Напоминание

основные педагогические подходы к организации экскурсий в природе


Автор: Котова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ№ 128
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: основные педагогические подходы к организации экскурсий в природе
Раздел: дошкольное образование





Назад





Основные педагогические подходы к организации экскурсий в природу с

детьми дошкольного возраста
Котова Светлана Юрьевна- воспитатель МБДОУ г.Иркутска детский сад №128 г.Иркутск В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Ведущей целью экскурсий является создание здоровьесберегающего содержания образовательной работы. Представленный вариант экскурсий отвечает современным нормативным требованиям к образованию дошкольников, соответствует методическим рекомендациям авторского коллектива базовой образовательной программы ДОУ, обеспечивает развитие познавательных и творческих способностей. Развивающая целевая и тематическая прогулка – экскурсия определена нами как одна из наиболее приемлемых форм организации детской деятельности, в ходе которой в полной мере решается целый комплекс педагогических задач: • воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе; • удовлетворяются познавательные потребности ребенка; • совершенствуются двигательные навыки и физические качества. В процессе познавательной деятельности на экскурсиях обеспечивается решение воспитательных задач ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективных формах познавательной, трудовой и игровой деятельности, формирование уважения к людям труда. На экскурсиях дети не только знакомятся с природной и социальной городской сферами, но при этом в доступной форме осваивают навыки общественного поведения, основы безопасности и жизнедеятельности. Целевой направленностью является снижение нагрузки на дошкольников в организованных формах обучения за счет интеграции и замены статических форм организации детской деятельности на двигательные, творческие и продуктивные, т.е. на специфически дошкольные. На экскурсиях удовлетворяется не только естественная
любознательность, но и естественная потребность ребенка в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года. Это особенно важно в современных условиях, когда постоянно занятые родители не имеют возможности (а порой и желания) совершать со своими детьми длительные познавательные путешествия на природу и к ближайшим городским объектам. Таким образом, наша педагогическая работа в ходе проведения экскурсий направлена на реализацию трех функций: образовательной, воспитательной, развивающей. Эти задачи конкретизированы для каждой экскурсии и обеспечивают усвоение детьми реально существующего опыта познания, развитие логики мышления и познавательных способностей. Экскурсии организуются в течение всего года по блокам: осенние, зимние, весенние, летние. Интеграция содержания воспитательно- образовательной работы на основе общих средств развития психических процессов дошкольников позволила обеспечить реализацию ведущих принципов обучения и воспитания. Еще один принцип – принцип последовательности и систематичности изучения познавательного материала об особенностях сезонных явлений из раздела «Ознакомление с окружающим». При этом дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получения первого опыта развития логического мышления: освоив признаки одного из времен года, определяют особенности и признаки всех последующих в ходе самостоятельного исследования окружающей действительности, учатся делать логические выводы, осваивая в активной познавательной деятельности простейшие логические операции (сравнение, идентификацию, обобщение). Систематичность формируется на основе познания взаимосвязи объектов реального мира. Принцип доступности и наглядности основан на соотнесении познавательного материала с уровнем развития детей, их личным опытом, с теми представлениями, которые они уже имеют. Определяющую роль в этом процессе играет чувственный образ. В ходе проведения развивающих целевых и тематических экскурсий целенаправленный процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами – гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть и получить со страниц книг. Экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающей действительностью, получения убедительных ответов на непосредственные детские познавательные вопросы. Принцип преемственности был ориентиром при разработке содержания экскурсий для детей дошкольного возраста с учетом дальнейшего продолжения образовательной работы в форме экскурсии-путешествия. В нашей разработке представлены конспекты всех основных видов экскурсий: в уголок леса, в парк, сквер, на болото, к реке, по экологической тропе. В их
содержание мы включили формы и методы последовательного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных на каждый соответствующий период. В июне-августе экскурсии проводятся согласно плану работы на летний оздоровительный период, который составляется отдельно, с учетом комплектования разновозрастных групп. Содержание экскурсий разработано с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их непосредственного интереса к условиям и объектам ближайшего окружения. Отличительной особенностью данных экскурсий является органичное включение в их содержание образовательной деятельности по решению развивающих задачи сразу нескольких разделов программы. Таким образом, экскурсия как интегрированная форма воспитательно-образовательной работы позволяет, на наш взгляд, не только сократить общее время организованных форм обучения, но и эффективно использовать время для повышения познавательной и двигательной активности детей в течение дня, а также общего развития дошкольников. Н а м и в ы д е л е н ы с л ед у ю щ и е у с л о в и я э ф ф е кт и в н о с т и и привлекательности экскурсий как интегрированной формы образовательной деятельности дошкольников: • учет возрастных особенностей детей; • благоприятное время для проведения экскурсии; • непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства; • естественная для ребенка среда ж и з н ед е я т е льн о с т и , ознакомление с ближайшим окружением, удовлетворение познавательного интереса детей, касающегося природной сферы; • продвижение от опыта к знанию; • обязательное соблюдение мер безопасности. Важнейшим условием для повышения эффективности экскурсионной формы прогулки является понимание родителями ее роли в деле формирования гражданской позиции, нравственного воспитания своего ребенка. Активное привлечение родителей, их участие и помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе. Педагогическая технология организации и проведения экскурсии как интегрированной формы образовательной работы основана на особенности развития познания через чувственный образ с учетом сенситивности данного возрастного периода для освоения пространственных представлений путем наглядного моделирования. Она включает три группы методов по соотношению модели и оригинала в образовательном процессе: • методы изучения оригинала, т. е. предметов, явлений и событий в реальных условиях; • методы связи модели с оригиналом, когда изученное первоначальное понятие сравнивается и сопоставляется с впечатлениями детей о лесе, небе, других окружающих объектах реальности;
• методы изучения модели, т.е. образовательного материала, в картинах, наглядных пособиях, схемах, чертежах, макетах и т.д. Каждая группа методов предполагает определенный путь познания: • методы изучения оригинала – формирование и развитие представлений и связанных с ним эмоций на основе наблюдения реальных объектов; • методы связи модели с оригиналом – систематизация чувственных образов на основе изучаемой идеи; • методы изучения модели – выделение существенных признаков изучаемого объекта, овладение операциями и приемами мышления. Вместе с тем все эти достаточно сложные познавательные компоненты образовательной деятельности реализуются на экскурсиях рационально, в эмоционально-облегченной форме, на доступном и простом для восприятия материале. Наряду с традиционными элементами экскурсии в наших вариантах экскурсий мы использовали проблемные ситуации, активизирующие умственную деятельность детей. Это позволяет наполнить взаимодействие ребенка с окружающим миром творческими формами выражения личностного отношения к реальности, проживание и оценивание своего «Я» в системе своих связей с этим миром. Учитывая возрастающее значение двигательной активности для физического воспитания и развития детей, мы сделали попытку использования в полной мере развивающего потенциала ведущего вида деятельности дошкольников – игры. С этой целью в разные виды детской деятельности включены различные игровые движения, подвижные игры. Во время экскурсии обучаем детей приемам правильного дыхания на свежем воздухе, максимально эффективно использует время прогулки для развития двигательных навыков. С целью развития речи и формирования чувства ритма активные формы организации детей во время экскурсий (физкультминутки, игровые упражнения, подвижные игры) сопровождаются соответствующим художественным материалом. Формирование навыков самообслуживания, приобщение к полезному делу, организуются в ходе трудовой деятельности детей во время сбора гербария, различного природного материала, а также в ходе разыгрывания ситуаций и мини-акций «Поможем природе». При подведении итогов каждого путешествия дети рассказывают о полученных впечатлениях, отмечают особенности объекта, отражают это в своих – индивидуальных и коллективных – творческих работах и играх (рассказах, рисунках, аппликациях, в ходе развлечения, викторинах, сюжетно- ролевых и дидактических играх). По итогам проведённых экскурсий в групповых уголках оформляются фотовыставки для родителей.


В раздел образования