Напоминание

"Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися, имеющими ЗПР"


Авторы: Карпова Галина Евгеньевна, Григорьева Екатерина Александровна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 38" НМР РТ
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися, имеющими ЗПР"
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-

развивающей деятельности с обучающимися, имеющими ЗПР.

Тема взаимодействия учителя-дефектолога И учителя-логопеда в последнее время стала

более актуальной.

Отклонения

в

речевом

развитии

и

обусловленные

речевые

трудности

часто

сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой

в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной,

игровой и творческой деятельности.

У детей при нормальном интеллекте, имеющих логопедические проблемы, зачастую

наблюдается

снижение

познавательной

деятельности,

снижается

объём

запоминания

и

воспроизведения материала, внимания становится неустойчивым, психические процессы

истощаются, снижается уровень обобщения и осмысления действительности. У детей

появляются сложности со связной речью. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто

наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность,

замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Такие дети нуждаются в особых коррекционно-педагогических условиях развития и

обучения.

Коррекционно-развивающий

процесс

предполагает

исправление

(преодоление)

недостатков

умственного

и

физического

развития,

совершенствование

психических

и

физических

функций,

сохранной

сенсорной

сферы

и

нейродинамических

механизмов

компенсации дефекта.

Основная задача специалистов обеспечить каждому ребенку с нарушениями интеллекта

максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать

учебно- воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение

вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом

индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Целью совместной работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда является тесное

взаимодействие

в

процессе

коррекционно-развивающей

образовательной

деятельности,

стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Общие задачи:

- создать

модель

коррекционно-развивающей

деятельности специалистов,

как

условие интеллектуального и личностного развития ребенка;

- обозначить

основные

направления

взаимодействия

коррекционно-развивающей

деятельности специалистов;

- разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и логопеда в условиях

дошкольной образовательной среды.

Совместная работа специалистов начинается уже на этапе первичного обследования

ребенка.

Целью

первичного

обследования

является

изучение

особенностей

речевого,

физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности

разных

видов

детской

деятельности,

особенностей

личностного

развития.

Каждый

из

специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне.

Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии

познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом, низкой умственной и физической

работоспособностью.

Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог.

Задачи учителя дефектолога:

Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка.

Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с

их индивидуальными программами по следующим направлениям:

-

развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

-

развитие речи;

-

развитие моторики;

-

развитие математических способностей;

-

расширение кругозора.

Прослеживание динамики развития детей.

Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Формирование

у

педагогического

коллектива

и

родителей

информационной

готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной

речевой среды.

Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими

работы с детьми.

Задачи работы учителя-логопеда

Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-

типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке,

определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-

речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к

школьному обучению.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Обогащение словарного запаса.

Совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями

в развитии, так как специалисты не только могут совместно осуществлять психолого-

педагогическое сопровождение детей данной категории, но и грамотно скоординировать работу

всех педагогов, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных

возможностей воспитанников.

Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога и учителя-логопеда

позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном

взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование

личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и

адаптации их в обществе.

Достижение эффективности в коррекционно – воспитательной работе возможно за счет

взаимодействия

всех

участников

педагогического

процесса

и

в

совместном

решении

образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ предполагает

взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.



В раздел образования