Авторы: Карпова Галина Евгеньевна, Григорьева Екатерина Александровна
Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 38" НМР РТ
Населённый пункт: город Нижнекамск
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися, имеющими ЗПР"
Раздел: начальное образование
Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-
развивающей деятельности с обучающимися, имеющими ЗПР.
Тема взаимодействия учителя-дефектолога И учителя-логопеда в последнее время стала
более актуальной.
Отклонения
в
речевом
развитии
и
обусловленные
речевые
трудности
часто
сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой
в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной,
игровой и творческой деятельности.
У детей при нормальном интеллекте, имеющих логопедические проблемы, зачастую
наблюдается
снижение
познавательной
деятельности,
снижается
объём
запоминания
и
воспроизведения материала, внимания становится неустойчивым, психические процессы
истощаются, снижается уровень обобщения и осмысления действительности. У детей
появляются сложности со связной речью. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто
наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность,
замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Такие дети нуждаются в особых коррекционно-педагогических условиях развития и
обучения.
Коррекционно-развивающий
процесс
предполагает
исправление
(преодоление)
недостатков
умственного
и
физического
развития,
совершенствование
психических
и
физических
функций,
сохранной
сенсорной
сферы
и
нейродинамических
механизмов
компенсации дефекта.
Основная задача специалистов обеспечить каждому ребенку с нарушениями интеллекта
максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать
учебно- воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение
вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом
индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Целью совместной работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда является тесное
взаимодействие
в
процессе
коррекционно-развивающей
образовательной
деятельности,
стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Общие задачи:
- создать
модель
коррекционно-развивающей
деятельности специалистов,
как
условие интеллектуального и личностного развития ребенка;
- обозначить
основные
направления
взаимодействия
коррекционно-развивающей
деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и логопеда в условиях
дошкольной образовательной среды.
Совместная работа специалистов начинается уже на этапе первичного обследования
ребенка.
Целью
первичного
обследования
является
изучение
особенностей
речевого,
физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности
разных
видов
детской
деятельности,
особенностей
личностного
развития.
Каждый
из
специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне.
Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии
познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом, низкой умственной и физической
работоспособностью.
Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог.
Задачи учителя дефектолога:
Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка.
Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с
их индивидуальными программами по следующим направлениям:
-
развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
-
развитие речи;
-
развитие моторики;
-
развитие математических способностей;
-
расширение кругозора.
Прослеживание динамики развития детей.
Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Формирование
у
педагогического
коллектива
и
родителей
информационной
готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной
речевой среды.
Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими
работы с детьми.
Задачи работы учителя-логопеда
Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-
типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке,
определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-
речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к
школьному обучению.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Обогащение словарного запаса.
Совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями
в развитии, так как специалисты не только могут совместно осуществлять психолого-
педагогическое сопровождение детей данной категории, но и грамотно скоординировать работу
всех педагогов, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей воспитанников.
Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога и учителя-логопеда
позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном
взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование
личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и
адаптации их в обществе.
Достижение эффективности в коррекционно – воспитательной работе возможно за счет
взаимодействия
всех
участников
педагогического
процесса
и
в
совместном
решении
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ предполагает
взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.