Напоминание

Из опыта работы


Автор: Иванова Галина Герасимовна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МОКУ СКОШ 4
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта использования игры «Домино»

«Без

игры

нет,

и

не

может

быть

полноценного

умственного

развития….

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости

и

любознательности»

В.А.Сухомлинский.

Дети с РАС— это уникальные дети, к которым просто необходим

индивидуальный подход. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных

и инновационных технологий способствует развитию у детей познавательной

активности, мотивации. В обучении детей с РАС традиционные технологии

являются основными. Они вызывают у ребенка наибольший интерес.

Развитие игровых навыков у детей с расстройствами аутистического

спектра — одна из важнейших коррекционных задач.

Игровые технологии – один из перспективных методов работы с

детьми с РАС. С практической стороны она наиболее доступна и при

соответствующей подготовке используется как педагогами, так и ближайшим

окружением ребёнка. С нашей точки зрения, ценность игры заключается в её

психологической комфортности для ребёнка.

Основными

направлениями

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми с РАС являются: развитие эмоционально-личностной сферы и

коррекция

ее

недостатков;

развитие

познавательной

деятельности

и

целенаправленное

формирование

высших

психических

функций;

формирование

произвольной

регуляции

деятельности

и

поведения;

формирование

социальных

навыков

и

социализации;

обеспечение

эмоциональной разрядки.

При правильном подборе игр, их последовательности и системности

использовании можно добиться гарантированного результата в обучении и

воспитании. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

обучающая, закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие

памяти, внимания, мышления; развлекательная- создание благоприятной

атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес;

Я имею почти 40 лет педагогического стажа, а опыт педагогической

деятельности в коррекционной школе более 15 лет, и могу утверждать, что на

заре моей работы один «аутист» в школе – это была редкость. На

сегодняшний день в наших коррекционных классах встречается по 1-2

«аутисту». Каждый год значительно увеличивается количество детей данной

категории.

Ну а я, присмотревшись, почитав, повысив в некоторой степени своё

самообразование, выстроила некоторую систему своей педагогической

работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Начну с того, что все дети с РАС, с которыми я работаю, разные и к

каждому

я

нашла

свой

индивидуальный

подход,

чтобы

построить

коррекционный процесс правильно. В работе с данной категорией детей

важно: безусловное принятие ребёнка и его особенностей. Без такого

принятия невозможно продвинуться в образовании. Очень важна система

поощрения:

похвала

и

стимулирование.

Этот

прием

необходим

для

успешности образования детей с РАС. В самом начале занятия ребенку

важно показать, что в конце он получит желаемое (это может быть то, что

важно ребенку: любимая игра, конфета, желаемый предмет и т.д.). И

обязательно однообразие деятельности. Важно понимать, что дети с РАС –

это не обычные дети, им требуется однообразие. Привыкнув к одной работе,

можно постепенно добавлять другое упражнение или игру.

Настольная

игра

-

универсальное

средство

для

развития

коммуникативных навыков детей с РАС. Специфика настольных игр, а

именно: наличие чётких правил, понятный алгоритм последовательности

действий, наглядности - позволяет учитывать особенности наших детей.

Кроме закрепления умения обобщать, для многих ребят игра служит

хорошим стимулом для дальнейшего сотрудничества. Однако следует

отметить, что иногда учебные требования не соответствуют индивидуальным

особенностям учащихся и тогда нам на помощь приходит игра.

Для обучения, в основном, для закрепления, я использую разные

настольные игры и один из них «Домино».

У Тускуна устный счет есть, сложить и вычитать может только с

помощью палочек. Однажды купила «Домино» и показала ему, и он почти

сразу подключился, на меня смотрит, я называю цифру, и он проговаривая

ищет и находит.

Карточки для лото легко изготовить самостоятельно.

Можно изготавливать домино с понятиями из разных областей знаний, а

можно для каждой конкретной. В моем арсенале пока есть тематические:

математика, окружающий мир, так и смешанные наборы карточек.

Правила игры как в обычном домино. К конкретному понятию мы

можем приложить его обобщающее понятие или другие конкретные понятия

из этой группы, к обобщающему понятию прикладываем только его

конкретные понятия. я оставляю ее в качестве разминки или как бонус за

хорошую работу в конце на последующих занятиях. Таким образом,

включаясь в игровое общение с детьми, я формирую у них познавательную

активность, развиваю внимание и память, создаю условия для формирования

логических операций мышления.

Описанным способом удалось научить ребенка играть в домино. В ходе

занятий мальчик обучался усидчивости, уменьшилась его импульсивность,

он овладел необходимыми навыками визуального и пространственного

восприятия, научился ждать своей очереди, стал позитивно реагировать на

социальное поощрение.



В раздел образования