Автор: Кулагина Елена Михайловна
Должность: учитель внеурочной деятельности
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 24
Населённый пункт: город Белово Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация процесса обучения по естественно-научному направлению на базе школьной теплицы
Раздел: дополнительное образование
Тема: Организация процесса обучения по естественно - научному
направлению на базе школьной теплицы
Презентация педагогического опыта
Цель: Познакомить аудиторию с формами, методами и приемами,
используемыми учителями внеурочной деятельности для организации
рационального и содержательного досуга детей разных возрастных групп в
школьной теплице.
Задачи:
-Показать, каким образом, на базе школьной теплицы, можно ненавязчиво
приобщать к трудовой деятельности, направленной на получение результата,
несущего эстетическое удовлетворение.
-Подчеркнуть необходимость существование и развития учреждений
дополнительного образования, способных привлечь детей, и создать условия
для активизации развития каждого обучающегося, для его самореализации.
-Продемонстрировать аудитории фото и видеоматериал практической работы
по выращиванию растений, которую выполняют дети, проявляя при этом
огромный интерес, активность, инициативность,
самостоятельность, любознательность, ответственность, аккуратность,
умение работать в группах, уважение к труду окружающих,
наблюдательность, любовь и бережное отношение к растениям.
Мы, учителя внеурочной деятельности, Кулагина Елена Михайловна и
Калюжная Ольга Николаевна, организуем внеурочную деятельность по
естественно - научному направлению «В мире растений» и «Овощеводство»
в 3-7классах в МБОУ СОШ №24. Немного о себе. У нас приличный
педагогический стаж (15 и 25 лет). Свои дети выросли, внуки только
родились и живут отдельно. А женское начало диктует: хочу быть с детьми.
Работаем с детьми с удовольствием.
Введение
Современный жизненный ритм школьника весьма напряженный. С первых
дней учебного года он способен вывести ребенка из равновесия. Как
следствие - усталость, нежелание учиться, нарушение психики. После уроков
ученику необходим полноценный отдых. Общеизвестно, что общение с
живой природой положительно влияет на ребенка, снимает нервное и
умственное напряжение, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие
чувства.
Основываясь
на
этом,
мы
организуем
рациональный
и
содержательный досуг детей разных возрастных групп в школьной теплице.
Дети зачастую приходят уставшие после занятий в школе, взбудораженные
от ссор со сверстниками, расстроенные. Могут бегать по теплице, кричать,
порою ссориться. Как успокоить таких детей и настроить на рабочий лад?
К занятию приступаем не сразу. Кто-то захочет полежать на лавочке, кто-то
расскажет свои новости, а кто-то поделится проблемой. Затем даю детям
возможность погулять по теплице: увидеть изменения, происходящие с
нашими растениями, поделиться впечатлениями о цветах своих мам, бабушек
и тетушек, рассказать что-то интересное и задать вопросы, покормить в
бассейне рыбок и понаблюдать за ним. В итоге дети успокоились и
переключились на работу в теплице
А потом: «Чем помочь?» и сто тысяч «Почему?». Знания впитывают, как
губка, так как теория непосредственно подкрепляется практикой. Только
успевай
отвечать
на
вопросы
и
выполнять
уход
за
растениями
с
обучающимися рука об руку. Благо есть, чем занять детей: более 300
экземпляров
комнатных
растений,
которым
необходимо
обеспечить
ежедневный уход.
Наша задача организовать досуг детей по естественно - научному
направлению, приобщить их к комнатному цветоводству и овощеводству,
дать знания, умения и навыки по уходу за растениями.
На что нацелена наша деятельность?
-Подготовить рабочее место
Для того, чтобы занять детей, должно быть место, где занять. К этому
вопросу относимся с большой ответственностью.
Благо, что наша теплица стоит во дворе школы, на пути следования домой.
После занятий ребятишки целыми группами бегут к нам, конечно не забыв
предупредить об этом родителей.
Чтобы теплица выглядела достойно, ежегодно летом своими силами делаем
ремонт: по необходимости: белим, красим. Поменяли 7окон. Три года назад
стеклянную крышу заменили поликарбонатом. Работать помогают дети.
Рядом с теплицей разбита клумба. На окнах стоят цветущие герани. Ярким
пятном, как магнит, притягивает теплица к себе детские взоры.
-Привлечь детей
Открою секрет: мы не ходим в школу приглашать детей. После летних
каникул детки обязательно заходят к нам, как к старым знакомым
поздороваться и узнать, что новенького появилось из растений и приятно
удивляются, что растения разрослись за лето, посвежели, похорошели. В это
время ароматы источает жасмин. Дети на эмоциях: « Как у вас красиво.
Какой у вас воздух». И их тянет работать с землей, растениями. На
подсознательном уровне ребенок чувствует, что после занятий в теплице, он
чувствует себя отдохнувшим от занятий и общений в школе.
Эти детки ведут за собой новеньких. Проводят сами, глядя на педагогов,
экскурсию своим друзьям. Если считаю нужным, подключаемся к
«путешествию с комнатными растениями овощами», вносим коррективы,
исходя из возраста детей.
Другие приходят группами, наслышанные о нашей теплице.
Приходят к нам, записываются в красную книгу. Сейчас перевалило за 240
человек. Дети с 1 по 7 класс. Берем всех. Те, кто ходит не первый год, наши
помощники в организации деятельности.
-Доверить теплицу детям
. Теплица со всеми овощными и цветочными культурами принадлежит детям.
Растений предостаточно. Очень много посадочного материала и
обучающиеся ежедневно садят порядка 30 черенков растений. Ничего
страшного не случится, даже если какое-то растение погибнет. А для ребят
это урок: проанализировать свою неудачу, сделать вывод и повторить
попытку.
Впервые в этом году разбили всю территорию теплицы на небольшие
участки с цветами. На каждом есть простые (традесканции, хлорофитумы),
но в основном дорогие, хорошие растения (кротоны, клеродендрумы,
филодендроны, всевозможные пальмы, бровалии, бёмерии). Откуда берем
материал - расскажу позже.
Распределили цветы между детьми. Кто пришел 1-го сентября, тот получил
свой уголок. Те, кто приходил позже, подкреплялся в помощники.
-Играть с детьми во взрослую игру
Эта идея пришла к нам из своего детства. Будучи детьми дома, а летом в
огороде, летней кухне устраивали домики, играли в больничку, в магазины.
Так решили поступить и в объединении. Девчонки работают вместе с
мальчиками, ухаживая за цветами. И счастливы: «Ох, как нравится». Ребятам
поручаем физическую работу: принести и просеять землю для растений.
Все моменты по уходу за растениями отрабатываются, поэтому
обучающиеся знают, что и когда надо сделать в их живом уголке.
Особенность нашего процесса обучения в том, что дети рассредоточены по
всей площади теплицы. Организовать занятие помогает следующий момент.
-Ставить цель, чтобы получить результат
Приступая к размножению цветка, фиксируем (рисуем) в голове взрослое
растение (маточник), от которого взят черенок. Маленькое растеньице
вырастит таким, каким ты его себе нарисуешь. Иначе у него будущего нет:
либо сгниет, либо его кто-нибудь выбросит.
Итак, пожелай цветку стать красивым, представь свое растение взрослым, и
цель будет достигнута
-Самостоятельно качественно выполнять задания
В своем уголке полученные по программе знания дети отрабатывают на
своих растениях: Поливают по необходимости, сливают воду с поддона через
15 минут, протирают стеллажи. Это для старших легко, а маленькие только
учатся выполнять работу, отрабатывают навыки ухода за цветами.
Это делают ежедневно. Кроме того, на каждом занятии они получают какое-
то дополнительное задание: отмыть один горшок от солей жесткости,
пересадить или перевалить цветок, опрыскать, протереть листья, подписать
название на горшке. Отпали ненужные вопросы (а что можно сделать, нужно
ли полить, опрыскать).
-Выполнять поручение старших и руководить младшими
Дети умеют выполнять поручения. В творческом коллективе даем
возможность стать руководителем процесса в живом уголке, правильно
организовать процесс и повести за собой товарищей.
-Приучить к качественному уходу за растениями
Хочешь посадить цветок, отмой горшок так, чтобы он стал, как новый. После
этого – сажай. Сколько удовольствия получишь в итоге.
-Работать с литературой
По справочникам ищут свои растения, подписывают на горшках названия,
Понравившейся информацией о цветах делятся за круглым столом с
ребятами. Готовят и защищают экологические проекты
.- Расширять кругозор
Дети узнают научные и русские названия растений, подписывают и
приклеивают на горшки с цветами. Ежедневно читая и произнося,
запоминают их, пополняя свой словарный запас. Кроме того, дети учатся
произносить и запоминают специальную терминологию (опрыскиватель,
кашпо, секатор и другие).
-Научить формулировать и высказывать мысли
В конце занятий даем посадочные черенки. Действуем по схеме: Первому
ребенку проговариваю и сажаю я. Помещаем в специальный ящик. Откуда
дети в конце занятий заберут цветы домой. Первый ребенок сажает растение
и проговаривает последовательность действий второму и отдает ему цветок;
2-ой 3-ему и т. д. В результате всего дня каждый ребенок проговаривает
схему и сажает цветок. Цветы они берут каждый день и не по одному.
-Формулировать интересующие их вопросы
Двигаясь по теплице, слышим и слушаем всех: правильно ли проговаривают
теорию и термины. Если есть вопросы – отвечаем, просьбы - помогаем.
Новички двигаются шлейфом за нами. Придет время, и они научатся
самостоятельности.
-Формировать позитивное отношение ко всему окружающему.
Обязательно все знакомятся с новенькими, не смотря на их возраст (1-й, 5-й
или 7-ой). Дружат все. Главное правило присутствия в коллективе – позитив.
Объясняем: Растения на 80- 90% состоят из воды. А вода - носитель
информации. Если настрой в теплице благожелательный, то и растения
хорошо растут и развиваются - иного не дано. Если кто-то поссорился,
просят прощение друг у друга. Если не можешь попросить у обидчика, то
проси у Бога: Прости, что я кого-то обидел. Прости, что я на кого-то
обиделся. Прости, если кто-то кого-то обидел. В итоге на душе сразу
становится легче, причем все твои желания сбываются.
-Использовать смену места деятельности, как отдых
Теплица довольно большая по площади: один зал под поликарбонатом,
другой под обычной крышей, есть прихожая и учебный класс. Передвигаясь
по большому пространству дети имеют возможность менять обстановку и
свое занятие. Кроме того, в любой момент они могут побегать или занять
себя на улице, школьной территории. Это дает возможность делать себе
переменки и в итоге без усталости и под присмотром руководителей
находиться в объединении.
-Стимулировать к процессу деятельности через поощрение
Поощрение проводим ненавязчиво. Хвалим всегда и всех. А конфеты,
витамины - по мере выполнения работы - тихонечко и не каждый день. Дети
тоже угощают друг друга и нас сладостями.
Иногда ребенок приходит и видит на своих цветах муляжи канареек или
какие-то мелкие игрушки. Они спрашивают: «Что это значит?».Мы им
тихонечко отвечаем: «Нам понравилось у тебя».Другие не знают о нашей
маленькой тайне. Но мы уверены, что и к ним постучится «птичка».
Дети знают, что к Новому Году и к концу учебного года их ждут грамоты и
небольшие призы за счет теплицы. Это является стимулом в работе.
-Нести ответственность за порученное дело
Если ребенок по какой-либо причине будет отсутствовать, то он либо
предупреждает об этом нас, либо еще в школе договаривается со своими
«соседями по уголку» полить и проконтролировать его цветы. В этом
вопросе проблем нет.
-Оздоравливать детей
Рассматривая зелень мелких листьев жаккаранды, ажурной агавы, фигурного
адеантума, ребенок успокаивается и оздоравливается. Нервная система
уравновешивается от созерцания зелени и работы ребенка с землей.
Вся сочная зелень, выращиваемая в теплице, идет на стол детям.
От детей слышишь: «Никогда бы не уходил отсюда, и спал бы здесь». «А как
здесь пахнет». И так далее. А пахнуть есть чему. Цветут ли жасмины,
каламандины, лимоны. Аромат источают душистые пеларгонии. Плюс море
кислорода, как результата фотосинтеза. Задействуем все органы чувств.
Петрушка, листовые салаты, сельдерей, зелень лука прямо с овощной грядки
– перекусить после работы с друзьями, как ели деды и прадеды с солью да
хлебом. Очень вкусно.
Через моторику развивать риторику
Дети на занятиях все делают руками: Сеют и готовят почвенную смесь,
сажают цветы, поливают, опрыскивают. В перерывах между занятиями
отдыхают: рисуют на стекле песком пальчиками, собирают лего. Это
способствует развитию речи.
Для сравнения: обучающийся может четко сформулировать мысль по уходу
за любым растением. Хотя «новенькому» сложно повторить фразу,
состоящую из 3-х-4-х предложений.
-Развивать логическое мышление
Учим детей анализировать причинно-следственные связи. Как по внешнему
виду растения определить его потребности в поливе, освещенности,
пересадке; узнать, откуда родом, причины отсутствия или зимнего цветения.
-Привязывать жизнь растений к предметам, изучаемых в школе
Каким образом растение тянет воду и питательные вещества из почвы.
Физика Что является гарантом здоровья комнатных растений. Химия.
-Сотрудничать с родителями
Некоторые родители, наши воспитанники, ведут за руку малышей к нам в
теплицу. Делятся своими воспоминаниями.
Есть много родителей, цветоводов-любителей.
Есть родители, от которых приходится защищать детей и настраивать на
взаимопонимание
Взносов и пожертвований с родителей не берем. Для многих семей это
важно. У малообеспеченных денег нет, но организовывать таких детей
просто необходимо. Они перспективны: умеют учиться, трудолюбивы и, как
правило, целеустремленны. Их нельзя оставлять за бортом этой жизни.
-Учиться у детей
Но есть и такие ребята, которые пришли 1-го сентября в первый класс и сразу
к нам. Самостоятельно, без учителей и родителей. Как правило, это дети из
тех семей, где их считают взрослыми. Дай ребенку взрослое дело, покажи,
как сделать, ненавязчиво проконтролируй и обязательно похвали. И у него
все получится. Такие дети самостоятельны во всем.
Наблюдая за детьми , стараешься вовремя включить разнообразные формы и
методы обучения.
Ежегодно дорабатываем и изменяем программы в зависимости от
потребностей детей.
-Общаясь с детьми, учимся сами
Хочу привести пример. Девочка не совсем обычная (психика не совсем в
норме, косоглазие). Но большая молодец – качественно выполняет любое
поручение. Прошу подписать посаженное растение – щучий хвост. Говорит,
что не знает буквы. Я немного в шоке: мой 2-ух летний внук читать учится.
Понимаю, что 1-ый класс. Попросила написать то, что умеет. И ребенок
аккуратно написал двоечку и букву е так, как пишет учитель. Для себя
сделала вывод: научи ребенка работать качественно, и он с любым заданием
сможет справиться.
Заключение
Играя с детьми, ненавязчиво приобщаем их к взрослой жизни на земле, учим
любить природу и уважать чужой труд. В итоге они делают вместе с нами
большое доброе дело:
-С каждым годом хорошеет теплица, как составная часть их родной школы.
-Участвуем и побеждаем в конкурсах.
-Территорию поселка украшают клумбы, рассаду для которых вырастили
дети под нашим руководством.
Считаем, что мы помогаем вырасти им достойными людьми. И пусть их
детское увлечение перейдет, если не в специальность, то хотя бы в хобби.
Так как дети постоянно прибывают и меняются, ищем новые подходы к
организации деятельности и совершенствуем себя.
Благодарим за внимание.
Литература
1.
Байбородова, Л. В. Воспитательный процесс в современной школе:
Учебное пособие. _ Ярославль: ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 1997.
2.
Титова, Е. В. Если знать , как действовать. Разговор о методике
воспитания: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1993.
3.
Уманский, Л И. Психология организаторской деятельности
школьников: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.:
Просвящение, 1980
4.
Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания. – Казань:Татарское
книжное издание, 1991.