Автор: Лаврова Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 с УИОП
Населённый пункт: г.о. Егорьевск, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий при обучении детей в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Использование игровых технологий при обучении детей
в начальной школе.
Приступая к работе с детьми младшего школьного возраста, учитель должен
чётко представлять себе, что является их отличительной чертой.
Как показывают современные исследования, дети начальной школы
отличаются высокой активностью, любознательностью. У них преобладает
наглядно-действенное мышление. Они находятся в постоянном поиске
ответов на бесчисленные вопросы: почему? как? зачем? когда?, выполняют
практические действия с предметами с удовольствием, чем старшие
школьники.
Поэтому, в процессе обучения детей младшего школьного возраста, важно
создать такие благоприятные условия для полного и глубокого осознания
учащимися, чтобы повысить у детей интерес к учебе,
лучше усваивать и
запоминать информацию. И недостаточно обучить детей только чтению,
счету и письму, нужно, как говорил К. Д. Ушинский:
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача
первоначального обучения».
Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на
уроках современные педагогические технологии.
А, «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
Одним из ведущих методов обучения детей начальной школы (в первую
очередь касается первоклашек), является
игровые технологии.
Ведь игры
помогают развивать у детей логическое мышление,
пространственное воображение, внимание, память, мелкую моторику и
координацию движений.
Применение на уроках компьютерных программ и игр, так же могут быть
настроены на определённый уровень сложности и скорость обучения, что
позволяет каждому ученику найти свою оптимальную зону развития. А
развитие коммуникативных навыков, происходит, когда ученики могут
общаться в игре друг с другом, совместно решать проблемы и делиться
своими идеями.
Так же педагоги могут использовать различные игровые платформы или
программы для создания интерактивных заданий, викторин, пазлов и т. д.,
которые оказывают большое влияние на познавательную деятельность
учащихся. В результате систематического ее использования в учебном
процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнения,
анализ, умозаключение и т. д.
Применение игр в начальной школе, способствует формированию такого
важного качества ума, как его подвижность и гибкость.
Существуют такие виды игровых технологий, которые могут использоваться:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы
или раздела учебного предмета.
Как элементы более обширной технологии.
В качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля).
Как технология внеклассной работы.
По характеру педагогического процесса игровые бывают:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и другие.
По характеру игровой методики, они делятся на предметные, сюжетные,
ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
Реализация принципов игровых приёмов и ситуаций при урочной форме
занятий проходит по следующим направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют
переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность
игр.
Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет,
мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
Возможность действия для каждого ученика.
Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий
играющих; должен быть риск неудачи.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их
выполнение было связано с определенными сложностями. С другой
стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому
необходимо учитывать уровень участников игры и задания
подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех,
выполнение которых требует значительных усилий (формирование
новых знаний и умений).
Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного
пути достижения цели.
Должны быть заложены разные средства для достижения игровых
целей.
Некоторые примеры заданий с использованием игровых технологий на
уроках в начальной школе:
Игры-путешествия — например, урок-путешествие в «Сказочную
страну» или «Алфавитный сад».
Игры-упражнения — учитель предлагает каждому ученику
составить ребус или кроссворд, касающийся основных аспектов
предмета, изученных ранее.
Игры-соревнования — учитель разделяет класс на две и более
команды, предлагает решить поставленные задачи (исправить
ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания).
Игра-импровизация — учитель предлагает ученикам сочинить
собственную сказку, каждый ученик по очереди составляет
предложение, каждое высказывание должно быть продолжением
предыдущего.
После игры учитель проводит анализ результатов — оценивает достижения
учеников в контексте поставленных образовательных целей. Учитывает
выполнение заданий, уровень вовлечённости, качество работы в группе и
другие аспекты игрового процесса.
Также учитель проводит обсуждение успехов и трудностей — позволяет
школьникам выразить свои мысли и чувства относительно прошедшего
опыта. Задаёт вопросы о том, что прошло хорошо, где возникли сложности и
какие уроки могут быть извлечены из игры.
Важно
отметить,
что
игровые
технологии
не
должны
замещать
традиционные
методы
обучения,
а
должны
использоваться,
как
дополнительный инструмент.
Ведь «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности». (В.А. Сухомлинский).