Напоминание

Использование игровых технологий при обучении детей в начальной школе.


Автор: Лаврова Анна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 с УИОП
Населённый пункт: г.о. Егорьевск, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий при обучении детей в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование игровых технологий при обучении детей

в начальной школе.

Приступая к работе с детьми младшего школьного возраста, учитель должен

чётко представлять себе, что является их отличительной чертой.

Как показывают современные исследования, дети начальной школы

отличаются высокой активностью, любознательностью. У них преобладает

наглядно-действенное мышление. Они находятся в постоянном поиске

ответов на бесчисленные вопросы: почему? как? зачем? когда?, выполняют

практические действия с предметами с удовольствием, чем старшие

школьники.

Поэтому, в процессе обучения детей младшего школьного возраста, важно

создать такие благоприятные условия для полного и глубокого осознания

учащимися, чтобы повысить у детей интерес к учебе,

лучше усваивать и

запоминать информацию. И недостаточно обучить детей только чтению,

счету и письму, нужно, как говорил К. Д. Ушинский:

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача

первоначального обучения».

Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на

уроках современные педагогические технологии.

А, «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель

совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и

проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных

условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

Одним из ведущих методов обучения детей начальной школы (в первую

очередь касается первоклашек), является

игровые технологии.

Ведь игры

помогают развивать у детей логическое мышление,

пространственное воображение, внимание, память, мелкую моторику и

координацию движений.

Применение на уроках компьютерных программ и игр, так же могут быть

настроены на определённый уровень сложности и скорость обучения, что

позволяет каждому ученику найти свою оптимальную зону развития. А

развитие коммуникативных навыков, происходит, когда ученики могут

общаться в игре друг с другом, совместно решать проблемы и делиться

своими идеями.

Так же педагоги могут использовать различные игровые платформы или

программы для создания интерактивных заданий, викторин, пазлов и т. д.,

которые оказывают большое влияние на познавательную деятельность

учащихся. В результате систематического ее использования в учебном

процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнения,

анализ, умозаключение и т. д.

Применение игр в начальной школе, способствует формированию такого

важного качества ума, как его подвижность и гибкость.

Существуют такие виды игровых технологий, которые могут использоваться:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы

или раздела учебного предмета.

Как элементы более обширной технологии.

В качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля).

Как технология внеклассной работы.

По характеру педагогического процесса игровые бывают:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические и другие.

По характеру игровой методики, они делятся на предметные, сюжетные,

ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

Реализация принципов игровых приёмов и ситуаций при урочной форме

занятий проходит по следующим направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой

задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве средства игры;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют

переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность

игр.

Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет,

мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

Возможность действия для каждого ученика.

Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий

играющих; должен быть риск неудачи.

Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их

выполнение было связано с определенными сложностями. С другой

стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому

необходимо учитывать уровень участников игры и задания

подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех,

выполнение которых требует значительных усилий (формирование

новых знаний и умений).

Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного

пути достижения цели.

Должны быть заложены разные средства для достижения игровых

целей.

Некоторые примеры заданий с использованием игровых технологий на

уроках в начальной школе:

Игры-путешествия — например, урок-путешествие в «Сказочную

страну» или «Алфавитный сад».

Игры-упражнения — учитель предлагает каждому ученику

составить ребус или кроссворд, касающийся основных аспектов

предмета, изученных ранее.

Игры-соревнования — учитель разделяет класс на две и более

команды, предлагает решить поставленные задачи (исправить

ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания).

Игра-импровизация — учитель предлагает ученикам сочинить

собственную сказку, каждый ученик по очереди составляет

предложение, каждое высказывание должно быть продолжением

предыдущего.

После игры учитель проводит анализ результатов — оценивает достижения

учеников в контексте поставленных образовательных целей. Учитывает

выполнение заданий, уровень вовлечённости, качество работы в группе и

другие аспекты игрового процесса.

Также учитель проводит обсуждение успехов и трудностей — позволяет

школьникам выразить свои мысли и чувства относительно прошедшего

опыта. Задаёт вопросы о том, что прошло хорошо, где возникли сложности и

какие уроки могут быть извлечены из игры.

Важно

отметить,

что

игровые

технологии

не

должны

замещать

традиционные

методы

обучения,

а

должны

использоваться,

как

дополнительный инструмент.

Ведь «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об

окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и

любознательности». (В.А. Сухомлинский).



В раздел образования