

с помощью учителя.

Собирают

узлы

изделия

«насухо»

с

помощью

учителя.

Собирают

изделие

«насухо»

с

помощью

учителя

22

Сборка изделия на клей

1

Повторение видов клея.

Подбор

клея

для

конкретного

изделия.

Повторение

правил сборки изделия

на клей.

Сборка изделия на клей

Повторяют виды клея.

Подбирают

клей

конкретного

изделия

помощью учителя.

Повторяют правила сборки

изделия на клей.

Собирают изделие на клей с

помощью учителя

23

Отделка изделия

1

Повторение

техники

отделки

морилкой.

Повторение

правила

техники

безопасности при работе с морилкой.

Шлифование

и

отделка

готового

изделия морилкой.

Оценка качества готового изделия

Повторяют

техники

отделки морилкой.

Повторяют

правила

техники безопасности при

работе с морилкой.

Шлифуют

и

отделывают

готовое изделие морилкой с

помощью учителя

Изготовление изделия для конкурсного задания по компетенции «Столярное дело» – 11 часов

24

Изучение

чертежей

изготовления

деталей

изделия

1

Повторение

правил

изготовления

чертежа.

Изучение

чертежей

изготовления

деталей изделий.

Определение

по

чертежу

способа

соединения деталей

Повторяют правила

изготовления чертежа.

Определяют

по

чертежу

способ соединения деталей

с помощью учителя

25-

26

Разметка

деталей

изделия

2

Повторение видов инструментов для

разметки.

Разметка

деталей

по

заданным

размерам.

Размечают детали по

заданным размерам с

помощью учителя.

Знакомство

с

требованиями

к

качеству выполняемых операций

27-

30

Изготовление шиповых

соединений

4

Подбор

столярных

ножовок

для

выполнения шиповых соединений.

Повторение

правил

безопасной

работы при изготовлении шиповых

соединений.

Изготовление шиповых соединений

Повторяют

правила

безопасной

работы

изготовление

шиповых

соединений.

Выполняют

шиповые

соединения

с

помощью

учителя

31

Выполнение

подгонки

деталей, узлов изделия

1

Повторение

правил

подгонки

деталей, узлов изделия.

Выполнение подгонки деталей, узлов

изделия.

Знакомство

с

требованиями

к

качеству выполняемых операций.

Повторяют

правила

подгонки

деталей,

узлов

изделия.

Выполняют

подгонку

деталей,

узлов

изделия

помощью учителя.

32

Сборка

узлов

изделия

«насухо»

1

Повторение правил сборки «насухо».

Подгонка деталей и комплектующих

изделий.

Сборка

узлов

изделия

«насухо».

Сборка изделия «насухо»

Подгоняют

детали

комплектующиеся

изделий

с помощью учителя.

Собирают

узлы

изделия

«насухо»

с

помощью

учителя.

Собирают

изделие

«насухо»

с

помощью

учителя

33

Сборка изделия на клей

1

Повторение видов клея.

Подбор

клея

для

конкретного

изделия.

Повторение

правил сборки изделия

на клей.

Сборка изделия на клей

Повторяют виды клея.

Подбирают

клей

конкретного

изделия

помощью учителя.

Повторяют правила сборки

изделия на клей.

Собирают изделие на клей с

помощью учителя

34

Отделка изделия

1

Повторение

техники

отделки

морилкой.

Повторение

правила

техники

безопасности при работе с морилкой.

Шлифование

и

отделка

готового

изделия морилкой.

Оценка качества готового изделия

Повторяют

техники

отделки морилкой.

Повторяют

правила

техники безопасности при

работе с морилкой.

Шлифуют

и

отделывают

готовое изделие морилкой с

помощью учителя

Календарно-тематический план кружка «Сделай сам»

п/п

Темы и разделы

Кол-во

часов

Дата

Вводное занятие

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности

1

Изготовление рамы оконной с горизонтальной

поперечиной

10

2

Изучение

чертежей

изготовления

деталей

изделия

(рама

оконная с горизонтальной поперечиной)

1

3

Разметка деталей изделия

1

4

Изготовление угловых шиповых соединений

1

5

Изготовление угловых шиповых соединений

1

6

Изготовление угловых шиповых соединений

1

7

Изготовление угловых шиповых соединений

1

8

Выполнение подгонки деталей, узлов изделия

1

9

Сборка узлов изделия «насухо»

1

10

Сборка изделия на клей

1

11

Отделка изделия

1

Изготовление подставки для цветов

12

12

Изучение чертежей изготовления деталей изделия (подставка

для цветов)

13

Разметка деталей изделия

1

14

Разметка деталей изделия

1

15

Изготовление угловых шиповых соединений

1

16

Изготовление угловых шиповых соединений

1

17

Изготовление угловых шиповых соединений

1

18

Изготовление угловых шиповых соединений

1

19

Выполнение подгонки деталей, узлов изделия

1

20

Выполнение подгонки деталей, узлов изделия

1

21

Сборка узлов изделия «насухо»

1

22

Сборка изделия на клей

1

23

Отделка изделия

1

Изготовление

изделия

для

конкурсного

задания

по

компетенции «Столярное дело»

11

24

Изучение чертежей изготовления деталей изделия

1

25

Разметка деталей изделия

1

26

Разметка деталей изделия

1

27

Изготовление шиповых соединений

1

28

Изготовление шиповых соединений

1

29

Изготовление шиповых соединений

1

30

Изготовление шиповых соединений

1

31

Выполнение подгонки деталей, узлов изделия

1

32

Сборка узлов изделия «насухо»

1

33

Сборка изделия на клей

1

34

Отделка изделия

1

7. Материально-техническое обеспечение

Для

реализации

учебно-воспитательного

процесса

программа

укомплектована

методическими,

дидактическими

и

демонстрационными

материалами.

Столы ученические двухместные регулируемые.

Стулья ученические регулируемые.

Шкафы для размещения материалов, наглядных пособий.

Верстаки столярные.

Сверлильный станок.

Шуруповёрты.

Используются инструменты и оборудование:

Ножовки со средним и мелким зубом.

Рубанки.

Киянки деревянные.

Наборы стамесок разных размеров.

Линейки металлические.

Рейсмусы разметочные.

Угольники.

Рулетки.

Струбцины.

Щетки-смётки.

Угломеры.

Малки.

Защитные очки.

Информационное обеспечение:

Наглядно-плоскостные:

наглядные

методические

пособия,

плакаты,

фонд работ

учащихся,

настенные

иллюстрации,

фотографии,

магнитные

доски;

демонстрационные: законченные работы педагога и учащихся;

электронные

образовательные

ресурсы:

мультимедийные

учебники,

мультимедийные универсальные энциклопедии;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,

аудиозаписи.

Конкурсные

задания

регионального

чемпионата

по

компетенции

«Столярное дело». Приложение 1, 2.

Список литературы

1.

Столярное

дело:

10-11

кл.:

учеб.

для

спец.

(коррекционных)

образоват.

учреждений VIII

вида

/

А.Н.

Перелетов,

П.М.

Лебедев,

Л.С.

Сековец. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

2. Бобров, В.А. Справочник по деревообработке /Серия "Справочники",

-Ростов н/Д: Феникс,2003.

3.

Бобиков П.Д.

Справочник домашнего мастера.

– М.:

Издательство

ЭКСИМО, 2004.

Приложение 1

«Рама оконная с горизонтальной поперечиной»

Приложение 2

«Подставка для цветов»



В раздел образования