Автор: Немцова Инесса Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №18 Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: Инновации в дошкольном образовании Раздел: дошкольное образование
Инновации в дошкольном образовании
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни,
процесс модернизации российского образования требуют новых подходов в
использовании средств, методов и форм обучения. Важной особенностью
современной системы образования является существование двух стратегий
организации обучения – традиционной и инновационной. В рамках
традиционной системы обучения сложились хорошо отработанные структуры
для обеспечения преподавательской деятельности, которая понимается как
информационная. В рамках инновационного воспитания воспитатель и
дошкольник работают в одной команде, и весь процесс воспитания
ориентирован на развитие различных форм мышления, творческих
способностей личности
Инновационная деятельность педагога в современном образовании –
важнейшая составляющая образовательного процесса. Именно поэтому в
этом учебном году мы посвящаем много времени для рассмотрения этой
проблемы.
1. Что же такое «Инновационная деятельность»?
Как педагогический термин относительно молод, поэтому существуют
разные подходы к определению данного понятия. Согласно современному
словарю
по
педагогике
«Педагогическая
инновация
–
нововведение
в
педагогическую
деятельность, изменение
в
содержании
и
технологии
обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».
М.В.
Кларин,
например,
в
понятие
«инновация»
вкладывает
следующий
смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению
новшеств,
но
и к
преобразованиям,
изменениям
в
образе
деятельности,
стиле мышления, который с этими новшествами связан».
Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин,
С.Д. Поляков,
В.М. Полонский, М.М. Поташник понятие «новое в педагогике» соотносят с
такими характеристиками, как современное, полезное, положительное.
Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации
является прогрессивное начало в развитии образования
по сравнению со
сложившимися традициями и практикой.
В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических
условий в России, интеллектуализацией многих видов деятельности
человека, развитием научных исследований в области образования,
вариативности образования, в том числе и школьного, резко возросла
актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и
технологий обучения и воспитания. Это предполагает системное
использование научных достижений для социального и экономического
развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания
стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования
системы образования вообще и школьного в частности.
В
системе
образования
можно
выделить
следующие
классификации
инноваций по типам нововведений:
по масштабности:
- федеральные;
- региональные;
- муниципальные;
- на уровне образовательного учреждения.
по педагогической значимости:
- обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные
между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций);
- системные.
по происхождению:
- модификационные;
- комбинированные (присоединение к известному нового компонента);
- совершенно новые.
Анализ
и
опыт
работы
в
качестве
воспитателя
показывает,
что
инновационная
деятельность
вызывает
затруднения,
и
в
связи
с
этим
возникает
необходимость
в
научно-методическом
сопровождении
воспитателей. Вовлеченность воспитателей в инновационную деятельность
свидетельствует,
что
чаще
всего
она
носит
формальный
характер.
Обусловлено это рядом причин:
- формирование
среды
своей
деятельности
в
традиционном
режиме
с
одновременно
невысокой
степенью
готовности
к
инновационным
изменениям;
- отсутствие мотивации вследствие загруженности различной работой;
- трудности
в
определении
приоритетного
направления,
а
значит
отсутствие ощутимого результата.
Однако
без
инновационной
составляющей
трудно
представить
деятельность
современного
образовательного
учреждения.
В
ходе
обсуждений
внедрения
инноваций
воспитатели
нуждаются
в
различных
видах
сопровождения:
кому-то
необходима
психологическая
поддержка,
часть
педагогов
не
отказались
бы
от
индивидуальных
консультаций
методистов,
педагогов
–
практиков,
от
участия
в
семинарах
по
инновационной
деятельности,
готовы
пройти
курсовую
подготовку.
Обязательным условием инновационной работы должно быть достаточное
количество учебно-методической литературы и современной материально-
технической базы.
Таким образом предстоит масштабная работа по достижению значимых
результатов в данном направлении работы педагогического коллектива.
2.
Основные признаки инновационной деятельности педагога.
Гото в н о с т ь
п ед а го г а
к
и н н о ва ц и о н н о й
д е я т е л ь н о с т и
-
с ф о р м и р о в а н н о с т ь
н е о б х о д и м ы х
д л я
э т о й
деятельности личностных ( б о л ь ш а я
р а б о т о с п о с о б н о с т ь ,
у м е н и е
выдерживать
действие
сильных
раздражителей,
высокий
эмоциональный
статус, готовность к творчеству) и специальных
качеств (знание новых
технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать
проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания,
очень важны индивидуальные особенности личности воспитателя:
· общий кругозор, педагогическая культура, знание современной
психолого – педагогической литературы;
· креативность, творческий подход;
· обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических
технологий;
· знание и использование национально – региональных особенностей в
контексте воспитательной системы;
· уверенность и ответственность за порученные дела;
· способность к самоорганизации, прогностические способности, умение
предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Важным условием успешной реализации инновационной деятельности
воспитателя являются умения принимать инновационное решение, идти на
определенный
риск,
успешно
разрешать
конфликтные
ситуации,
возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
3. Инновационная деятельность в работе педагога.
Инновации в образовании можно условно разделить на:
- общие (глобальные концепции современного образования);
-
частные
(авторские
нововведения,
которые
разрабатываются
и
внедряются непосредственно в ОУ).
Мы
перечисляем
то,
что
считаем
инновационным
в
своей
работе:
содержание,
технологии,
методики,
подходы,
которые,
действительно,
являются
инновационными
в
современных
условиях.
С
другой
стороны,
доказать
(обосновать),
а
тем
более
описать
(представить)
свою
инновационную деятельность не под силу каждому из нас. Так как инновация
– это не просто факт, это целая система в работе воспитателя, в описании
которой
должны
быть
указаны
содержание,
цель,
сроки
реализации,
проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики
результатов инновационной практики, формы представления опыта. Поэтому
это и простой, и сложный вопрос.
Инновационные
процессы
можно
разделить
на
методико-
ориентированные и проблемно ориентированные.
В
о с н о в е методико-ориентированных
инновационных
процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и
методики, например:
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
В
рамках
методико-ориентированных
педагогических
технологий
обязательным
условием
профессиональной
практической
деятельности,
подготовленности,
компетентности
и
педагогического
мастерства
воспитателя
должны
стать
такие
подходы
к
современной
организации
обучения
как:
личностно
-
ориентированный
подход;
профессионально-
ориентированный подход; креативно - развивающийся подход; сущностный
подход.
Проблемно ориентированные инновационные процессы , как это и
определено
названием,
направлены
на
решение
определенных
задач,
связанных с формированием конкурентоспособной личности.
Одной
из
самых
актуальных
проблем
современного
образования
является
воспитание
«социальной
конкурентоспособности».
Это
понятие
включает
в
себя
профессиональную
устойчивость,
способность
к
повышению
квалификации,
социальную
мобильность
лично сти,
заключающуюся
в
ее
обучаемости,
восприимчивости
к
инновациям,
способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности
перехода
в
более
престижную
область
труда,
повышению
социального
статуса и уровня образования и т. д.
Формирование
конкурентоспособного
специалиста
в
современных
условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный
процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих
положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и
концепциях.
Литература
1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов.
Приложение
к
журналу
«Среднее
профессиональное
образование»,
№
8,
2010, с. 16 – 21.
2.
Кларин
М.В.
Инновации
в
обучении:
метафоры
и
модели:
Анализ
зарубежного опыта. М., 1997.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
4.
Сластенин
В.А.,
Подымова
Л.С.
Педагогика:
инновационная
деятельность. М., 1997.
5. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск,
2001.
6. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в
образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с.