Напоминание

«Особенности формирования критического мышления через развитие речи у школьников»


Автор: Плохотникова Ирина Романовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г.Ессентуки
Населённый пункт: Минеральные Воды
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности формирования критического мышления через развитие речи у школьников»
Раздел: начальное образование





Назад




«Особенности формирования критического мышления

через развитие речи у школьников»

«Features of developing critical thinking through speech development in

schoolchildren»

Плохотникова Ирина Романовна,

студентка 2 курса,НР-24-з

направление подготовки 44.03.05

Профили:

«Начальное образование» и

«Русский язык»

Plokhotnikova Irina Romanovna,

2nd year student, NR-24-z

field of study 44.03.05

Profiles:

«Primary Education» and

«Russian Language»

Аннотация. Формирование критического мышления у учащихся является

важным направлением современной педагогики. Критическое мышление

подразумевает способность анализировать информацию, аргументированно

оценивать утверждения, принимать обоснованные решения и осознавать

последствия собственных поступков. Одним из эффективных путей развития

критического мышления является работа с речью школьника, поскольку именно

речь отражает мыслительную деятельность ученика и служит основным

каналом коммуникации.

The development of critical thinking in students is an important aspect of

modern pedagogy. Critical thinking involves the ability to analyze information,

evaluate statements based on evidence, make informed decisions, and understand the

consequences of one's actions. One effective way to promote critical thinking is

through the development of students' speech, as speech reflects their cognitive

processes and serves as a primary means of communication.

Ключевые слова и словосочетания.

Критическое мышление, анализ, синтез, аргументация и доказательство,

рефлексия.

Развитие критического мышления у детей школьного возраста является

важной задачей современной образовательной системы. Речь играет ключевую

роль

в

формировании

способности

анализировать

информацию,

аргументированно выражать свою позицию и оценивать чужие высказывания.

Всё это является результатом основных этапов и методов, способствующих

формированию критического мышления через развитие речи. Таковыми

этапами являются: подготовительный , где происходит создание мотивации и

интереса к обучению, ознакомление учеников с основами анализа текста и

устных высказываний; начальный, подразумевает обучение приемам выявления

аргументов и контраргументов, а также овладение техникой постановки

вопросов и выдвижения гипотез; продвинутый этап, на котором идет процесс

освоения

методов

оценки

достоверности

информации

и

практическое

применение полученных навыков в дискуссиях и дебатах.

Критического мышления через развитие речи формируется благодаря

основным направлениям, которые в совокупности позволяют добиться

результатов. Большую роль в работе играет постановка корректных вопросов

является важным этапом любого исследования или процесса познания.

Грамотно сформулированный вопрос помогает получить точные и полезные

ответы, а также избежать путаницы и недопонимания. Для эффективной

постановки вопроса рекомендуется придерживаться ряда принципов и

рекомендаций.

Стоит отметить, что к основным принципам формулировки вопросов

относится:

- четкость: вопрос должен быть понятным и ясным, избегать

двусмысленности и сложных конструкций;

-

конкретность:

необходимо

избегать

общих

формулировок,

конкретизировать предмет интереса;

- логичность: вопрос соответствует контексту ситуации и обладает

внутренней логической связью;

- простота структуры:

именно простая структура предложения

позволит минимизировать вероятность ошибки понимания;

- аргументированность:

будет лучше приводить аргументы или

обоснование своего вопроса, особенно когда речь идет о специфичных

или малознакомых вещах;

- отсутствие предвзятости: не стоит заранее включать в вопрос свое

мнение или предположение. Лучше оставить место для объективного

ответа.

Грамотная постановка вопросов позволяет значительно повысить

эффективность коммуникации и способствует получению качественной и

полезной информации.

2. Анализ и синтез являются двумя важнейшими процессами обработки

информации, которые помогают человеку глубже понимать окружающий

мир,

принимать

обоснованные

решения

и

создавать

новые

знания.

Рассмотрим каждый из этих процессов подробно.

Анализ

представляет

собой

процедуру

мысленного

разделения

сложного объекта, явления или процесса на отдельные составляющие

элементы с целью изучения каждой части отдельно и выявления связей

между ними. Этот подход позволяет лучше разобраться в структуре

изучаемого предмета, выявить скрытые закономерности и установить

причины возникновения определенных явлений.

С

другой

стороны,

синтез

подразумевает

объединение

ранее

проанализированных частей в единое целое с целью получения целостного

представления о предмете исследования или формирования нового продукта.

Данный метод направлен на создание новых идей, концепций и решений

путем интеграции знаний и опыта.

Эти два подхода дополняя друг друга, обеспечивают комплексный

подход к изучению любого предмета. Вместе они способствуют глубокому

пониманию материала.

3.

Аргументация

представляет

собой

процесс

обоснования

утверждений посредством предъявления убедительных доводов и фактов.

Она играет ключевую роль в научном познании, юридической практике,

философии и повседневной коммуникации. Важно различать аргументацию

от простого утверждения факта, поскольку аргумент должен включать веские

основания, подтверждающие выдвинутое утверждение.

Основные элементы аргументации: утверждение, довод (аргумент),

пример,

контраргументы(оспариваемые

аргументы

против

основного

тезиса),заключение.

Доказательство

же

включает

в

себя

эмпирическое подтверждение,

логический вывод,

авторитетное мнение,

статистические данные

Аргументация и доказательство представляют собой комплекс

мероприятий, направленных на формирование ясной и последовательной

позиции, способной выдержать критику и обеспечить понимание аудитории

сути изложенного материала. Необходимо учить школьников подкреплять

свои

выводы

фактами,

логическими

рассуждениями

и

наглядными

примерами.

В

процессе

дискуссии

ученики

осваивают

приемы

конструктивной критики и уважительного диалога.

4. Рефлексия

Рефлексия

позволяет

ребенку

задуматься

о

своем

опыте,

проанализировать собственные поступки и реакции. Через письменные задания,

ведение дневников, обсуждение результатов проделанной работы формируется

привычка систематизировать знания и учиться на собственном опыте.

Так как творчество является важнейшей частью человеческой природы,

позволяющей выразить внутренние чувства, мысли и эмоции через разные

формы искусства. Оно помогает людям раскрыть свою индивидуальность,

создать

уникальные

произведения

и

вдохновлять

окружающих.

Самовыражение через творчество происходит различными способами,

например в литературе – это написание рассказов, стихов, романов позволяет

передать

внутренний

мир

автора

читателям,

вызывая

отклик

и

эмоциональное сопереживание.

Каждый человек обладает уникальным потенциалом для творческого

самовыражения, которое обогащает жизнь и способствует личностному

росту. Сам процесс творчества приносит удовольствие и удовлетворение от

реализации творческих идей, способствуя развитию личности и раскрыт

В работе с младшим школьником, формируя критическое мышление

через развитие речи, стоит придерживаться практических рекомендаций:

1.Обучение навыкам активного слушания и внимательного чтения.

2.Организация дискуссий и дебатов, вовлечение детей в процесс

коллективного обсуждения проблем.

3.Проведение тренингов и семинаров, направленных на формирование

умения задавать вопросы и давать точные ответы.

4.Привлечение детей к исследовательским проектам, где необходимо

самостоятельно собирать материал, обрабатывать информацию и представлять

результаты.

5.Применение интерактивных методов обучения, игровых технологий,

мультимедийных ресурсов.

Критическое мышление невозможно развить отдельно от речи, ведь

именно речь выступает универсальным инструментом познания мира и

взаимодействия

с

окружающими.

Следовательно,

совершенствуя

речь

школьников, учитель создает благоприятные условия для полноценного

интеллектуального роста подрастающего поколения.

Список использованных источников

1.Ахаян А.К. Формирование культуры критического мышления учащихся

старших классов общеобразовательных учреждений средствами учебного

предмета // Ярославский педагогический вестник. — №1. — 2018. — С. 137-143.

2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — Москва:

Просвещение, 2017. — 288 с.

3.Драгунова Т.В., Колеченко А.К. Развитие критического мышления

младших школьников через работу над текстом // Начальная школа плюс До и

После. — №10. — 2019. — С. 45-49.

4.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник. — Москва: Логос,

2017. — 384 с.

5.Ильясов И.И. Структура процесса учения. — Москва: Издательство

Московского Университета, 2018. — 208 с.

6.Коростелёва Н.Н. Современные подходы к развитию критического

мышления у подростков через учебную деятельность // Вестник Южно-

Уральского государственного университета. Серия Психология образования. —

№3. — 2018. — С. 31-37.

7.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — Москва: Смысл, 2018. —

288 с.

8.Сергеева О.С. Речевое мышление школьника: диагностика и коррекция.

— Самара: Бахрах-М, 2017. — 256 с.

9.Хуторской А.В. Современная дидактика: теория и практика. — Москва:

ЮРАЙТ, 2018. — 544 с.

10.

Штейнберг В.Э. Образовательные технологии нового

поколения. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. — 416 с.



В раздел образования