Напоминание

Формирование читательских интересов на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников


Автор: Куценко Марина Сергеевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР " Нижнепокровская основная школа"
Населённый пункт: с. Нижнепокровка
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательских интересов на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Введение

В системе начального общего образования одним из краеугольных

камней образовательного процесса является формирование у

обучающихся устойчивых читательских интересов. Данная задача

напрямую связана с реализацией федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС), которые определяют чтение как

базовый навык, необходимый для успешного освоения всех

предметных областей, а также для полноценного развития личности.

Уроки русского языка и литературного чтения представляют собой

основные площадки, где происходит целенаправленная работа по

развитию читательской культуры. В настоящей статье

рассматриваются теоретические основы и практические аспекты

формирования читательских интересов у младших школьников,

акцентируя внимание на комплексном подходе, включающем

методические приемы, создание благоприятной образовательной

среды и вовлечение семьи.

1. Теоретические основы формирования читательских интересов

Понятие «читательский интерес» является многогранным и включает

в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

Познавательный компонент: Стремление узнать что-то новое,

расширить свой кругозор через чтение. Этот аспект связан с

мотивацией к получению информации, формированию

целостной картины мира.

Эмоциональный компонент: Получение удовольствия,

эстетического наслаждения от процесса чтения, переживание

вместе с героями, сопереживание. Данный компонент играет

ключевую роль в формировании устойчивой потребности в

чтении.

Эстетический компонент: Восприятие красоты языка,

художественной выразительности текста, мастерства автора.

Этот аспект связан с развитием литературного вкуса.

Волевой компонент: Способность преодолевать трудности,

связанные с чтением (сложность текста, монотонность,

необходимость концентрации), сохраняя при этом мотивацию.

Формирование читательского интереса – это сложный и длительный

процесс, который начинается задолго до поступления ребенка в

школу, но именно уроки русского языка и литературного чтения в

начальной школе являются критически важными для его

систематического развития. Важно понимать, что читательский

интерес не возникает спонтанно, он требует целенаправленной

педагогической работы.

2. Роль уроков русского языка и литературного чтения в

формировании читательских интересов

Уроки русского языка и литературного чтения обладают уникальным

потенциалом для формирования читательских интересов благодаря

своей специфике:

Русский язык: Уроки русского языка закладывают фундамент

для понимания текста. Обучение грамоте, правилам орфографии

и пунктуации, разбор слов по составу, изучение частей речи и

членов предложения – все это способствует формированию

навыка «правильного» чтения, осмыслению структуры текста,

пониманию смысла слов и предложений. Без прочного владения

языком невозможно глубинное погружение в художественное

произведение.

Литературное чтение: Эти уроки непосредственно направлены

на знакомство с художественными произведениями,

формирование литературного вкуса, развитие умения

анализировать текст, понимать авторский замысел, выявлять

художественные средства. Здесь происходит эмоциональное и

эстетическое погружение в мир литературы.

3. Факторы, влияющие на формирование читательских интересов

младших школьников

На формирование читательских интересов младших школьников

влияют несколько ключевых факторов:

Содержание литературы: Доступность, соответствие

возрастным особенностям, тематическая близость к жизненному

опыту ребенка, художественная ценность.

Педагогическое мастерство учителя: Умение заинтересовать,

грамотно организовать работу с текстом, создать атмосферу

диалога, подобрать адекватные методические приемы.

Создание благоприятной образовательной среды: Наличие в

классе «уголка чтения», библиотеки, возможность свободного

доступа к книгам.

Семейное окружение: Читающие родители, совместное чтение,

обсуждение прочитанного – все это оказывает колоссальное

влияние.

Личностные особенности ребенка: Индивидуальные

склонности, уровень развития познавательных процессов,

эмоциональная восприимчивость.

4. Методические приемы и технологии формирования

читательских интересов

Эффективное формирование читательских интересов требует

применения разнообразных методов и приемов, ориентированных на

разные компоненты интереса (познавательный, эмоциональный,

эстетический, волевой).

4.1. Работа с текстом на уроках русского языка:

Хотя основным предметом на уроках русского языка является язык,

они также могут быть успешно использованы для развития

читательских интересов.

Лингвистический анализ текста: Выбор для анализа

небольших, но выразительных отрывков из художественных

произведений (например, описание природы, портрет героя).

Разбор интересных слов, фразеологизмов, тропов (метафоры,

эпитеты) помогает детям увидеть красоту и выразительность

языка, что способствует эстетическому компоненту интереса.

Чтение с «пропуском» слов: Педагог может предложить текст,

где некоторые слова (например, прилагательные, глаголы)

пропущены. Задача детей – вставить подходящие по смыслу и

стилю слова. Это развивает внимание к языковым средствам и

понимание их роли в создании образа.

Изучение лексического значения слов: При изучении

многозначных слов, синонимов, антонимов, важно использовать

примеры из художественной литературы, демонстрируя, как эти

языковые явления используются автором для создания

художественного эффекта.

Работа с пословицами и поговорками: Изучение их смысла,

происхождения, применение в речи. Пословицы часто являются

краткими, емкими литературными произведениями,

содержащими народную мудрость.

4.2. Методы и приемы на уроках литературного чтения:

Эти уроки являются основным инструментом формирования

читательских интересов.

Создание ситуации «книжной эмоции»:

o

Литературные загадки и викторины: Загадки о сказочных

героях, автора, названиях произведений. Викторины,

требующие знания сюжетов, персонажей.

o

«Живые» иллюстрации: Представление детям

иллюстраций к произведениям до чтения, предложение

угадать, о чем будет идти речь, или дорисовать

недостающие детали.

o

Чтение «с интонацией»: Педагог читает отрывок, создавая

интригу, драматизм, юмор, вызывая эмоциональный

отклик.

o

«Книжная полка»: Создание в классе выставки книг,

соответствующих теме урока или возрасту детей, с

краткими аннотациями, рекомендациями.

Работа с текстом, стимулирующая познавательный интерес:

o

Проблемные вопросы: «Почему герой поступил именно

так?», «Что бы вы сделали на его месте?», «Какова главная

мысль этого произведения?»

o

Сравнительный анализ: Сравнение двух произведений на

одну тему, двух героев, двух сказок разных народов.

o

Поиск «интересных фактов»: При чтении произведений о

природе, истории, научных открытиях, побуждать детей к

поиску дополнительной информации.

o

«Пересказ от лица героя»: Предложение детям встать на

место персонажа и рассказать о событиях с его точки

зрения.

Эстетическое и эмоциональное развитие:

o

Анализ художественных средств: Выявление эпитетов,

сравнений, метафор, олицетворений. Обсуждение их роли

в создании настроения, образа.

o

Выразительное чтение: Обучение детей чтению с

интонацией, передающей эмоции героев, характер

произведения.

o

Творческие задания: Написание собственных историй,

сказок, стихов по мотивам прочитанного; рисование

иллюстраций к любимым эпизодам; сочинение синквейнов.

o

Обсуждение «красоты слова»: Выявление слов, которые

особенно понравились, показались красивыми,

необычными.

Развитие волевого компонента (преодоление трудностей):

o

Постепенное усложнение: Подбор текстов,

соответствующих уровню владения навыком чтения, но с

постепенным увеличением сложности.

o

Чтение «по ролям»: Разделение текста на части и

распределение их между учениками, что делает процесс

чтения более динамичным и вовлекающим.

o

Дифференцированные задания: Для детей,

испытывающих трудности, – более короткие тексты,

помощь в чтении; для более сильных – задания на анализ,

сравнение, творчество.

o

Использование интерактивных форм: Чтение с

использованием карточек, драматизация эпизодов,

создание «книжек-малышек».

5. Создание благоприятной образовательной среды

«Уголок чтения»: Оформление в классе уютного уголка с

подушками, ковриками, где дети могут спокойно читать. Важно,

чтобы там были книги, соответствующие возрасту и интересам

детей, с привлекательным оформлением.

Классная библиотека: Пополнение библиотеки новыми

книгами, организация системы учета и обмена. Желательно,

чтобы книги были разнообразны: художественная литература

(сказки, рассказы, стихи, повести), научно-популярная

литература (энциклопедии, книги о природе, истории).

Книжные выставки: Регулярное проведение выставок,

посвященных определенным авторам, темам, жанрам.

Внеурочная деятельность: Организация литературных клубов,

кружков, чтецких конкурсов, встреч с писателями (или

виртуальных встреч).

6. Взаимодействие с семьей

Семья играет первостепенную роль в формировании читательских

интересов.

Просветительская работа с родителями: Информирование

родителей о важности чтения, о возрастных особенностях

детского восприятия, о способах выбора книг.

Совместные мероприятия: Проведение семейных чтений,

литературных праздников, конкурсов для детей и родителей.

Рекомендации для домашнего чтения: Предоставление

родителям списков рекомендованной литературы, проведение

индивидуальных консультаций.

Моделирование читательского поведения: Если родители

сами являются читающими людьми, дети с большей

вероятностью проявят интерес к чтению.

7. Возрастные особенности формирования читательских

интересов

1-2 класс: Дети учатся беглому и осознанному чтению. Основной

акцент делается на знакомстве с доступными жанрами (сказки,

короткие рассказы, стихи), развитии навыка понимания текста,

формировании положительного эмоционального отношения к

процессу чтения. Важна наглядность, игровая форма, работа с

иллюстрациями.

3-4 класс: Уровень владения навыком чтения повышается,

увеличивается скорость и осмысленность. Дети готовы к

восприятию более сложных текстов (повести, рассказы с

развернутым сюжетом). Активно развиваются аналитические

способности, умение сравнивать, выявлять авторский замысел.

Важно развивать литературный вкус, умение работать с

художественными средствами, проводить сравнительный

анализ.

8. Оценка эффективности работы по формированию

читательских интересов

Оценка эффективности должна быть комплексной и охватывать

различные аспекты.

Динамика навыка чтения: Скорость, правильность,

осознанность чтения (мониторинг проводится в соответствии с

требованиями программы).

Качество понимания текста: Умение отвечать на вопросы по

содержанию, выражать свое отношение к прочитанному, делать

выводы.

Проявление интереса: Степень вовлеченности в чтение,

самостоятельный выбор книг, участие во внеклассных

мероприятиях, положительные отзывы о прочитанном.

Результаты творческих работ: Качество иллюстраций,

сочинений, синквейнов, связанных с прочитанными

произведениями.

Наблюдение: Педагог наблюдает за тем, как дети выбирают

книги, как обсуждают их, как относятся к чтению в целом.

Заключение

Формирование читательских интересов у младших школьников – это

многогранный и непрерывный процесс, требующий комплексного

подхода и творческого отношения со стороны педагога. Уроки русского

языка и литературного чтения предоставляют широкие возможности

для этого, при условии грамотного использования разнообразных

методических приемов, создания мотивирующей образовательной

среды и тесного сотрудничества с семьей. Успешное формирование

читательской культуры у младших школьников не только

обеспечивает им успешное освоение учебных программ, но и

закладывает фундамент для обучения в течение всей жизни,

расширяя их кругозор, обогащая внутренний мир и способствуя

становлению гармонично развитой личности. Учитель, который не

просто учит читать, а прививает любовь к чтению, открывает перед

ребенком безграничный мир знаний, творчества и самопознания.



В раздел образования