Автор: Шевелева Наталья Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ 36 г.Курган
Населённый пункт: г. КУРГАН
Наименование материала: статья
Тема: УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.
Раздел: высшее образование
Формирование интерактивной образовательной среды как средства повышения
качества образования.
Что такое интерактивная образовательная среда?
Понятие «интерактивность» в переводе с английского interaction означает взаимодействие (inter – взаимный, act –
действие). Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это не только развивающая
предметно-пространственная среда. Это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным
окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда предусматривает
взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях: дети – дети (из разных групп); дети –
родители (групповое и межгрупповое общение); дети – педагоги; дети – педагоги – родители.
Интерактивный характер образовательной среды определяют приоритетные для каждой дошкольной организации
задачи – повышение качества образования, создание условий для позитивной социализации дошкольников, развитие у
них инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Как создать интерактивную образовательную среду?
Чтобы создать в детском саду или конкретной группе интерактивную образовательную среду, необходимо
придерживаться трех подходов: средового, деятельностного и личностно-ориентированного. Данные подходы
определяют механизмы создания и функционирования интерактивной среды.
Интерактивная образовательная среда включает четыре модуля. Каждый из них предусматривает определенный набор
зон, средств и материалов.
1-й модуль – интерактивная среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это развивающая предметно-
пространственная среда, которая создается в группе: разные центры активности с соответствующими игровыми
материалами. Кроме того, это информационно-коммуникационное оборудование: интерактивные столы, интерактивная
доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет,
компьютерные обучающие программы, игротека электронных игр.
В рамках данного модуля есть возможность реализовывать с детьми разные формы организации образовательной
деятельности. Например, участвовать в социальных проектах «Час добрых дел», «Свой мир строим сами»;
благотворительных акциях «Твори добро», сетевых детских сообществах по различным направлениям, выпускать
ежеквартальную газету «Маленькие истории больших дел», создавать мультимедийные презентации. Технологии,
которые помогут реализовать данный модуль:
· диалоговые (беседы, дискуссии);
· интерактивные игры;
· технология проектной деятельности;
· технологии проблемного обучения,
· технология ТРИЗ;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
2-й модуль – интерактивная среда в дополнительном образовании дошкольников. Это секции и студии дополнительного
образования художественно-эстетической, познавательной, оздоровительной направленности.
В рамках данного модуля мы можем организовывать также разные формы образовательной деятельности с детьми.
Например, занятия по интересам – «Клубный час», «Час семейных увлечений», составление маршрутных карт
совместных дел, проект «Наша новая среда – детский городок», творческие вечера достижений. Чтобы реализовать
данный модуль, мы можем использовать:
· лего-технологию;
· технологию детского дизайна;
· игровые технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
3-й модуль – интерактивная среда в педагогической деятельности коллектива. Это информационно-коммуникационное
оборудование:
интерактивные
столы,
интерактивная
система,
интерактивная
доска,
электронные
девайсы,
интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет. Интернет – также неотъемлемая
составляющая деятельности современного педагога. Если нет возможности компьютеризировать рабочее место,
используйте ресурсы методического кабинета.
В рамках данного модуля мы можем организовывать разные формы деятельности совместно с педагогами нашей
дошкольной организации. Например, участвовать в профессиональных педагогических сообществах внутри коллектива,
проблемных семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, конкурсах различного уровня, творческих группах по
различным направлениям. Чтобы реализовать данный модуль, мы можем использовать: кейс-технологии, методы
«Синквейн», «Фишбоун», технологии проектной деятельности, технологии составления ментальных карт, ИКТ.
4-й модуль – интерактивная среда во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом. Этот модуль предполагает
наличие и использование информационно-коммуникационного оборудования: интерактивные столы, интерактивная
система, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный
настенный планшет.
В рамках данного модуля вместе с семьями воспитанников и социальными партнерами (общеобразовательными
школами, музыкальной школой, спортивными секциями, библиотекой, Комитетом территориального общественного
самоуправления) мы можем создать, например:
· сетевые сообщества;
· детско-родительские сообщества;
· волонтерское движение
· школу опыта семейного воспитания;
· мини-музеи семейного творчества и т. д.
Реализовать данный модуль мы можем с помощью технологии проектной деятельности.