Напоминание

Организация процесса обучения по естественно-научному направлению на базе школьной теплицы


Автор: Кулагина Елена Михайловна
Должность: учитель внеурочной деятельности
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 24
Населённый пункт: город Белово Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация процесса обучения по естественно-научному направлению на базе школьной теплицы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Организация процесса обучения по естественно - научному

направлению на базе школьной теплицы

Презентация педагогического опыта

Цель: Познакомить аудиторию с формами, методами и приемами,

используемыми учителями внеурочной деятельности для организации

рационального и содержательного досуга детей разных возрастных групп в

школьной теплице.

Задачи:

-Показать, каким образом, на базе школьной теплицы, можно ненавязчиво

приобщать к трудовой деятельности, направленной на получение результата,

несущего эстетическое удовлетворение.

-Подчеркнуть необходимость существование и развития учреждений

дополнительного образования, способных привлечь детей, и создать условия

для активизации развития каждого обучающегося, для его самореализации.

-Продемонстрировать аудитории фото и видеоматериал практической работы

по выращиванию растений, которую выполняют дети, проявляя при этом

огромный интерес, активность, инициативность,

самостоятельность, любознательность, ответственность, аккуратность,

умение работать в группах, уважение к труду окружающих,

наблюдательность, любовь и бережное отношение к растениям.

Мы, учителя внеурочной деятельности, Кулагина Елена Михайловна и

Калюжная Ольга Николаевна, организуем внеурочную деятельность по

естественно - научному направлению «В мире растений» и «Овощеводство»

в 3-7классах в МБОУ СОШ №24. Немного о себе. У нас приличный

педагогический стаж (15 и 25 лет). Свои дети выросли, внуки только

родились и живут отдельно. А женское начало диктует: хочу быть с детьми.

Работаем с детьми с удовольствием.

Введение

Современный жизненный ритм школьника весьма напряженный. С первых

дней учебного года он способен вывести ребенка из равновесия. Как

следствие - усталость, нежелание учиться, нарушение психики. После уроков

ученику необходим полноценный отдых. Общеизвестно, что общение с

живой природой положительно влияет на ребенка, снимает нервное и

умственное напряжение, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие

чувства.

Основываясь

на

этом,

мы

организуем

рациональный

и

содержательный досуг детей разных возрастных групп в школьной теплице.

Дети зачастую приходят уставшие после занятий в школе, взбудораженные

от ссор со сверстниками, расстроенные. Могут бегать по теплице, кричать,

порою ссориться. Как успокоить таких детей и настроить на рабочий лад?

К занятию приступаем не сразу. Кто-то захочет полежать на лавочке, кто-то

расскажет свои новости, а кто-то поделится проблемой. Затем даю детям

возможность погулять по теплице: увидеть изменения, происходящие с

нашими растениями, поделиться впечатлениями о цветах своих мам, бабушек

и тетушек, рассказать что-то интересное и задать вопросы, покормить в

бассейне рыбок и понаблюдать за ним. В итоге дети успокоились и

переключились на работу в теплице

А потом: «Чем помочь?» и сто тысяч «Почему?». Знания впитывают, как

губка, так как теория непосредственно подкрепляется практикой. Только

успевай

отвечать

на

вопросы

и

выполнять

уход

за

растениями

с

обучающимися рука об руку. Благо есть, чем занять детей: более 300

экземпляров

комнатных

растений,

которым

необходимо

обеспечить

ежедневный уход.

Наша задача организовать досуг детей по естественно - научному

направлению, приобщить их к комнатному цветоводству и овощеводству,

дать знания, умения и навыки по уходу за растениями.

На что нацелена наша деятельность?

-Подготовить рабочее место

Для того, чтобы занять детей, должно быть место, где занять. К этому

вопросу относимся с большой ответственностью.

Благо, что наша теплица стоит во дворе школы, на пути следования домой.

После занятий ребятишки целыми группами бегут к нам, конечно не забыв

предупредить об этом родителей.

Чтобы теплица выглядела достойно, ежегодно летом своими силами делаем

ремонт: по необходимости: белим, красим. Поменяли 7окон. Три года назад

стеклянную крышу заменили поликарбонатом. Работать помогают дети.

Рядом с теплицей разбита клумба. На окнах стоят цветущие герани. Ярким

пятном, как магнит, притягивает теплица к себе детские взоры.

-Привлечь детей

Открою секрет: мы не ходим в школу приглашать детей. После летних

каникул детки обязательно заходят к нам, как к старым знакомым

поздороваться и узнать, что новенького появилось из растений и приятно

удивляются, что растения разрослись за лето, посвежели, похорошели. В это

время ароматы источает жасмин. Дети на эмоциях: « Как у вас красиво.

Какой у вас воздух». И их тянет работать с землей, растениями. На

подсознательном уровне ребенок чувствует, что после занятий в теплице, он

чувствует себя отдохнувшим от занятий и общений в школе.

Эти детки ведут за собой новеньких. Проводят сами, глядя на педагогов,

экскурсию своим друзьям. Если считаю нужным, подключаемся к

«путешествию с комнатными растениями овощами», вносим коррективы,

исходя из возраста детей.

Другие приходят группами, наслышанные о нашей теплице.

Приходят к нам, записываются в красную книгу. Сейчас перевалило за 240

человек. Дети с 1 по 7 класс. Берем всех. Те, кто ходит не первый год, наши

помощники в организации деятельности.

-Доверить теплицу детям

. Теплица со всеми овощными и цветочными культурами принадлежит детям.

Растений предостаточно. Очень много посадочного материала и

обучающиеся ежедневно садят порядка 30 черенков растений. Ничего

страшного не случится, даже если какое-то растение погибнет. А для ребят

это урок: проанализировать свою неудачу, сделать вывод и повторить

попытку.

Впервые в этом году разбили всю территорию теплицы на небольшие

участки с цветами. На каждом есть простые (традесканции, хлорофитумы),

но в основном дорогие, хорошие растения (кротоны, клеродендрумы,

филодендроны, всевозможные пальмы, бровалии, бёмерии). Откуда берем

материал - расскажу позже.

Распределили цветы между детьми. Кто пришел 1-го сентября, тот получил

свой уголок. Те, кто приходил позже, подкреплялся в помощники.

-Играть с детьми во взрослую игру

Эта идея пришла к нам из своего детства. Будучи детьми дома, а летом в

огороде, летней кухне устраивали домики, играли в больничку, в магазины.

Так решили поступить и в объединении. Девчонки работают вместе с

мальчиками, ухаживая за цветами. И счастливы: «Ох, как нравится». Ребятам

поручаем физическую работу: принести и просеять землю для растений.

Все моменты по уходу за растениями отрабатываются, поэтому

обучающиеся знают, что и когда надо сделать в их живом уголке.

Особенность нашего процесса обучения в том, что дети рассредоточены по

всей площади теплицы. Организовать занятие помогает следующий момент.

-Ставить цель, чтобы получить результат

Приступая к размножению цветка, фиксируем (рисуем) в голове взрослое

растение (маточник), от которого взят черенок. Маленькое растеньице

вырастит таким, каким ты его себе нарисуешь. Иначе у него будущего нет:

либо сгниет, либо его кто-нибудь выбросит.

Итак, пожелай цветку стать красивым, представь свое растение взрослым, и

цель будет достигнута

-Самостоятельно качественно выполнять задания

В своем уголке полученные по программе знания дети отрабатывают на

своих растениях: Поливают по необходимости, сливают воду с поддона через

15 минут, протирают стеллажи. Это для старших легко, а маленькие только

учатся выполнять работу, отрабатывают навыки ухода за цветами.

Это делают ежедневно. Кроме того, на каждом занятии они получают какое-

то дополнительное задание: отмыть один горшок от солей жесткости,

пересадить или перевалить цветок, опрыскать, протереть листья, подписать

название на горшке. Отпали ненужные вопросы (а что можно сделать, нужно

ли полить, опрыскать).

-Выполнять поручение старших и руководить младшими

Дети умеют выполнять поручения. В творческом коллективе даем

возможность стать руководителем процесса в живом уголке, правильно

организовать процесс и повести за собой товарищей.

-Приучить к качественному уходу за растениями

Хочешь посадить цветок, отмой горшок так, чтобы он стал, как новый. После

этого – сажай. Сколько удовольствия получишь в итоге.

-Работать с литературой

По справочникам ищут свои растения, подписывают на горшках названия,

Понравившейся информацией о цветах делятся за круглым столом с

ребятами. Готовят и защищают экологические проекты

.- Расширять кругозор

Дети узнают научные и русские названия растений, подписывают и

приклеивают на горшки с цветами. Ежедневно читая и произнося,

запоминают их, пополняя свой словарный запас. Кроме того, дети учатся

произносить и запоминают специальную терминологию (опрыскиватель,

кашпо, секатор и другие).

-Научить формулировать и высказывать мысли

В конце занятий даем посадочные черенки. Действуем по схеме: Первому

ребенку проговариваю и сажаю я. Помещаем в специальный ящик. Откуда

дети в конце занятий заберут цветы домой. Первый ребенок сажает растение

и проговаривает последовательность действий второму и отдает ему цветок;

2-ой 3-ему и т. д. В результате всего дня каждый ребенок проговаривает

схему и сажает цветок. Цветы они берут каждый день и не по одному.

-Формулировать интересующие их вопросы

Двигаясь по теплице, слышим и слушаем всех: правильно ли проговаривают

теорию и термины. Если есть вопросы – отвечаем, просьбы - помогаем.

Новички двигаются шлейфом за нами. Придет время, и они научатся

самостоятельности.

-Формировать позитивное отношение ко всему окружающему.

Обязательно все знакомятся с новенькими, не смотря на их возраст (1-й, 5-й

или 7-ой). Дружат все. Главное правило присутствия в коллективе – позитив.

Объясняем: Растения на 80- 90% состоят из воды. А вода - носитель

информации. Если настрой в теплице благожелательный, то и растения

хорошо растут и развиваются - иного не дано. Если кто-то поссорился,

просят прощение друг у друга. Если не можешь попросить у обидчика, то

проси у Бога: Прости, что я кого-то обидел. Прости, что я на кого-то

обиделся. Прости, если кто-то кого-то обидел. В итоге на душе сразу

становится легче, причем все твои желания сбываются.

-Использовать смену места деятельности, как отдых

Теплица довольно большая по площади: один зал под поликарбонатом,

другой под обычной крышей, есть прихожая и учебный класс. Передвигаясь

по большому пространству дети имеют возможность менять обстановку и

свое занятие. Кроме того, в любой момент они могут побегать или занять

себя на улице, школьной территории. Это дает возможность делать себе

переменки и в итоге без усталости и под присмотром руководителей

находиться в объединении.

-Стимулировать к процессу деятельности через поощрение

Поощрение проводим ненавязчиво. Хвалим всегда и всех. А конфеты,

витамины - по мере выполнения работы - тихонечко и не каждый день. Дети

тоже угощают друг друга и нас сладостями.

Иногда ребенок приходит и видит на своих цветах муляжи канареек или

какие-то мелкие игрушки. Они спрашивают: «Что это значит?».Мы им

тихонечко отвечаем: «Нам понравилось у тебя».Другие не знают о нашей

маленькой тайне. Но мы уверены, что и к ним постучится «птичка».

Дети знают, что к Новому Году и к концу учебного года их ждут грамоты и

небольшие призы за счет теплицы. Это является стимулом в работе.

-Нести ответственность за порученное дело

Если ребенок по какой-либо причине будет отсутствовать, то он либо

предупреждает об этом нас, либо еще в школе договаривается со своими

«соседями по уголку» полить и проконтролировать его цветы. В этом

вопросе проблем нет.

-Оздоравливать детей

Рассматривая зелень мелких листьев жаккаранды, ажурной агавы, фигурного

адеантума, ребенок успокаивается и оздоравливается. Нервная система

уравновешивается от созерцания зелени и работы ребенка с землей.

Вся сочная зелень, выращиваемая в теплице, идет на стол детям.

От детей слышишь: «Никогда бы не уходил отсюда, и спал бы здесь». «А как

здесь пахнет». И так далее. А пахнуть есть чему. Цветут ли жасмины,

каламандины, лимоны. Аромат источают душистые пеларгонии. Плюс море

кислорода, как результата фотосинтеза. Задействуем все органы чувств.

Петрушка, листовые салаты, сельдерей, зелень лука прямо с овощной грядки

– перекусить после работы с друзьями, как ели деды и прадеды с солью да

хлебом. Очень вкусно.

Через моторику развивать риторику

Дети на занятиях все делают руками: Сеют и готовят почвенную смесь,

сажают цветы, поливают, опрыскивают. В перерывах между занятиями

отдыхают: рисуют на стекле песком пальчиками, собирают лего. Это

способствует развитию речи.

Для сравнения: обучающийся может четко сформулировать мысль по уходу

за любым растением. Хотя «новенькому» сложно повторить фразу,

состоящую из 3-х-4-х предложений.

-Развивать логическое мышление

Учим детей анализировать причинно-следственные связи. Как по внешнему

виду растения определить его потребности в поливе, освещенности,

пересадке; узнать, откуда родом, причины отсутствия или зимнего цветения.

-Привязывать жизнь растений к предметам, изучаемых в школе

Каким образом растение тянет воду и питательные вещества из почвы.

Физика Что является гарантом здоровья комнатных растений. Химия.

-Сотрудничать с родителями

Некоторые родители, наши воспитанники, ведут за руку малышей к нам в

теплицу. Делятся своими воспоминаниями.

Есть много родителей, цветоводов-любителей.

Есть родители, от которых приходится защищать детей и настраивать на

взаимопонимание

Взносов и пожертвований с родителей не берем. Для многих семей это

важно. У малообеспеченных денег нет, но организовывать таких детей

просто необходимо. Они перспективны: умеют учиться, трудолюбивы и, как

правило, целеустремленны. Их нельзя оставлять за бортом этой жизни.

-Учиться у детей

Но есть и такие ребята, которые пришли 1-го сентября в первый класс и сразу

к нам. Самостоятельно, без учителей и родителей. Как правило, это дети из

тех семей, где их считают взрослыми. Дай ребенку взрослое дело, покажи,

как сделать, ненавязчиво проконтролируй и обязательно похвали. И у него

все получится. Такие дети самостоятельны во всем.

Наблюдая за детьми , стараешься вовремя включить разнообразные формы и

методы обучения.

Ежегодно дорабатываем и изменяем программы в зависимости от

потребностей детей.

-Общаясь с детьми, учимся сами

Хочу привести пример. Девочка не совсем обычная (психика не совсем в

норме, косоглазие). Но большая молодец – качественно выполняет любое

поручение. Прошу подписать посаженное растение – щучий хвост. Говорит,

что не знает буквы. Я немного в шоке: мой 2-ух летний внук читать учится.

Понимаю, что 1-ый класс. Попросила написать то, что умеет. И ребенок

аккуратно написал двоечку и букву е так, как пишет учитель. Для себя

сделала вывод: научи ребенка работать качественно, и он с любым заданием

сможет справиться.

Заключение

Играя с детьми, ненавязчиво приобщаем их к взрослой жизни на земле, учим

любить природу и уважать чужой труд. В итоге они делают вместе с нами

большое доброе дело:

-С каждым годом хорошеет теплица, как составная часть их родной школы.

-Участвуем и побеждаем в конкурсах.

-Территорию поселка украшают клумбы, рассаду для которых вырастили

дети под нашим руководством.

Считаем, что мы помогаем вырасти им достойными людьми. И пусть их

детское увлечение перейдет, если не в специальность, то хотя бы в хобби.

Так как дети постоянно прибывают и меняются, ищем новые подходы к

организации деятельности и совершенствуем себя.

Благодарим за внимание.

Литература

1.

Байбородова, Л. В. Воспитательный процесс в современной школе:

Учебное пособие. _ Ярославль: ЯГПУ им К. Д. Ушинского, 1997.

2.

Титова, Е. В. Если знать , как действовать. Разговор о методике

воспитания: Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1993.

3.

Уманский, Л И. Психология организаторской деятельности

школьников: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.:

Просвящение, 1980

4.

Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания. – Казань:Татарское

книжное издание, 1991.



В раздел образования