Напоминание

Основы Ландшафтного дизайна


Автор: Гараева Фаризя Сулеймановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: "Большекантатская школа"-филиал МКОУ "Российская СОШ"
Населённый пункт: д. Большой Кантат
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: Основы Ландшафтного дизайна
Раздел: среднее образование





Назад




«Большекантатская школа» - филиал МКОУ «Российская СОШ»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Приказ № 1 от «29» 08.

2023г.

.

УТВЕРЖДЕНО

директор___/Струзик М.Ф.

Приказ № 158 от «31» 08.

2023г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Основы ландшафтного дизайна»

(6-9 кл)

Гараева Фаризя Сулеймановна,

учитель биологии

высшая квалифицированная категория

д.Большой Кантат

2023г.

2

Содержание

1.

Пояснительная записка ………………………………………………….. 3

2.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Основы

ландшафтного дизайна» …………………………………….. …..............4

3.

Содержание программы……..………………………………..…….........7

4.

Формы организации видов деятельности……....…………………..........8

5.

Тематическое планирование……………………………………… …….8

6.

Приложение. Темы проектной деятельности обучающихся …...……..11

.

3

Пояснительная записка

Основные направления воспитания учащихся в нашей школе – это

формирование

гражданственности,

патриотизма,

гуманистического

отношения

к

окружающему

миру,

внутренней

потребности

личности

в

постоянном

самосовершенствовании

и

здоровый

образ

жизни.

Одним

из

путей

реализации

этих

задач

является

осуществление

проекта

по

благоустройству школьного двора. Школа – это второй дом, малая Родина.

Начиная с малого: с любви к школе и к месту, где родился, уважительного

отношения к своему и чужому труду, толерантности, в ребенке просыпается

и любовь к Родине.

Курс

«Основы

ландшафтного

дизайна»

подтверждает

тот

факт,

что

с

улучшением

благосостояния

людей

стал

важным

вопрос

обустройства

территории,

прилегающей

к

их

дому

или

месту

работы.

Но

ухоженные

газоны,

эффектные

цветники

и

пейзажные

композиции

деревьев

и

кустарников

проектируются

людьми,

имеющими

специальные

знания

биологии.

Приблизить

красоту

природы

человек

старается

руками

проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.

Цель

данного

курса состоит

в

формировании

проектных

умений

обучающихся

как

одного

из

условий

развития

их

индивидуальности;

повышении уровня экологических и природоохранных знаний, нацеливание

на участие в решении современных экологических проблем.

Для достижения поставленной цели решаются следующие

задачи:

Выявить экологические проблемы своего района, области;

Познакомиться с элементами ландшафтного дизайна;

Научиться создавать проекты озеленения территорий;

Познакомиться

с

многообразием

растений,

их

биологическими

особенностями;

Раскрывать

эстетическое,

практическое,

оздоровительное,

познавательное значение природы для людей;

Развивать

и

совершенствовать

психологические

качества

личности:

(любознательность,

инициативность,

трудолюбие,

волю,

самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себя);

Формировать экологическую культуру учащихся;

Воспитывать бережное отношение к богатствам природы;

Воспитывать

навыки

правильного

поведения

в

природной

среде,

преодоление потребительского подхода к природе;

4

Развивать умения анализировать, обобщать, соотносить результаты

личных наблюдений;

Расширять кругозор учащихся;

Выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих

способностей;

Научиться использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Программа

внеурочной

деятельности

«Основы

ландшафтного

дизайна»

рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Курс

носит

практическую

направленность,

так

как

обеспечивает

приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их

как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни

для решения конкретных задач.

Основные

методы обучения:

проблемный,

частично

-

поисковый

и

исследовательский,

словесно-иллюстративные

методы,

выступления

с

предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий:

теоретические - комбинированное занятие, мини-конференция;

практические - практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Основы ландшафтного дизайна»

Планируемые

результаты

освоения

учащимися

программы

внеурочной деятельности:

На уровне личностных результатов школьников:

Осознание единства и целостности окружающего мира;

Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;

Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа

жизни и сохранения здоровья;

Уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей;

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных

на изучение живой природы;

На уровне метапредметных результатов школьников:

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

построения рассуждений;

Готовность слушать собеседника и делать выводы;

Аргументировать свою точку зрения;

5

На уровне учебного предмета «Биология»:

Знать:

Определение

понятий

«ландшафтный

дизайн»,

«основные

композиционные

элементы

ландшафтного

дизайна»,

«правила

составления

проектов»,

«древесные

растения»,

«травянистые

растения», «кустарники», «бонсаи», «клумбы», «рабатки», «бордюры»,

«миксбордеры», «вазоны», «розарии», «альпийские горки», «рокарии»,

«патио», «перголы», «павильоны», «арки»;

Методы борьбы с вредителями и болезнями цветковых растений;

Правила создания проекта;

Способы оказания первой помощи;

Уметь:

Структурировать полученные ранее знания;

Определять биологические и декоративные особенности древесных и

травянистых растений, используемых в озеленении;

Составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их

биологии и декоративности, а также природно-климатических условий

района;

Создавать

проекты

озеленения

территории

с

использованием

специальных обозначений;

Представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов,

проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.;

Работать в команде;

Работать с грунтом, семенами, рассадой;

Бороться с вредителями и болезнями цветковых растений;

Отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Оказать первую помощь человеку.

Применять полученные знания:

- об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

Формируемые УУД

В результате внеурочной деятельности у учеников основной школы будут

сформированы предметные УУД: познавательные, коммуникативные и

регулятивные:

Познавательные УУД

1.

Формирование умения находить и использовать нужную

информацию.

6

2.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

3.

Формирование

интеллектуальных

умений

(доказывать,

строить

рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и

эстетического отношения к живым объектам;

Коммуникативные УУД

1.

Формирование

умения

самостоятельно

организовывать

учебное

взаимодействие при работе в группе.

2.

Формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном

обсуждении

проблем;

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

со

сверстниками и взрослыми;

Регулятивные УУД

1.

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать

учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2.

Сформировать

умение

составлять

(индивидуально

или

в

группе)

план решения проблемы (выполнения проекта).

Ожидаемые

результаты

от

реализации

программы

внеурочной

деятельности:

Повышение уровня теоретических знаний по биологии

Бережное отношение к природе

Повышение уровня познавательного интереса

Повышение

уровня

мотивации

к

ведению

здорового

образа

жизни

Оценка результативности реализации программы:

Результативность

программы

внеурочной

деятельности

«Ландшафтный

дизайн» можно определить по следующим критериям:

1.

Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания и

представления школьников.

2.

Мотивационно-потребностный критерий – характеризует стремление

школьников проявить себя.

3.

Деятельностный критерий – выявляет умения школьников.

Каждый

из

критериев

имеет

систему

показателей,

характеризующих

проявление исследуемых качеств по данному критерию.

Критерии

Показатели

Средства

измерения

Когнитивный

1.Знание понятий «ландшафтный дизайн»,

«основные композиционные элементы

ландшафтного дизайна», «правила составления

проектов», «древесные растения», «травянистые

растения», «кустарники», «бонсаи», «клумбы»,

«рабатки», «бордюры», «миксбордеры»,

«вазоны», «розарии», «альпийские горки»,

Тестирование

7

«рокарии», «патио», «перголы», «павильоны»,

«арки» и оперирование ими.

Мотивационно-

потребностный

1.Рост мотивации к бережному отношению к

природе

2.Повышение уровня познавательного интереса

Наблюдение

Наблюдение

Деятельный

1.Качественное изменение в личностном

развитии,

2. Умение разработать проект,

3.Участие в интеллектуальных конкурсах.

Наблюдение

Участие в научно-

практических

конференциях

Механизм отслеживания результатов: наблюдение; тестирование;

практические работы; научно-практическая конференция.

2.

Содержание программы

Введение. Ландшафтный дизайн, его принципы. (1 ч.)

Ландшафтный дизайн, его принципы.

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве.

История использования человеком травянистых и древесных декоративных

растений.

Основные направления мирового паркостроения, история и современность.

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в

зелёном строительстве. (4 ч.)

Общие сведения о травяных растениях. Понятия о древесных растениях.

Декоративность.

Практическая

работа

№1

«Сбор

семян

декоративных

растений»

(на

пришкольном участке).

Практическая

работа

№2

«Составление

ассортимента

древесно-

кустарниковых

растений,

травянистых

растений

для

озеленения

пришкольного участка».

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в

насаждениях. (9ч.)

Газоны. Типы газонов. Семена газонов. Устройство. Рулонные газоны.

Деревья-крупномеры. Одиночные посадки.

Ручьи. Болота. Водопады и каскады. Фонтаны. Садовые пруды.

Альпийские горки (альпинарии) и рокарии. Садовые дорожки, патио.

Подпорные стенки и мостики. Беседки, перголы, павильоны, арки.

Практическая работа №3 «Проектирование цветочного оформления на фоне

пришкольного участка».

Практическая работа №4 макет «Альпийская горка»

8

Технология выращивания цветковых растений (агротехника). Условия

выращивания цветковых растений. (18 ч.)

Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни

цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.

Подготовка почвы. Обработка почвы.

Практическая работа №5 Планирование и разбивка участка по проекту.

Практическая работа №6 Высадка посадочного материала.

Практическая работа №7 Уход за рассадой.

Итоговое занятие (2ч.)

Итоговая конференция. Выставка и презентация отчётных работ учащихся.

Подведение итогового прохождения курса

3.

Формы организации видов деятельности:

Работа в группах

Коллективная работа

Круглый стол

Творческая работа

Практическая работа

Создание проекта

Защита проекта

Конференция

4.

Учебно-тематический план

п/п

Тема программы курса

Тема занятия

Все

го

час

ов

Формирование УУД

1

Введение.

Ландшафтный дизайн,

его принципы.

Ландшафтный дизайн, его

принципы.

Понятие о ландшафтной

архитектуре, садово-

парковом искусстве.

История использования

человеком травянистых и

древесных декоративных

растений.

Основные направления

мирового паркостроения,

история и современность.

1

Личностные УУД

1

.

Осознавать единство и

целостность окружающего

мира.

2. Формировать умение

осознавать потребность и

готовность к

самообразованию, в том

числе и в рамках

самостоятельной

деятельности вне школы.

Познавательные УУД

1.

Формирование умения

анализировать,

сравнивать.

Коммуникативные УУД

9

1.

Формирование умения

слушать и понимать речь

других людей.

Регулятивные УУД

1

.

Формирование умения

самостоятельно

обнаруживать и

формировать учебную

проблему, определять цель

учебной деятельности.

2

Биологические и

декоративные

особенности растений,

используемых в

зелёном строительстве

1. Общие сведения о

травяных растениях

1

Личностные УУД

1. Оценивать жизненные

ситуации с точки зрения

безопасного образа жизни и

сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1.

Формирование умения

анализировать,

сравнивать.

2.

Формирование умения

находить и использовать

нужную информацию.

3. Вычитывать все уровни

текстовой информации.

Коммуникативные УУД

1.

Формирование умения

самостоятельно

организовывать учебное

взаимодействие при работе в

группе.

Регулятивные УУД

1.

Формирование умения

самостоятельно

обнаруживать и

формировать учебную

проблему, определять цель

учебной деятельности.

3.

Сформировать

умение

составлять

(индивидуально

или в группе) план решения

проблемы

(выполнения

проекта).

2. Понятия о древесных

растениях.

Декоративность

1

Практическая работа №1

«Сбор семян

декоративных растений».

1

Практическая работа №2

«Составление

ассортимента древесно-

кустарниковых растений,

травянистых растений для

озеленения пришкольного

участка».

1

3

Композиционные

элементы

ландшафтного

дизайна и их

использование в

насаждениях

1.

Газоны. Типы газонов.

Устройство газонов.

Рулонные газоны.

Кустарники и бонсаи.

Клумбы. Рабатки.

Бордюры. Миксбордеры.

Вазоны. Розарии.

Деревья-крупномеры.

Одиночные посадки.

2

Личностные УУД

1. Оценивать жизненные

ситуации с точки зрения

безопасного образа жизни и

сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1

. Формирование умения

анализировать,

сравнивать.

2.

Формирование умения

находить и использовать

нужную информацию.

3. Вычитывать все уровни

3.Ручьи. Болота.

Водопады и каскады.

1

10

Фонтаны. Садовые

пруды.

текстовой информации.

Коммуникативные УУД

1.

Формирование умения

самостоятельно

организовывать учебное

взаимодействие при работе в

группе.

Регулятивные УУД

1.

Формирование умения

самостоятельно

обнаруживать и

формировать учебную

проблему, определять цель

учебной деятельности.

2. Сформировать умение

составлять (индивидуально

или в группе) план решения

проблемы (выполнения

проекта).

4.

Альпийские горки

(альпинарии) и рокарии.

Садовые дорожки, патио.

1

5. Подпорные стенки и

мостики. Беседки,

перголы, павильоны, арки

1

6.Практическая работа

№3 «Проектирование

цветочного оформления

на фоне газона».

2

7.Практическая работа

№4 «Альпийская горка»

2

4

Технология

выращивания

цветковых растений

(агротехника).

Условия выращивания

цветковых растений.

Вредители цветковых

растений и меры борьбы с

ними

Основные болезни

цветковых растений.

1

Личностные УУД

1

.

Формировать умение

осознавать потребность и

готовность к

самообразованию, в том

числе и в рамках

самостоятельной

деятельности вне школы.

2. Оценивать жизненные

ситуации с точки зрения

безопасного образа жизни и

сохранения здоровья

Познавательные УУД

1. Формирование умения

анализировать,

сравнивать.

2.

Формирование умения

находить и использовать

нужную информацию

Коммуникативные УУД

1.

Формирование умения

слушать и понимать речь

других людей.

2.

Формирование умения

самостоятельно

организовывать учебное

взаимодействие при работе

в группе.

Регулятивные УУД

1

.

Формирование умения

самостоятельно

обнаруживать и

формировать учебную

проблему, определять цель

учебной деятельности. .

2. Сформировать умение

составлять (индивидуально

Правила подбора и

высадки посадочного

материала.

1

Подготовка почвы.

1

Обработка почвы.

1

Практическая работа №5

«Планирование и

разбивка участка по

проекту».

5

Практическая работа №6

«Высадка посадочного

материала».

5

Практическая работа №7

«Уход за рассадой».

4

11

или в группе) план решения

проблемы (выполнения

проекта).

5

Итоговое занятие

Итоговая конференция.

Выставка и презентация

отчётных работ учащихся.

Подведение итогового

прохождения курса

2

Личностные УУД

1.

Постепенно выстраивать

собственное целостное

мировоззрение.

Познавательные УУД

1.

Формирование умения

анализировать,

сравнивать.

2.

Формирование умения

находить и использовать

нужную информацию

Коммуникативные УУД

1.

Формирование умения

слушать и понимать речь

других людей.

2.

Формирование умения

самостоятельно

организовывать учебное

взаимодействие при работе

в группе.

Регулятивные УУД

1.

Формирование умения

самостоятельно

обнаруживать и

формировать учебную

проблему, определять цель

учебной деятельности. .

2. Сформировать умение

составлять (индивидуально

или в группе) план решения

проблемы (выполнения

проекта).

Итого

34

12

Приложение

Темы проектной деятельности обучающихся:

1.

Цветочные часы.

2.

Парковая культура различных улиц.

3.

Озеленение улиц.

4.

Озеленение школы.

5.

Проект пришкольного участка.

6.

Проект приусадебного участка.

7.

Макет школьного двора.

Перечень учебно-методических средств обучения

1.

Е.Астахова, Т.Крупа, М.Череватенко «Ландшафтный дизайн», 2017 г.

2.

Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ

«ЛАДА», 2016.

3.

Стойчев Любен

Ив. Парковое и ландшафтное искусство.

– София,

1982.

4.

Чаховский, А. А. – Красивоцветущие кустарники для садов и парков. –

Минск, 1988.

5.

Ян Ван дер Неер, Всё о садовых цветах. – С-П.: СЗКЭО «Кристалл»,

2016.



В раздел образования